Инфоурок Биология КонспектыМетодическая разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Скачать материал

Организационная информация

Тема урока

Борьба за существование

Дисциплина

Биология

Курс 1

Группа 12

Автор урока

Лепешенко Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение  начального профессионального образования  Ростовской области  профессиональное училище  №61 им. Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.

Республика/край, город/поселение

Россия, Ростовская область,  город Новошахтинск

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

 

Образовательная:

Ознакомить обучающихся с видами борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.

Воспитательная:

Воспитывать позитивное отношении к биологии. Расширение кругозора обучающихся

Развивающая: развить    компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;

Активные- проблемное изложение материала;

Иллюстративные - демонстрация  мультимедийной презентации;

Практическиеработа с учебником, выполнение тестовых заданий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока

Главная  задача урока -  сформировать знания о видах борьбы за существование, а стержневая  – знания  о причинах борьбы за существование. Особенности группы учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с обучающимися.

 

Время реализации урока

45 минут

Необходимое оборудование

и материалы

Мультимедийное оборудование, раздаточный материал –учебники, ПК, мультимедийная презентация, видео.

Список учебной и дополнительной литературы:

Основная:

1.      В. М. Константинов и др. Биология учебник для НПО и СПО, М., Академия, 2014 год. 320 с.

 

Подробный конспект урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный

 

Здравствуйте ребята, Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок. Давайте подумаем над вопросом:

Какие цели мы можем поставить при изучении темы:

 

 Слайд 1,2

Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку.

Предполагаемый ответ: Изучение борьбы за существование и естественного отбора - как движущей силы эволюции органического мира.

Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Расширение кругозора обучающихся.

Записывают тему  в тетрадь.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Сегодня мы продолжаем изучение темы эволюционное развитие. Мы уже знакомы с главными направлениями эволюции. На этом уроке нам предстоит знакомство с борьбой за существование.

Слайд 3

 А сначала объясним  термины:

  1. Биологический прогресс,
  2. Биологический регресс,
  3. Ароморфоз,
  4. Идиоадаптация,
  5. Общая дегенерация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание на экран.

 Найдите соотношения понятий и рисунков: Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Слайд 4

 

А теперь обратимся к раздаточному материалу у вас на столах находятся таблицы, которые вы должны заполнить.

Слайд 5

Слушают преподавателя, формулируют цели урока.

Предполагаемый ответ:

Это победа в борьбе за существование. Основные признаки: увеличение численности и расширение ареала.

Предполагаемый ответ:

Приводит к вымиранию. Признаки: снижение численности снижение популяционного разнообразия, сокращение ареала.

Предполагаемый ответ:

Достижение биологического прогресса путем повышения общего уровня организации жизни.

Предполагаемый ответ:

Частные приспособления видов

Предполагаемый ответ:

Упрощение уровня организации жизни.

Предполагаемый ответ:

Ароморфоз – б,в, г, е.

Идиоадаптация – а, д.

 

Формирование   знаний

 

 

 

 

 

2470479

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы должны виды борьбы за существование.

Сейчас мы рассмотрим интенсивность размножения.

Слайд 6

 

 

 

 

Почему не наступает безудержный рост организмов?

Слайд 7

 

 

 

 

От чего зависит равновесное состояние популяции?

Слайды 8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь приступаем к изучению видов борьбы за существование. У вас на столе плакат «Борьба за существование» внимательно его рассмотрите.

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте теперь разберемся в формах борьбы за существование

Слайд 10

 

 

 

 

А теперь рассмотрим внутривидовую борьбу.

 

Слайды 11,12

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим причины внутривидовой борьбы за существование.

Слайд 13

 

 

 

 

Рассмотрим комплексы снижающие внутривидовуюборьбу.

 

Слайды 14 - 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим межвидовую борьбу за существование.

Слайд 14

 

 

 

 

 

Рассмотрим формы межвидовой борьбы за существование.

Слайд 15

 

 

 

 

 

Рассмотрим формы борьбы с неблагоприятными условиями.

Слайд 16

 

 

 

 

 

Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации.

 

 

 

Предполагаемый ответ:

хищники, паразиты, голод,    болезни ,

   неблагоприятные погодные условия, 

   конкуренция

 

Предполагаемый ответ: на слайдах 8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый ответ: из плаката видно, что форм борьбы за существование 3.

 

 

Закрепление знаний

 

 

Определить формы борьбы за существование

Слайды  22,23, 24

 

 

 

Подведение итогов

Выводы:

Слайды 25, 26

Домашнее задание стр. 163 – 167

Подготовить сообщения и презентации по темам:

ž  «Приспособленность растений к жизни в условиях тундры»

ž  «Приспособленность животных в              условиях тундры»

ž  «Приспособленность растений к жизни в условиях пустыни»

ž  «Приспособленность животных к жизни

             в условиях пустыни»

Делают выводы из полученных знаний.

Записывают домашнее задание.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по биологии "Борьба за существование""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка по дисциплине "Биология" урока с мультимедийным сопровождением  "Борьба за существование" предназначена для изучения темы "Эволюционное развитие" в системе НПО и СПО, а так же может быть использована при изучении этой темы в школьном курсе "Общей биологии". Методическая разработка содержит полный конспект урока и ссылки на слайды презентации. Разработка содержит цели урока, актуализацию опорных знаний: объяснить понятия, соотнести картинки со слайда с понятиями, работу с заполнением таблицы; изучение нового материала,  закрепление знаний: объяснение на примере формы борьбы за существование, соотнести картинку и форму борьбы; работу с плакатом по теме; домашнее задание по учебнику В.М. Константинова и др. для НПО и СПО, а так же творческое задание по составлению сообщений и созданию презентаций.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.12.2014 561
    • DOCX 3.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лепешенко Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лепешенко Татьяна Ивановна
    Лепешенко Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 128088
    • Всего материалов: 54

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек