Инфоурок Литература КонспектыМетодическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана"

Методическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана"

Скачать материал

Раз в крещенский вечерок

 

Девушки гадали…

 

(Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».)

 

 

 

Цели:

 

·         Знакомство с особенностями жанра баллады;

 

·         Чтение и анализ баллады «Светлана»;  как отразился быт русского народа в этой балладе;

 

·         Воспитание уважения к традициям своего народа.

 

 

 

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями  жанра баллады, с балладой «Светлана».

 

Запишите дату, тему урока.

 

 

 

       I.            Теория литературы (баллада).

 

 

1.      Что такое баллада?

 

Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом.

 

 

 

2.      Особенности жанра:

 

1)      Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

 

2)      Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.

 

3)      Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

 

 

     II.            Знакомство с балладой.

 

1.      Вступление.

 

Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы.

 

 

 

- Что такое обряд?

 

                        а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо;

 

  Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник.

 

 

 

 Раз в крещенский вечерок

 

Девушки гадали… -   так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году.

 

 - Кому была посвящена эта баллада?

 

- Когда была написана?

 

 

3.      Чтение баллады.

 

 4.      Разберемся в прочитанном.

 

1)      Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады?

 

Расположите события по порядку.

 

а)      Девушки гадают в крещенский вечер.

 

b)      Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха. 

 

c)      Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

 

d)      Светлане является её жених и увозит её венчаться.  

 

e)     Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается  одна у незнакомой  хижины.

 

f)      В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

 

g)     Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

 

 

 

2)      О чем говорится в начале баллады?

 

О гаданиях.

 

В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным.

3)      Что вы знаете о святочных гаданиях?

 

(сообщения учащихся).

 

 Святочные гадания.

 

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

 

Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.

 

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12  часов ночи.

 

Гадали как правило на суженого.

 

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

 

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.

 

Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды -  гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями.

 

Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.

Гадание по валенку.

 

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

 

 

 

Гадание на кур.

 

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

 

Гадание по снегу.

 

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.

 

Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

 4)      Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов.

Вы дома  составляли  словарики этих слов.

5)      Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады.

 

O  Сочетание реального и фантастического

реальное       

Фантастическое

 

Гадание

 

Сон

 

Встреча с возлюбленным   

События, произошедшие во сне:

 

Встреча

 

Ночные путешествия

 

Мертвец

 

Ворон (символ темных сил)

 

Голубка (символ светлых сил)

 

 

O  Элементы фабулы:

 

 Завязка – гадание

 

Кульминация – встреча с мертвецом

 

Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным.

 

 

 

O  Сюжет, герои .

 

Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического : жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

 

 O  Чувства.

 

Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу.

6)      Поговорим о главной героине.

 

- Что вы можете сказать о Светлане?

 

В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.

7)      В чем смысл финала баллады?

Вот баллады толк моей

 

«Лучший друг нам в жизни сей

 

Вера в провиденье.

 

Благ зиждителя закон:

 

Здесь несчастье – лживый сон.

 

Счастье – пробужденье».

 

 

 

Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека.

 

   

   IV.            Домашнее задание.

 

1.       Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».) Цели: · Знакомство с особенностями жанра баллады; · Чтение и анализ баллады «Светлана»; как отразился быт русского народа в этой балладе; · Воспитание уважения к традициям своего народа. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями жанра баллады, с балладой «Светлана». Запишите дату, тему урока. I. Теория литературы (баллада). 1. Что такое баллада? Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. 2. Особенности жанра: 1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. 2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку. 3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому. II. Знакомство с балладой. 1. Вступление. Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы. - Что такое обряд? а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо; Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… - так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году. - Кому была посвящена эта баллада? - Когда была написана? 3. Чтение баллады. 4. Разберемся в прочитанном. 1) Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады? Расположите события по порядку. а) Девушки гадают в крещенский вечер. b) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха. c) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало. d) Светлане является её жених и увозит её венчаться. e) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины. f) В избе Светлана видит своего жениха в гробу. g) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней. 2) О чем говорится в начале баллады? О гаданиях. В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным. 3) Что вы знаете о святочных гаданиях? (сообщения учащихся). Святочные гадания. В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться. Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи. Гадали как правило на суженого. Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим. Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды - гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи. Гадание с подблюдными песнями. Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Гадание по валенку. Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет. Гадание на кур. В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа. Гадание по снегу. Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый. Гадание с зеркалами. Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть. 4) Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов. Вы дома составляли словарики этих слов. 5) Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады. O Сочетание реального и фантастического реальное Фантастическое Гадание Сон Встреча с возлюбленным События, произошедшие во сне: Встреча Ночные путешествия Мертвец Ворон (символ темных сил) Голубка (символ светлых сил) O Элементы фабулы: Завязка – гадание Кульминация – встреча с мертвецом Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным. O Сюжет, герои . Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического : жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча. O Чувства. Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу. 6) Поговорим о главной героине. - Что вы можете сказать о Светлане? В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение. 7) В чем смысл финала баллады? Вот баллады толк моей «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон. Счастье – пробужденье». Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека. IV. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 961 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.08.2020 748
    • DOCX 39.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Русских Инна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Русских Инна Сергеевна
    Русских Инна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70709
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 38 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе