Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка "Мелкая моторика"

Методическая разработка "Мелкая моторика"

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

 В РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.

Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлимский

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким делом – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек знаком с ним теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения: некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т.е. навык: но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания – писал в середине 19 века К.Д. Ушинский.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков НАО считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Отношения к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь и пищу, защищали и строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили, и учились…

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «За!»», «Своя рука – владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки на оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является  развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

 

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки, поэтому следует все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку стимулируется развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, стимулируется развитие правого полушария.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Цель: привлечение внимания педагогов, работающих с младшими дошкольниками, к процессу реализации образовательной области «Познание» в разделе «Сенсорное воспитание» через ОУД и внеучебную деятельность.

Задачи:

-     Раскрыть возможности различных игр в развитии моторной сферы ребенка, в частности, мелкой моторики рук;

-     Показать пути развития мелко-моторной сферы младшего дошкольника на основе ОУД и внеучебной деятельности;

-     Представить практический опыт работы по развитию мелко-моторной сферы младшего дошкольника.

 

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

*  Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.
Пальчиковые игры
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Пальчиковая гимнастика
Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).
Пальчиковые игры
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Пальчиковая гимнастика
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
Пальчиковая гимнастика
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Пальчиковые игры
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
Пальчиковая гимнастика
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».
Пальчиковая гимнастика
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».
Пальчиковые игры
У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.
Пальчиковые игры
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
Пальчиковые игры
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

*   

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
            Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.
           Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
          Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
          Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
          Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

 

 

 

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.



ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.



Разводим руками, растопыриваем пальцы

и шевелим ими (пчёлки летают).



ЧЕРВЯЧКИ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди



ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").



ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.


Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.


Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.


А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.




Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.




Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.














Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.



РЫБКИ

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.


Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).


Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


Быстро качаем ладонями (дрожь).



Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).


Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).



УЛИТКА




В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.


Ползёт вперёд по столу.

"Улитка" заползает на "цветочек".



"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

 

 

                                           Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

 

 

В первые годы жизни активно растут и развиваются все системы организма ребенка. Кроме того, в возрасте от одного до трех лет происходит формирование характера и личности малыша. Головной мозг ребенка работает по принципу «губки»: активно накапливает информацию, трансформирует ее в умения, навыки и речь. И это время является самым подходящим для обучения.

Главная задача родителей  - помочь ребенку в развитии путем предоставления наиболее полного объема информации. Это можно делать  весело, активно и, главное, любя! Внимание маленького ребенка еще непроизвольно, поэтому, чтобы заинтересовать его, нужно использовать яркие, красивые, звонкие игрушки. Лучше, когда игрушки сделаны своими руками, в них мама вкладывает душу и любовь к малышу. Важно окружать ребенка изобилием музыки и природных звуков. Это играет главную роль в развитии речи малыша. В раннем возрасте нужно уделять много внимания развитию мелкой моторики кисти руки малыша. На помощь придут крупы (их можно перебирать, сортировать, пересыпать), мягкий пластилин или тесто, а еще есть веселая гимнастика для пальчиков.

Эти упражнения просты, легко запоминаются и доставляют массу удовольствия как детям, так и родителям. А самое главное, они делают неоценимый вклад в развитие мелкой моторики пальцев рук и формирование речи. Ведь не зря говорят, что тонкая моторика рук отражает интеллектуальные способности. Пальчиковая гимнастика готовит руку ребенка к рисованию, кисти приобретают подвижность и гибкость, что в свою очередь облегчает приобретение навыков письма.

 

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205220.jpg?0.816557964295484Птичка

Большие пальцы нужно выпрямить и переплести (зацепить друг за дружку). Остальные пальчики максимально развести в стороны. Большие пальцы имитируют голову птички, прочие - крылья. Читая стих, следует шевелить пальчиками-крыльями.

Летели две птички,

Собой невелички,

Как они летели -

В книжку залетели.

По листкам кружились,

С нами подружились.

 

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205221.jpg?0.371742747162298Цепочка

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него следует попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. Повторяя движения, меняйте руки и пальцы. Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

 

 

 

 

Кошка

Средний и безымянный пальцы должны упираться в большой. Указательный и мизинец (ушки) нужно поднять вверх. Приговаривая стишок, дети  шевелят пальчиками-ушками.

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205223.jpg?0.97930473460875Жил-был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин,

Хвост трубой,

Сам рябой.

Ай да кот!

 

 

Собака

Указательный, средний и безымянный пальцы нужно прижать друг к дружке. Большой палец следует поднять вверх, указательный согнуть. Мизинец попеременно опускать и поднимать.

Вышел бы Егор во двор,

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205230.jpg?0.948484588036187Только трусит:

У дверей сидит Трезор -

Вдруг укусит?

И Трезор вошел бы в дом,

Только видит:

У окна сидит Егор -

Вдруг обидит?

 

Гусь

Все пальцы дружно прижать друг к другу, кроме большого. Ладонь расположить под прямым углом к предплечью. Большой палец попеременно опускать и поднимать, как будто открывается и закрывается клюв гуся.

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205227.jpg?0.104533273989535- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Hет, нет, нет!

- А чего?

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205222.jpg?0.538958497153622- Конфет, конфет.

 

Стул

Левая ладошка поднята вертикально вверх. Правую ладонь сжать в кулачок. К нижней части левой ладони приставить правую, сжатую в кулак. На счет раз попеременно менять положение рук.

У него две пары ног,

Он без них стоять б не смог.

Чтоб ты сел и отдохнул,

Есть у нас в квартире стул.

 

 

Колокольчик

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205224.jpg?0.622810362431437Тыльные стороны ладошек обратить вверх, пальцы обеих рук собрать в замок. Средний палец правой руки опустить вниз. Активно им вращать, приговаривая потешку. По очереди менять пальцы.

Колокольчик - музыкант,

У него большой талант

Радость людям приносить,

Может он весь день звонить.

 

Барабанщик

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205225.jpg?0.22063474219048Указательный и средний пальчики поднять вверх и прижать друг к другу. Безымянным пальцем и мизинцем следует поочередно стучать по большому пальцу, имитируя барабанные удары.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд,

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый!

 

Птенчики в гнезде

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205219.jpg?0.729426241375297Пальцы левой руки необходимо сжать в щепоть, обхватить их правой ладонью. Шевелить пальцами левой руки. Сменить руку и проделать то же самое.

 

На подстилке пять птенцов,

Пять пушистых близнецов.

У детей такие рты -

Слышен писк за полверсты.

 

 

 

Краб

http://kp.ua/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/205231.jpg?0.0877931047878668Следует положить руки на стол ладошками вниз. Все пальцы, кроме больших, перекрестить. Рассказывая стишок, передвигать на пальчиках ладони сначала в одну, а затем в другую сторону.

В море синем и глубоком,

Где качает и тошнит,

Ходит краб по гальке боком,

Растопырив две клешни.

 

 

 

 

 

 

 

Познакомимся с пальчиками

Знаешь ли ты, как называется каждый пальчик?

Познакомься с ними.

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец — боковой —

Называется Большой.

Палец второй —

указчик старательный, —

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец —

как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

дано ему имя.

Палец четвертый

Зовут ВЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

 

Наши ручки

На первые три строчки - вытянуть руки вперёд, поворачивая кисти вперёд и наружу. На четвёртую строчку - спрятать ручки за спину. На последние четыре строчки - показывать различные движения руками (вращать кистями, помахивать пальчиками и т.д.)

Где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

 

Прятки

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

Вышли пальчики гулять

На первые строчки – поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

 

Поиграем в пальчики

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук.

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

 

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем. (сжимать и разжимать кулачки).

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic1.gif 

Домик

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic2.gifОчки

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

 

 

 

 

 

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic3.gifФлажок

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

        

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

 

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic4.gifЛодка

 

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

 Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

 

Пароход

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic5.gifСтул

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic6.gif        

    Стол

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic7.gifГрабли

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic8.gifЦепочка

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic9.gif

Скворечник

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic10.gif

Шарик

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic12.gif

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic11.gifЕлка

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются  вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

            Елка быстро получается,
           Если пальчики сцепляются.

            Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

 

 

Корзинка

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic13.gif

 

 

Колокольчик

 

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

            Колокольчик все звенит,
            Язычком он шевелит.

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic14.gif

 

 

Собака

 

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

 

У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

 

 

 

 

 

Кошка

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic15.gifСредний и безымянный пальцы упираются в большой. указательный и мизинец подняты вверх.

А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic16.gif

Мышка

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic17.gif

 

Зайка и ушки

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

http://agu.narod.ru/eval/dact/pic18.gif

 

Зайчик в норке

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке

 

 

 

 

 

 

 

Организация пальчиковых упражнений на основе практического материала

Если вы увлекаетесь шитьем, то у вас наверняка есть «волшебная» коробочка, где лежат пуговицы, бусинки, кусочки тканей, ленточек и тесемочек. Малыши обычно очень любят рассматривать содержимое таких коробок.

Прежде чем дать малышу коробку с пуговицами и тесемками, разберите ее. Найдите все до одной иголки и булавки и переложите их в отдельную коробочку. Держите эту коробочку в недосягаемых для малыша местах. Когда вы шьете, а малыш играет рядом, ставьте ее подальше от ребенка.

Дайте ребенку горстку пуговиц, среди которых есть и одинаковые. Отложите одну из них в сторону найти остальные такие же пуговицы и предложите найти остальные такие же пуговицы.

11Предложите малышу разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и так далее. Если у вас коробочка с ячейками, положите в ячейки бумажку нужного цвета - для ориентира. Или нарисуйте на листе бумаги мешочки фломастерами разного цвета.

Предложите ребенку найти самую маленькую и самую большую пуговички.

31Можно положить отдельно все пуговички с дырочками и все пуговицы с ножками. Для ориентира нарисуйте два квадрата на листе бумаги. Над ними опознавательные знаки: над одним - пуговица с дырками, над другим - пуговица с ножкой.

Можно дать малышу рассмотреть тесемки ленточки. Внимание! Проследите, чтобы рулончики с тесьмой не были сколоты булавками.

Разложите куски тесемок и лент на столе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.

Можно показать малышу, как скатывать тесьму в рулончики.

Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.

Чем больше мелких предметов пройдет через руки малыша, тем лучше. Но вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот. Если ребенок не слушается, немедленно прекратите игру.

 

ИГРЫ СО ШНУРКАМИ

 

Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.

Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают, а мы продолжаем их хранить и навязывать ребенку. А может, лучше каждый день делать новую интересную игру-шнуровку? Все, что вам нужно для этого: плотный картон, дырокол и шнурок для обуви.

Единственная проблема - обычным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Но если проявить немного фантазии и не использовать большие куски картона, игры получаются интересными.

Сделайте из картона цветок, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать, с двумя отверстиями, как у пуговицы. Например, бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.

Игра «Зашнуруй ботинок»  развивает фаланги пальцев, учит продевать шнурок последовательно, не пропуская отверстий.

Предложить ребенку вырезанный из картона контур ботинка с проделанными отверстиями для шнуровки. Предложить ребенку продеть шнурок последовательно не пропуская отверстия.

Игра  «Плетение камши»  учит плести косичку из шнурков или нитей.

Ребёнку предлагается три шнурка или три суровых нити (лучше цветных), затем воспитатель показывает, как нужно скрепить все три нити и начать плетение. По окончании плетения, показать, как правильно завязать узелок.

 

 

Чтобы играть шнурком было удобно, на второй конец шнурка можно надевать фиксатор. Такие фиксаторы используются, например, на шнурках для капюшонов курток. Они продаются в галантерейных магазинах и в магазинах «Все для шитья». Фиксатор будет служить узелком. После игры его можно сиять и легко вытащить шнурок из игрушки.

Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками. На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макаронины (короткие широкие колечки).

Чтобы нанизывать было удобнее, можно сделать «иголочку», обмотав кончик шнурка скотчем.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Вам понадобятся деревянные или пластмассовые бельевые прищепки. Главное, чтобы ребенку было под силу их открывать. Бывают очень тугие прищепки, так что, покупая, проверьте, достаточно ли удобно с ними будет играть. Кроме этого, вам понадобятся фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Солнце, Тучка, Травка): увеличить картинкуУПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Рыбка): увеличить картинкуУПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Дерево): увеличить картинкуПокажите малышу, как держать прищепку двумя пальцами (указательным и большим). Если ребенку неудобно, пусть держит тремя пальцами: большим, указательным и средним - так создается большее усилие. Сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а картонный кружочек или квадратик - это кормушка. Попросите малыша помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ (Птичка, Ёжик, Ёлка): увеличить картинку4Прищепки можно закреплять на стенках коробок разной формы - круглых и квадратных.

А еще можно предложить ребенку снимать все прищепки, закрепленные на коробке, и бросать внутрь.

12Можно сочетать закрепление прищепок с их сортировкой по цветам. Если у вас есть прищепки нескольких цветов, то закрепите на стенках прямоугольной коробки кусочки цветной бумаги нужного цвета (приклейте или закрепите степлером). Попросите малыша прицепить прищепки к кусочкам цветной бумаги такого же цвета.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок. Если ребенок не понимает, как это можно сделать, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или что-нибудь еще. Вы убедитесь, что это довольно забавно - мастерить из прищепок, как из конструктора.

Предложите ребенку повесить все прищепки на веревочку, которую можно привязать в детской комнате на уровне рук малыша.

Пусть малыш помогает вам развешивать постиранные носовые платочки и закреплять их прищепками. Это на первый взгляд несложное задание, возможно, окажется не таким уж простым даже для тех детей, которые не раз играли с прищепками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка "Мелкая моторика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пальчиковая гимнастика.

Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлимский

 

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким делом – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек знаком с ним теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения: некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т.е. навык: но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания – писал в середине 19 века К.Д. Ушинский.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 164 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 396
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жулбасарова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9099
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 155 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 291 человек

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе