Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка: "Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте"

Методическая разработка: "Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте-2003.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование метода наглядного

моделирования

на уроках обучения грамоте

 

(Методическая разработка)

 

 

 

 

Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

 

 

 

 

Республика Карелия, Пряжинский район, п. Эссойла, 2015 год

Содержание

1. Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------3

2. Основная часть-----------------------------------------------------------------------------------------------------4

     2.1. Моделирование предложений-----------------------------------------------------------------------------5

     2.2. Знакомство детей с понятием “слово»------------------------------------------------------------------6

     2.3. Знакомство со слоговой структурой  слова------------------------------------------------------------7

     2.4. Ударение-------------------------------------------------------------------------------------------------------8

     2.5. Интонационное выделение  звука  в слове ------------------------------------------------------------11

     2.6. Последовательность  и количество звуков в слове---------------------------------------------------13

     2.7. Выделение гласного звука в слоге и в слове, обозначение его  символом-----------------------14

2.8. Выделение согласного звука в слоге и в слове, обозначение согласных твёрдых и

мягких знаков символами--------------------------------------------------------------------------------------15

 

3. Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------------------18

 4. Список использованных источников-------------------------------------------------------------------------18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

             Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. Именно с процесса обучения грамоте начинается реализация положений системно - деятельностного подхода – основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

             В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно -образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря использованию такого универсального учебного действия, как знаково - символическое моделирование.

 

            Моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей.

 

             Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности.

 

             Моделирование является необходимым инструментом формирования теоретического мышления школьников. Создание схемы (модели) значительно активизирует учебный процесс. Схемы и модели различных структур (звук, слог, слово, предложение) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. 

 

              Перед введением моделей звука, слога, слова, предложения учителю предстоит большая подготовительная работа. К сожалению, в 1 класс, наряду с подготовленными учениками,  приходят дети, не посещавшие детские  дошкольные учреждения, поэтому работу над звукобуквенным анализом слов необходимо начинать с азов.

            Многие учителя, особенно начинающие, задаются вопросом: «Как построить работу с моделями в период обучения грамоте?» Данная методическая разработка поможет начинающим педагогам правильно вести работу в  этом направлении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

Цель создания методической разработки:

Помочь практикующим учителям в период обучения грамоте правильно построить работу со схемами и моделями различных структур (звук, слог, слово, предложение).

 

Задачи:

1.      Формирование представления по организации моделирующей деятельности на уроках обучения грамоте в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, а также с учётом универсальных учебных действий.

 

2.      Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное освоение учащимися условной знаковой системы, но и осознание целесообразности её применения, многократного и разнообразного использования моделей на разных этапах работы над понятиями.

 

3.      Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку через целенаправленное использование моделирующей деятельности, систему игр с правилами, контролирующую и оценочную деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях. У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных звуках.

 

В период обучения грамоте первоклассники учатся  построению моделей - сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом они овладевают  новым способом мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. Построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания.

 

В соответствии с возрастными особенностями первоклассников все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

 

Основное назначение подготовительного периода – введение основных понятий для обучения грамоте: предложение, слово, слог, звук, ударение, гласные и согласные звуки и т.д.

Рассмотрим,  как поэтапно строить работу на уроках обучения грамоте с использованием моделирующей деятельности.

2.1. Моделирование предложений

 

      Моделирование предложений – это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

 

      В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

 

     Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор для составления моделей предложения.

 

Как научить учащихся составлять модель предложения?

 

Учитель называет предложение. «Идет бычок качается».

- Сколько слов в предложении? (3)

- Как вы узнали? (В предложении между словами есть паузы).

- Давайте смоделируем это предложение. (Каждый ученик (пара учеников) составляют модель у себя на парте.)

- Проверим, правильность выполнения.

  ____  _____  _____

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Как это показать на модели?

|_____  _____  _____.

- Конец предложения обозначается точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Найдите модель предложения. «Ярко светит солнце. Какой прекрасный день! Ты прочитал книгу?»

 |_____  _____  _____.    |_____  _____  _____?   |_____  _____  _____!

 

      Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова  в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между  чёрточками указывают на небольшие остановки – паузы.

      В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

 

·        Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.

·        Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.

  • Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).

·        Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

·        Увеличить количество слов в предложении.

·        Определить границы предложения в тексте.

·        Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.

·        Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

·         Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом).

·         Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.

 

2.2. Знакомство детей с понятием “слово”

 

Работу над понятием «слово» можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

 

1)     Я скажу слово, а ты в ответ другое:  а) с противоположным значением

                                                                          б) со сходным значением

2)     Подбери нужное слово:

                                                   «В озере плавают ___, ___, ___, ___»

                                                   «В зоопарке живут ___, ___, ___, ___»

                                                   «В небе летают ___, ___, ___, ___»

3)     Назови одну и ту же игрушку по-разному

4)     Назови слова-предметы (кто? что?)

5)     Назови слова - признаки (какой? какая? какое? какие?)

6)     Назови слова – действия (что делает?  что делал?  что будет делать?)

7)     «Доскажи словечко»

Рисовать решил я дом, открываю свой … (альбом)

В альбоме буду рисовать, а для письма нужна … (тетрадь)

Гриб, медведь, лиса, корзина – всё слеплю из … (пластилина)

8)     Придумай короткое слово, длинное слово.

 

2.3. Знакомство со слоговой структурой слова

        Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

      Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

 ___|___|___                          

 

    ___|____ 

 

     ____

 
 

 

                                            1 слог                        2 слога                      3 слога

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек – столько слогов. «Сколько в слове гласных - столько и слогов, это знает каждый из учеников» - это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило – чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

·        отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;

·        сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

·        тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти – количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.

 

Образно представить слоговую структуру слова помогут игры.

 

Зоопарк”

           

 Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: три домика (конверты) – модели односложного, двусложного и трёхсложного слов с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф…)

 

 

 

 


            Ход игры: учитель говорит, что для животных в зоопарке сделали новые домики. Детям предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ученик берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. По количеству слогов он находит домик – модель слова и кладёт картинку в кармашек этого домика.

 

“Загадки”

             Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.

Оборудование: три домика (конверты) – модели односложного, двусложного и трёхсложного слов с кармашками для вкладывания картинок,  набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).

 

           Ход игры: учитель предлагает детям внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик - модель и вставить картинку в кармашек этого домика.

 

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака)

Набита пухом,

лежит под ухом? (Подушка)

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Зимой беленький,

Летом серенький,

Никого не обижает,

А всех боится. (Заяц)

Кто зимой холодной

            Бродит злой, голодный. (Волк)

 

 

"Отгадайте, кого я называю"

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

"Почтальон принес письмо"

              Дети получают конверты с картинками и по заданию учителя отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех слогов. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ученик, ответивший правильно, кладет перед собой счетную палочку. В конце урока подсчитываются результаты.

"Отправим животных в плавание"

             На доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

 

"Молчанка"

             Дети получают веер с цифрами (1, 2, 3). Учитель называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).

 

"Что вокруг нас"

              Учитель предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

 

Задания по закреплению действия слогового анализа и синтеза:

 

1.      Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Соотнести слово с моделью-слогом

2.      Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с моделью – слогом.

3.      Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.

4.      Игра "Поезд".   Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне "размещаются" слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов.

5.      Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.

6.      Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Можно предложить детям следующие картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука. После выделения первого слога в словах получается предложение  Мама купала Лару.

7.      Определить пропущенный слог в названии картинки. Например:  - ва, до - га, ра - та, бел -, - ведь, ка - даш, -рог, по - да.

8.      «Собери слово из слогов»:  та, ка, пус; воз, ро,па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са

9.      Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.

10.  Придумать слова с двумя или тремя слогами.

11.  Придумать слово с определенным слогом в начале слова.

12.  Придумать слово с определенным слогом в конце слова.

13.    Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).

14.   Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Учитель показывает картинки, не называя их.

 Упражнения из букв разрезной азбуки:

15.  Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

16.  Изменить порядок звуков в слоге.

17.  Например: су — ус, ом — мо.

а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;

б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

18.  Составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо - ом, ша - аш, ур – ру.

19.  Запись (печатанье) слогов:

ü  Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.

ü  Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

ü  Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

 

2.4. Ударение

 

            На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Умение ставить ударение необходимо для того, чтобы читать ЦЕЛЫМИ словами: именно ударение удерживает целостность слова, не дает ему рассыпаться, делает слово более узнаваемым. Умение  выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).

Как научить детей ставить ударение?

 

           Надо произносить слово так, чтобы голосом выделить ударный звук. Попросите учеников "позвать" слово. Можно использовать жест рукой. Например, давайте позовём кошку: «Ко-о-о-шка». Один из слогов в слове произносится более протяжно. Именно по этому слогу "ударяем" молоточком.

               Есть ещё один способ: произнесение  слова с интонацией искреннего изумления: это мАма?!!! Это тетрАдь?!!! При таком произнесении ударный звук протягивается дольше и громче других.

 Позже, когда дети познакомятся с гласными звуками, скажите о том, что ударение падает на гласный звук.

 

Упражнения на выделение и определение ударного слога в слове:

 

1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова.

2. Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).

3 . Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение.

4 . Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.

5. Разложить картинки под схемами.

6. Изменить ударение в словах.

«Доктор Айболит»

 

          Цель игры: найти слова с одинаковыми схемами.

К доктору Айболиту пришли лечиться звери: крокодил, слон, лиса, корова, белка. (Выставляются картинки). Давайте поможем ему подлечить больных зверей и выпишем каждому из них лекарство. Но это лекарство поможет только в том случае, если схема подойдёт к схеме названия самого животного.

           На доске названия лекарств и их звуковые схемы.

Таблетки _____̕_______ ; мазь ______; очки ______̕__ ; капли _____̕__ ;  порошки __________̕_.

Ученики с удовольствием лечат крокодила порошками, корову – таблетками, белку – каплями, лисе прописывают очки, слону – мазь.

 

             С помощью предложенных карточек можно проверить уровень освоения изученной темы, а также  потренироваться  в постановке ударения.

 

 

Какая схема подходит слову?

File0473
File0657
 

 

 

 

 


               ̒                                                                ̕                                    ̒

____|____                                           ____|____|_____                           __̕__|____

                      ’                                                                   ̕                                             ̕         

____|____                                            ____|____|_____                           ____|____

 

 

 

 

Подбери схему к каждому слову.File0479

File0478
Копия File1388

 

 

 

 

 


              ̕                                                              ̒                                                              ̒

             _̕_|____                                     ____|_'__|_____                           ____|____|_____

                            ’                                                         ̕                                            ̒

            ____|____                                    ____|____|_____                          ____|____|_____

 

2.5. Интонационное выделение звука в слове

 

     Ребёнка надо научить слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Очень важно, чтобы учитель мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Учителю придется самому поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.

    Интонационное подчёркивание – это последовательное протягивание звуков в произносимом слове: сссон --- сооон --- соннн

     Ряд игр и упражнений поможет педагогу научить детей интонационно выделять тот или иной звук в слове.

«Работа со словом»

- С какого звука начинается слово «муха»? Протяни первый звук (м-м-м).

- А есть звук ммм в слове «дом»?  В слове «стена»?

- Какие ты можешь назвать слова на звук ммм?

«Магазин»

     На прилавке  разложены разные предметы (игрушки, книги, учебные принадлежности и т.д.). Ученики – покупатели, выбирают товар на свой вкус. Учитель – продавец, отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет  первый звук в слове, который обозначает нужный предмет.

Продавец:

- Таня, что ты хочешь купить?

 - Ручку.

- За ручку надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.

- РРР.

- Правильно, вот, пожалуйста, возьми.

«Определение первого звука в словах»

Ослик, осень, утка, ива, Ира, утро, азбука, Оля, аист, озеро, ослик, уголь.

«Нахождение в разрезной азбуке»

Нахождение в разрезной азбуке буквы, соответствующей первому звуку слова, начинающегося с ударного звука (арбуз,  апельсин, обруч, утюг, улитка, игла, ослик и т.д.).

«Подбери слова»

 Ребенок подбирает слова, которые начинаются  на гласный [а], [о], [у].

«Подбери к картинке букву»

Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).

«Игра в лото»

     Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А.

«Звуковая цепочка»

Игра в слова: слон – нос – сок – кошка…

«Узнай, кто ты»

Из первых звуков сложи слово.  «Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк».

 

«Внимание, на старт!»

    Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в её названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

«Пограничники»

    Игру учитель начинает словами «Мы – пограничники. А пограничники очень внимательные люди. Они днём и ночью должны услышать нарушителя границы. Кто из вас настоящий пограничник?»  Затем учитель называет слова  с изучаемым звуком. Если звук присутствует в слове, дети хлопают в ладоши, если в слове нет изучаемого звука – сидят спокойно.

«Инспектор ГАИ»

    Используются сигнальные карточки. «Инспектор» пропускает машины – слова только с изучаемым звуком. Если в слове этот звук присутствует, дети показывают зелёный сигнал (можно ехать), если звука нет, - красный сигнал – «Стоп!»

«Фоторепортёр»

     Школьники должны посмотреть вокруг и увидеть слова с изучаемым звуком. По команде «Приготовить свои фотоаппараты!» ученики складывают ладошки вокруг глаз, имитируя фотоаппарат.

     Тестовые  задания  помогают учителю проверить усвоение знаний учащимися.

 

 

Отметь, в каком слове слышится звук [ о ]?

File0479
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Отметь, в каких словах звук [ а ] слышится в середине?

File0478
 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.6.Последовательность и количество звуков в слове

 

     После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков  в слове и их последовательность. Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений.

 

«Рассели по этажам»

     В доме несколько этажей. На каждом этаже разное количество окон. Рассели по этажам ребят: Олю, Петю, Володю, Алёшу.

 Количество окон на этаже и количество звуков в их именах одинаковое.

«Дом звуков»

Цель игры: определить количество звуков и ударение в словах.

 

 

 


      В домиках живут слон, лиса, волк и аист. Цапля пришла проведать аиста.

- Как попасть в нужный дом?

- Как не угодить на обед к волку или лисе?

- Подскажите выход: поставьте ударение в слове слон.

- Какой звук ударный?

- Ударный звук за жёлтой занавеской. В каком доме живёт слон? (в четвёртом)

- Поставив ударение, догадайтесь, в каких домах живут остальные звери.

 

«Угадай – ка»

     Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

    Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

 

2.7.Выделение гласного звука в слоге и в слове

 

     Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

 

     Гласные звуки и буквы. Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные звуки обозначаем красным квадратиком.    .

     После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

     На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания  можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

·        Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.

·        Придумать слог с соответствующей гласной

·        Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.

·        Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

 

     Затем предлагается выделить гласный звук из слова в односложных словах различной структуры (ус, на, мак, волк, двор).

·        Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).

·        Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук — кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце предла­гаемой графической схемы:   о__,    _о_,    __о

В дальнейшем гласный звук выделяется в двусложных и трехсложных словах.

·       Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста).

·       Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: ____о___а, слово капуста ___а___у___а

·       Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки

·       Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сом, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак). Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.

·       Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: ___а___а, ___у___а, ___о___а  и  пр.  Предлагаются картинки на двусложные слова, например: муха, кошка, ложка, астра, лапа, луна, окна, утка, рука, корка, лодка, каша, мама, рама, лужа.

Казалось бы, нет ничего проще, чем запомнить гласные буквы, но практика показывает, что дети в потоке информации начинают путать гласные и согласные буквы. Во избежание этого, предлагаются следующие задания для индивидуальной работы.

·       В алфавите обведи в кружок все гласные буквы.

·       Найди в разрезной азбуке заглавную букву и соответствующую ей строчную (маму и дочку)

·       Найди гласные буквы, показатели мягкости согласных

·       Найди гласные буквы, показатели твёрдости согласных

·       Найди «хитрые» гласные, обозначающие два звука (е, ё, ю, я),

·       Напечатай 10 гласных букв

Учителю надо научить детей чётко отличать буквы от звуков.

2.8. Выделение согласного звука в слоге и в слове, обозначение согласных твёрдых и мягких знаков символами

     Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены.

При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица  «Согласные звуки»

По звонкости - глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие - [ б]   [ в  ]  [ г  ]  [ д]   [ з ]   [ й ] [ л  ]  [ м ]   [ н ]  [  р  ]

Глухие - [  п  ]  [ ф ]  [ к ]  [ т ]  [  с  ]  [ х  ]  [ ц  ]  [  ч ]   [ щ  ]

 

 В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.

При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум.

Приложить руку к горлу: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках – этого не происходит.

 

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости – мягкости:

Мягкие -    [ б ̕]  [ в ̕ ]  [ г ̕ ]  [ д ̕]  [ з ̕ ]  [ к ̕ ] [ л ̕ ]  [ м ̕ ]  [ н  ̕ ]  [ п ̕ ] [  р ̕ ] [  с ̕ ] [ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые - [  б   ]  [ в  ]  [ г  ]   [ д ]  [  з  ]   [ к  ]  [  л  ]  [  м ]   [ н  ]   [ п  ]  [   р   ]   [ с  ]  [  т ]  [ ф  ] [ х ]

Звуки [ й ̕]  [ ч ̕ ]  [ щ ̕ ]   -  всегда мягкие

Звуки [ ж]  [ ц ]  [ ш ]  - всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает интерес у детей.

«Тим и Том»

 

Жили-были два человечка Тим и Том. Это Том. Слышишь, как твёрдо начинается его имя. Он любит томатный сок, но не ест  т ̕янучки. Носит пальто, но никогда не надевает п ̕иджак, не берёт в руки м̕яч, а пускает мыльные пузыри и играет в морской бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него.

Тим мягкий и любит всё то, что звучит мягко, как и первый звук в его имени Т̕: т̕ефтели, л̕еденцы, п̕ироженое.

Тим р̕исует, а Том раскрашивает. Тим д̕ирижирует, а Том играет на дудочке. Они никогда не выбирают одни и те же вещи и игрушки. Никогда не ссорятся.

«Тим и Том в путешествии»

Тим и Том собираются в путешествие. Давайте поможем им собраться. Вот р ̕юкзак и ранец. Что возьмёт Том? (ранец) Что возьмёт Тим? (рюкзак)

Кто какие вещи понесёт: котелок, консервы, сахар, ложки, м ̕иски, в ̕ерёвку, б ̕инокль, компас, карту? Может быть ещё возьмут что-нибудь? (л ̕еденцы, конфеты)

Как они наденутся? Кто оденет п ̕иджак, костюм, б ̕ерет, панамку, к ̕еды, кроссовки?

Вещи собраны. Перед ними две дороги. Одна ведёт в л ̕ес, другая на луг. Кто  по какой дороге пойдёт?

Какие грибы собирают Том и Тим?  Кто л ̕исички, маслята, б ̕елые, сыроежки?

А вот речка. Кто какую рыбу поймает? Л ̕ещ, сом, лосось.

Привал.  Разводят костёр, делают шалаш. Кто принёс в ̕етки, а кто валежник?

Обед. Кто ест рыбу, а кто р ̕ис? Кто будет пить к ̕исель, а кто компот?

Поспали, решили поиграть в игру «Твёрдое - мягкое».

Том называет слово  с твёрдым звуком, Тим – с мягким, нос –нёс, лук- люк, тук –тюк, мыл- мил, мал- мял, рад-ряд, выл- вил, вал- вял.

Рекомендуемые задания на дифференциацию твердых и мягких звуков:

·        Поиграем. Я называю твёрдый звук, а вы мягкий: [ б ] - [ б ̕ ];  [ г  ] -  [ г ̕] и т.д.

·        Поднять зеленую  букву, если в слоге (слове) - мягкий звук, синюю – если твердый.

·        Прочитать слоги (слова) с данными звуками, подчеркнуть буквы синим или зеленым цветом в зависимости от  того, какой звук они обозначают.

·        Диктант слогов (слова) с твердыми и мягкими звуками. Подчеркнуть буквы зеленым или синим цветом.

·        Распределить картинки на две группы. Картинка кладется под синюю или зеленую буквы.

·        Подобрать слова на твердый звук.

·        Подобрать слова на мягкий звук.

Составление графической модели  слов.

- Что нарисовано на первой картинке? (мыло)

- Что нарисовано на второй? (девочка Мила)

Выделение первых звуков в словах (дети повторяют слова мыло – Мила и определяют 1 звук). Сравнение звуков.

- Произносим звуки [ м ] - [ м ̕ ] 

- Одинаково ли произносятся?

- При каком звуке губы больше растянуты?

- Какой звук произносится с большим усилием?

- Какой звук звучит более твердо, какой более мягко?

Вывод: мягкий звук произносится с большим напряжением губ, чем твердый.

Соотнесение звуков и букв.

Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук. Чтобы различить твердые и мягкие звуки, возьмем два цвета – зеленый (мягкий)          и синий (твердый).

Составим модели слов.

Мыло -                                      Мила -             

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

 

При работе со звуковыми моделями рекомендуется использовать наглядность «Гласные звуки».

 

Учащиеся могут моделировать звуки с помощью  разрезной азбуки или рисовать схемы в тетради.

 

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого и А.Ф. Шанько) используются модели – слияния звуков. Они могут выглядеть так:

 


С+Г- открытые слоги

 

Г+С – закрытые слоги

 

 

·        В открытых слогах (С + Г)  необходимо посмотреть на последующую гласную:

а, о, у, ы, э – обозначают твёрдость согласного; значит, у слогов  СА, РО, ПУ, ДЫ, ФЭ модель будет выглядеть так:

я, ё. ю. и. е – обозначают мягкость согласного; значит у слогов  МЯ, ЛЁ, СЮ, НИ, ВЕ  модель будет выглядеть так:

·        Мягкость согласного   (ПЬ, РЬ, ДЬ, ТЬ) обозначается так:       

·        Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного,  то они его смягчают.

·        Буквы е, ё, ю, я  обозначают два звука:  е - [й̕ э];  ё - [й̕ о];  ю - [й̕ у];  я - [й̕ а], если   стоят:

после гласного (пою - [й̕ у])

в начале слова (ёжик - [й̕ о])

      после ъ и ь знаков (льёт - [й ̕о], подъезд - [й ̕э]).

Йотированные звуки обозначаются так:

Как составить модель слова?

Примеры.

1.      Читаю слово – малина  [мал̕ина],

2.      Делю его на слоги: ма-ли-на, 3 гласных, 3 слога – слияния (С+Г)

3.      Первый слог - ма (звук [а] обозначает твердость согласного)

4.      Второй слог -  ли (звук [и] обозначает мягкость согласного)

5.      Третий слог  - на (звук [а] обозначает твердость согласного)

6.      Соберём модель слова

 

1.      Читаю слово – паук

2.      Делю на слоги: па - ук 2 гласных, 2 слога

3.      Первый слог – па (слог - слияние С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)

4.      Второй слог -  ук (Г+С – закрытый слог) каждый звук обозначается отдельно

5.      Соберём модель слова

1.      Читаю слово – юла  [й̕ула]

2.      Делю его на слоги: ю – ла, 2 гласных – 2 слога

3.      Первый слог -  ю (в начале слова обозначает 2 звука - [й̕ у])

4.      Второй слог -  ла (слог – слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)

5.      Соберём модель слова

 

     Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования  на разных этапах работы над понятиями, а также    усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

 

      В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

 

3. Заключительная часть

    Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

 

4. Использованные ресурсы

 

ü  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения, Москва, «Просвещение», 2010

ü  http://festival.1september.ru/articles/584050/ Сухинина Ольга Юрьевна, Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

ü  Начальная школа №8/2008 Н.А. Кечуткина, Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка: "Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В период обучения грамоте первоклассники учатся  сначала построению моделей  предложения, затем звукового состава слова и т. д. При этом они овладевают  новым способом мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому.

Построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания.

Цель создания данной методической разработки: помочь практикующим учителям в период обучения грамоте правильно построить работу со схемами и моделями различных структур (звук, слог, слово, предложение).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 3175
    • ZIP 624.1 кбайт
    • 52 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рибинская Вера Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рибинская Вера Васильевна
    Рибинская Вера Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22567
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 274 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 593 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе