Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Биология / Методическая разработка урока биологии "Происхождение человека" 10 класс

Методическая разработка урока биологии "Происхождение человека" 10 класс

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева













ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА





Методическая разработка урока по биологии

для учащихся 10 профильного

химико-биологического и социально-экономического

класса








г. Чухлома, Костромская обл.

2014 г.





Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока в профильных (химико-биологических и соцально -экономических) классах на старшей ступени обучения при изучении и закреплении темы «Антропогенез». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы из ЕГЭ по предметам биология и обществознание.














Методическая разработка урока на тему: «Происхождение человека».

Авторы - составители: Чернова С.Ю., учитель биологии второй квалификационной категории; Николаева И.В., учитель обществознания высшей категории; 2014 г.











Содержание


1.Введение

2.Основная часть

3. Заключение

4.Список использованных источников

5. Приложение





Введение


На определенном этапе развития нашей планеты возникли живые организмы. В результате взаимодействия эволюционных процессов, наследственной изменчивости и естественного отбора появилось огромное разнообразие биологических форм, среди которых имеются чрезвычайно высокоразвитые формы жизни, такие как организм человека.

Становление и развитие в биосфере вида Человек разумный имеет свою историю и обусловлено как биологическими факторами (предмет изучения биологии), так и социальными (предмет изучения обществознания). Тема «Антропогенез» на ЕГЭ по биологии рассматривается в вопросах уровня В ( В8) и уровня С (С4) на ЕГЭ по обществознанию рассматривается в вопросах уровня С (С3).


Основная часть


Характеристика темы:


В курсе предмета биология, на старшей ступени обучения, тема антропогенез рассматривается в рамках изучения Популяционно-видового уровня жизни. На данном уроке закрепляются и углубляются имеющиеся знания учащихся об особенностях и этапах происхождения уникального вида на Земле – Человек разумный. Урок интегрированный (биология и обществознание). Лучшей формой проведения урока по данной теме будет групповая работа учащихся в сочетании с элементами индивидуальной деятельности. Данный урок композиционно делится на две части, первая из которых посвящена проблеме: человек — существо биологическое, вторая: человек — существо социальное.


Тема урока: Происхождение человека


Тип урока: урок – углубления и совершенствования знаний, умений и навыков


Вид урока: урок – исследование


Цель методическая:


Создать условия для выявления происхождения человека, особенностей организма человека, связанных с прямохождением, для выявления движущих сил и этапов эволюции человека; развивать понятия «антропогенез», определить место человека как вида в системе органического мира; развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор школьников, осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.


Цель образования:


1) обучения: сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных;
2) развития: изучить принципиальное сходство человеческого организма и организма животных, показать, в чём качественное отличие человека от животных;
3) Воспитания: научить делать выводы на основании сравнений.


Материально- техническое обеспечение урока:


1.таблицы: «Доказательства родства с человекообразными обезьянами», «Этапы происхождения человека»

2.модели палеонтологических находок «Происхождение человека»

3.учебные пособия по биологии и обществознанию,

4.тексты для работ в группах, тексты проблемных ситуаций, «заповеди», для работающих в группе, карточки с фразами об обществе,

5.учебники биологии

6. проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

интегрированный (биология и обществознание).




Цель урока: Закрепление знаний “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.

Задачи урока: 1)Формирование научных взглядов о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать критико-следственные связи при изучении антропогенеза.

Эпиграф урока: Мне необходимо разобраться самому!

А чтобы разобраться самому, надо думать сообща.


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы обучения

Результат

Организационный

Дает учащимся психологическую установку на урок; призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы. Я желаю вам хорошего настроения

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.


Готовность класса к уроку. Положительный эмоциональный настрой учителя и учащихся

Целеполагание и мотивация.


Вадим Шефнер ПЕРВЫЙ МОСТ

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.


На берегу другом - добыча,-

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.


И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.


И вдруг - голодный, низколобый -

Он встал, упорен и высок.

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.


И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнилье!-

Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.


И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой -

Уже не лапой, а рукой.


Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Тема урока «Происхождение человека»

А вы встречались с этим понятием? А как человек появился на Земле?


Что вам известно по теме урока? Чего мы не знаем?


Отсюда, какую цель мы поставим?


Итак: над, чем нам необходимо работать на уроке?




Гипотеза: человек произошел от обезьяны или от человекообразной обезьяны.


Какой план работы? какие вопросы нам необходимо рассмотреть в течение урока? Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?


Доказать или опровергнуть происхождение человека от человекообразных обезьян.


В конце урока мы должны научиться объяснять происхождение человека в процессе эволюции


А зачем нам это необходимо знать? Где мы будем использовать наши знания?




Заслушивают стихотворение































Ответы учащихся:

Как человек появился на Земле


Тема урока« Происхождение человека»



Гипотезы и теории

происхождения Человека разумного

- эволюционная

- божественная

- эволюция в воде

- пришельцы из космоса.


Выяснить: «Кто является предком человека?» « Под влиянием каких факторов произошло возникновение вида Человек разумный?

Выдвигают гипотезу о том что человек вероятнее всего произошел от обезьяны.





1.Сходство и различия человека с представителями животного мира.

2.Систематическое положение и доказательства.

3.Этапы становления вида.

4.Факторы (причины) эволюции







Диалог

Анализ

Формулировка темы и целей урока в действиях учащихся.


















































Заполнение таблицы в рабочем листке







Актуализация знаний

Кто создал первую искусственную систему животных и растений?



Где К.Линней поместил человека в своей систематике?


Кто первым писал о происхождении человека от человекообразных обезьян? (Презентация слайд №1)

Какие доказательства происхождения человека от животных Дарвин считал наиболее важными? Почему?

Человек и человекообразные обезьяны относятся к классу Млекопитающие, перечислите не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих?




Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян.





Первую искусственную систему животных и растений создал Карл Линней.



К.Линней предположил, что человек относится к отряду Приматы.


Ч. Дарвин «Происхождение видов»







1.сходство строения и систем органов (диафрагма, теплокровность , 4-х камерное сердце)

2.наличие волосяного покрова.

3.развитие зародыша в матке, вскармливание детенышей молоком и забота о потомстве.




1.забота о потомстве,

2.сходно выражение эмоций, 3.расположение лобных пазух, 4.строение верхней и нижней конечности.

Беседа












Анализ информации представленной на слайде презентации






Анализ информации представленной

на таблице-плакате

(на доске)

Определяют систематическое положение Человека разумного как вида







Заполнение рабочих листов











Заполнение рабочих листов

Формирование знаний

Задание 1 ГРУППА№1

Укажите различия в строении человека и человекообразных обезьян. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.







Задание №2 ГРУППА№2

Какие ароморфозные изменения произошли у предков человека в их строении в процессе длительной эволюции? Приведите не менее 3-х изменений



Задание №3 ГРУППА№3

Перечислите этапы становления человека как вида, расставив гипсовые модели в соответствующем порядке




Задание №4 ГРУППА№4

Какое значение имело в последующей эволюции человекообразных обезьян разделение функций между верхними и нижними конечностями, сложившимися у них при жизни на деревьях?







Какие биологические изменения произошли в процессе антропогенеза? В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира?
В чем заключается решительный шаг на пути очеловечивания обезьяны?

Ответы учащихся:

1.преобладание мозгового отдела над лицевым.

2. уменьшение челюстного аппарата.

3.наличие подбородочного выступа на нижней челюсти.

4.уменьшение надбровных дуг.

Под воздействием каких факторов увеличился головной мозг?

Изменился рацион питания: роль животной пищи, питание пресноводной рыбой, моллюсками, питание подземными частями растений, богатыми крахмалом

Ответы учащихся

1.увеличение объема мозга и мозгового отдела черепа.

2 хождение на 2-х ногах, прямохождение и соответствующие изменения в скелете.

3.Освобождение и развитие руки противопоставление большого пальца

4.Редукция волосяного покрова.

Ответы учащихся:

1.протоантропы (предлюди)

2.архантропы (древнейшие люди)

3.палеоатнропы (древние люди)

4.неоантропы (новые люди)




Ответы учащихся:

Наши предки были вынуждены ходить на двух ногах, т.к. передние конечности у них были заняты ношением беспомощных детенышей. Предкам гоминид, обитавших на открытых пространствах, приходилось перемещаться далеко и быстро.

Редукция волосяного покрова: под действием жаркого климата Африки, с целью защиты от высокой температуры и сухости окружающей среды, кожа увлажняется и редуцируется волосяной покров. Это дает возможность охотиться в дневное время.

Ответы учащихся:

Мутации - материал для естественного отбора. Естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов и образованию новых видов.


Опровержение выдвинутой в начале урока гипотезы, учащиеся формулируют вывод:

«у человека и человекообразных обезьян был общий предок - дриопитеки»

Работа в группах в течение (5-7 мин) с последующим обсуждением результатов исследования.

Группа №1

работа с моделями черепных коробок

группа№2

работа с гипсовыми моделями





группа№3

работа с гипсовыми моделями предков человека




группа №4 работа с гипсовыми моделями конечностей




беседа

Заполнение рабочих листов







Заполнение таблицы




Заполнение таблицы







Заполнение рабочих листов








Заполнение рабочих листов













Подведение итогов1: биологические изменения

в процессе эволюции человека

Обобщение и первичное закрепление знаний

Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

1. (С-9) «Человек – разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо» Аристотель.

Какова основная идея высказывания?

Что лежит в основе антропогенеза? Составим логическую схему социального изменения человека.


2. (В-7) Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи


3. (В-7) Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению


4. (C-7) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)


5. (C-7) Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?




Ответы

C-7. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искус ственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Пояснение.

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.


C-7. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


1) объяснение мысли психолога, например: способности обуславливают успешность человека в определённом виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности. Может быть приведено иное объяснение мысли психолога.

2) предположение, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей. Может быть высказано иное предположение.

3) ответ на вопрос, например: современные учёные полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны — природные задатки являются основой развития способностей, но определяющими являются всё же со­циальные факторы. Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.


C-7. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

Примеры.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.




беседа

Составление логической схемы

Подведение итогов

6. Итоговое задание. Заполнить таблицу.


Отличия человека от животного


Человек

Животное

Анатомические особенности



Мышление и речь



Деятельность



Отношение к природе



Орудия труда



Потребности



Семья




Отличия человека от животного


Человек

Животное

Анатомические особенности

Прямохождение, развиты верхние и нижние конечности, периферическое зрение

Изогнутый скелет, конечности сформированы не полностью…

Мышление и речь

Обладает мышлением и членораздельной речью

Существование направляется инстинктами

Деятельность

Может осуществлять сознательную, целенаправленную, творческую деятельность

Все действия изначально запрограммированы

Отношение к природе

Преобразует окружающий мир, создаёт материальные и духовные блага

Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения в своей жизни

Орудия труда

Может изготавливать и использовать орудия труда

Могут использовать подручные предметы. Не изготавливают орудия труда

Потребности

Удовлетворяют материальные и духовные потребности

Воспроизводят только биологическую сущность

Семья

Защита потомства, воспитание, но возможно сознательное уклонение от этого.

Забота о потомстве, защита



Домашнее задание, инструктаж






Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

В чем испытывали затруднения? Как преодолеть возникшие проблемы? Что помогло выйти из затруднения?


























Интегрированный урок по биологии и обществознанию
10 класс (химико-биологический и социально-экономический профили)

ТЕМА_______________________________________________

Цель_______________________________________________

Гипотеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто вперые создал искусственную систематику животных и растений? Где поместил человека в своей систематике?_________________________________________________________________

Кто впервые писал о происхождении человека от человекообразных обезьян?________________

___________________________________________________________________________________

Приведите не менее 3-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающие:

1)_________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________

Приведите признаки сходства человека с человекообразными обезьянами:

1)_____________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________________

1ГРУППА Установите хронологичекую последовательность антропогенеза

А)новые люди Г)австралопитеки

Б)древнейшие люди Д)древнейшие люди

В)дриопитеки






Какие ароморфозные изменения произошли у древних предков человека в их стоении в процессе длительной эволюции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________hello_html_5c869f92.gif_________


2ГРУППАЧем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее 4-х отличий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 ГРУППА Сравните челюсть человекообразной обезьяны и человека. Как изменяется челюсть? С чем связаны эти изменения? К чему привели эти изменения?

1)_____________________________________________________________________________________2)_____________________________________________________________________________________3)_____________________________________________________________________________________4)_____________________________________________________________________________________

4ГРУППА Сравните строение конечности человекообразных обезьян и человека.Как изменяется стопа? Счем это связано? Какие изменения приисходят в строении верхней конечности (руки)?какие возможности открываются перед человеком в сязи с эими изменениями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД ( подтвердждение или опровержение гипотезы):______________________________________

_______________________________________________________________________________________

АНТРОПОГЕНЕЗ- это__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СОЦИОГЕНЕЗ-это_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________














15


  • Биология
Описание:

      Методическая разработка урока по биологии на тему:  «Происхождение человека» для учащихся 10 профильного  химико-биологического и социально-экономического класса.  Данная разработка посвящена методике организации и проведения урока в профильных (химико-биологических и соцально -экономических)  классах на старшей ступени обучения при изучении  и закреплении темы «Антропогенез». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы из ЕГЭ по предметам биология и обществознание. Вопросы по данной теме  на ЕГЭ по биологии рассматривается в вопросах уровня В ( В8) и уровня С (С4) на ЕГЭ по обществознанию рассматривается в вопросах уровня С (С3).

Автор Чернова Светлана Юрьевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3293
Номер материала 4819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: