Выбранный для просмотра документ БУКЕТ.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ВЕНОК СОНЕТОВ 2.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Вступление.Слово учителя.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ИМЕЮЩИЙ В РУКАХ ЦВЕТЫ.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ КАКТУСЫ.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Лирический букет В_А_ Солоухина.pptx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лирический букет Солоухина
Презентацию выполнила
Мелешко Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 43» г. Владимира
Номинация:
Произведения В.А.Солоухина на уроках русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы
Владимирские чтения «Взошедший на вершину»
К 90-летию со дня рождения В.А.Солоухина
На конкурс:
для учащихся 9 -10-х классов
Примечание*
2 слайд
Прошу внимания…
Организационный момент:
3 слайд
Солоухин Владимир Алексеевич
Владимирский
поэт, прозаик
(1924 – 1997)
4 слайд
Формулируем тему урока:
Лирический букет Солоухина
получить представление о жизни и творчестве Владимира Алексеевича Солоухина;
Цели и задачи:
познакомиться с его произведениями, раскрывающими образ цветов;
выявить смысловую роль образа цветов в лирических стихотворениях поэта;
обозначить художественные жанрово-композиционные, стилистически-языковые особенности поэзии Солоухина;
развивать умение интерпретировать лирический текст и определять авторскую позицию;
развивать чувство «прекрасного»;
получить эстетическое наслаждение от соприкосновения с образцами отечественной поэзии.
5 слайд
Биографическая справка
6 слайд
Владимир Солоухин родился в июне 1924 года в селе Алепино Собинского района Владимирской области. Он стал десятым ребенком в зажиточной крестьянской семье (родственникам матери Владимира принадлежала мельница).
«Я должен сказать, что мои первые семь лет были счастливейшими годами жизни. Вокруг меня была российская, доколхозная еще деревня (впоследствии разоренная и уничтоженная), с яблонями и пасеками, с частными лошадьми, со скрипом телег, с колокольным звоном, с праздниками и сенокосами, со светлой речкой Ворщей, с грибными перелесками, с васильками во ржи», - вспоминал Владимир Солоухин.
7 слайд
Интерес к литературе с раннего возраста Владимиру прививает мать Степанида Ивановна — энергичная сильная женщина, сумевшая дать возможность всем своим детям получить высшее образование. Так же в детстве с Владимиром много занимается сестра Екатерина.
Закончив начальную школу в родном Алепино и семилетку в соседнем селе Чекрутино, Владимир в 1938-1942 гг. в Мальцевском училище получает специальность механика-инструменталиста, параллельно публикуя свои стихи в газете «Призыв». В 1942 году после призыва в армию он служит в войсках особого назначения, охранявших Кремль, и активно посещает различные литературные кружки.
Его стихи были замечены, и в 1946 г., после публикации стихотворения «Дождь в степи» в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, Владимир Солоухин принимает решение поступить в Литературный институт имени М.Горького, окончив его в 1951 году, он получает работу корреспондента в журнале «Огонек». В 1964 – 1981 гг. был членом редколлегии журнала "Молодая гвардия«, в последние годы жизни -журнала «Наш современник». Владимир много ездит по по стране и за рубежом, пишет стихи и очерки, повести и рассказы, много публикуется.
8 слайд
Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя, для восстановления которого Солоухин как общественный деятель (он был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е — одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя) приложил немало усилий. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.
9 слайд
Краткая характеристика творчества В.А.Солоухина
10 слайд
.
Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры поэмы, романа, киносценария и др.
Его произведения посвящены теме Родины, ее исторического прошлого и настоящего, теме человека и природы.
11 слайд
В автобиографическом романе «Мать-мачеха» (1964) прослеживается трудный процесс вживания в городской мир героя - деревенского парня, решившего посвятить свою жизнь писательскому ремеслу.
Особое место в его творчестве отведено теме русской деревни». В 1956 году Солоухин осуществляет свою мечту — пройти пешком по родному краю. За 40 дней Владимир вместе со своей женой прошли 680 километров. Написанные на основе реальных впечатлений, лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) отразили культуру русского быта, её удивительную красоту и мудрость и принесли Солоухину широкую известность.
12 слайд
В своих произведениях Солоухин высказывается как патриот, указывает на необходимость сохранения и восстановления национальных традиций, размышляет об искусстве. В своих произведениях Солоухин высказывается как патриот, указывает на необходимость сохранения и восстановления национальных традиций, размышляет об искусстве. В книгах очерков «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве Солоухиным поднимает острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Тема «уважения к преданию» стала основой книги «Время собирать камни» (1980).
13 слайд
Критика отмечает в произведениях Солоухина «тонкую прелесть образа», особенно в стихах.
Владимир Солоухин — автор стихотворных книг, таких как:
«Дождь в степи» (1953),
«Разрыв-трава» (1956),
«Журавлиха» (1959),
«Колодец» (1959),
«Как выпить солнце» (1961),
«Жить на земле» (1965),
«Аргумент» (1972) и др.,
Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. Известные стихи Солоухина, такие как «Благодарствуйте, сударыня», «Захотелось быть», «Мужчины», «Сыплет небо порошею», «Чета белеющих берёз», «Синие озёра», "Волки", положены на музыку.
Солоухин — лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького.
14 слайд
Погружаемся в тему…
ЦВЕТЫ – СКВОЗНОЙ ОБРАЗ
в творчестве
В.А. СОЛОУХИНА.
Сквозной – тот образ (мысль, идея), который волнует художника слова, и потому проходит через многие его произведения, воплощаясь в каком-то словесном выражении. Повторяясь в различных контекстах, обрастая дополнительными оттенками смысла, вбирает в себя огромное "подтекстовое" содержание и существует уже как бы "над текстом", связывая в памяти читателей различные произведения одного и того же или разных авторов, направлений, эпох.
15 слайд
В 1962 году выходит сборник стихов Солоухина под названием «Имеющий в руках цветы». Книгу "Имеющий в руках цветы" составили избранные стихотворения из сборников поэта разных лет, а также поэмы "Сказка о мертвом камне" и «Черный омут».
Философия книги проста и в то же время значительна. Рисуя мир, щедрый, полнокровный, показывая, как человек украшает своим трудом землю, автор утверждает могущество жизни и необходимость защищать ее, бороться за мир и счастье людей.
Как вы считаете, случайно ли такое название?
Что можно сказать о человеке с цветами в руках?
Какими качествами он обладает?
16 слайд
«Имеющий
в руках
цветы»
Читаем текст
(1962)
17 слайд
Совпали ваши предположения с авторской позицией?
Каким показывает нам поэт своего «заглавного» героя?
В каких строчках стихотворения заключается идея?
К какому стихотворному жанру близко по своим художественным
признакам это стихотворение Солоухина? Как эти жанровые
особенности помогают автору воплотить свою идею?
18 слайд
Дайте свою интерпретацию стихотворения
Интерпретация –
объяснение, перевод на более понятный язык.
Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа.
Стихотворение по жанру очень похоже на балладу, хотя автор на это не указал. Оно имеет сюжет, который сначала нагнетает негативные эмоции и держит читателя в постоянном напряжении.
Но вот кульминация быстро сменяется развязкой,
и финал оказывается счастливым, позволяя теперь бросить иронический взгляд на все предшествующие подозрения. Тем ярче утверждается авторская позиция:
Имеющий в руках цветы
Плохого совершить не может.
19 слайд
«Венок сонетов»
Как вы считаете, почему поэт так уверен в своей правоте? Разве «Имеющий в руках цветы Плохого совершить не может»?
Попробуем найти ответ
Почему отношение к ЦВЕТАМ для Солоухина стало критерием нравственности человека? Что такое для поэта ЦВЕТОК?
На протяжении творческого пути Солоухин пробовал свои силы в разных лирических жанрах: от первого традиционного стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов.
Сонет - небольшое стихотворение, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший. Первенство в жанре относят к итальянскому поэту начала XIV века Франческо Петрарке. Венок сонетов - это архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, пятнадцать сонетов, которые объединены последним - магистралом, составленным из первых строчек всех предыдущих. Причем Венок заканчивается той же строкой, что и начинается. Потому и венок. Весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства. Не так уж много в литературе было тех, кто смог создать такое.
И среди них – Владимир Солоухин.
20 слайд
2. Вершина формы, строгой и чеканной -
Земной цветок: жасмин, тюльпан, горлец,
Кипрей и клевер, лилии и канны,
Сирень и роза, ландыш, наконец.
Любой цветок сорви среди поляны -
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна..
Как скудно мы общаемся с цветами.
Меж красотой и суетными нами
Лежит тупая жирная черта.
Но не считай цветенье их напрасным,
Мы к ним идем, пречистым и прекрасным,
Когда невыносима суета.
Какие художественные средства использовал поэт?
- Какие слова утверждают божественное происхождение цветов?
- Как взаимодействуют мир людей и мир цветов? Кто в ком и когда нуждается?
- Кто из них является для поэта идеалом? Каким он рисует другого?
- Кто герои этого сонета?
Составьте оценочный словесный ряд :
для героя –цветка и
для героя-человека
пречистым и прекрасным,
героя –цветка
Земной
Любой
Вершина формы -
Тончайшего искусства образец,
Ни одного малейшего изъяна.
красотой
Когда невыносима суета.
героя-человека.
суетными
считай цветенье их напрасным,
к ним идем,
«Венок сонетов»
- Какая идейная связь обнаруживается между прочитанными стихотворениями?
Как автор выражает идею идеала цветка через жанр сонета? Какая строка передаёт эту связь?
21 слайд
2-й сонет «Венка…» Солоухина утверждает цветок идеалом красоты мира, образцом тончайшего искусства, что не случайно усиливается выбранным автором жанром венка сонетов.
Однако именно этот божественный дар Творца Земле может спасти человека от душевной пустоты, когда его суетная жизнь становится совершенно невыносимой.
Но
в суете сует человек не замечает его «вершинной» формы, не ценит его чистоты и не видит в нём пользы.
Интерпретация стихотворения
Вот почему ЦВЕТОК для Солоухина стал мерилом нравственности человека .
К сожалению,
не все стремятся подняться над обыденностью мира и не каждый способен увидеть в нём «пречистое и прекрасное».
22 слайд
«Букет»
Читаем текст
РАБОТА В ГРУППАХ -
Тематика заданий :
1 группа – Выявление сюжетно-композиционных особенностей стихотворения.
2 группа – Анализ первой части стихотворения.
3 группа – Анализ второй части стихотворения.
4 группа – Анализ третьей части стихотворения.
5 группа – Выявление особенностей стихосложения.
6 группа – Художественная речь.
!
6-7 мин.
23 слайд
1 группа –
Выявление
сюжетно-композиционных особенностей стихотворения.
- Что можно сказать о сюжете стихотворения?
- О чём нам говорит первая фраза стихотворения?
Как композиционно можно разбить стихотворение на части, какое членение текста: построфное или смысловое - более целесообразно для раскрытия идеи стихотворения?
Проследите развитие лирического сюжета, эмоционального содержания, которое связано с переживаниями лирического героя.
24 слайд
Заполните таблицу:
Одинаковость
цветов
Разнообразие цветов
Разнообразие цветов и трав
Предрасполагает к комфортности:
«Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан».
Делает букет нарядным, интересным, праздничным.
«… разных цветов сочетанье
…Может сделаться праздником летних полуденных красок,
Может сделаться радостью».
«Постепенно я понял,
Что разных цветов сочетанье…
Может сделаться праздником…
Может сделаться радостью».
«Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,
Как ему не хватало
Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля».
Включение в букет трав подчеркнуло красоту цветов:
«…мощная сочность крапивы
Озарила цветы.
А ее грубоватая сила
Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,
Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,
Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».
«Так впервые я создал
Настоящий,
Правдивый букет».
25 слайд
2 группа –
Анализ первой части стихотворения.
- По какому принципу герой собирал цветы вначале? Что для него было главным в букете?
- Как герой, вспоминая, как он собирал букет, теперь, с высоты своего опыта оценивает свои первоначальные попытки создать букет?
26 слайд
3 группа –
Анализ второй части стихотворения.
К каким выводам пришёл герой в процессе собирания букета?
В чём изменился его подход в первый раз?
- Каким условиям должен отвечать сам собиратель букета, каким качеством он должен обладать?
- Какие растения герой принципиально обходил стороной? Почему?
- Зачем всё-таки герой сорвал траву-метелку и приставил к букету?
27 слайд
4 группа –
Анализ третьей части стихотворения.
- Как прореагировали все на присутствие в букете травы – «нелепой метелки»? Почему? Какое неожиданное открытие они сделали?
- Что понял про букет в этой ситуации герой, и как это отразилось на его подходе к отбору растений для букета? Какой критерий стал главным? Сопоставьте его с первоначальной позицией героя.
- Какую оценку даёт герой своему новому букету? Каково значение местоположения этой фразы в стихотворении?
- Как вы считаете, это стихотворение только о цветах? Или ещё о чём? Сформулируйте его идею.
28 слайд
Сорняк - это цветок, который никто не любит. (...)
Элла Уилер Уилкокс
Читаем текст
Можно ли использовать эти слова в качестве эпиграфа к сочинению по стихотворению В.Солоухина «Букет»? Обоснуйте свой ответ.
29 слайд
5 группа –
Выявление особенностей стихосложения.
* Является ли этот текст стихотворением, или это проза?
Ритм (гр. «соразмерность) – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Составь СХЕМУ:
Я их как собирал?
____________________________________
Колокольчик чтоб был к колокольчику,
____________________________________
Василек к васильку
____________________________________
И ромашка к ромашке была.
____________________________________
Мне казалось, что будет красивей букет,
____________________________________
Если только одни васильки,
____________________________________
Или только одни колокольчики,
____________________________________
Или только ромашки одни
____________________________________
Соберутся головка к головке.
____________________________________
Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.
____________________________________
СХЕМА:
Я их как собирал?
_ _ _ // _ _ _ (6 слогов)
Колокольчик чтоб был к колокольчику,
_ _ _ //_ _ _ //_ _ _// _ _ (11)
Василек к васильку
_ _ _ //_ _ _
И ромашка к ромашке была.
_ _ _ // _ _ _ // _ _ _ (6)
Мне казалось, что будет красивей букет,
_ _ _ //_ _ _ //_ _ _// _ _ _ (12)
Если только одни васильки,
_ _ _ // _ _ _ // _ _ _ (9)
Или только одни колокольчики,
_ _ _ // _ _ _ // _ _ (11)
Или только ромашки одни
_ _ _ // _ _ _ // _ _ _ (9)
Соберутся головка к головке.
_ _ _ // _ _ _ // _ (10)
Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.
_ _ _ // _ _ _ // _ _ _ //_ _ _ // _ _ _ // (15)
Этот текст является стихотворением, так как в нём есть ритм, это белый стих - анапест.
30 слайд
Я их как собирал?
Колокольчик чтоб был к колокольчику,
Василек к васильку
И ромашка к ромашке была.
Мне казалось, что будет красивей букет,
Если только одни васильки,
Или только одни колокольчики,
Или только ромашки одни
Соберутся головка к головке.
Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.
Постепенно я понял,
Что разных цветов сочетанье
(Ярко-желтого с белым,
Василькового с белым и желтым,
Голубого с лиловым,
Лилового с чуть розоватым)
Может сделаться праздником летних полуденных красок,
Может сделаться радостью. Надо немного условий:
Просто капельку вкуса
Или, может быть, капельку зренья —
И букет обеспечен. Хватает в июне цветов!
Так я их собирал. Но
(Во всем виновата незрелость)
Я наивно считал,
Что простые, невзрачные травы
(Это кажется нам, будто травы бывают невзрачны)
Недостойны приблизиться
К чистым, отборным и ясным,
Собираемым мною в букет, удостоенным чести цветам.
Обходил я пырей,
Обходил я глухую крапиву,
«Лисий хвост» обходил, и овсюг, и осот полевой,
И пушицу,
И колючий,
Полыхающий пламенем ярым,
Безобразный, бездарный татарник.
Им, конечно, хотелось. А я говорил с укоризной:
«Ну, куда вы?
Вот ты, щавеля лопоухого стебель,
Полюбуйсь на себя, ну куда ты годишься?
Разве сор подметать?
Ну, допустим, тебя я сорву...»
И затем,
Чтоб совсем уж растение это унизить,
Я сорвал
И приставил метельчатый стебель к букету,
Чтобы вместе со мной все цветы на лугу посмеялись
Сочетанью ужасному розовой «раковой шейки»
И нелепой метелки.
Но...
Не смеялся никто.
Даже больше того (что цветы!), я и сам не смеялся.
Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,
Как ему не хватало
Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля.
Я крапиву сорвал,
Я приставил к букету крапиву!
И — о чудо!— зеленая, мощная сочность крапивы
Озарила цветы.
А ее грубоватая сила
Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,
Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,
Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».
Стебли ржи я срывал, чтоб торчали они из букета!
И татарник срывал, чтоб симметрию к черту разрушить!
И былинник срывал, чтобы мощи косматой добавить!
И поставил в кувшин,
И водой окатил из колодца,
Чтобы влага дрожала, как после дождя проливного,
Так впервые я создал
Настоящий,
Правдивый букет.
2. Какие особенности стихотворной речи наблюдаются в тексте? Насколько форма стихотворения строга и тверда или свободна и «разнолика» ?
Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определённым размером.
Стихотворение Солоухина написано белым стихом, что приближает его к прозе: в нём отсутствует рифма, нет строгой организации стиха. Форма стихотворения довольно свободна и разнообразна в разных проявлениях и позволяет обнаружить даже внешнее сходство зрительного образа самого текста стихотворения с естественным обликом «настоящего, правдивого» букета. Так сама внешняя форма произведения играет на его идею.
31 слайд
Это стихотворение о мировоззрении человека, его жизненной позиции, его умении понимать суть вещей, видеть красоту мира и самому создавать прекрасное – во всём его многообразии и разноликости (никакие рамки, стандарты здесь неуместны, они тормозят развитие!), умении ценить каждое позитивное проявление в жизни, каждую деталь, без которой этот мир стал бы однообразнее и скучнее.
- Как вы считаете, это стихотворение только о цветах? Или ещё о чём-то или ком-то? Сформулируйте его идею.
32 слайд
6 группа –
Художественная речь.
- Какие выразительные средства, помогающие восприятию образа букета, использует автор в тексте?
Им, конечно, хотелось. А я говорил с укоризной:
«Ну, куда вы?
Вот ты, щавеля лопоухого стебель,
Полюбуйсь на себя, ну куда ты годишься?
Разве сор подметать?
Ну, допустим, тебя я сорву...»
И затем,
Чтоб совсем уж растение это унизить,
Я сорвал
И приставил метельчатый стебель к букету,
Чтобы вместе со мной все цветы на лугу посмеялись
Сочетанью ужасному розовой «раковой шейки»
И нелепой метелки.
Но...
Не смеялся никто.
Даже больше того (что цветы!), я и сам не смеялся.
Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,
Как ему не хватало
Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля.
Я крапиву сорвал,
Я приставил к букету крапиву!
И — о чудо!— зеленая, мощная сочность крапивы
Озарила цветы.
А ее грубоватая сила
Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,
Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,
Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».
Стебли ржи я срывал, чтоб торчали они из букета!
И татарник срывал, чтоб симметрию к черту разрушить!
И былинник срывал, чтобы мощи косматой добавить!
И поставил в кувшин,
И водой окатил из колодца,
Чтобы влага дрожала, как после дождя проливного,
Так впервые я создал
Настоящий,
Правдивый букет.
Я их как собирал?
Колокольчик чтоб был к колокольчику,
Василек к васильку
И ромашка к ромашке была.
Мне казалось, что будет красивей букет,
Если только одни васильки,
Или только одни колокольчики,
Или только ромашки одни
Соберутся головка к головке.
Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.
Постепенно я понял,
Что разных цветов сочетанье
(Ярко-желтого с белым,
Василькового с белым и желтым,
Голубого с лиловым,
Лилового с чуть розоватым)
Может сделаться праздником летних полуденных красок,
Может сделаться радостью. Надо немного условий:
Просто капельку вкуса
Или, может быть, капельку зренья —
И букет обеспечен. Хватает в июне цветов!
Так я их собирал. Но
(Во всем виновата незрелость)
Я наивно считал,
Что простые, невзрачные травы
(Это кажется нам, будто травы бывают невзрачны)
Недостойны приблизиться
К чистым, отборным и ясным,
Собираемым мною в букет, удостоенным чести цветам.
Обходил я пырей,
Обходил я глухую крапиву,
«Лисий хвост» обходил, и овсюг, и осот полевой,
И пушицу,
И колючий,
Полыхающий пламенем ярым,
Безобразный, бездарный татарник.
Читаем литературоведческий текст
Особенности художественной речи обнаруживаются на разных уровнях. Это использование эпитетов («безобразный, бездарный татарник», «мощи косматой», «простые, невзрачные травы»), развёрнутых метафор и олицетворений («зеленая, мощная сочность крапивы Озарила цветы», «ее грубоватая сила Оттенила всю нежность соседки ее незабудки», «полыхающий пламенем ярым татарник»), уменьшительно-ласкательных суффиксов («слабость малиновой тихой гвоздички») и нарушение грамматической нормы, придающее некоторую разговорность речи («Полюбуйсь на себя»).
Но особенно ярко проявляется уровень синтаксиса. В тексте встречается множество сложных предложений, особенно сложноподчинённых, растягивающихся в тексте на несколько строк. Разному уровню однородности (как второстепенных членов, так и придаточных частей СПП), разной степени их распространенности сопутствует нагнетание параллелизма («Колокольчик чтоб был к колокольчику, Василек к васильку И ромашка к ромашке была», «Ярко-желтого с белым, Василькового с белым и желтым, Голубого с лиловым, Лилового с чуть розоватым»). Максимально используется явление ПЕРЕНОСА – «перешагивания», несовпадения синтаксического членения речи на предложения и членения на стихи, что усиливает паузу внутри стиха сильнее, чем в его конце. Невероятное количество вводных слов, словосочетаний и вставных конструкций рвут фразу на куски, придавая тексту интонационное разнообразие. Использование прямой речи создаёт эффект реальности ситуации диалога. Эмоциональность речи подчёркивается употреблением всех видов предложений по цели высказывания (и повествовательных, и вопросительных, и побудительных) и по эмоциональной окраске (множество восклицательных предложений). Особо хочется отметить роль противительно-уступительного союза «НО» в стихотворении. Он употребляется дважды, и его местоположение очень значимо. Внимание к первому союзу НО акцентировано его положением в конце строки, но он не просто начинает новое предложение после паузы, а знаменует собой начало новой смысловой части текста, которая приведёт героя к качественному переосмыслению своих жизненных приоритетов. Второй Союз НО – одинокий на строке, с многоточием, включающим эффект интонационной «оборванности» речи и усиливающим эффект неожиданности, вводит в текст кульминацию. Задачу выделить слово, задержать на нём внимание читателей, усилить восприятие образов решает неоднократное употребление анафоры (союзы И, ИЛИ, местоимение Я и др.). Всё многообразие использованных в тексте художественных средств и приёмов позволяет ярко воссоздать образ, заявленный в названии стихотворения.
33 слайд
«Кактусы»
Что общего в стихотворениях «Букет» и «Кактусы»?
Стихотворения похожи и по содержанию, и по форме. Главное, их объединяет общая идея – о многообразии и красоте окружающего мира и о важности каждой его составляющей части, пусть, на первый взгляд, внешне не такой уж приглядной, как травы и кактусы в стихотворениях Солоухина, но, безусловно, прекрасной в своей индивидуальности и неповторимости.
Слушаем автора
Читаем текст
34 слайд
Читаем текст
«Цветы»
Павел Смеян,
композитор и певец, актёр театра "Ленком"
Слушаем песню
35 слайд
Наше творчество:
Посмотрите работы учащихся нашей школы, выполненные к произведениям В.А.Солоухина. Какие из них могут быть иллюстрациями к нашему разговору сегодня на уроке?
36 слайд
РЕФЛЕКСИЯ:
Что узнали?
Что повторили?
Чему научились?
Что считаете для себя полезным?
Чему удивились?
37 слайд
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение в форме эссе
на листке формата А-4
на тему:
«Что можно сказать об авторе по его стихам?»
(по лирике В.А.Солоухина)
38 слайд
:
Интернет-источники:
39 слайд
Авторское чтение. «Кактусы» http://solouhin.voskres.ru/sound/lyric/part3.mp3
«Венок сонетов»
http://s58.radikal.ru/i161/0904/a0/4320d97b7064.jpg
Сб. «Время собирать камни»
http://znamus.ru/img/page/2008-12-25/vladimir_solouhin/79368187.jpg
«Капля росы»
http://static2.ozone.ru/multimedia/books_covers/c300/1005617497.jpg
«Белая трава»
http://static1.ozone.ru/multimedia/c200/1005814365.jpg
«Жить на земле»
http://static1.ozone.ru/multimedia/books_covers/c300/1005992883.jpg
Владимир Солоухин. «Стихотворения»
http://static1.ozone.ru/multimedia/books_covers/c300/1005698722.jpg
ИЗОБРАЖЕНИЯ книг Солоухина:
«Владимирские просёлки" http://www.chorm.ru/uploads/posts/2013-09/1378254547_dh8tejkfq2dg56v.jpg
«Имеющий в руках цветы»
http://www.cataloxy.ru/books/4350416_imeyuschiy-v-rukah-tsvety.htm
«Мать-мачеха»
http://imgs.marketdigest.ru/covers2/1075489of/1084967of/1108838of/1085203of/1088443of/B3651276o.jpg
«Письма из Русского музея»
http://pikbox.ru/img/13/2013121503540976144114.jpg
«Чёрные доски»
http://static.my-shop.ru/product/2/20/193109.jpg
«Разрыв-трава»
http://j.livelib.ru/boocover/1000007068/l/89a2/Vladimir_Solouhin__Razryvtrava.jpg
40 слайд
Писатель Владимир Солоухин. Переделкино, 1989 г. http://www.peredelkino-land.ru/upload/images/1287698552429374.jpg
Солоухин с собакой. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/45/86/45086449_Vladimir_Aleksandrovich_Solouhin_.jpg
Мемориальная доска (училище)
http://lubovbezusl.ucoz.ru/_pu/19/96453107.jpg
Дом в Алепино
http://cs608726.vk.me/v608726286/11f2b/b2K50QaEUGw.jpg
Мемориальная доска (дом)
http://solouhin.voskres.ru/images/sol_reading10.jpg
Церковь
http://solouhin.voskres.ru/images/sol_reading14.jpg
Солоухин в молодости
http://cdn01.ru/files/users/images/83/aa/83aab2cfbe7247f5f3f2bc933a099f2d.jpg
Идущий Солоухин
http://www.epwr.ru/quotauthor/326/4.jpg
Солоухин за столом http://culture.avo.ru/news/wp-content/uploads/2014/05/solouhin-w-0040.jpg
ВЛАДИМИР И РОЗА СОЛОУХИНЫ. СЕЛО АЛЕПИНО, 1956 Г.
http://ps.1september.ru/2001/64/8_4.jpg
ФОТОГРАФИИ :
Солоухинские МЕСТА:
Фотография П. Смеяна
http://img1.1tv.ru/imgsize640x360/20090713110101.GIF
ТЕКСТ (информационное сопровождение):
http://www.epwr.ru/quotauthor/326/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F1%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solouhin.php
http://pomnipro.ru/memorypage8774/biography
http://cleverforever.ru/news/view/solouhin-vladimir-alekseevich-sovetskiy-pisatel-i-obschestvennyy-deyatel-iz-sela-alepino-sobinskogo-rayona
41 слайд
Учитель в галстуке
http://www.gifs.net/Animation11/Jobs_and_People/Office_and_Businessmen/Business_woman.gif
Учитель у доски
http://cdn7.fotosearch.com/bthumb/CSP/CSP552/k5527589.jpg
«Служебные» ИЗОБРАЖЕНИЯ:
Читающий мальчик
http://www.officemagazine.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/f52/f5293c9de7a78b8d05d87397f3ebe9ea.jpg?1358331532671444
Слушаем!
http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/890/d-889334/7z-docs/2_html_m176722b0.jpg
Трибун
http://3.bp.blogspot.com/-SA_QDEHSjVU/T97z6GsWNEI/AAAAAAAACIA/pFFXTXgOhHI/s320/%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%801.jpg
Творческий процесс
http://znamus.ru/img/page/2008-12-25/vladimir_solouhin/33915813.jpg
Дедушка с розой
http://palata6.tomsk.ru/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360321018_76079616_large_1255730629_96170d0ead89.jpg
Испуганная девочка
http://savepic.ru/3048548.jpg
Луг – фоновая заставка
http://stat21.privet.ru/lr/0c0f5d98ff1d883edce3c628533396b3
Часы
http://7ja.net/wp-content/uploads/2010/03/clock.jpg
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 1- Биография Солоухина..docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 2 -Краткая характеристика творчества.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 3 -Таблица.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 4 - Схема стих-я-размер.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 5 -Х-КА ХУД.ИЗ.-ВЫР. СРЕДСТВ.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Приложение 6 - Лит.-вед. понятия.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Примечание.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Сценарий урока по лирике Солоухина.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ЦВЕТЫ.docx
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок внеклассного чтения для учащихся старших классов «Лирический букет Солоухина» посвящён 90-летию со дня рождения писателя. Материал рассчитан на 2-часовое занятие, содержит презентацию с приложениями и сценарий урока, даёт представление о жизни и творчестве Владимира Алексеевича Солоухина; нацелен на развитие внимания к художественному слову, умения интерпретировать поэтический текст и определять авторскую позицию, воспитание чувства «прекрасного» на примере стихотворений «Букет», «Венок сонетов» (2), «Имеющий в руках цветы», «Кактусы», «Цветы».
6 656 087 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мелешко Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.