Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)

Методическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)

Скачать материал

      

 

 

 

 

             Методическая разработка урока

 

 

                 

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила учитель                  

                                                                              русского языка и литературы

                                                                              Буцкова Светлана Анатольевна.

 

                                                                               Москва. 2015 год.

 

 

 

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

 

Задачи:

Образовательные:

·        повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;

·        отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

·        Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

·        способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

·        работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

·        воспитывать любовь к родному русскому языку;

·        формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся,  устный опрос.

·         

 

Оборудование к уроку: презентация, аудиозапись текста изложения.

 

Конспект урока:

1.     Организационный момент.

Цель: психологически настроить уча­щихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

 

2.    Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Цель: дать учащимся подробные реко­мендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие рече­вых способностей учащихся на примере публицистического текста.

 

 

Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

1.Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

2.Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

3.Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?

 (Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений )

 Какие приемы сжатия текста вам знакомы?

 Повторение теоретического материала.

1.   На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на  те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

·         вводных слов;

·       однородных членов предложения;

·       повторов;

·       однотипных примеров;

·       риторических вопросов и восклицаний;

·       цитат;

·       деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

·       пояснений;

·       рассуждений;

·       описаний;

·       слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

 

2. Обобщение или объединение

·       ряда предложений, связанных одной мыслью;

·       частей предложений;

·       конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

·       ряда предложений, связанных одной мыслью;

·       частей предложений;

·       конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3.                 Замена

·        однородных членов обобщающим словом;

·        сложного предложения – простым;

·        части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;

·        прямой речи – косвенной;

·        части текста одним предложением;

·        части предложения местоимением и т.д..

 

- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

1.     прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);

2.     сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);

3.     разбить текст на части, составить план текста;

4.     определить микротему каждой части;

5.     найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;

6.     подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;

7.     обдумать средства связи между частями;

8.     записать получившийся (сжатый) текст.

 

 Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

 

 Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.

( По Д.С.Лихачёву). 157 слов. 

 

 

1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).

О проявлении добра ,соучастия и сострадания к окружающим тебя людям.

2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Человек должен уметь проявлять добро и сострадание к окружающим его людям, чтобы  не потерять свое человеческое достоинство.


3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателей  увеличивать добро в окружающем мире – в этом заключается самая большая цель жизни.  

Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.



Второе прослушивание текста.

1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.


2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по композиционной структуре).
 

Результаты совместной работы учителя с классом.

( определение границ абзацев, формулировка микротем)

 

            Абзацы

            Микротемы

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

 

 Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – выражение человеческой сущности, показатель культуры, результат большой внутренней работы.

 

2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

 

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

 

3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.

 

Увеличивать добро  в окружающем нас мире –  это самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

 

 

 

        

 

3.Работа с текстом. Ответьте на вопросы: «Какие части текста  являются основными?»,  «Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого абзаца

 

 

 

Основной текст

Сжатие текста

Способы сжатия текста

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

 

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

 

Обобщение, исключение.

2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

 

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него , надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от потоков, калечащих душу.

 

Обобщение, исключение, замена.

3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.

 

Увеличивать добро в окружающем нас мире - в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

 

Обобщение, исключение.


4.Заключительное слово учителя .

§  При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

§  Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

 

 

 

 

5.Самостоятельная работа с черновиком. Написание и проверка со словарем созданного текста.

В результате работы над сжатием получился текст:

 

 

    Пожелание людям  добра - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей -  показатель культуры,  результат  внутренней работы духа.

       Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие - это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие и  сострадание.

 

        Увеличивать добро в окружающем нас мире - самая большая цель жизни.  Любовь и дружба  обретают новые силы , а человек становится мудрее.

( 88 слов)

6.Итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

1.                 Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2.                 Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка "Обучение сжатому изложению" (9класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Готовясь к сжатому изложению, учащимся необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Цель данной разработки - дать учащимся подробные рекомендации к поэтапному  выполнению работы, способствовать развитию речевых способностей на примере анализа публицистического текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10722
  • 219
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 586
    • DOCX 89.5 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Буцкова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Буцкова Светлана Анатольевна
    Буцкова Светлана Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15819
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе