Методическая разработка урока по теме:
«Живопись второй половины XVIII в.».
Конспект урока по теме: «Живопись
второй половины XVIII в.»
Тема:
Живопись западной Европы второй половины XVIII
в.
Класс:
7
Цели:
Образовательная:
· познакомить
учащихся с особенностями западноевропейской живописи;
· выяснить
значение понятий: живопись, жанр, стиль, портрет, пейзаж, рококо, классицизм,
неоклассицизм, сентиментализм, романтизм, барокко;
· рассмотреть
жизнь и творчество художников: Жак Луи Давид, Франсиско Хосе де
Гойя-и-Лусьентес, Франческо Гварди.
Развивающая:
Способствовать
развитию
· Абстрактного
мышления;
· Фантазии;
· Навыков
работы с текстом;
· Умения
выделять главное;
· Коммуникативных
способностей.
Воспитательная:
· способствовать
развитию чувства прекрасного, уважительного отношения к культуре других
народов.
Оборудование:
· учебник
для 7 класса общеобразовательных учреждений «Новая история, 1500-1800» А.Я
Юдовская, П.А. Баранов. – М.: Просвящение, 2005. – С.254;
· Комплекты
раздаточного материала для работы;
· Большой
энциклопедический словарь;
· Листы
А4, карандаши, клей, скрепки.
Тип: изучение нового материала по методу
проектов
Ход урока
|
Этапы
|
Учитель
|
Учеников
|
Организационный
момент
|
Здравствуйте,
садитесь.
|
Дежурный
называет отсутствующих.
|
Переход
к изучению нового материала
|
Ученики
приводят свои мнения
|
«От всех
живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их
произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум»
Фердинанд
Виктор Эжен Делакруа
Можете
ли вы согласится с этим высказыванием?
|
Изучение
нового материала
Создание
альманаха:
Оформление
титульного листа
и
странички главного редактора
Оформление
странички аналитического отдела (составление таблицы)
Оформление
странички информационного отдела (работа с терминами и понятиями)
Оформление странички журналистского отдела
Выполнение заданий, подготовка альманаха к
презентации
Презентация альманаха
|
Набор
материалов для работы над оформлением титульного листа:
ü Инструкция
по оформлению титульного листа (см. приложение 1)
ü Лист
с афоризмами по теме «живопись» (см. приложение 2)
ü Репродукции
картин для оформления (см. приложение 3)
ü Листы
А4 для оформления
Набор материалов для оформления
странички главного редактора
ü Инструкция
по оформлению странички главного редактора (см. приложение 4)
ü Памятка
для написания статьи главного редактора (см. приложение 5)
ü Листы
А4 для оформления
Набор материалов для оформления странички
аналитического отдела:
ü
Инструкция
оформлению страницы аналитического отдела (см. приложение 6)
ü
Текст
«Особенности западноевропейской живописи 18 века» (см. приложение 7)
ü
Листы
А4 для оформления
Набор
материалов для оформления странички информационного отдела:
ü
Инструкция
по оформлению страницы информационного отдела (см. приложение 8)
ü
Большой
энциклопедический словарь
ü
Листы
А4 для оформления
Набор
материалов для оформления странички журналистского отдела:
1. Инструкция
по оформлению страницы, посвященной творчеству художника (см. приложение 10)
Репродукция
картины с портретом художника (см. приложение 11 (Франсиско Хосе де
Гойя-и-Лусьентес), 12 (Жак Луи Давид),13 (Франческо Гварди)).
2. 4
репродукции картин художника, с краткими данными (см. приложение
14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25)
3. Памятка
«Анализ репродукции картины» (см. приложение 26)
4. Листы
А4 для оформления
|
Создание
альманаха по теме: «Западноевропейская живопись второй половины XVIII в.»
Распределяются
роли среди учеников, раздаются комплекты материалов для выполнения заданий.
Главный
редактор (1 ученик) и помощник главного редактора (1 ученик) - оформление
титульного листа альманаха, оформление странички главного редактора. Для
выполнения задания ученики получают набор материалов.
Аналитический
отдел (2 ученика) - оформления странички аналитического отдела (работа с
текстом, составление сравнительной таблицы). Для выполнения задания ученики
получают набор материалов.
Информационный
отдел (1 ученик) – оформления странички информационного отдела (работа с
терминами и понятиями). Для выполнения задания ученики получают набор
материалов.
Журналистский отдел ( 3 ученика – эксперта и 3
ученика-журналиста)
Опережающее
задание для экспертов. Подготовить биографические справки о художниках: Жак
Луи Давид, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, Франческо Гварди
Информация
должна быть оформлена в таблицу (см. приложение 9)
Каждый
эксперт совместно с журналистом оформляет страницы альманаха, посвященные
жизни и творчеству определенного художника второй половины XVIII
века. Для этой работы каждая пара (эксперт – журналист) получает набор
материалов.
Работа осуществляется за круглым столом. На
выполнение работы ученикам отводится 20 минут. Ученики скрепляют оформленные
листы в альманах.
В течении 2-3 минут они обсуждают результаты работы,
выбирают человека, который будет презентовать альманах.
Ученики презентуют свой альманах.
|
Закрепление
|
|
Возвращение
к эпиграфу урока. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос,
основываясь на изученных на уроке материалах.
|
Рефлексия
|
|
Учащиеся
на клейких листочках продолжают предложение «Сегодня на уроке я …» и
прикрепляют их к «Дереву познания».
|
Домашнее
задание
|
|
Выбрать
одно из предложенных заданий по желанию:
·
подготовить
презентацию «Западноевропейская живопись второй половины XVIII века».
·
создать
буклет « Западноевропейская живопись второй половины XVII века»
·
написать
эссе на одну из предложенных тем:
«Картина - это поэма без слов» (Гораций)
«Живопись ревнива и требует, чтобы человек
принадлежал ей весь целиком» (Микеланджело)
«Искусство - это и есть бессмертие. Мастер не
подвержен смерти, как и его народ...» (К. С. Гамсахурдиа)
( памятка для написания эссе см. приложение 27)
|
Приложение
1
Инструкция
по оформлению титульного листа:
1. Титульный
лист должен содержать:
ü Творческое
название альманаха;
ü Темы,
освещенные в альманахе;
ü Несколько
высказываний, отражающих основную идею альманаха (ученики на свое усмотрение
выбирают несколько высказываний из предложенного списка).
2. Титульный
лист по возможности должен быть ярким, желательно оформить его репродукциями
картин.
Приложение
2
Афоризмы и высказывания по теме «Живопись
и искусство».
Живопись
спорит и соревнуется с природой.
Леонардо да Винчи
Нет
наиболее безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как
живописать однообразие.
Стефан Цвейг
Каждое
произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило
жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.
Дени Дидро
Живопись
ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно
достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.
Микеланджело
Картина
у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет
картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет
хороший плод.
Леонардо да Винчи
Живопись
самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее
каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только
взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; и никаких усилий со
стороны памяти - все схвачено в одно мгновение.
Гоген П.
Живопись
— неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.
Эжен Делакруа
Всякое
произведение скульптуры или живописи должно быть выражением одной большой идеи,
должно быть поучительно для зрителя, - без этого оно будет немым.
Дидро Д.
Живописец
не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от
того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо...
Леонардо да Винчи
Живопись
ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком.
Микеланджело
Живопись
— это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты
лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету,
сочувственным и ироническим.
Фредерик Стендаль
Искусство
живописи есть не что иное, как искусство выражать невидимое через видимое.
Фромантен Э.
Картина
- это поэма без слов.
Гораций
Искусство
- это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников.
О. Бальзак
Подлинный
художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство
безгранично.
Л. Бетховен
Искусство,
как и жизнь, слабым не по плечу.
А. Блок
Все
виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Бертольт Брехт
...искусства
обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь, в наших венах.
Вольтер
Искусство
- это и есть бессмертие. Мастер не подвержен смерти, как и его народ...
К. С. Гамсахурдиа
Фантазия,
лишенная разума, порождает чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и
источник его чудес.
Гойя
Самая
возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческие сердца, и так как
сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находитьси в теснейшей связи
со всей моральной и материальной жизнью человечества.
Ж. Гюйо
Искусство
- шаг из природы в Бесконечность.
Д. Джебран
Искусство
- это свободная птица, которая, когда хочет - парит в вышине, а когда хочет -
опускается на землю, и нет в мире никакой силы, чтобы сковать ее или изменить.
Искусство - это возвышенный дух, который нельзя ни продать, ни купить.
Д. Джебран
Искусство
- могучее средство исправления людского несовершенства.
Теодор Драйзер
Искусство
- это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его
темперамента, который проявляется в стиле.
Андре Моруа
Искусство
- это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир.
Андре Моруа
Искусство
живописи — это искусство выражать невидимое через видимое.
Э. Фромантен
Приложение
3
Приложение
4
Инструкция
по оформлению странички главного редактора.
1. Написать
вступительную статью редактора, используя памятку для написания
вступительной статьи.
2. Создать
содержание альманаха с указанием страниц.
Приложение
5
Памятка
для написания статьи главного редактора.
Вступительная
статья редактора должна содержать:
ü
Основные
цели создания альманаха;
ü
Указание
аудитории, на которую направлен альманах;
ü
Обзор
тем и материалов, которые будут представлены в альманахе;
ü
Краткий
рассказ о структуре и составителях альманаха;
ü
Пожелание
читателем альманаха.
Приложение
6
Инструкция
по оформлению страницы аналитического отдела.
1. Необходимо
выделить особенности развития западноевропейской живописи второй половины XVIII в.
(работа с текстом «Особенности западноевропейской живописи XVIII века»).
2. Привлекая
ранее изученный материал, нужно сравнить особенности западноевропейской
живописи второй половины XVIII века с особенностями живописи эпохи
Возрождения - оформить в виде сравнительной таблицы:
Особенности
живописи XVIII века
|
Особенности
живописи эпохи Возрождения
|
|
|
Вывод:
|
3. Результаты
работы должны быть оформлены на листах А4 (заголовок, текст, таблица).
Приложение
7
«Особенности
западноевропейской живописи
второй половины XVIII века».
XVIII
в. в Западной Европе - гигантская ломка всех общественных и государственных
устоев, понятий и критериев оценки старого общества.
В
изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического
отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным
выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом,
обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося
буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не
скованной личности человека, свободного от иерархических представлений,
развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным
чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось
не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.
XVIII
в. — век разума, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные
с техникой точные естественные науки, география, археология, история,
материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные
знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа
действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание
природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной, очищенной разумом от
пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским
режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью.
Искусство XVIII
в. прошло два этапа. Первый продолжался до 1740—1760 годов. Он характеризуется
видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие
искусства первой половины XVIII
в. - в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это
искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и
настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой
стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока —
арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое
направление — у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер.
Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжало жить
реалистическое направление. В нем наметились рационалистические тенденции:
художники стремились обобщать жизненные явления.
Во второй
половине XVIII в. зародился
сентиментализм с его культом чувства и страсти, преклонением перед всем
простым, наивным, искренним. Возникло и связанное с ним предромантическое
направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам
искусства. Представители этих течений утверждали ценность благородных и
активных чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей
средой, побуждавших к вмешательству в реальные общественные дела во имя
торжества справедливости. Они прокладывали путь «к познанию человеческого
сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и
крушение великой страсти».
Приложение
8
Инструкция
по оформлению страницы информационного отдела.
1. Используя
Большой энциклопедический словарь, дать определения следующим терминам и понятиям:
·
Живопись
·
Жанр
·
Стиль
·
Портрет
·
Пейзаж
·
Рококо
·
Классицизм
·
Неоклассицизм
·
Сентиментализм
·
Романтизм
·
Барокко
2. Оформить
текст на листах А4.
Приложение
9
Биографическая
справка о художнике:
Имя
художника
|
|
Годы
жизни художника
|
|
Стиль, в
котором работает художник
|
|
Основные
этапы жизненного пути
|
|
Основные
картины
|
|
Приложение
10
Инструкция
по оформлению страницы, посвященной творчеству художника.
ü Оформить
страничку, посвященную художнику. Страничка должна содержать репродукцию
портрета художника и краткую биографическую справку о нем, оформленную в виде
таблицы (биографическая справка оформлена экспертами заранее).
ü Выбрать
2 репродукции картин (на ваше усмотрение из 4 предложенных). Листы с выбранными
репродукциями будут подшиты в альманах.
ü Сделать
анализ на отдельном листе одной из 2, выбранных вами репродукций картин
(использовать памятку для написания анализа репродукции картины).
Приложение 11
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
Приложение 12
Жак Луи Давид
Приложение 13
Франческо Гварди
Приложение 14
Франческо Гварди. Трехарочный мост.
1765-1770.
Приложение 15
Франческо Гварди. Гала-концерт. 1782.
Приложение 16
Франческо Гварди. Архитектурная фантазия.
1760-е.
Приложение 17
Франческо Гварди. Площадь Сан Марко.
1760-1765.
Приложение 18
Ф. Гойя. Смерть пикадора. 1793.
Приложение 19
Ф. Гойя. Зонтик. 1777.
Приложение 20
Ф. Гойя. Жмурки. 1789.
Приложение 21
Гойя. Карл IVв
костюме охотника. 1799.
Приложение 22
Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. 1784.
Приложение 23
Ж.-Л. Давид. Сабинянки, останавливающие
битву между римлянами и сабинянами. 1799.
Приложение 24
Ж.-Л. Давид. Смерть Марата. 1793.
Приложение 25
Ж.-Л. Давид. Наполеон на перевале
сен-Бернар. 1800.
Приложение
26
Памятка
для анализа репродукции картины.
1. Автор, время и место
создания произведения.
2. Особенности
исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение
искусства.
3. Определить основной
замысел картины. Идеи, взгляды, мировоззрение художника, выраженные в
произведении.
4. Художественный стиль,
в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет,
идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность,
композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение
современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и
художественная ценность произведения.
Приложение
27
Алгоритм
написания эссе:
1. Формулировка
проблемы исходного текста.
2. Комментарий
к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение
позиции автора исходного текста.
4. Собственное
мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение.
Эталон заполнения таблицы «Особенности
живописи эпохи Возрождения и живописи XVIII
века».
|
|
Особенности
живописи XVIII века
|
Особенности
живописи эпохи Возрождения
|
·
Возросло
значение непосредственно реалистического отображения жизни
·
Живопись
становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось
злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости общества.
·
Живопись
становилась общенациональной
·
Новый
положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от
иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе
с тем наделенного благородным чувством гражданственности.
·
Сосуществование
нескольких стилей
|
·
Возвращение
к идеалам античности
·
Яркий
и сложный образ человека: деятеля, мыслителя, героя - антропоцентризм
·
Национальные
школы живописи
·
светский
характер изображаемых сюжетов
|
Вывод: эпоха Возрождения
привнесла в изобразительное искусство новые идеалы, центральной фигурой в
искусстве становится человек, идеальный как физически, так и духовно.
Начался медленный переход к реалистичности изображаемого, обусловленный
освобождением от всеобъемлющего влияния церкви. Живопись Нового времени – во
многом явилась отражением действительности, носила обличающий характер. В
центре по-прежнему стоит человек, но это уже другой образ, наполненный
гражданственностью, внутренней свободой.
|
Эталон заполнения биографической справки о
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесе.
Имя
художника
|
Франсиско
Хосе де Гойя-и-Лусьентес
|
Годы
жизни художника
|
1746–1828
|
Стиль, в
котором работает художник
|
Романтизм
|
Основные
этапы жизненного пути
|
Родился
в 1746 году в семье среднего социального класса в Сарагосе. Отец: мастером
по золочению. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Участвует в конкурсах
мадридской Академии художеств. Его картина была отвергнута, и он отправился в
Италию. Около 1773 года Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско
Байеу, и работал у него в мастерской. В 1786 году был назначен придворным
живописцем. В 1792-1793 годах его настигает болезнь, в результате которой
теряет слух.
В
1808 году Испания была оккупирована Наполеоном.
Опасаясь
преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя
вместе с женой и дочерью выехал во Францию, где провёл свои последние четыре
года жизни.
|
Основные
картины
|
«Зонтик»
(1777); «Продавец посуды» (1778); «Игра в пелоту» (1779); «Молодой бык»
(1780);«Раненый каменщик» (1786);
«Игра в
жмурки» (1791); «Семья герцога Осуна» (1787).
|
Эталон заполнения биографической справки
о Жаке Луи Давиде.
Имя художника
|
Жак Луи
Давид
|
Годы
жизни художника
|
1748 —
1825
|
Стиль, в
котором работает художник
|
Неоклассицизм
|
Основные
этапы жизненного пути
|
Выходец
из семьи состоятельного парижского коммерсанта. В 1775—1780 обучался во
Французской академии в Риме. В 1783 избран членом Академии живописи.
Активно
участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального
Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. В 1794 году после
термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды.
В
1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор
становится его пылким сторонником.
После
поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) бежит в Швейцарию, затем переехал в
Брюссель, где прожил до конца жизни.
|
Основные
картины
|
«Клятва
Горациев» (1784); «Любовь Париса и Елены» (1788); «Смерть Марата» (1793); «Сабинянки, останавливающие битву
между римлянами и сабинянами» (1799).
|
Эталон заполнения биографической справки о
Франческо Гварди.
Имя
художника
|
Франческо
Гварди
|
Годы
жизни художника
|
1712 -
1793
|
Стиль, в
котором работает художник
|
Барокко
|
Основные
этапы жизненного пути
|
Родился
в Венеции 5 октября 1712. Сын художника, в четырехлетнем возрасте потерял
отца. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных
композиций в стиле рококо. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа
– ведутой (документально-точный городской пейзаж) и каприччо (архитектурный
пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790-е годы пришел к созданию городского
пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений
и лирических переживаний художника.
|
Основные
картины
|
«Палаццо
дожей в Венеции»; «Трехарочный мост» (1765-1770) «Площадь Сан Марко»
(1760-1765) «Архитектурная
фантазия» (1760-е); «Гала-концерт» (1782).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.