Этапы урока
|
Деятельность
преподавателя
|
Предполагаемая
деятельность
учащихся на уроке
|
1.
Организационный момент. (2 минуты)
|
Приветствие студентов,
отметить отсутствующих.
|
1.Студенты приветствуют преподавателя,
дежурный сообщает информацию об отсутствующих.
|
2.Актуализация
знаний студентов.
(5 минут)
|
1.
Сообщение целей
и задач. Обсуждение ее со студентами.
2.
Вопросы преподавателя:
На ваш взгляд, остается ли современной
поэма Н.А.Некрасова?
Актуальна ли проблема, поставленная в
поэме Некрасовым?
Насколько
велико значение поэмы для нас, людей 21 века?
3. Обобщение
преподавателя:
Как Некрасов был популярен и уважаем в свое
время среди молодежи говорит такой факт. В конце февраля 1872 года
на квартиру поэта пришли 3 студента и от имени учащихся ряда
учебных заведений вручили Некрасову письмо, под которым стояло 395
подписей. В письме выражалось глубокое уважение к поэту- гражданину и
преклонение перед его творчеством. Студенты писали: « Из уст в уста,
передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и
вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того,
чьих много семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты
не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей своей душой тебя
любящая учащаяся молодежь русская».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и в наши
дни остается важным литературным памятником, который позволяет
судить о том, как относились к проблеме пробуждения активного
народного самосознания писатели – демократы. Не со всеми мыслями
Некрасова можно сейчас согласиться: допустимо ли оправдывать убийство
одного человека другим каким – либо «высокими соображениями»? Но в
искренности стремления поэта хоть как – то облегчить жизнь народа
сомневаться нельзя. Поэма – эпопея отразила мучительные раздумья
Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В
произведении поставлена проблема народного счастья. Вспомним, что еще в
стихотворении «Элегия» вопрос о «народном счастье» звучал риторически:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?
Поэма Некрасова написана «свободным языком»,
максимально приближенным к простонародной речи. Свободный и гибкий
стихотворный размер открыли возможность передать своеобразие народного
языка, сохранив всю его меткость, афористичность, поговорочные обороты.
Сейчас, когда наш язык заполонили иностранные слова, эстраду
переполняют песни – однодневки, нам, русским людям, чья Родина- Россия,
всем, кто желает воспрянуть духом, поверить в себя, никогда не
помешает прочесть поэму Некрасова, обратить внимание на
любознательность, трудолюбие, мужество, талантливость русского народа.
|
Студенты совместно с
преподавателем формулируют
цели урока.
Студенты записывают
тему урока, слушают
преподавателя, задают вопросы и
отвечают на поставленные вопросы.
.
|
3.Организация
турнира:
(3 минуты)
|
1.Представление
жюри.
( Гости урока –
представители администрации техникума).
2.Преподаватель представляет капитанов
команд и своего консультанта гостям урока. Дает слово капитанам команд.
|
Студенты приветствуют гостей урока.
Капитаны объявляют названия своих
команд. Команды сидят за отдельными столами.
|
4.
Проведение
турнира.
Ээъжъзхх-
|
1 тур.
Разминка.
( 9 минут)
Преподаватель зачитывает задание 1-ого
тура.
Командам даются карточки с вопросами.
Задание : Какие эпизоды поэмы объединяют следующих
персонажей? Какие стороны русской жизни получают отражение в этих
эпизодах?
За каждый правильный ответ присуждается
1 балл.
1-ой команде:
1. Павлуша Веретенников, дед Вавила,
купец из обувной лавочки.
2.Матрена Тимофеевна, Демушка, дед Савелий.
3. Ермил Гирин, Митрий Гирин, Ненила
Власьевна.
2-ой команде:
1.Князь Утятин, староста Клим, Агап
Петров.
2.Ермил Гирин, купец Алтынников,
крестьяне на торговой площади.
3. Адмирал – вдовец, староста Глеб, восемь
тысяч крестьян.
Преподаватель объявляет начало 2-го тура.
|
Консультант раздает командам карточки с
заданиями.
Участники команд совещаются друг с
другом. Капитаны выбирают члена команды, который готов ответить полно на
поставленные вопросы.
|
2 тур.
Тест. ( 9 минут)
Преподаватель зачитывает задания 2-го
тура.
Вопросы командам задаются в тестовой форме, оценивается не
быстрота, а правильность ответа. Команды отвечают свой вариант ответа
на листочках и возвращают учителю. Жюри подводит итоги.
За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл.
|
Консультант раздает тесты командам.
Команды отвечают свой вариант ответа
на листочках и возвращают консультанту. Жюри подводит итоги, выставляя
баллы на листы.(См. Приложение)
|
Игра со
зрителями.
Преподаватель в это время организует
игру со зрителями:
(Пока команды думают над вопросами,
преподаватель проводит игру со зрителями. Болельщики угадывают
персонажей, объясняют приметы и обычаи, описанные автором в поэме.
Полученные за правильный ответ баллы зрители могут отдать любой из
команд.)
Вся поэма
наполнена фольклорным материалом, который поэт собирал « по словечку» в
течение 20 лет. Обратили ли вы внимание на приметы старого времени. Мы
это сейчас проверим.
Так Матрена
Тимофеевна, попав в чужую семью, должна была привыкать к новым
традициям:
И
встань и сядь с приметою,
Не
то свекровь обидится.
Объясните
следующие приметы:
1.
Кукуй, кукуй, кукушечка:
Заколосится
хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!
( Ответ: Кукушка
перестает куковать, когда заколосится хлеб(« подавившись колосом»),
говорит народ.
2.Весна стоит дождливая,
Давно бы сеять надобно,
А на полях – вода!
Умилосердись, господи!
Пошли крутую радугу
На наши небеса!
( Ответ: Крутая
радуга – к ведру, пологая – к дождю)
3. Уж двадцать лет, как Демушка
Дерновым одеялечком
Прикрыт – все жаль сердечного!
Молюсь о нем, в рот яблока
До Спаса не беру.
(Ответ: Если
мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса, то Бог, в
наказание, не дает на том свете ее умершему младенцу «яблочка
поиграть»)
4. Матрена Тимофеевна надела чистую рубаху в Рождество:
За
мужем, за заступником,
Я дешево отделалась,
А женщину одну,
Никак, за то же самое
Убили насмерть кольями.
С голодным не шути!
(Ответ: Нельзя
надевать чистое белье на Рождество: не то жди неурожая)
5. Дворового
человека, Викентия Александровича, просят рассказать «Про холопа
примерного – Якова верного»:
Расскажет он! Послушайте!
Такая память знатная,
Должно быть
Сорочьи яйца ел.
(Ответ: Чтобы иметь хорошую память, нужно есть
сорочьи яйца)
|
Болельщики угадывают персонажей,
объясняют приметы и обычаи, описанные автором в поэме. Полученные за правильный
ответ баллы зрители могут отдать любой из команд.
|
(Ответ: Нельзя надевать чистое белье на
Рождество: не то жди неурожая.)
3 тур. Конкурс
«Живая картина» (
15 минут)
Преподаватель знакомит с условиями
игры 3-его тура.
(Выбирается одна из сцен поэмы.
Команды должны разыграть « живую картину», создать литературный
образ.
Жюри оценивает исполнение команд по общему впечатлению.
Наивысшая оценка – 5баллов. )
Во время подготовки команд
преподаватель продолжает игру с болельщиками.
|
Команды готовятся и разыгрывают
отдельные сцены пьесы, создают литературный образ.
|
4 тур.
Конкурс «
Внимательный читатель» ( 6 минут)
Преподаватель рассказывает о задании
4-го тура.
(Команды получают карточки с текстом отрывков из поэмы
Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». В них пропущены слова. В
течение трех минут учащиеся должны восполнить пропуски. Победителем
считается команда, представившая жюри вариант, наиболее близкий к
оригиналу. Жюри присваивает 1 балл за каждое угаданное слово.)
|
Консультант раздает карточки с текстом
поэмы Н. Некрасова.
Студенты восполняют пропуски в
карточках в течение отведенного времени.
|
5 тур.
Конкурс
«Современники Некрасова» (8
минут)
Преподаватель объясняет условия конкурса
5-го курса и объявляет о начале конкурса капитанов.
(Каждая команда получает конверт, в котором находится
четыре конверта, в котором находится четыре портрета (
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский), четыре
карточки с фамилиями современников Некрасова, четыре отрывка из
стихотворений поэта.
Задание: подобрать к каждому портрету фамилию и
соответствующие строки. За каждый правильный ответ – 2 балла.)
|
Консультант раздает конверты командам и
дает задание капитанам.
Команды выполняют задания и
рассказывают о выполненной задаче.
|
6 тур.
Конкурс капитанов.
(5 минут)
Преподаватель рассказывает о заданиях для
капитанов команд.
|
Студенты внимательно слушают выступления
капитанов команд.
|
7 тур.
Конкурс
«Музыкальный»(4 минуты)
Преподаватель объясняет условия
конкурса 7 –го тура.
Звучит музыка на слова Н.А.Некрасова «Ой, полным
– полна моя коробушка».
Задание:
Командам предлагается вспомнить текст песни. Из
какой поэмы Некрасова эти строки. За правильный ответ – 2 балла.
|
Консультант включает
музыку, которую должны узнать команды
и вспомнить текст песни.
|
|
|
5.Выступление
жюри.( 5 минут)
|
Преподаватель в конце урока дает слово
членам жюри.
|
Студенты внимательно слушают, переживают.
|
6.Анализ совместной работы студентов
на уроке.
( 5 минут)
|
Преподаватель анализирует деятельность
студентов и предлагает самим ребятам подвести итоги урока письменно
по алгоритму:
1.Как общение в ходе работы влияло на
выполнение задания?
- делало ее
более эффективной;
- тормозило
выполнения задания;
- не позволяло
точно выполнить задание, испортило отношение в группе.
2. Сохранилось
ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе
сохранилось единство и партнерские отношения;
-единство группы
в ходе работы было нарушено.
3. На каком
уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен
информацией;
- взаимодействие;
-взаимопонимание;
- были равномерно
задействованы все уровни.
|
Консультант выдает капитанам листы с
алгоритмом оценки деятельности совместной работы на уроке. Студенты
обсуждают и отвечают на вопросы.
Капитаны высказываются, анализируя
деятельность своих команд во время урока.
|
7. Анализ работы по содержанию урока.
( 4 минуты)
|
Подведение итогов преподавателем. Заключительное
слово преподавателя:
Н.А.Некрасов – народный поэт, певец печали и скорби народной
однажды написал:
« Любовь к Отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном
и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести
на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему
хорошему в нем и благородном негодовании против того, что замедляет
путь к совершенствованию…».
Н.А.Некрасов не только писал о народе, глубоко сочувствуя, но
и отождествлял себя со всей крестьянской Россией, говоря, мысля и
чувствуя как ее народ.
|
Студенты внимательно слушают.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.