- 12.11.2020
- 124
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».) Цели: · Знакомство с особенностями жанра баллады; · Чтение и анализ баллады «Светлана»; как отразился быт русского народа в этой балладе; · Воспитание уважения к традициям своего народа. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями жанра баллады, с балладой «Светлана». Запишите дату, тему урока. I. Теория литературы (баллада). 1. Что такое баллада? Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом. 2. Особенности жанра: 1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. 2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку. 3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому. II. Знакомство с балладой. 1. Вступление. Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы. - Что такое обряд? а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо; Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник. Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… - так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году. - Кому была посвящена эта баллада? - Когда была написана? 3. Чтение баллады. 4. Разберемся в прочитанном. 1) Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады? Расположите события по порядку. а) Девушки гадают в крещенский вечер. b) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха. c) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало. d) Светлане является её жених и увозит её венчаться. e) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины. f) В избе Светлана видит своего жениха в гробу. g) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней. 2) О чем говорится в начале баллады? О гаданиях. В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным. 3) Что вы знаете о святочных гаданиях? (сообщения учащихся). Святочные гадания. В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться. Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи. Гадали как правило на суженого. Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим. Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды - гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи. Гадание с подблюдными песнями. Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Гадание по валенку. Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет. Гадание на кур. В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа. Гадание по снегу. Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый. Гадание с зеркалами. Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть. 4) Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов. Вы дома составляли словарики этих слов. 5) Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады. O Сочетание реального и фантастического реальное Фантастическое Гадание Сон Встреча с возлюбленным События, произошедшие во сне: Встреча Ночные путешествия Мертвец Ворон (символ темных сил) Голубка (символ светлых сил) O Элементы фабулы: Завязка – гадание Кульминация – встреча с мертвецом Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным. O Сюжет, герои . Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического : жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча. O Чувства. Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу. 6) Поговорим о главной героине. - Что вы можете сказать о Светлане? В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение. 7) В чем смысл финала баллады? Вот баллады толк моей «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон. Счастье – пробужденье». Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека. IV. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».
6 626 961 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Русских Инна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.