ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«УЧЕБНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
КАК СПОСОБ
ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Автор: Устюжанина Светлана Александровна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ Карповской СОШ
Уренского муниципального района Нижегородской
области
2014 г.
|
|
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современном обществе требования
к образованию существенно изменились. Эти изменения во многом обусловлены
«информационным взрывом», основной признак которого — легкость получения,
общедоступность информации. Однако в новых условиях для эффективной работы
недостаточно уметь воспроизводить полученные знания — нужно уметь творчески их
применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией,
использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится
воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного
общества. В методике преподавания произошёл переход от гностического
(«знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось
формирование прочной системы знаний, к коммуникативно-деятельностному, направленному
на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающихся, самостоятельное добывание знаний учащимися и формирование готовности к саморазвитию.
Русский язык и литература как
ведущие гуманитарные учебные предметы в российской школе содействует не только формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота,
но и являются основой развития мышления, воображения, способностей к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
В Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования по русскому языку и
литературе чётко прописаны цели изучения этих предметов:
§ овладение
русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности;
§ развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
§ овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
§ развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности.
Федеральным государственным
образовательным стандартом предусматривается обеспечение исследовательской и
проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися
учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно
и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.
Цель методической разработки: разработка
и апробация алгоритма проектно-исследовательской деятельности учащихся основной
школы при изучении русского языка и литературы.
Новизна разработки
заключается в попытке объединить в едином процессе проектирование и
исследования учащихся, как взаимодополняющие виды деятельности, способствующие
достижению метапредметных результатов.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ВЫБОРА
ТЕХНОЛОГИИ
Без знания психолого-педагогических особенностей
развития учащихся невозможно добиться положительных результатов в работе.
Поэтому прежде чем разрабатывать алгоритм организации
проектно-исследовательской деятельности учащихся, была проведена диагностика их
интересов, потребностей и способностей.
В классе, где я преподаю русский язык и литературу,
обучаются дети 2000-2001 годов рождения. 12-13 лет – подростковый период
развития. При работе с подростками упор следует делать на пробуждение интереса
и развития доверия к самому себе, на постепенное осознание своих возможностей,
способностей, особенностей характера. Этот возраст является благоприятным для
работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства
собственного достоинства.
Умственное развитие подростка уже значительно более
совершенно, чем в младшем школьном возрасте. Расширяется кругозор, появляется
способность отвлеченно мыслить, суждения становятся более последовательными.
Большое место в жизни начинает занимать область чувств, появляется возможность
анализировать свои переживания, давать оценку происходящему вокруг. Подросток
уже не чувствует себя ребенком, он ревниво оберегает свое право на
самостоятельность, стремится походить на взрослых.
В 6 классе обучаются 8 человек: 3 девочки и 5
мальчиков. Коллектив класса сплочённый, имеет хорошую работоспособность,
уровень обученности составляет 100%, качество знаний по русскому языку– 50 %,
по литературе – 70%. Диагностика выявления склонностей (автор А. И. Савенков) обозначила
среди 7 сфер приоритет коммуникативных интересов и гуманитарной сферы.
Дети восприимчивы к рекомендациям старших, имеют
удовлетворительный уровень воспитанности и сформированные первичные навыки работы
в группе.
Проектно-исследовательская деятельность – это
творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых
знаний и способов работы. Педагогическая диагностика уровня развития
творческого потенциала личности (автор А. И. Савенков) позволила определить
уровень развития у детей творческих способностей, творческих умений, творческой
мотивации.
Уровень
творческой мотивации
|
Уровень
творческих способностей
|
|
|
Уровень
творческих умений
|
|
Результаты диагностики показали, что учащиеся имеют
достаточный творческий потенциал при высокой мотивации к данному виду деятельности.
Кроме этого в начале обучения для пятиклассников была
проведена анкета «Как вы владеете проектными
умениями» (см. Приложение 1). Результаты анкетирования позволили сделать вывод,
что 50% детей класса не владеют проектными умениями и 50% владеют слабо.
Проанализировав
результаты диагностик и социально-педагогическую характеристику учащихся,
данную классным руководителем, я пришла к выводу о возможности и необходимости
создания условий для организации проектно-исследовательской деятельности при
изучении русского языка и литературы для достижения не только предметных, но и
метапредметных результатов.
Психологи и педагоги
видят в проектной и исследовательской деятельности огромный потенциал и для
личностного развития обучающихся: уважительное отношения к родному языку и
литературе, расширение словарного запаса и стремление к речевому
совершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Следует отметить, что
метод проектов – это одна из здоровьесберегающих технологий. Он предполагает
не только выявление и решение проблем, прогнозирование результатов и возможных
последствий, самостоятельную деятельность учащихся, но и создание ситуаций
успеха, что способствует сохранению и совершенствованию здоровья детей в его
социальном и психологическом аспектах.
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная
почва для проектной и исследовательской деятельности. Интересная работа в
группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания,
а учителю – решать такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди
учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная
не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых
знаний путем самообразования. Исследовательский проект ценен тем, что в
ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,
получают опыт познавательной и учебной деятельности, что способствует достижению
метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС основного общего образования.
Универсальные учебные действия
|
Коммуникативные
|
–
владение всеми видами речевой деятельности,
–
умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
–
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
–
умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме;
–
соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и
правил русского речевого этикета.
|
Познавательные
|
–
умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь
рассуждения;
–
умение осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию
из различных источников;
–
умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель
чтения;
–
умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
–
умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами.
|
Регулятивные
|
–
умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
–
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять
ее;
–
умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
|
Важным результатом проектно-исследовательской деятельности следует
также считать развитие социальной и творческой активности школьников, их
желание и возможность конкурировать не только с одноклассниками, но и
учащимися других школ района и области.
СОДЕРЖАНИЕ И
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И проектирование и
исследования являются главными «взрослыми» средствами производства в науке и
технике, социальной жизни. Эти же технологии позволяют открыть школьникам
«окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в
своей профессиональной деятельности специалисты. Проектирование и исследование
тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена
без применения технологии проектирования – последовательного движения к
поставленной цели. Также проект невозможен без исследовательских процедур (сбор
и анализ информации, выдвижение гипотез, оценка возможных последствий).
Основным тезисом проектно-исследовательской
деятельности учащихся являются слова: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне
это надо и где и как я могу эти знания применить». При изучении русского языка и литературы с
учащимися 5-6 классов, объединяю основные приёмы и алгоритмы исследовательской
и проектной деятельности для более эффективного усвоения знаний и выработки
навыков. Совместно
с ребятами мы не только исследуем неизвестные сферы, области и предметы, но и
создаём новые, ранее не существовавшие объекты (проектные продукты).
Учебно-методический
комплекс «Литература» под редакцией В.Г. Маранцмана для учащихся 5 и 6
классов, знакомя с художественными произведениями различных жанров,
побуждает школьников осознавать своеобразие мировоззрения
и художественного стиля каждого писателя. Сопоставительный анализ
произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает обучающихся видеть
своеобразие авторской позиции и эмоционально оценивать ее. Что приводит в
идеале к эстетической и нравственной эволюции читателя-школьника —
от сопереживания к оценке, от сюжета к образам героев
и авторскому отношению к ним.
Главной идеей программы по
русскому языку для 5 – 9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского,
которая соответствует новым образовательным стандартам, является утверждение,
что свободное
владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в
жизни, труде, творчестве. Программа предусматривает формирование таких важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность.
Проектно-исследовательская
деятельность не ограничивается рамками уроков и продолжается во внеурочное
время. Так, начиная работу, старт проекта даётся на уроке, при изучении
соответствующей темы: выделяется проблема, выдвигаются гипотезы, предлагаются
возможные пути решения, формируются рабочие группы. Дальнейшая работа ведётся в
течение 1-2 месяцев, когда проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Оформление проектных продуктов (набор, форматирование, вёрстка, монтаж и др.)
идёт на занятиях кружков «Компьютерный» и «Юный журналист». Заключительный этап
реализации исследовательского проекта – его презентация на общешкольной
конференции членов научного общества учащихся «УСПЕХ», которая проводится
ежегодно в марте или апреле.
Следует отметить, что
проектные продукты, выполненные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности,
широко представляются на фестивалях, смотрах и конкурсах различных уровней.
Процесс
проектно-исследовательской работы организуется так, что центром внимания
становится личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый
внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Из объекта
ученик становится полноправным участником образования, проще говоря, не «его
учат», а «он учится».
Еще один важный аспект данного вопроса – это
рефлексия результатов проектно-исследовательской деятельности: анализ и оценка коллективной
и индивидуальной работы, оценка проектного продукта. По окончанию работы
ученик сам может дать ответы на вопросы «Чему я научился?», «Чего достиг?»,
«Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
Оцениваем коллективную проектную работу, заполняя матрицу «Наш проект» (см.
Приложение 2) и пользуясь следующими критериями:
§ Актуальность
(обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение
имеющихся противоречий)
§ Научность
(соотношение изученного и
представленного в проекте материала, использование конкретных терминов и оперирование
ими).
§ Самостоятельность
(выполнение всех этапов
самими учащимися).
§ Системность и
структурированность (выделение способа действия и применение его при решении
конкретно-практических задач, упорядоченность и целесообразность действий).
§ Новизна
(оригинальность, уникальность, креативный подход).
§ Презентабельность
(формы представления
результата проектной работы: доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат
и др.).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1.
Разработан алгоритм проектно-исследовательской
деятельности для учащихся основной школы при изучении русского языка и литературы.
2.
Алгоритм проектно-исследовательской
деятельности успешно реализуется в течение двух лет.
3.
Уровень обученности – 100%
Качество знаний: русский язык - 50%
литература
- 70%
4.
Нет отсева и второгодников.
5.
Благоприятная психологическая атмосфера в
классе, отсутствие конфликтов.
6.
Нет учащихся, стоящих на ВШУ и учёте в ПДН
7.
Уровень воспитанности учащихся высокий и
средний
8.
Уровень социализированности учащихся –
средний.
9.
Мониторинг уровня сформированности
универсальных учебных действий (метапредметных результатов) (на основе
диагностики развития проектных умений учащихся)
10. Повышение
уровня творческой и социальной активности учащихся благодаря увеличению
количества участников и победителей конкурсов, фестивалей, смотров (см.
Приложение 9)
11.
С 2011 по 2014 годы разработаны и
реализованы следующие исследовательские проекты
№
|
Название
|
Проектный
продукт
|
1
|
«Функциональные
стили речи»
|
Комплект
раздаточных материалов для индивидуальной и групповой работы с текстами разных
стилей
|
2
|
«Современная
литература»
|
Сборник
аннотаций к произведениям современных авторов
|
3
|
«Память
о поэте зажжёт огонь в душе» (творчество С.Есенина)
|
Портфолио
«Жизнь и творчество Сергея Есенина»
http://www.proshkolu.ru/user/usa1510/file/4838017/
|
4
|
«Развитие
жанра басни: от древности до наших дней»
|
Информационные
листы для «Литературного уголка», буклеты, публикации
http://www.proshkolu.ru/user/usa1510/file/3873169/
|
5
|
«Александр
Невский – имя России»
|
Видеоролик
«Александр Невский – имя России»
http://www.proshkolu.ru/user/usa1510/file/4836587/
|
6
|
«Без
чего человек жить не может?» (значение имён)
|
Словарь
«Наши имена»
|
7
|
«Роль
фразеологизмов в публицистике» (на основе изучения материалов районной газеты
«Уренские вести»)
|
Спец-выпуск
школьной газеты «Молодёжный размах»
|
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Проектно-исследовательская деятельность – это
творческая деятельность, целью которой является изучение окружающего мира,
открытие новых знаний и способов действия. Работа в данном направлении
обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
позволяет формировать предметные и общеучебные умения.
Успех данной работы во многом зависит от его
организации. Дети по природе своей исследователи и важно научить их
наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и вырабатывать желание находить на них
ответы. Таким образом мы ставим ребенка в ситуацию, когда необходимо читать
дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты,
присушиваться к чужому мнению и отстаивать своё.
Если ученик получит в школе навыки
исследования и проектирования, умение ориентироваться в потоке информации,
научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты,
делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня
легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию
и будет успешен в ней.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абросимова, И.Ю. Проектирование
педагогической модели формирования ценностных ориентации на здоровый образ
жизни у младших школьников: Внедряем новые стандарты образования /Ирина Юрьевна
Абросимова, – Нижний Новгород.: НИРО, 2013.– 74с.
2.
Леонтович, А.В., Саввичев, А.С.
Исследовательская и проектная работа школьников [Текст]:
Методические рекомендации. Требования и критерии оценивания/ Александр
Владимирович Леонтович, Александр Сергеевич Саввичев .– М.: ВАКО, 2014.– 159с.
3.
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
/ [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. —
(Стандарты второго поколения)
4.
Маранцман, В.
Г., Маранцман, Е. К., Полонская, О. Д. / Под.ред. Маранцмана В. Г. Программа
литературного образования. 5-9 классы – М. : Просвещение,
2007.
5.
Примерные программы по учебным предметам.
Русский язык 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго
поколения)
6.
Примерные программы по учебным предметам.
Литература 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012. — 342 с. — (Стандарты второго
поколения)
7.
Ступницкая М. А. Что
такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. –44с.
8.
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897// URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.