Организационная информация
|
Тема урока
|
Борьба
за существование
|
Дисциплина
|
Биология
|
Курс 1
|
Группа
12
|
Автор урока
|
Лепешенко
Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной
категории
|
Образовательное
учреждение
|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение начального профессионального
образования Ростовской области профессиональное училище №61 им. Героя
Советского Союза Вернигоренко И.Г.
|
Республика/край, город/поселение
|
Россия, Ростовская область, город Новошахтинск
|
Методическая информация
|
Тип урока
|
Изучение нового материала
|
Цели урока
|
Образовательная:
Ознакомить
обучающихся
с видами
борьбы
за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции
органического мира.
Воспитательная:
Воспитывать
позитивное отношении к биологии. Расширение кругозора
обучающихся
Развивающая: развить
компетентности
в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
|
Используемые
педагогические технологии, методы и приемы:
|
Словесно-логические -
рассказ, объяснение, беседа;
Активные-
проблемное изложение материала;
Иллюстративные
-
демонстрация
мультимедийной презентации;
Практические — работа с
учебником, выполнение тестовых заданий.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока
|
Главная
задача урока - сформировать знания о видах борьбы за существование, а
стержневая – знания о причинах борьбы за существование. Особенности группы
учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с
обучающимися.
|
Время реализации урока
|
45 минут
|
Необходимое оборудование
и материалы
|
Мультимедийное
оборудование, раздаточный материал –учебники, ПК, мультимедийная презентация,
видео.
Список учебной и
дополнительной литературы:
Основная:
1.
В.
М. Константинов и др. Биология учебник для НПО и СПО, М., Академия, 2014 год.
320 с.
|
Подробный конспект урока
|
Этапы урока
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность
обучающихся
|
Организационный
|
Здравствуйте
ребята, Сегодня
мы проведем с вами немного необычный урок. Давайте подумаем над вопросом:
Какие
цели мы можем поставить при изучении темы:
Слайд 1,2
|
Приветствие
преподавателя. Подготовка к уроку.
Предполагаемый
ответ: Изучение борьбы
за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции
органического мира.
Развитие
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Расширение
кругозора обучающихся.
Записывают
тему в тетрадь.
|
Актуализация знаний
|
Сегодня мы продолжаем изучение темы эволюционное развитие. Мы уже знакомы с
главными направлениями эволюции. На этом уроке нам предстоит знакомство с
борьбой за существование.
Слайд
3
А
сначала объясним термины:
- Биологический
прогресс,
- Биологический
регресс,
- Ароморфоз,
- Идиоадаптация,
- Общая
дегенерация.
Внимание
на экран.
Найдите
соотношения понятий и рисунков: Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
Слайд 4
А теперь
обратимся к раздаточному материалу у вас на столах находятся таблицы, которые
вы должны заполнить.
Слайд 5
|
Слушают
преподавателя, формулируют цели урока.
Предполагаемый
ответ:
Это
победа в борьбе за существование. Основные признаки: увеличение численности и
расширение ареала.
Предполагаемый
ответ:
Приводит
к вымиранию. Признаки: снижение численности снижение популяционного
разнообразия, сокращение ареала.
Предполагаемый
ответ:
Достижение
биологического прогресса путем повышения общего уровня организации жизни.
Предполагаемый
ответ:
Частные
приспособления видов
Предполагаемый
ответ:
Упрощение
уровня организации жизни.
Предполагаемый
ответ:
Ароморфоз
– б,в, г, е.
Идиоадаптация
– а, д.
|
Формирование знаний
|
Сегодня
мы должны виды борьбы за существование.
Сейчас
мы рассмотрим интенсивность размножения.
Слайд 6
Почему
не наступает безудержный рост организмов?
Слайд 7
От чего зависит равновесное состояние популяции?
Слайды 8,9
Теперь
приступаем к изучению видов борьбы за существование. У вас на столе плакат
«Борьба за существование» внимательно его рассмотрите.
Давайте теперь разберемся
в формах борьбы за существование
Слайд 10
А теперь рассмотрим
внутривидовую борьбу.
Слайды 11,12
Рассмотрим причины
внутривидовой борьбы за существование.
Слайд 13
Рассмотрим комплексы
снижающие внутривидовуюборьбу.
Слайды 14 - 18
Рассмотрим межвидовую
борьбу за существование.
Слайд 14
Рассмотрим формы
межвидовой борьбы за существование.
Слайд 15
Рассмотрим формы борьбы с
неблагоприятными условиями.
Слайд 16
|
Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации.
Предполагаемый
ответ:
хищники,
паразиты, голод, болезни ,
неблагоприятные погодные условия,
конкуренция
Предполагаемый
ответ: на
слайдах 8,9
Предполагаемый
ответ: из
плаката видно, что форм борьбы за существование 3.
|
Закрепление знаний
|
Определить
формы борьбы за существование
Слайды
22,23, 24
|
|
Подведение итогов
|
Выводы:
Слайды 25, 26
Домашнее задание стр. 163 – 167
Подготовить сообщения и презентации по
темам:
«Приспособленность
растений к жизни в условиях тундры»
«Приспособленность
животных в условиях тундры»
«Приспособленность
растений к жизни в условиях пустыни»
«Приспособленность
животных к жизни
в условиях пустыни»
|
Делают
выводы из полученных знаний.
Записывают
домашнее задание.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.