Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка урока электротехники "Электронные лампы" (2 курс)

Методическая разработка урока электротехники "Электронные лампы" (2 курс)

Скачать материал

Методическая разработка урока по электротехнике

 

Тема урока: «Электронные лампы»

1 курс

 

Цели урока:

а) обучающие: сформировать комплекс знаний об устройстве, принципе действия и свойствах электронных ламп.

б) развивающие: развитие речи, памяти, внимания, умения работать с учебной литературой, умения выделять главное.

в) воспитательные: формировать умение применять теоретические знания на практике, в частности, по образцу определять тип лампы.

Тип урока:

а) по способу проведения – комбинированный;

б) по дидактической цели – урок изучения нового материала.

Методы обучения:

а) словесные: доклад, беседа;

б) наглядные: плакат, рисунки, наборы ламп, таблица.

в) логические: сравнение, выделение главного.

г) методы организации мыслительных операций: объяснение, тренировка.

 

План урока.

 

1. Оргмомент. Постановка цели урока.

2. История развития вакуумных ламп – сообщение учащегося.

3.Повторение теории явления, лежащего в основе принципа действия электровакуумных приборов – фронтальный опрос.

4. Изучение нового материала: изучение устройства, свойств, принципа действия электронных ламп (самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и заполнение таблицы).

5. Самостоятельная работа по определению типа ламп с использование плаката «Маркировка электронных ламп».

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Оборудование: Презентация «Электронные лампы»

                            наборы вакуумных ламп;

                            учебники по электротехнике;

                            компьютер

                            мультимедийный проектор

                            экран.

 

Ход урока.

 

Преподаватель: Электроника представляет собой область физики и техники. Она изучает вопросы устройства, действия и применения на практике различных электронных приборов и аппаратов. Электронные приборы и аппараты широко применяются для осуществления связи, получения, обработки и передачи  информации, регулирования различных процессов и автоматического управления ими. Электроника тесно связана с электротехникой и радиотехникой. Одним из элементов электронных аппаратов и являются электронные лампы.

               Цель сегодняшнего урока: познакомиться с различными типами электронных ламп, их устройством, свойствами, принципом действия и применением. Но прежде, чем перейти непосредственно к этому, давайте познакомимся с некоторыми историческими фактами в этой области.

Сообщение 1-го учащегося: Огромное значение для развития радиотехники имело появление на рубеже IXXX веков электронных ламп. С их изобретение связано и появление новой отрасли науки и техники – электроники, которая занимается разработкой, производством и применением электронных приборов. А началось всё с «эффекта Эдисона», обнаруженного в 1883 году. Эдисон обнаружил, что стеклянная колба вакуумной лампочки накаливания темнеет из-за распыления материала нити. Оказалось, что причиной этого является испускание электронов раскалённой нитью лампочки, получившее название термоэлектронной эмиссии. Вначале Эдисон не предвидел возможности практического использования этого явления и ограничился лишь публикацией в конце 1884 года небольшой заметки «Явление в лампочке Эдисона». А подлинное значение этого явления обнаружилось позже.

Сообщение 2-го учащегося: В 1904 году английский учёный Флеминг изобрёл вакуумный диод и применил его в качестве преобразователя частот электромагнитных колебаний в радиотелеграфных приёмниках. В 1906 году американский конструктор Ли де Форест создал трёхэлектродную вакуумную лампу – триод,  которую можно было использовать не только в качестве детектора, но и усилителя слабых электрических колебаний. Однако первые приборы Фореста и других изобретателей были несовершенны и имели слабый коэффициент усиления. Необходимы были дополнительные изыскания, чтобы превратить триод в настоящий усилитель.

Сообщение 3-го учащегося: Этим новым устройством была регенеративная схема американского радиотехника Армстронга, которая была быстро принята промышленностью. В 1915 году между Нью-Йорком и Сан-Франциско была установлена трансконтинентальная телефонная связь с применением регенеративных ретрансляторов. В том же году с их помощью успешно прошёл эксперимент по передаче сигналов из США во Францию. В 1913 году был построен первый ламповый радиопередатчик – передатчик Мейснера, передающий как телефонные, так и телеграфные сигналы.

Сообщение 4-го учащегося: В разработке приёмно-усилительных и генераторных ламп значительная роль принадлежит русскому физику Папалекси, который заложил основы теории преобразовательных схем в электронике.  В 1915 году американский физик Лангмюр сконструировал лампу кенотрон, применяемую в качестве выпрямителя в источниках питания. С этого времени радиоэлектроника начала стремительно развиваться. Первые образцы отечественных радиоламп разрабатывались под руководством Папалекси. А начиная с 1916 года в Нижнем Новгороде под руководством Бонч-Бруевича в Нижегородской  радиолаборатории  было налажено собственное производство электронных ламп.

Преподаватель: Спасибо за интересные сообщения. В основе принципа действия всех электронных ламп лежит одно явление. Как оно называется?

Учащийся: Это явление называется термоэлектронной эмиссией.

Преподаватель: Что называют термоэлектронной эмиссией?

Учащийся: Термоэлектронной эмиссией называется испарение электронов с поверхности нагретого металла.

Преподаватель: А почему используется именно это явление в устройстве и работе электровакуумных электронных ламп?

Учащийся: В этих лампах создаётся вакуум, а как известно, в вакууме свободных заряженных частиц нет и поэтому их создают искусственно, используя явление термоэлектронной эмиссии.

Преподаватель: Как называется помещённый в вакуум проводник, способный излучать со своей поверхности электроны и обладающий отрицательным зарядом?

Учащийся: Такой проводник называется катодом.

Преподаватель: А что такое анод?

Учащийся: Анодом называют помещённый в вакуум проводник, способный принимать электроны и обладающий положительным зарядом.

Преподаватель: Мы вспомнили кратко теорию, необходимую нам сегодня для изучения вопроса об устройстве, свойствах и применении различных типов электронных ламп. Переходим непосредственно к теме урока. Работать вы будете самостоятельно по группам. Каждая группа изучает один тип ламп. 1 группа  - знакомится с диодом, 2 группа – вы изучаете триод, 3 группа – рассматривает тетрод, 4 группа – пентод. предложенную вам лампу вы изучаете по схеме, указанной в таблице. Затем по истечении указанного времени (10 минут) свою информацию вы выписываете на доску.

Типы электронных ламп.

 

Название лампы

Условное обозначение

Основные элементы

Свойства лампы

Применение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Для  работы по заполнению таблицы применяете литературу, находящуюся у вас на столах. Задание понятно? Есть ли вопросы? Если всё понятно, начинайте работу.

(обучающиеся в течение 10 минут работают с литературой и заполняют таблицу)

Преподаватель: Время истекло, и теперь от каждой группы приглашается один представитель, который и заполнит таблицу.

 

Типы электронных ламп.

 

Название лампы

Условное обозначение

Основные элементы

Свойства лампы

Применение

диод

 

А- анод

К – катод

Н.Н. – нить накала

 

1.Односторонняя проводимость

Для выпрямления и детектирования

триод

А- анод

К – катод

С- управляющая сетка

Н.Н. – нить накала

1.Односторонняя проводимость;

2. изменение  анодного тока в зависимости от потенциала на сетке;

3. усиление колебаний низких частот.

В усилителях низкой частоты,  для детектирования колебаний высокой частоты.

тетрод

 

А- анод

К – катод

С1-управляющая сетка

С2 – экранирующая сетка

1. большая усилительная способность;

2.усиление колебаний высоких частот;

3.динатронный эффект;

4. низкий КПД

Усиление мощности и напряжения низкой и высокой частоты

пентод

img177

А- анод

К – катод

С1-управляющая сетка

С2 – экранирующая сетка

С3- защитная сетка

1. большой коэффициент усиления;

2. высокий КПД

Для усиления и генерирования; модулирования и детектирования, для преобразования частот.

 

Преподаватель: Кроме того, что мы рассмотрели сегодня на уроке, каждый тип лампы характеризуется своими параметрами и характеристиками. Об этом – разговор на последующих уроках. Кроме того, вы будете выполнять лабораторные работы по снятию характеристик диодов и триодов. А с применением электронных ламп в качестве выпрямителей и  усилителей вы будете знакомиться на уроках радиотехники и радиооборудования.

               Переходим к последнему этапу урока. В настоящее время в технике практически не применяются диоды и триода в «чистом» виде. Используются так называемые комбинированные лампы, в баллоне которых размещается несколько ламп, например, двойные диоды, двойные триоды, диод - триоды и т.п. Посмотрите на экран. Перед вами условное обозначение двойного диода.

 

( на экране изображения комбинированных

ламп различных типов)

Преподаватель: А теперь вы на практике познакомитесь с различными типами ламп, т.е. узнаете их «в лицо». У вас на столах находятся несколько ламп. Но как определить, какая из них какая? Для этого надо посмотреть марку лампы, указанную на ней. Каждая лампа обозначается условно совокупностью цифр и букв. Что означают цифры и буквы, указанные на лампе? Посмотрите на плакат. Используя его, вы можете без особого труда определить тип лампы. Пожалуйста, используя данный плакат, определите тип ламп, находящихся у вас.

 

(учащиеся определяют тип ламп, находящихся на их столах)

 

Преподаватель: Вот и подошёл к концу урок. Но знакомство и изучение электронных ламп на этом не закончилось. Впереди ещё и уроки радиотехники и радиооборудования. Удачи вам! До свидания!

 

 

 

Литература для изучения типов ламп.

 

 Диод.

1. Кабардин. Справочник.

2. Попов. Теоретическая электротехника.

3. Константинов В.П. Судовой радист речного флота.

4. Справочник молодого радиста.

5. Справочник по электронике для молодого рабочего.

Триод.

1. Справочник начинающего радиолюбителя.

2. Соломин, Сухов. Электротехника и радиосвязь.

3. Константинов В.П. Судовой радист речного флота.

4. Фролов В.В. Язык радиосхем.

5. Справочник по электронике для молодого рабочего.

Тетрод.

1. Китаев, Шляпинтох. Электротехника с основами промышленной электроники.

2. Верёвкин. Основы электронной и полупроводниковой техники.

3. Константинов В.П. Судовой радист речного флота.

4. Словарь радиолюбителя.

5. Власов В.Г., Свечников В.Г. Основы радиотехники и электронавигационные приборы.

Пентод.

1. Кубаркин. Рассказ о радиоэлектронике.

2. Смирнов. Основы электроники и техники связи.

3. Константинов В.П. Судовой радист речного флота.

4. Кромин Г.С., Катков Е.А. Основы радиолокационной техники.

5. Айзинов М.М., Положинцев В.А. Радиотехника и радионавигационные приборы.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока электротехники "Электронные лампы" (2 курс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Электронные лампы" проводится по дисциплине "Основы электротехники и электроники" для обучающихся по профессии "Моторист, рулевой". В рамках урока ребята знакомятся с различными типами электронных ламп, а также с историей их появления, принципом работы, маркировкой, причём, большую часть материала они изучают самостоятельно. Также некоторым ребятам было дано задание - рассказать о истории появления электронных ламп.

В ходе урока демонстрировались видео-ролики "Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод" и "Триод SV572". В ходе урока учащимся было предложено заполнить таблицу "Типы электронных ламп"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1968
  • 120
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 562
    • DOCX 96 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Светлана Давыдовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Светлана Давыдовна
    Волкова Светлана Давыдовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 28548
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции