Инфоурок География Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по географии на тему "ЛОЦИЯ ТИХОГО ОКЕАНА"

Методическая разработка урока по географии на тему "ЛОЦИЯ ТИХОГО ОКЕАНА"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

Урок

 

«Лоция Тихого океана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель I категории

средней школы №67 г. Казани

Захарова Е.И.

 

 

 

Тема урока: «Лоция Тихого океана»

Задачи урока: 1. Рассмотреть особенности природы Тихого океана как

самого большого океана Земли, основные типы островов и их связь со строением дна океана.

2.   Дать знание учащимся об основных направлениях хозяйств деятельности человека в океане и примеры влияния человека на природу океана.

3.   Составить графический конспект - Лоцию.

Оборудование: Политическая карта мира, атласы, карты полушарий, фотослайды (см. Приложение)

Структура урока

                    I. Объяснение нового материала.

 

План изучения океана:

1.  Название, границы, размеры, географическое положение.

2.   Берега, моря, острова и их происхождение.

3.   Особенности рельефа дна.

4.   Свойства вод и течений.

5.   История исследования.

6.   Биологические и минеральные ресурсы.

7.   Хозяйственная деятельность людей.

II. Практическая работа.

Нанесение на контурные карты островов, полуостровов, течений,

температур воды Тихого океана.

III. Закрепление материала.

Эпиграф: «Мы с вами совершим путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться услышанному. Я еще раз хочу окинуть взглядом все, что изучено в Тихоокеанских глубинах, не однажды много исследованных. Вы станете участниками моих научных занятий…, и Тихий океан раскроет перед вами свои тайны».

Жюль Верн

 

 

 

 

 

 

Знакомство с общими географическими характеристиками Тихого океана

 

I.                   Учитель: - Площадь Тихого океана - 179,7 млн. км2. Это самый большой из всех океанов. Его площадь больше других океанов и материков, и это делает его уникальным географическим объектом Земли.

 

Название океану дал Фернанд Магеллан во время своего первого кругосветного плавания. Осенью 1520 года португальский мореплаватель Фернанд Магеллан обогнул Южную Америку, преодолев пролив, после чего увидел новые водные просторы. За время дальнейшего перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, занявшего более трёх месяцев, экспедиция не столкнулась ни с одной бурей, очевидно, поэтому Магеллан назвал океан Тихим.

 

Тихий океан омывает берега 5 материков: Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды и Евразии. Берега его сильно изрезаны и глубоко вдаются в океан моря, острова, полуострова.

 

В состав океана входят:

 

·        Моря: Охотское, Берингово, Японское, Южно-Китайское.

·        Острова: Новая Гвинея, Филиппинские, Калимантан, Японские о-ва, Сахалин, Корея.

·        Полуострова: Камчатка, Индокитай, Аляска.

Тихий океан - самый глубокий, средняя глубина 4028м. В 1960г. Жак Пикар на батискафе «Триест» измерил самую большую глубину. Она составляет - 11022м (Марианская впадина).

Рельеф океана очень разнообразен. На дне имеются до 10 тысяч подводных вулканов высотой не менее 1 км.

Айсберги - ледяные глыбы. Это настоящие горы.

Цунами - это слово японского происхождения.

Тайфун - сильный ветер.

 

Я зачитаю Вам отрывок из дневника Жака Пикара: «Океан - это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Тысячи различных исследований в полутора миллиардах кубических метров воды ведут если не к окончательным ответам, то, во всяком случае, к новым проблемам, и это вполне согласуется с духом современной науки».

Из истории исследования океана.

 

Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Изучение и освоение Тихого океана начались задолго до появления письменной истории человечества. Для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. Экспедиция 1947 года на плоту из бальсовых брёвен «Кон-Тики» под руководством норвежца Тура Хейердала доказала возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки к островам Полинезии. Китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в Индийский океан (например, семь путешествий Чжэн Хэ в 1405—1433 годах).

 

Первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, который в 1513 году с одной из вершин горного кряжа на Панамском перешейке «в безмолвии» узрел расстилающуюся к югу безбрежную водную гладь Тихого океана и окрестил его Южным морем. Первая детализированная карта Тихого океана была опубликована Ортелием в 1589 году. В результате экспедиции 1642—1644 годов под командованием Тасмана было доказано, что Австралия является отдельным материком.

 

Активное исследование океана началось в XVIII веке. Ведущие государства Европы начали посылать в Тихий океан научно-исследовательские экспедиции, возглавляемые мореплавателями: англичанином Джеймсом Куком (исследование Австралии и Новой Зеландии, открытие многих островов, в том числе Гавайев), французами Луи Антуаном Бугенвилем (исследование островов Океании) и Жаном-Франсуа Лаперузом, итальянцем Алессандро Маласпина (картографировал всё западное побережье Южной и Северной Америки от мыса Горн до залива Аляска). Северную часть океана исследовали русские землепроходцы С. И. Дежнёв (открытие пролива между Евразией и Северной Америкой), В. Беринг (исследование северных берегов океана) и А. И. Чириков (исследование северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии). За период с 1803 по 1864 годы русскими моряками было совершено 45 кругосветных и полукругосветных плаваний, в результате которых русский военный и коммерческий флот освоил морской путь из Балтийского моря в Тихий океан и попутно открыл несколько островов в океане. Во время кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева была открыта Антарктида и попутно 29 островов Южного океана.

 

Английский офицер, мореплаватель Джеймс Кук, погибший недалеко от Гавайских островов, писал в своем дневнике о своей экспедиции по Тихому океану: «опасные шаги велики, я осмелюсь сказать, что никто не рискнет зайти дальше меня». Он глубоко заблуждался, потому что Тихий океан и до сих пор исследуют ученые многих стран и тому есть немало подтверждений.

Биологические ресурсы Тихого океана.

Богат и разнообразен органический мир Тихого океана. Особенно славится жизнь в тропических и экваториальных широтах y коралловых рифов. Недалеко от Австралии коралловые рифы образовали целые подводные колонии — атоллы, в виде кустов и деревьев, колонн, замков, букетов цветов, кораллы сине-зеленые, желтые, красные, голубые.

B Тихом океане обитает самый крупный моллюск — тридакна, весом 250 кг. Также в Тихом океане водятся осьминоги, кальмары, морские ежи, много рыб: минтай, камбала, сельдь, крабы, лососевые рыбы, скумбрия, кета, сайра, тунцы, акулы, медузы и треска. Тихий океан занимает I место по ловле рыб. Только одна самка трески откладывает на нересте б млн. икринок, причем для сохранения всегда достаточно уцелеть двум, но y трески много врагов, прячется она под куполом медузы.

Тунец тоже крупная рыба длиной достигает до 3м, a вес достигает 500 кг. Это единственная теплокровная рыба, временами температура ее тела достигает выше окружающей среды на 14°.

Киты — млекопитающие, дающие до 20т жира, применяется для различных целей. Один кит весит до 30 тонн. B океане обитает очень интересная рыба прилипала. Спинной плавник представляет собой мощную присоску, своей присоской она присасывается к брюху акулы и неразлучно путешествует c ней.

Другая интересная рыба—меч. Во время атаки она развивает скорость до 100 км/час. Тысячекилометровые переходы для нее — обычное дело. Но самая примечательная особенность рыбы — длинный костяной меч, являющийся верхней челюстью. Моряки заметили, что меч-рыба атакует китов, были случаи, когда она нападала на суда.

B тропических широтах обитают рыбы-амфибии, передвигающиеся по земле, по корням и веткам деревьев c помощью грудных плавников. На суше они дышат при помощи жабр, наполненных достаточным количеством воды. При опасности рыбы-амфибии плюхаются в воду как лягушки.

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии добывают нефть и газ. По существующим оценкам, недра Тихого океана содержат до 30—40% всех потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. Самым крупным производителем концентратов олова в мире является Малайзия, а циркона, ильменита и других — Австралия. Океан богат железомарганцевыми конкрециями. Наиболее обширные запасы наблюдаются в северной наиболее глубокой части Тихого океана, а также в Южной и Перуанской котловинах. В конкрециях океана содержится марганец, никель, медь, кобальт. В Тихом океане обнаружены богатые глубоководные залежи газовых гидратов: во впадине Орегон, Курильской гряде и шельфе Сахалина в Охотском море, жёлобе Нанкай в Японском море и вокруг побережья Японии, в Перуанской впадине. В 2013 году Япония начала опытное бурение по добыче природного газа из месторождений гидрата метана на дне Тихого океана к северо-востоку от Токио.

Хозяйственная деятельность людей.

В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии. Южная часть Тихого океана является «кладбищем» космических кораблей. Здесь, вдали от судоходных маршрутов, затапливаются вышедшие из эксплуатации космические объекты.

Рыболовство и морские промыслы

Наибольшее промысловое значение имеют умеренные и тропические широты Тихого океана. На акваторию Тихого океана приходится около 60% мирового улова рыбы. Среди них лососёвые (горбуша, кета, кижуч, сима), сельдеобразные (анчоусы, сельдь, сардина), тресковые (треска, минтай), окунёвые (скумбрия, тунцы), камбаловые (камбалы). Ведётся добыча млекопитающих: кашалот, полосатики, морской котик, калан, морж, сивуч; беспозвоночных: крабы, креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски. Добывают ряд растений (ламинария (морская капуста), анфельция (агаронос), морская трава взморник и филлоспадикс), перерабатываемых в пищевой промышленности и для медицины. Наиболее результативный промысел осуществляется в Западно-центральной и Северо-западной частях Тихого океана. Наиболее крупные промысловые державы Тихого океана: Япония (Токио, Нагасаки, Симоносеки), Китай (архипелаг Чжоушань, Яньтай, Циндао, Далянь), Российская Федерация (Приморье, Сахалин, Камчатка), Перу, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Чили, Вьетнам, Южная Корея, КНДР, Австралийский Союз, Новая Зеландия, США.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Тайвань, Китай и Филиппины. Основные судоходные проливы Тихого океана: Берингов, Татарский, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Сингапурский, Малаккский, Сангарский, Бассов, Торресов, Кука, Магелланов. Тихий океан соединён с Атлантическим океаном искусственным Панамским каналом, прорытым между Северной и Южной Америками по Панамскому перешейку[30]. Крупные порты: Владивосток (генеральные грузы, нефтепродукты, рыба и морепродукты, лес и пиломатериалы, металлолом, чёрные и цветные металлы), Находка (уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы), Восточный, Ванино (уголь, нефть) (Россия), Пусан (Республика Корея), Кобе—Осака (нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, автомобили, металлы и металлолом), Токио—Иокогама (металлолом, уголь, хлопок, зерно, нефть и нефтепродукты, каучук, химикаты, шерсть, машины и оборудование, текстиль, автомобили, медикаменты), Нагоя (Япония), Тяньцзинь, Циндао, Нинбо, Шанхай (все виды сухих, наливных и генеральных грузов), Сянган (текстиль, одежда, волокно, радио и электротовары, изделия из пластмассы, машины, оборудование), Гаосюн, Шэньчжэнь, Гуанчжоу (Китай), Хошимин (Вьетнам), Сингапур (нефтепродукты, каучук, продовольствие, текстиль, машины и оборудование) (Сингапур), Кланг (Малайзия), Джакарта (Индонезия), Манила (Филиппины), Сидней (генеральные грузы, железная руда, уголь, нефть и нефтепродукты, зерно), Ньюкасл, Мельбурн (Австралия), Окленд (Новая Зеландия), Ванкувер (лесные грузы, уголь, руды, нефть и нефтепродукты, химические и генеральные грузы) (Канада), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (нефть и нефтепродукты, копра, химические грузы, лес, зерно, мука, мясные и рыбные консервы, цитрусовые, бананы, кофе, машины и оборудование, джут, целлюлоза), Окленд, Лонг-Бич (США), Колон (Панама), Уаско (руды, рыба, топливо, продовольствие) (Чили). В бассейне Тихого океана имеется значительное количество относительно небольших многофункциональных портов.

Важную роль играют авиационные перевозки через Тихий океан. Первый регулярный авиарейс через океан был совершён в 1936 году по маршруту Сан-Франциско (США) — Гонолулу (Гавайские острова) — Манила (Филиппины). Сейчас основные трансокеанские маршруты проложены через северный и центральный районы Тихого океана. Большое значение имеют авиалинии во внутренних перевозках и между островами. В 1902 году Великобританией по дну океана был проложен первый подводный телеграфный кабель (длина 12,55 тысячи км), проходивший через острова Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, Новую Зеландию, Австралийский Союз. Широко и издавна применяется радиосвязь. Сейчас для связи через Тихий океан используются искусственные спутники Земли, что значительно расширяет ёмкость каналов связи между странами.

Безусловно, хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению биологических богатств. Так, к концу XVIII века были полностью истреблены морские коровы в Беринговом море. В начале XX века на грани исчезновения находились северные морские котики и некоторые виды китов, сейчас их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами (основными загрязнителями), некоторыми тяжёлыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества

II. Учитель: - А сейчас мы перейдем к практической части нашего урока: в контурных картах мы нарисуем лоцию Тихого океана. Лоция — это графический конспект океана. Нанесите на контурные карты основные острова, полуострова, течения, температуры воды Тихого океана.

 

III. Учитель: А сейчас мы подведем итоги нашего путешествии по лоции Тихого океана: - Кто дал название Тихому океану. Почему?

            -  Какие биологические ресурсы и полезные ископаемые водятся в Тихом океане?

            - Что вы узнали о хозяйственной деятельности людей в Тихом океане? Каковы ее экологические последствия?

 

Приложение

Фотослайды

 

i (9).jpg

Тихий океан

 

i (11).jpg

Фернандо Магеллан

кук.jpg

Джеймс Кук

i (12).jpg

Айсберг в Тихом океане – привычное явление

i (13).jpg

Киты весят до 30 тонн

тридакна.jpg

B Тихом океане обитает самый крупный моллюск — тридакна, весом 250 кг.

рыба меч.jpg

Рыба-меч

                                                                                                                            

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по географии на тему "ЛОЦИЯ ТИХОГО ОКЕАНА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Лоция Тихого океана»

Задачи урока: 1. Рассмотреть особенности природы Тихого океана как

самого большого океана Земли, основные типы островов и их связь со строением дна океана.

2.   Дать знание учащимся об основных направлениях хозяйств деятельности человека в океане и примеры влияния человека на природу океана.

3.   Составить графический конспект - Лоцию.

 

Оборудование: Политическая карта мира, атласы, карты полушарий, фотослайды (см. Приложение).....................................................................

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 2903
    • DOCX 82.4 кбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Елизавета Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарова Елизавета Ивановна
    Захарова Елизавета Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4680
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек