Методическая разработка урока по истории
древнего мира «Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия» (в
соответствии с ФГОС).
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель урока:
формирование первоначальных представлений о кастовом устройстве индийского
общества.
Задачи урока:
-продолжить формирование умений
пересказывать содержание текста учебника, уметь работать с текстом документа,
работать с исторической картой.
-развивать мышление, наблюдение,
творческое воображение учащихся;
-расширить и дополнить представление
школьников о древней Индии;
-воспитать уважение к культурам других
народов.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
-определять место исторического события во
времени;
-использовать историческую карту как
источник информации;-проводить поиск информации в отрывках исторических
текстов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сопоставлять различные исторические
источники, выявляя в них общее и различие.
-высказывать суждения о значении и месте
исторического и культурного наследия других обществ в мировой истории.
Основные понятия: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Ресурсы для проведения урока:
учебник «История древнего мира», В.И. Уколова, Л.П. Маринович-М., Просвещение,
2012; историческая карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности»,
мультимедийная презентация «Индийские касты», рабочий лист обучающегося.
План
урока.
1.Варны и касты.
2.Возникновение буддизма.
Организационная структура урока.
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
Организационный
|
Проверяет
готовность детей к уроку. Приветствие. Посадка
|
Приветствуют
учителя.
|
|
Актуализация
знаний по теме «Ранние цивилизации Древней Индии».
|
В древности
Индия славилась на весь мир как страна несметных богатств, удивительных чудес
и ремесленных изделий.
Давайте
вспомним, что мы знаем об этой стране.
Организует
работу учащихся с картой.
Расскажите
и покажите на карте географическое положение Индии.
На каком
полуострове находится Индия?
Какой
климат в Индии?
Покажите
самые полноводные реки Индии?
|
1 ученик
работает с картой у доски.
На
полуострове Индостан.
Жаркий,тропический,
влажный.
Инд и
Ганг.
|
Познавательные
|
|
Мы
познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с
занятиями древних индийцев.
Кроме
этого, Индия являлась страной, поделенной на касты.
О том,
что такое касты, какие категории жителей Индии принадлежали к различным
кастам и почему мы узнаем сегодня на уроке.
Записывает
тему урока на доске.
О чем мы
сегодня будем говорить (исходя из темы урока)?
|
Записывают
тему в тетради.
Высказывают
свое мнение.
|
Регулятивные
Личностные
|
Изучение
нового материала.
|
Все
общество в древней Индии делилось на особые разряды-варны. Оно
делилось на сословия
-варны
(индийцы называют их джати, а европейцы - касты).
Организует
работу учащихся с историческим словарем.
Организует
работу учащихся в группах. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы
необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы(приложение1)
Как
объясняли индийцы их происхождение?
Выступление
ученика с опережающим заданием по вопросу «Возникновение буддизма».
|
Ищут в
словаре определение «варны», записывают в тетрадь.
Читают
текст, отвечают на вопросы.
Работают
в группах.
Слушают,
задают вопросы.
|
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
|
Закрепление
изученного.
|
Организует
работу учащихся в парах.
Организует
самостоятельную работу учащихся в тетради.
|
Выполняют
задания на соответствие(см. приложение1.
Выполняют
задание 1,стр.42 в р/т (см. приложение 2).
|
|
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
|
Проводит
блиц-опрос:
-на
какие группы населения делилось общество в Древней Индии?
-Мог ли
человек перейти из одной касты в другую?
-как,
согласно воззрениям древних индийцев, появились индийские касты?
-в чем
главный смысл учения Будды?
Что
сегодня на уроке мы узнали нового?
Что вам
запомнилось больше всего?
Как вы
оцениваете свою работу на уроке?
|
Отвечают
на вопросы.
Высказывают
свое мнение.
|
Коммуникативные
УУД
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
|
Информация
о домашнем задании.
|
§23,задание
2 в р/т,стр.42-43, сообщение о Конфуции.
|
Записывают
д/з.
|
|
Приложение 1.
Заполнить
таблицу Работа по группам
Касты
|
Цвет
|
Основные
занятия
|
Жрецы (брахманы)
I
группа
|
|
|
|
|
|
Войны
(кшатрии)
II
группа
|
|
|
|
|
|
Земледельцы
(вайшьи)
IIIгруппа
|
|
|
|
|
|
Слуги
(шудры)
IVгруппа
|
|
|
|
|
|
Неприкасаемые
V
группа
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Найдите соответствие букв и цифр.
А)Брахманы(жрецы)
|
1.Служили
в армии и управляли страной
|
Б)Кшатрии(воины)
|
2.Служили
высшим кастам
|
В)Вайшьи
(крестьяне,торговцы и ремесленники)
|
3.Проводили
религиозные ритуалы, вершили суд и проповедовали.
|
Г)Шудры(слуги)
|
4.Городские
жители этой касты занимались ремеслом и торговлей, а сельские работали в
полях.
|
Приложение 3
Прочитай «Гимн Пуруши». Допиши пропущенные
слова.
Вот Пуруша тысяченогий,
Тысячеглавый, тысячеглазый,
Землю кругом плотно облегший,
Возвышался на десять пальцев.
Нарекли его
рот______________________________,
Его руки
стали------------------------------------------------,
Его бедра
назвали--------------------------------------------,
Его ноги родили………………………………………. .
Что запрещалось представителям любой
касты?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.