Инфоурок Химия Другие методич. материалыМетодическая разработка урока химии в 10 классе "Химические свойства алкинов"

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Химические свойства алкинов"

Скачать материал

Конспект урока

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКИНОВ

 

Ким Елена Петровна,

учитель химии муниципального

автономного общеобразовательного учреждения

«Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова»

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 10 химико-биологическом классе. Урок разработан на основе программы по химии для 10-11 классов (авторы: А.А. Карцова, А.Н. Левкин). Предлагаемый  урок – третий при изучении темы Алкины», он следует после изучения вопросов, затрагивающие гомологию, изомерию, номенклатуру, способы получения и строение алкинов, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений.

При проведении урока предполагается использование частично-поисковых, исследовательских методов, а также метода постановки проблемных вопросов. Содержание предлагаемого урока способствует диалектико-материалистическому воспитанию обучающихся: зная причину (строение), можно вывести следствие (химические свойства). Обучающимся предлагается система  разнохарактерных заданий. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, а также повышению мотивации в изучению предмета.       

Цель урока: развитие у обучающихся представлений о связи реакционной способности вещества с его строением на примере ацетиленовых углеводородов

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Методы и методические приемы: частично-поисковые, исследовательские, метод постановки проблемных вопросов

Литература для учителя:

1.                 А.А. Карцова Методическое пособие «Химия-10. Профильный уровень» М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012

2.                 И.Н. Чертков Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии, М.: Просвещение, 1991

Литература для обучающихся:

1.                 Учебник А.А. Карцова «Химия-10»,

2.                 Ким Е.П. Тетрадь по химии с печатной основой для 10 класса. Саратов, Изд-во «Лицей», 2005

Оборудование:

а) технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска «Activ Board», система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, документ-камера «Ken-a-vision»

б)  на демонстрационном столе: установка для сбора газа, карбид кальция, дистиллированная вода, раствор перманганата калия, раствор бромной воды (возможно использование свежеприготовленной йодной воды), конические колбы объемом 50 мл (4 шт).

в) на столах обучающихся: индивидуальный пульт из  системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass

 

№  п/п

Этап урока

 

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1

Организационный момент

Проверка отсутствующих и готовности обучающихся к уроку с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass (см. Приложение, изображение № 1)

Регистрация с помощью пульта системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass

 

Работа с дистанционными пультами управления

22

Проверка домашнего задания

Работа по учебнику

Распределение заданий

Учебник А.А. Карцова «Химия-10», стр. 121, упр.№3: какие из указанных алкилгалогенидов пригодны для получения алкинов:

2,2-дибромпентан,

1,3-дихлорбутан,

1,1-дибром-3-метилбутан, 2,3-дибром-3-метилпентан, 3,4-дихлоргексан?

Составьте уравнения соответствующих реакций.

осознание личной ответственности за результат выполненного задания

33

Работа по карточкам

Карточка №1:

дано вещество

3-метилбутин-1.

При помощи атомных орбиталей покажите образование связей в молекуле данного вещества. Укажите типы гибридизации всех атомов углерода.

Карточка №2:

при дегидрировании 16,8 г неизвестного алкена получили 16,2 г алкина. Определите молекулярный состав полученного углеводорода, составьте структурные формулы его изомеров и дайте им названия.  (см. Приложение, изображение №2)

 

44

Использование документ-камеры «Ken-a-vision»

 

Демонстрация домашней работы ученика: ТПО стр. 64 Задание №5 (см. Приложение, изображение  №3) 

Проверка задания, постановка вопросов при выявлении ошибок

умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

55

Фронталь

ная беседа

Постановка вопросов

Примерные вопросы:

1.      Какие углеводороды называются ацетиленовыми?

2.      Какова общая формула алкинов?

3.      Каковы физические свойства алкинов?

4.      Какие виды изомерии характерны для алкинов?

5.      Что представляет собой тройная связь?

6.      Какая связь менее прочная: сигма или пи? Почему?

7.      Энергия тройной углерод-углеродной связи составляет 837 кДж/моль, что на 216 кДж/моль меньше суммы трех одинарных связей. Почему?

8.      Какие алкины называются

терминальными?

 

Ответы на вопросы учителя

умение слушать и слышать; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с вопросами

 

6

Использование интерактивной доски – запись уравнений в подготовленную таблицу (см. Презентацию урока)  

Постановка вопросов, направленных на повторение реакций галогенирования алканов, алкенов, циклоалканов

Примерные вопросы:

1.      Какие механизмы реакций бромирования вам известны?

2.      Для каких типов углеводородов реакции бромирования идут по типу замещения?

3.      Для каких типов углеводородов реакции бромирования идут по типу присоединения?

4.      Почему для напряженных циклоалканов реакции бромирования протекают по типу присоединения, а для ненапряженных циклоалканов – по типу замещения?

Работа на интерактивной доске и в тетрадях (см Приложение, изображение №4)

формирование умения анализа и синтеза

7

7

Использование системы контроля и монитринга качества знаний  PROClass

Демонстрация тестов (См. Презентацию теста)

Ответы на вопросы теста с помощью пультов (См Приложение, изображение №5)

Совершенствование умений выбирать наиболее подходящий способ решения

88

Изучение новой темы

Демонстрационный эксперимент и составление уравнений химических реакций

Постановка вопросов о доказательстве непредельного характера алкинов, проведение эксперимента «Гидролиз карбида кальция», «Взаимодействие ацетилена с бромной водой», «Взаимодействие ацетилена с водным раствором перманганата калия»

Примерные вопросы:

  1. Какие способы получения ацетилена вам известны?
  2. Предположите типы реакций, характерные для ацетиленовых углеводородов.
  3. Возможны ли реакции неполного и полного гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования алкинов?
  4. Какие виды окисления непредельных углеводородов вам известны?
  5. В чем отличие мягкого окисления от жесткого? 

Наблюдение за ходом эксперимента, ответы на вопросы учителя, запись уравнений реакций гидролиза карбида кальция, взаимодействия ацетилена с бромом, водородом, водным раствором перманганата калия   на доске и в тетрадях (уравнения см в примерной записи конспекта урока)

(См Приложение, изображение №6)

совершентсвование умений проанализировать ход и способ действий; умений анализа и синтеза

99

Беседа

Постановка вопросов о применении правила Марковникова в реакциях гидрогалогенирования ацетилена, пропина, пентина-2.

Примерные вопросы:

  1. В каком случае возможно применение правила Марковникова?
  2. Сформулируйте правило Марковникова.
  3. Рассмотрите действие правила Марковникова на примере гидрогалогенирования пропина.
  4. Объясните процесс с позиции электронных эффектов.

Запись уравнений на доске, использование знаний о взаимном влиянии атомов в молекулах (уравнения см в примерной записи конспекта урока)

Владение операциями  классификации, умениями  устанавливать причинно-следственные связи

10

Беседа, демонстрация презентации

Объяснение механизма реакции  Кучерова

Примерный текст: 

Гидратация алкинов идет через стадию образования виниловых спиртов (енолов), т.е. спиртов, содержащих ОН – группу у атома углерода с двойной связью. Такие спирты очень неустойчивы и подвергаются таутомерии.

Таутомерия – это явление обратимого изменения молекул органических веществ. В результате таутомерии енолов образуются карбонильные соединения (альдегиды или кетоны).

Условия реакции Кучерова:

-       кислая среда;

-       соли ртути (II)

 

Запись уравнений в тетради

(уравнения см в примерной записи конспекта урока)

Способность ученика поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

11

Беседа

Беседа о  типах гибридных орбиталей атома углерода, значении электроотрицательности, возможности проявления алкинами слабых кислотных свойств. Демонстрация презентации урока (См. приложение)

Примерные вопросы:

1.      Какие типы гибридизации атома углерода вы знаете?

2.      Какова форма гибридных орбиталей?

3.      Можно ли утверждать, что гибридные орбитали атомов углерода, находящихся в разных валентных состояниях, одинаковы?

4.      Назовите тип гибридизации, при которм атом углерода имеет наибольшую электроотрицательность?

5.      Почему?

Объяснение учителя:

Т.к. в sp-гибридизации атом углерода наиболее электроотрицателен, то атом водорода в терминальных алкинах проявляет подвижность, т.е. способен замещаться на металл, а значит, терминальные алкины проявляют слабые кислотные свойства. Выражается это в возможности взаимодействия алкинов с аммиачным раствором оксида серебра, с амидом натрия, с гидроксидом меди (I). Образующиеся при этом окрашенные осадки – ацетилениды – легко взрываются.  Таким образом, реакция замещения водорода на металл – это качественная реакция на алкины с тройной связью на конце молекулы.

Запись уравнений на доске.

Ответы на вопросы учителя, запись уравнений в тетради

(уравнения см в примерной записи конспекта урока)

Совершенствование умений устанавливать причинно-следственные связи;

 

 

11

 

Демонстрация видеофрагмента «Кислотные свойства алкинов»

Подключение к сайту федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/card/5644/kislotnye-svoystva-alkinov.html

 

Просмотр видеофрагмента

(Модуль состоит из двух кадров, включающих текст, видеоролик, озвученные формулы. В том числе, ученику предлагается просмотреть видеоролик "Качественная реакция на концевую тройную связь")

Ребенок может наблюдать явления, проанализировать ход и способ действий

 

 

Беседа

Формулировка вопросов о реакциях полимеризации, запись уравнений димеризации и тримеризации ацетилена на доске.

Примерные вопросы:

1.      Какие реакции называются реакциями полимеризации?

2.      Что такое полимер?

3.      Что называется мономером?

4.      Назовите классы углеводородов, вступающих в реакции полимеризации.

5.      Каков механизм реакций полимеризации?

Запись уравнений в тетрадь

(уравнения см в примерной записи конспекта урока)

Владение операциями устанавливать причинно-следственные связи

 

Закрепление

Дидатическая игра «Кто быстрее?» (химическая эстафета) Выполнение  цепочки превращений – каждый ряд получает задание, обучающиеся, сидящие за одной партой, пишут одно уравнение и передают листок с заданием на следующую парту (См. Приложение) 

Организация игры, проверка выполненных заданий

Запись уравнений в эстафетных листах

 

Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы; Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

 

Ученик может отслеживать действия партнера Обучающийся  может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми

 

Подведение итогов

 

-формулировка домашнего задания:

ü  Параграф 20;

ü  ТПО стр. 67, задание №11, 12

ü  Дистанционный курс «От метана до полимеров» Лекция II-2

-комментарий отметок и деятельности обучающихся на уроке

 

Запись домашнего задания, выставление отметок в дневник

Ребенок умеет слушать и слышать

 

Примерная запись конспекта урока (в тетрадях обучающихся)

16 ноября 2013 г

Химические свойства алкинов

СаС2 + 2Н2О ® С2Н2 + Са(ОН)2

I.      Реакции присоединения

1.                Гидрирование

                            Ni, t

СН º СН + 2Н2             СН3 – СН3

 Галогенирование

                                                           Br     Br

 


НС º СН + 2Br2             СН – С – Н     (1,1,2,2 – тетрабромэтан)

 


                                      Br     Br

Бромная вода обесцвечивается под действием алкинов. Качественная реакция на непредельные углеводороды.

2.               


Гидрогалогенирование (в несимметричных алкинах идет по правилу Марковникова):

 

3.               


Гидратация алкинов – реакция Кучерова

 


Для несимметричных алкинов идет по правилу Марковникова:

II.   Реакции окисления

1.                Мягкое окисление


        3СН º СН + 8 KMnO4 + 4 H2О ® 3НООС – СООН + 8 MnO2 + 8 КОН

                                                              щавелевая кислота

2.                Жесткое окисление


3.                


Горение (много копоти)

2Н2 + 5О2 ® 4СО2 + 2Н2О

 

III.                        Реакции замещения

ЭО (Сsp) > ЭО (Сsp2) > ЭО (Сsp3)

                  НС º СН + [Ag(NН3)2]OH  ®      Ag – C º CH¯ + 2 NH+ H2O

                                                                              белый

                                                                   моноацетиленид серебра

                 НС º СН + 2[Ag(NН3)2]OH  ®      AgC º CAg¯ + 4 NH+ 2H2O

                                   белый

                                                                     ацетиленид серебра

                 R - С º С - Н + NaNH2  ® R - С º С - Na ¯ + NH3­

                                         амид натрия   желтый   

                                                               алкилацетиленид

                                                                     натрия

IV.                       Реакции полимеризации

1.                Димеризация ацетилена


2.               


Тримеризация ацетилена

3.                Полимеризация


 

 

 

 

 

 

Приложения

   Изображение №1

Скрин-шот со страницы регистрации (зеленый цвет означает присутствие ученика в классе)

 Изображение №2

Проверка домашнего задания

 

 

  Изображение №3

Работа у экрана с проекцией, полученной с помощью документ-камеры «Ken-a-vision»

  Изображение №4

Запись реакций бромирования на интерактивной доске (по заготовленному шаблону)

 

 Изображение № 5

Ответы на вопросы теста с помощью пультов системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass

 

   Изображение №6

Установка для проведения демонстрационного эксперимента

Карта для проведения дидактической игры «Химическая эстафета»

 

Определите вещество Г, зашифрованное в схеме:

 

                                                

 

                                                      + КОН(спирт.)                 + 1 моль Аg2O            + ClCH2CH3                   +H2O, Hg2+                                                                                                                                                                          

                                                             избыток

   2,2- дихлорпропан                     А                      Б                      В                        Г

                                          1                        2                     3                         4

 

1.   _________________________________________________________________

 

2.___________________________________________________________________

 

3.___________________________________________________________________

 

4.___________________________________________________________________

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока химии в 10 классе "Химические свойства алкинов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 10 химико-биологическом классе. Предлагаемый  урок – третий при изучении темы Алкины», он следует после изучения вопросов, затрагивающие гомологию, изомерию, номенклатуру, способы получения и строение алкинов, способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу и самооценке, формированию общеучебных умений.

   При проведении урока предполагается использование частично-поисковых, исследовательских методов, а также метода постановки проблемных вопросов. Содержание предлагаемого урока способствует диалектико-материалистическому воспитанию обучающихся: зная причину (строение), можно вывести следствие (химические свойства).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 839
    • DOCX 1.2 мбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ким Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ким Елена Петровна
    Ким Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7293
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе