Главная / Химия / Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл

Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл

Скачать материал

Методическая разработка урока по теме

«Агрегатное состояние веществ»

Химия, 11 класс

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Агрегатное состояние веществ».

ПОБОЙКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель химии МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.

Тип урока:

урок изучения нового учебного материала с использованием компьютерных технологий. За 1 урок до изучения нового материала учащиеся получают задание повторить материал по теме «Агрегатное состояние веществ», использую материал из курса химии 8 класса § 25 (жидкое состояние веществ на примере воды), § 20 (кислоты), § 19 (основания); 9 класс §20, §24, § 29 (газообразное состояние веществ на примере кислорода, аммиака, оксида углерода (II, IV)), 8 класс § 17 (твердое состояние веществ на примере бинарных соединений), §21 (солей).

Цель урока:

  1. использую новые информационные технологии, основываясь на знаниях учащихся об агрегатном состоянии веществ, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных об их свойствах познакомить учащихся с разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение

  2. актуализировать ЗУН для построения нового способа действий.

Оборудование: Мультимедийная установка, реактивы для проведения лабораторной работы: Fe, NaCl, Na2CO3, HCl (разб.), NH4Cl, Ca(OH)2, фарфоровая чашка, колба, 2 пробирки, стакан с водой

Формируемые УУД:

Предметные – знать разновидности агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение

Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные – практически подтвердить взаимосвязь строения веществ с их свойствами, и основанными на этом направлениями применения.

Коммуникативные - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель: 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) Определить содержательные рамки урока: 1. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2. Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий («могу»)

Организация учебного процесса на этапе 1:

Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом)

Действия и вопросы учителя.

Ребята! Сегодня мы изучаем агрегатное состояние веществ. Я напомню, что с разновидностями агрегатного состояния веществ мы встречались в курсе изучения химии 8, 9, 11 класса. Дома вы повторяли этот материал. (Приложение 1)

Цель нашего урока познакомиться с разновидностями агрегатного состояния веществ, уметь их определять, давать им характеристику, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение. Посмотрите технологическую карту к уроку (Приложение 2) (слайд 1).

2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель: 1) Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с учебником, давать характеристику химическому веществу на основе его физических свойств);

  1. Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).

Организация учебного процесса на этапе 2:

Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы, проговаривание затруднений)

Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных решений (представление презентаций по отдельным темам нового материала с использованием уже имеющихся знаний и умений)

Действия, вопросы учителя

Дорогие ребята! Мы вспомним, что нам известно об агрегатном состоянии веществ, зафиксируем наши знания с помощью мультимедийной презентации

По окончании изученного материала Вас ждет тестовая работа

3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны).

Цель: 1) Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) Сформулировать цель и тему урока;

3) Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания

  1. Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)

На основании агрегатного состояния вещества как бы вы могли разделить все вещества? Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? (Ответ уч-ся: «Мы можем все вещества разделить на три группы: жидкие, твердые, газообразные»)

Давайте познакомимся с химическими веществами в различных агрегатных состояниях и дадим им характеристику.

Лабораторная работа «Агрегатное состояние веществ» (инструкционная карта №1. Приложение 3,4,5).

Какие знания о веществах нам пригодились? (Ответ: «Характеристика веществ по их физическим свойствам)

Задание учащимся класса: Посмотрите на экран и запишите схему себе в тетрадь (слайд 2). Знаете ли вы о том, что существует четвертое состояние веществ? (Ответ: «нет»)

Посмотрите на следующий слайд (слайд3). Возврат по гиперссылке (слайд 2)

Давайте дадим характеристику твердым веществам

Обратитесь к учебнику § _10_, страница _87__, абзац 2 (самостоятельная работа с учебником)

На какие две группы можно разделить твердые вещества? (ответ уч-ся)

Посмотрим на слайд (слайд 4). Чем характеризуются твердые вещества (ребята дают ответ на основе лабораторной работы). Посмотрим на слайд (слайд 5)

Кристаллические вещества могут образовывать разные кристаллические решетки. С кристаллическими решетками мы знакомились в курсе химии 8, 11 класса. Давайте вспомним, какие кристаллические решетки могут образовывать твердые вещества, приведем примеры (ответ уч-ся)

Посмотрим на слайд (слайд 6)

Твердым веществам присуще и аморфное состояние. Посмотрим на слайд (слайд 7) Возврат по гиперссылке к слайду 2

Вещества в жидком состоянии обладают… (ответ уч-ся на основе лабораторной работы)

(слайд 8), (слайд 9) Возврат по гиперссылке к слайду 8

Кроме хорошо известного жидкого состояния вещества могут существовать в жидкокристаллическом состоянии

Давайте обратимся к учебнику § _9_, страница _85__, абзац __4-6__. (самостоятельная работа с учебником)

Посмотрим на слайд (слайд 10). Возврат по гиперссылке к слайду 2

И третья форма агрегатного состояния – это газообразное

Давайте дадим ему характеристику (ответ уч-ся на основе лабораторной работы, знаний полученных ранее). Посмотрим на слайд (слайд 11). Возврат по гиперссылке к слайду 2

4. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)

Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 4:

Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.

Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.

5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация)

Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Задания самостоятельной работы и образцы их правильного решения (по типу «вопрос – ответ»)

Агрегатное состояние вещества

1. Чем различается строение вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии?

2. Почему химические реакции с участием твердых веществ протекают с большим трудом, чем с участием газов и жидкостей?

3. Какими были бы физические свойства воды при отсутствии водородных связей?

4. Могут ли растворы быть жидкими кристаллами?

5. Какое состояние вещества является более устойчивым: аморфное или кристаллическое?

6. Почему на стеклянные полки не следует ставить тяжелые предметы, например книги?

7. Почему вещества с ионными и атомными кристаллическими решетками имеют высокие температуры плавления, а вещества с молекулярными кристаллическими решетками легкоплавки?

8. Какова природа химической связи между частицами в ионных, атомных, металлических и молекулярных кристаллах?

9. В чем структурное отличие графита от алмаза, стекла от кварца?

Оценку проводит учитель, уч-ся.

Способ представления заданий (вопросы к теме)

6. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках)

Цель: 1) Тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование). Взаимосвязь строения вещества с типом кристаллической решетки, определение агрегатного состояния вещества

  1. Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (влияние дисперсной системы и дисперсной фазы на определение типа дисперсных систем))

Организация учебного процесса на этапе 6:

Формы работы (индивидуальная)

Задания, способ их представления и образцы правильного решения (запрограммированы в тесте)

Способы коррекции ожидаемых ошибок (сверка с эталоном)

Тест:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Образованием газообразного вещества будет протекать при внесении железа в разбавленный раствор:

  1. иодида калия; 2. иодоводорода; 3. сульфата натрия; 4.сульфата магния

Иодоводорода


Карбонат натрия, реагируя со следующими веществами образует газообразное вещество:

  1. Кислород; 2. Медь; 3. Вода; 4. Щелочь; 5. Соляная кислота

соляная кислота

В цепочке превращений

1234

Fе FеС12 Fе(ОН)2 Fе(ОН)3 FеС13

использование разбавленной соляной кислоты возможно на этапах

1; 2; 3; 4

1

4

Укажите реакции получения хлорида железа (III):

  1. FеС12 + С12 ...

  2. FеS + НС1 (разб.) ...

3. Fе2(SО4)3 + ВаС12 ...

FеС12 + С12 ...

Fе2(SО4)3 + ВаС12


Краткому ионному уравнению Fе2+ + S2- = FеS

со­ответствуют реагенты в жидком состоянии

Fе(ОН)2 и К2S;

Fе(ОН)2 и Н2S

FеS04 и Н2

FеS04 и К2S

FеS04 и К2S



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) Зафиксировать новое знание, полученное на уроке

  1. Оценить собственную деятельность на уроке

  1. Оценить учебную деятельность класса

  1. Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности

  1. Обсудить и записать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе :

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:

Подведите итог того, что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке.(Ответ уч-ся: «Мы рассмотрели типы агрегатного состояния веществ...».

  1. Анализ деятельности уч-ся на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная машиной за тест, другая – за ответы в классе

  2. Комментарии к домашнему заданию.


5


Методическая разработка урока по теме «Агрегатное состояние веществ». 11кл Скачать материал
  • Химия
Описание:

Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения,  по теме «Агрегатное состояние веществ».

Урок изучения нового учебного материалас использованием компьютерных технологий. За 1 урок  до изучения нового материала учащиеся получают задание повторить материал по теме «Агрегатное состояние веществ», использую материал из курса химии 8 класса § 25 (жидкое состояние веществ на примере воды), § 20 (кислоты), § 19 (основания); 9 класс §20, §24, § 29 (газообразное состояние веществ на примере кислорода, аммиака, оксида углерода (II, IV)), 8 класс § 17       (твердое состояние веществ на примере бинарных соединений), §21 (солей).

Автор Побойкина Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1387
Номер материала 36439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы