Методическая разработка
социального проекта «Осторожно:
БАНК!»
- Краткая аннотация проекта
Наименование проекта.
Проект
«Осторожно: БАНК!»
Разработчики проекта.
Проект
разработан Сухаревой
Еленой Александровной, учителем математики МБОУ СОШ №2 г.Дзержинск
Нижегородской обл., совместно с группой обучающихся 9-11 классов.
Сроки реализации проекта: 2011/12 уч. год (начало) –
2012/13 уч. год (окончание).
Девиз
проекта: «Нажить много денег - храбрость;
сохранить их - мудрость, а умело
расходовать – искусство!» (Б. Авербах)
- Актуальность проекта
Понимание законов мира
экономики, мира, в котором мы живем, учимся, работаем, отдыхаем, помогает людям
принимать очень важные в их жизни решения. Каждому взрослому человеку в течение
жизни приходится отвечать на разнообразные экономические вопросы. Выводы, к
которым он при этом приходит, отражаются на его работе, на активности в
различных общественных организациях, на его голосовании в качестве избирателя, а
также на экономических решениях, принимаемых им в качестве потребителя,
производителя, вкладчика, либо инвестора. Эффективная работа всей нашей
экономической системы и личное благосостояние членов современного общества
зависят от того, насколько качественным будет индивидуальное решение,
принимаемое в подобных случаях, а, значит, в конечном счете, каким будет
экономическое образование.
Одной из важнейших проблем
современного общества является отсутствие качественных экономических знаний у
большинства населения. Экономическая безграмотность тормозит экономическое
развитие страны, мешает оптимальному решению многих социальных проблем
общества. Очевидно, что повышение уровня экономических знаний молодежи не
только повысит общий интеллектуальный уровень общества, но и вооружит молодежь
необходимыми в современном мире знаниями, сделает ее более
конкурентноспособной, мобильной, знающей как и умеющей строить и
развивать новую экономику, что, несомненно, будет способствовать экономическому
росту нашей страны.
Рыночные отношения требуют от
каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств,
предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и
безошибочно принимать решения, в том числе и в области финансовых операций. Но
если профессиональные финансы – это удел избранных, то грамотно считать
собственные деньги может научиться каждый. Такие знания могут пригодиться при
размещении сбережений в банке, взятии кредита, выборе ипотечной программы
и т.д. Результаты социологического опроса показывают, что уровень
финансовой грамотности выпускника школы оценивают как «низкий» 50%
старшеклассников и 58% учителей нашей школы. Поэтому проблема ликбеза в данной
области остается достаточно актуальной.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта – ликвидация финансовой
безграмотности старшеклассников.
Задачи проекта:
·
развитие
индивидуальных творческих способностей учащихся;
·
создание
условий для развития познавательной деятельности учащихся, удовлетворение их
потребностей в качественных и современных знаниях в области финансовой
математики;
·
формирование
навыков практического применения этих знаний;
·
развитие
исследовательских умений учащихся;
·
развитие
умения школьников самостоятельно и творчески работать с разными источниками
информации;
·
формирование
навыков работы в группе.
4.
Приоритетная форма деятельности – коллективно - творческие дела.
- Исполнители основных мероприятий
проекта
Группа обучающихся 10 класса (2011-2012 учебный год), 11 и 9 классов (2012-2013
учебный год).
6. Этапы реализации и содержание
проекта
1-й этап:
ноябрь-декабрь 2011 г. – подготовительный
Цель: обеспечить информационную,
мотивационную, организационную готовность участников проекта к его реализации.
Возможные
формы работы:
изучение разработанности темы проекта в литературе и возможность ее адаптации к
условиям школы. Использование интернет-ресурсов для освоения теоретических
знаний по проблеме и знакомства с практическим опытом её решения.
Информирование всех участников о данном проекте, подготовка информационных
материалов.
2-й этап:
декабрь 2011- апрель 2013 года – практический.
Цель: обеспечить реализацию
содержательных идей и организационных механизмов внедрения проекта, участие
субъектов образовательного процесса в его реализации.
3-й этап: май
2013 г. – контрольно-оценочный: включение участников проекта в деятельность по анализу и
оценке степени реализации проекта. Подведение итогов.
7. Система оценки проекта
Анкетирование участников
проекта, опрос общественного мнения, мониторинг дел.
8. Перспективный план по осуществлению
проекта
№
|
Форма
работы
|
Мероприятие
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Занятие
математического кружка в 10 классе
|
Игра «Что? Где?
Почём?»
(решение задач с
экономическим содержанием)
|
Ноябрь
2011
|
учитель математики
|
2
|
Заседание математического
кружка в 10 классе
|
Определение
«проблемных зон» в знаниях школьников в области финансовой математики
|
Ноябрь 2011
|
учитель математики
|
3
|
Заседание
математического кружка в 10 классе
|
Круглый
стол «Распределим портфели» (принятие решения об организации индивидуальной
и/или групповой работы по выбранным темам)
|
Ноябрь
2011
|
Члены
математического кружка 10 класса
|
4
|
Изучение
литературы и интернет-ресурсов по теме проекта
|
Круглый
стол «Знаешь ли ты?»
|
Декабрь2011
|
Учитель
математики, совет дела
|
5
|
Обсуждение
в группах
|
«Проверим
теорию практикой»
|
Декабрь
2011
|
Совет
дела
|
6
|
Круглый
стол
|
«Подготовка
к городской научно-практической конференции школьников» (определение
представителей)
|
Январь
2012
|
Учитель
математики
|
7
|
Защита
проектов
|
Городская
научно-практическая конференция школьников «Старт в науку»
|
Февраль
2012
|
Учитель
математики, автор работы, допущенной к защите
|
8
|
Практические
занятия
|
«Создаем
базу данных для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ (задачи с экономическим
содержанием)»
|
Март-май
2012
|
Учитель
математики,
совет
дела
|
9
|
Заседание
математического кружка в 9 классе
|
«Проверь
свою финансовую грамотность!»
|
Октябрь-ноябрь
2012
|
Учитель
математики,
совет
дела – представители 11 класса
|
10
|
Практические
занятия
|
«Создаем
базу данных для подготовки к успешной сдаче ГИА (математические задачи с
экономическим содержанием)»
|
Декабрь
2012 –февраль 2013
|
Учитель
математики,
совет
дела
|
11
|
Круглый
стол
|
«Оформляем
разработки
учебно-методических материалов и рекомендаций для тех, кто хочет повысить
свои знания в области финансовой математики» (компьютерные презентации,
буклеты и т.п.)
|
Март
2013
|
Учитель
математики,
совет
дела
|
12
|
Практические
занятия (в 9 кл. силами 11 кл.)
|
«Посещая
банк, возьми себе в консультанты Арифметическую и Геометрическую прогрессии»
|
Апрель
2013
|
Учитель
математики,
совет
дела
|
13
|
Круглый
стол
|
«Подведем
итоги!»
|
Май
2013
|
Учитель
математики,
совет
дела
|
9. Итоги реализации проекта
ü Удовлетворены
потребности старшеклассников в расширении своих знаний в области финансовой
математики, т.к. они
§ познакомились с понятиями: депозит,
кредит, вкладчик, заемщик, простые и сложные проценты, капитализация процентов,
полная стоимость кредита;
§ рассмотрели практические задачи на
определение степени доходности вкладов, исходя из различных предлагаемых
условий;
§ рассмотрели различные виды кредитования,
познакомились с определением реальной его цены и различными способами его
погашения.
ü Школьники
получили возможность проверить степень сознательности усвоения этих знаний в
ходе решения
проблемных ситуаций (связанных с финансами), которые могут возникнуть в жизни
ü Работа
«Осторожно: банк!» ученицы 10 класса на городской научно-практической
конференции школьников «Старт в науку» (секция «Математика») была признана
лучшей
ü Подготовлены
компьютерные презентации «Математические задачи с экономическим содержанием на
ГИА и ЕГЭ»
ü Подготовлены
практические рекомендации по теме «Финансовый ликбез»
10. Используемая литература и другие
источники информации
1. Алешковский И.А. Математика в
экономике: Экономико-математические задачи на проценты и доли: Пособие для
поступающих на экономический факультет МГУ. – М.: МАКС Пресс, 2006
2. Бочаров П.П.,
Касимов Ю.Ф. Финансовая математика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002
3. Замков О.О.. и др. Математические
методы в экономике: Учебник. – МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 1999
4. ЛукашинЮ.П. Финансовая
математика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008
5. Медведев Г.А. Начальный курс
финансовой математики: Учеб. пособие. - М.: ТОО «Остожье», 2000
6. Федров Б. Как правильно
взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. – Спб:
Питер, 2006
7. http://uslugi.yandex.ru
http://www.finmath.ru
http://www.tcsbank.ru
и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.