Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка практического занятия ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Методическая разработка практического занятия ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Скачать материал

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия

ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел 2. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медицинского персонала

МДК 04.02/07.02  Безопасная среда для пациента и персонала

Тема: «Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: уход за стомами»

для специальностей: 060101 Лечебное дело (углубленный уровень)

060501 Сестринское дело (базовый уровень)

Курс 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2014

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ______

От «_____» ________ 20______ г.

 

Председатель: _______ Н. В. Скитович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Гладкова Л.М. преподаватель I квалификационной категории   ПМ.04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

Пояснительная записка

 

 к методической разработке   ПМ 04/07. « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» по теме: «Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: уход за стомами».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений, практического опыта  по теме: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: уход за стомами,  в процессе сестринского ухода  в ходе практического  занятия  студенты закрепляют полученные умения, приобретают практический опыт  по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальностей 060101 Лечебное дело (углубленной подготовки),  060501 Сестринское дело (базовый уровень).

В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен:

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации;

- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

уметь:

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок  т.д.;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Опрос по предыдущему материалу» (Приложение), «Изложение нового материала» (приложение), «Самостоятельная работа студентов» (приложение), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение), Подведение итогов (приложение).

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Тема занятия: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: уход за стомами.

Место проведения  кабинет доклинической практики.

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного   материала.

Цели занятия:

1.Образовательная: получить умения, практический опыт ухода за трахееостомой,  фиксации  трахеотомической трубки, ирригации эпицистостомы, обработки кожи вокруг гастростомы, кормления пациента через гастростому, обработки илеостомы.

2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая:  повышение мотивации к учебе, развитие устойчивого  интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации;

- соблюдение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

уметь:

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок  т.д.;

Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 14, ПК 7(4).7 ПК 7(4).8, ПК 7(4).9, ПК 7(4).10, ПК 7(4).11

Междисциплинарная интеграция: ПМ.01.Диагностическая деятельность (Участие медсестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах); ПМ.02. Лечебная деятельность (Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и  экстремальных состояниях).

Внутридисциплинарная интеграция: Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода, Оказание помощи медицинской сестре  при проведении медикаментозного  лечения пациента в условиях стационара

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, основные термины и понятия, тестовые задания для закрепления материала, ситуационные задачи для самостоятельной работы.

Домашнее задание:  Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

Учебники (основная литература) 

 Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание  Ростов – на – Дону «Феникс» 2011  Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Дополнительные источники: 

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы  сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.

3. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Основные этапы

занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентиро-вочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение № 1)

ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-   фронтальный опрос с целью определения уровня знаний 

-   индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы.

4.

Изложение нового материала (приложение № 2)

Цель сформировать умения по обеспечению  инфекционной безопасности пациента и медсестры при уходе за трахееостомой,  фиксации  трахеотомической трубки, обработки кожи вокруг гастростомы, кормлении пациента через гастростому, обработки илеостомы  с использованием справочной литературы

60 мин

 

 

 

 Изложения материала

 

 

5.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

5мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме ситуационных заданий,  с использованием справочной литературы.

 

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4.9, ПК 4.10,

ПК 4.11 (приложение № 3)

Цель: сформировать умения обеспечения безопасной больничной среды для пациента при сестринских вмешательствах.

 

 

145 мин.

Выполнение студентами   заданий в процессе решения ситуационных заданий.

 

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение № 4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК 5 (приложение № 5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

15 мин.

Закрепление материала осуществляется: путем решения тестовых заданий

 

7.

Подведение итого (приложение №6)

 

20 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

8.

Задание на дом

5       мин.

Домашнее задание:  Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Стр. 625 – 644. Самостоятельная работа: решение тестовых заданий, решение ситуационных задач

 

Всего

270 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Приложение №1

                                      Фронтальный опрос

 

1.     Уход за стомами.

2.     Виды стом.

3.     Трахеостома. Показания для постановки трахеостомы.

4.     Цель трахеостомии. особенности ухода за пациентом с трахеостомой.

5.     Цистостма. Показания к стомированию, цель.

6.     Ирригация эпицистостомы.

7.     Стомы пищеварительного тракта.

8.     Гастростома. Показания к постановке, цель.

9.     Свищи кишечника. Показания к постановке, цель.

10. Калоприемники. колостомы, смена  калоприемника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Гастростома

Гастростомия (gastrostomy)

хирургическая операция, заключающаяся в создании искусственного наружного свища желудка. Обычно гастростомия выполняется для обеспечения непосредственного поступления пищи и жидкости в желудок, когда проглатывание невозможно вследствие какого-либо заболевания или непроходимости пищевода. Иногда гастростомия выполняется временно после операций на пищеводе для облегчения процесса его заживления.


Показанием к гастростомии является рак пищевода, рубцовые стриктуры пищевода, химические ожоги пищевода.

Виды обезболивания

Операция производится под общим или местным обезболиванием.

Выполнение операции

Небольшим разрезом вскрывается брюшная полость в проекции желудка. Передняя стенка желудка прошивается специальными швами и между нитями этих швов в просвет желудка вводится толстая стомическая трубка. Затем эта трубка выводится через прокол брюшной стенки наружу, а стенка желудка подшивается нитями к брюшной стенке вокруг трубки, что предупреждает затекание желудочного содержимого в брюшную полость.

Сестринский процесс:

Пациент с гастростомой.

I – этап сестринского процесса.

Сестринское обследование.

Основная задача медицинской сестры оценить состояние кожи пациента и определить, может ли возникнуть какая либо задержка в заживлении послеоперационной раны в связи с наличием системных заболеваний        ( например, сахарный диабет, рак).

В послеоперационном периоде оцениваются:

·        Потребности пациента в жидкости и пище

·        Состояние гастростомической трубки и послеоперационного шва с точки зрения развития инфекции.

·        Оценивает реакцию пациента на изменения в строении его организма и понимания способов питания.

II этап сестринского процесса: постановка диагноза.

Сестринские диагнозы.

На основании результатов оценки состояния пациента могут быть установлены следующие сестринские диагнозы:

·        Несбалансированное питание;

·        Риск развития инфекции в связи с наличием раны и гастростомической трубки;

·        Нарушенное восприятие строение тела в связи с наличием гастростомы;

·        Риск недостаточного выполнения терапевтического режима в связи с недостатком знаний об уходе.

 III – этап сестринского процесса.

  Планирование и цели.

  Основными целями для пациента могут быть:

·        Достижение оптимального уровня питания

·        Предотвращение инфекции

·        Поддержание целостности кожных покровов

·        Приспособление к изменениям в строении организма

·        Приобретение знаний и навыков самообслуживания и предотвращение осложнений.

Планирование сестринского вмешательства.

1. Удовлетворение потребностей в питании

 

Первое жидкое кормление проводится через два часа после операции, обычно вводят воду и 10% глюкозу. При первом кормлении вводят не более 30 – 60 мл жидкости. На второй день увеличивают до 180 – 240 мл, при этом проверяется, как переносится питание и нет ли протекания жидкости вокруг гастростомической трубки. Постепенно объем вводимой пищи увеличивают до 250 -500 мл, а число кормлений уменьшают до 4 раз. Иногда больному разрешают самостоятельно разжевать пищу, но не глотать, при таком варианте кормления сохраняется рефлекторное возбуждение желудочной секреции.

Пища должна быть высококалорийной, жидкой или полужидкой, теплой. Для получения однородной смеси ее можно смешать в миксере. В смеси вводят сырые яйца, мясные и молочные супы, протертое мясо, фрукты, овощи, сливки, сметану, масло, соки, для лучшего усвоения добавляют желудочный сок.

 

         2. Обеспечение ухода за гастростомой и предотвращение инфекции.

Медицинская сестра проверяет положение трубки, оценивает остаточный объем в желудке и один раз в день проворачивает трубку или стабилизирующий диск, чтобы закрепить стому в желудке.

Над отверстием гастростомической трубки накладывают асептическую повязку. Повязка защищает кожу вокруг стомы от затекания желудочных кислот и смесей для кормления.

Кожа вокруг стомы требует специального ухода, поскольку на ней может возникать раздражение от ферментативного действия желудочного соков, просачивающихся вокруг трубки. Без обработки кожа мацерируется, кровоточит и становится болезненной.

План сестринского вмешательства ухода кожей вокруг гастростомы:

1.     Кожу вокруг гастростомы гладко выбрить.

2.     Промыть теплой кипяченной водой или раствором фурацилина 1: 5000, или 10% раствором танина, или 0,5 % раствором марганцево – кислого калия.

3.     Подсушить с помощью салфеток.

4.     По назначению врача нанести индифферентную мазь, пасту, присыпку: цинковая паста, паста Лассара, дерматоловая паста, мазь “Стомачетив”; присыпки: сухой танин, тальк, каолин.

5.     После впитывания остатки снять салфеткой.

3.Адаптация пациента к изменениям в схеме тела.

Пациент с гастростомой испытывает стресс связанный с выраженным нарушением строения организма. Прием пищи, как физиологический и социальный акт в привычном смысле для него не существует. Пациент также осознает, что такое терапевтическое вмешательство, как гастростомия, проводится только в случае наличия тяжелого, хронического или возможно смертельного заболевания.

Медсестре необходимо обсуждать цели и режимы кормления через гастростому. Проводить беседы помогающие пациенту принять ожидаемые перемены и избавиться от потрясения. Приспособление к изменениям в строении организма занимает определенное время и требует поддержки и понимания со стороны семьи. Необходима проверка наличия существующей системы поддержки семьи.

V- этап сестринского процесса. Оценка результатов.

Ожидаемые результаты со стороны пациента.

 Ожидаемые результаты со стороны пациента могут быть следующими:

1.Достигнут достаточный уровень поступления питательных веществ

·        Переносится количество и частота кормлений через гастростому;

·        Перед каждым кормлением остаточный объем в желудке не превышает 50 мл;

·        Вес стабилен или увеличивается.

2. Нет признаков инфекции или нарушения целостности кожи.

·        Кожа вокруг выхода гастростомы интактна;

·        Нет отделяемого из послеоперацинного шва.

3.Принимаются изменения в строении организма

·        Возможно обсуждение ожидаемых перемен;

·        Просьба пообщаться с кем – то, кто перенес такую же процедуру.

4. Демонстрируются навыки управления режимом питания;

·        Обращается с оборудованием надлежащим образом;

·        Демонстрирует, как поддерживать проходимость гастростомической трубки;

·        Ведет точные записи о приеме пищи.

5.Не допускаются осложнения

·        Рана зажила;

·        Гастростомическая трубка остается в норме на протяжении всей терапии.

 

Кишечные свищи и стомы - Ортопедо-хирургическая консультация   

 Уход за кишечными стомами.

Илеостома – ileum ( илеум) – подвздошная кишка ( тонкий кишечник), stoma  (стома) – отверстие ( свищ) подвздошной кишки.

Колоностома colon - толстая кишка,  stoma - отверстие, т.е. отверстие (свищ) толстой кишки.

 

 Уход за колостомой

Колостома - это искусственно сформированный свищ толстой кишки, выходящий на поверхность брюшной стенки с образованием нового выхода для продуктов жизнедеятельности организма (каловых масс). В домашних условиях уход за колостомой больной осуществляет самостоятельно или с помощью ухаживающего за ним помощника. Сразу же после вывода прямой кишки на брюшную стенку уход за колостомой такой же, как за грязной раной. После очистки от каловых масс стому обрабатывают растворами антисептиков (фурацилином) и накладывают асептическую повязку. При правильном уходе повязка должна меняться сразу же после загрязнения, а кожа вокруг обрабатываться антисептиками и цинковой мазью. Кожа не должна подвергаться раздражению.

ИЛЕОСТОМИЯ — это оперативное вмешательство, при котором конечный отдел или петля подвздошной кишки выводится на переднюю брюшную стенку для формирования постоянного или временного свища.

Показания к формированию илеостомы:
Неспецифический язвенный колит;
Болезнь Крона;
Ишемический колит;
• Осложнения опухолевых и воспалительных заболеваний толстой кишки (рак, колит, дивертикулит) с развитием острой кишечной непроходимости и (или) перитонита;
• Осложнения после операций на толстой кишке (несостоятельнось швов анастомозов);
• Травмы и ранения кишечника при наличии перитонита;
• Превентивное формирование разгрузочной илеостомы для защиты, толстокишечных анастомозов после операций по поводу опухолей и реконструктивных вмешательств.

I – этап сестринского процесса. Сестринское обследование

II – этап сестринского процесса. Сестринские диагнозы

·        Способность нормально выделять продукты жизнедеятельности

·        Нарушение адекватного питания

·        Нарушение безопасности в повседневной жизнедеятельности

·        Дефицит самоухода

·        Нарушение психологической адаптации к наличию стомы

·        Риск недостаточного выполнения терапевтического режима в связи с недостатком знаний об уходе.

III – этап сестринского процесса. Планирование сестринского вмешательства.

 

·        Уход за стомой

·        Использование калоприеника

·        Рекомендации по питанию

·        Реабилитация стомированных пациентов

1. Обеспечение ухода за колостомой и предотвращение инфекций.

Обработка колостомы:

  • удалить выделяемые жидкие или оформленные каловые массы;
  • промыть стому теплой кипяченой водой;
  • обработать кожу вокруг колостомы теплой кипяченой водой и подсушить салфетками;
  • нанести на кожу пасту Лассара (дерматоловую или цинковую пасты) или мазь "Стомагезив";
  • удалить излишки пасты или мази после впитывания с помощью салфеток;
  • наложить на выступающую слизистую оболочку ("розочку") салфетку, смазанную вазелином;
  • закрыть свищ марлей;
  • наложить на повязку вату;
  • укрепить повязку бинтом или бандажом.

2. Использование калоприемника

После формирования свища (колостомы) можно применять калоприемники.

Существует несколько типов калоприемников: однокомпонентные, двухкомпонентные, прозрачные, матовые, с фильтрами и без фильтров.

Однокомпонентный калоприемник имеет мешочек для сбора фекалий, уплотнитель и внешнее адгезивное кольцо в составе единого, цельного блока. Двухкомпонентный калоприемник состоит из мешочка, прикрепляющегося к клеящейся пластине, которая выполняет функцию "второй кожи".                                                                                                      

 

Приготовить:

  • новый калоприемник (соответствующего типа и размера);
  • мерку (трафарет) для проверки размера стомы - он может меняться;
  • мазь "Стомагезив" или паста Лассара;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • бумажный мешочек, пластиковый пакет или газету (для использованного калоприемника);
  • небольшие ножницы (желательно с одним закругленным и другим острым концом);
  • запасной зажим (для дренируемых калоприемников);
  • маленькое зеркальце.

Все эти предметы Вам потребуются для ухода за стомой, поэтому их следует хранить в одном месте в закрытом контейнере с крышкой и в готовом для использования виде.

 

             

 

Для смены калоприемника следует:

  • подготовить чистый калоприемник (ножницами следует увеличить центральное отверстие пластины таким образом, чтобы оно аккуратно вмещало в себя колостому);
  • осторожно отделить использованный калоприемник, начиная с верхней части. Старайтесь не тянуть кожу;
  • выбросить использованный калоприемник, поместив его в бумажный или пластиковый пакет или в контейнер отходов класса Б;
  • кожу вокруг стомы вытереть, используя сухие марлевые или бумажные салфетки;
  • промыть стому теплой кипяченой водой;
  • кожу вокруг стомы промыть теплой кипяченой водой;
  • промокнуть салфетками кожу досуха (нельзя использовать вату, так как она оставляет ворсинки);
  • кожу вокруг колостомы смазать кремом "Стомагезив" или пастой Лассара;
  • избыток крема убрать марлевой салфеткой;
  • с помощью мерки промерить заново размер колостомы;
  • приклеить на стому чистый калоприемник, пользуясь инструкцией изготовителя.

3. Рекомендации по питанию пациентов илеостомой.

Пациенту с иеостомой в течении 4 – 6 недель после операции необходимо избегать богатой клетчаткой продуктов. В последующем богатые клетчаткой продукты можно употреблять в небольших количествах. В первые месяцы после операции тонкая кишка лишь частично способна компенсировать способность всасывать воду и минеральные соли, вырабатывать некоторые витамины. Возможность накопления и регулярного выделения кишечного содержимого утрачена полностью. К концу второго месяца тонкая кишка адаптируется настолько, что большая часть пациентов может вернуться к прежнему режиму и характеру питания. Пищу рекомендуют принимать регулярно, небольшими порциями. Опорожнение кишечника ускоряют продукты, содержащие большое количество сахара ( сахар, мед, фрукты), богатые поваренной солью (соленья, маринады), черный хлеб, зеленая фасоль, шпинат, кефир, соки. Для сгущения кишечного содержимого можно употреблять рис, чернику, тертые яблоки, кисели.

Для выбора правильного режима питания пациенту с илеостомой после операции нужно завести дневник. В нем необходимо записывать употребляемые продукты, их количество и время приема, а также время опорожнения кишечника через стому. Нужно обязательно отмечать появление болей и количество выделяемой мочи. Ведение подобного дневника в течении 4 – 6 недель позволяет точно установить, какие продукты лучше употреблять.

Дневник питания пациента.

День недели

Час

Продукты

количество

Стул:

консистенция

количество

Выделение:

газы,

запах

 

 

Особые отметки:

боль. количество мочи и др.

Понедельник

 

 

 

 

 

Вторник

 

 

 

 

 

Среда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное меню с илеостомой:

·        8.00- 9.00 Котлеты рыбные паровые с картофельным пюре (соус, вермишель с маслом). Масло сливочное, чай, хлеб белый.

·        13.00 – 14.00. Суп – пюре из моркови и картофеля на мясном бульоне с гренками. Тефтели мясные и вермишель. Мусс яблочный. Хлеб серый.

·        19.00 – 20.00 Пудинг манный, с протертым сыром. Котлеты морковные. Чай, хлеб белый.

·        22.00 Кисель, булочка вчерашняя.

Избыточное газообразование возникает при употреблении молока, капусты, огурцов, гороха, орехов, фасоли. Употребление активированного угля значительно уменьшить образования газов.

4. Реабилитация стомированных пациентов.

Определяя реабилитационный процесс как поэтапное восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности пациента, что достигается применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий, можно выделить 3 основных аспекта реабилитации:

·        медицинский,

·        психологический,

·        социальный.

С точки зрения принятого порядка медицинского обслуживания населения, реабилитационный процесс имеет 3 последовательных этапа:

  • диагностический - от начала заболевания до момента госпитализации;
  • хирургический - от момента госпитализации до выписки стомированного пациента из стационара;
  • реконвалесцентный, отражающий процесс реабилитации.

Перед участниками реабилитационного процесса стоят следующие задачи:

  • обучение пациента;
  • определение и подбор необходимых средств ухода (калоприемников);
  • обеспечение калоприемниками;
  • рационализация питания и образа жизни;
  • профилактика отдаленных осложнений;
  • специализированное диспансерное наблюдение;
  • определение степени нетрудоспособности;
  • включение пациента в сферу деятельности социальных служб и организаций, занимающихся помощью и взаимопомощью;
  • определение необходимости реконструктивно-восстановительных и корригирующих операций и их проведение.

Программа комплексной реабилитации стомированных пациентов существенно отличается от мероприятий чисто лечебного плана, так как само по себе наличие стомы формально не является заболеванием, а, следовательно, и не нуждается в специфическом лечении, однако оно значительно ограничивает возможности  нормального существования и потому обусловливает необходимость службы, оказывающей пациенту соответствующую специализированную помощь. На западе подобная служба существует уже с 60-х годов; в ней работают средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку.

V- этап сестринского процесса. Оценка результатов.

Оценка результатов сестринского вмешательства основывается на возможности пациента принимать информированные решения, касающихся планируемых методов лечения, употреблять сбалансированное питание, поддерживать оптимальную массу тела. Пациент или члены семьи должны описывать и демонстрировать умение обращения со стомой медсестре.

Регистрировать параметры жизненно важных функций, обмена веществ, реакцию на психологическую поддержку.

Применение калоприемника

[Image]

[Image]

[Image]

[Image]

[Image]

[Image]

[Image]

[Image]

 

Какие проблемы могут быть при использовании калоприемников?
-Аллергические реакции;
-
Воспаление и мацерация кожи вокруг стомы (как правило, из-за недостаточного ухода за кожей или большего, чем необходимо, размера вырезаемого отверстия, негерметичности системы или резкой смены калоприемника);
-
Грибковые инфекции (как правило, связаны с угнетением иммунной системы, на фоне химио- или лучевой терапии, при сахарном диабете и лечении большими дозами антибиотиков).

 

                                                                     

 

Уход за трахеостомой.

Трахеостомия — введение в трахею через разрез кожи специальной трубки для обеспечения дыхания.

Показания к операции

Показанием к операции являются заболевания или острые состояния, при которых нарушается поступление воздуха в трахею, в случаях необходимости длительной искусственной вентиляции легких.

 

 

 

 

 

 

Трахеостомичесая трубка стандартная

Трахеостомичесая трубка стандартная

Основными показаниями к трахеостомии являются:

1. Острый стеноз гортани:

  • инородные тела
  • химические и термические ожоги
  • дифтерия
  • ложный круп
  • эпиглоттис
  • двусторонний паралич голосовых складок
  • опухоль

2. Нарушение дренажной функции трахеобронхиального дерева:

  • тяжелая черепно – мозговая травма
  • острая недостаточность мозгового кровообращения
  • опухоль головного мозга
  • нарушение каркасности грудной клетки
  • кома с нарушением глоточного и кашлевого рефлексов
  • длительный астматический статус
  • массовые пневмонии

3. Некомпетентность нервно-мышечного аппарата дыхания:

  • бульбарная форма полиомиелита
  • полирадикулоневрит
  • повреждение спинного мозга в шейном отделе
  • нейроинфекции (столбняк, бутулизм, бешенство)

·         тяжелая форма миастении

Виды обезболивания

Операция производится под местным обезболиванием, а в экстренных случаях (обтурация гортани инородным телом) иногда может выполняться и без обезболивания, так как для этого может не быть времени.

Выполнение операции

Производится разрез кожи, раздвигаются ткани, прикрывающие трахею. Перешеек щитовидной железы смещается, после чего вскрывается просвет трахеи за счет пересечения ее колец. В просвет трахеи вводится специальная воздуховодная трубка, которая подшивается к коже.

Если трахеостомия производилась в качестве временной меры, обеспечивающей дыхание больного, то при нормализации дыхания трахеостомическая трубка удаляется, а оставшееся отверстие закрывается самостоятельно. В тех случаях, когда трахеостомия является завершающим этапом операции удаления гортани по поводу рака, она остается до конца жизни пациента.

Чтобы избежать раздражения кожи на шее, вокруг трубки на кожу накладывают стерильные салфетки, разрезанные до середины Y-образным разрезом. В домашних условиях повседневный уход за трахеостомой осуществляется больным самостоятельно или с помощью ухаживающего за ним помощника.

Для правильного ухода за трахеостомой необходимо сохранять проходимость трахеи и канюли, что предусматривает:

  • извлечение трахеостомической канюли из трахеостомы - для этого развязывают фиксирующие завязки, сдувают шприцем манжетку и извлекают канюлю;
  • очищение внутреннего прохода канюли от слизи и корок с помощью марлевого тампона и кипяченой воды. Такую манипуляцию повторяют дважды в сутки после извлечения трубки из трахеи;
  • введение канюли в трахеостому после того, как канюля была очищена. Ее вставляют ввинчивающим движением. Причем в начале движения трахеостомической канюле придают такое положение, что ее "ушки" лежат по оси трахеи, а по мере продвижения совершают поворот на 90°;
  • очищение трахеи и верхних отделов бронхов от застоявшейся мокроты, которая под действием сухого воздуха быстро превращается в корки. Для этого больной должен самостоятельно или с  помощью медсестры закапать в канюлю теплый содовый раствор (1 чайная ложка на стакан теплой кипяченой воды), можно в сочетании с ферментным препаратом (хемотрипсин). Эти вещества разжижают мокроту и слизь. После закапывания надо попросить больного откашляться.

Такую процедуру в указанной последовательности необходимо повторять не менее двух раз в сутки, а иногда, если больной плохо дышит, и несколько раз в день. Следует помнить, что несоблюдение этого правила может привести к грозному осложнению - асфиксии. Засохшая мокрота при сильном кашлевом толчке может оторваться от стенок канюли и проскочить в трахею и бронхи, вызвав закупорку дыхательных путей.

Для ухода за кожей вокруг трахеостомы следует:

  • очистить кожу вокруг трахеостомы с помощью салфеток и теплой кипяченой воды или фурацилина (1 таблетка на 1 стакан кипяченой воды). Для этой цели можно использовать также слабо-розовый раствор марганцевокислого калия;
  • подсушить кожу с помощью салфеток;
  • нанести на чистую кожу либо цинковую пасту, либо пасту Лассара, либо мазь "Стомагезив". Можно обработать кожу тальком или сухим танином;
  • избыток мази или пасты удалить с помощью салфетки;
  • под ушки трахеостомической канюли завести стерильные салфетки с Y-образным разрезом. После чего закрепить фиксирующие [Image]завязки на шее.

[Image][Image]

 

 

 

Туалет трахеи  и бронхов включает отсасывания вязкого содержимого с помощью электронасоса. Перед отсасыванием дают вдыхать увлажненный кислород, закапывают в трахею ( через стому) 3- 5 мл теплого стерильного раствора гидрокарбаната, чтобы разжижить густую слизь. Еще лучше разжижают мокроту растворов ферментов

( химотрепсин). Для профилактики гипоксии у пациента нельзя проводить отсасывание дольше 10 -15 сек. за 1 раз. Больной должен отдыхать 1 -3 мин между процедурами.  При трахеостоме в легкие попадает неувлажненный и неподогретый воздух, что приводит к высыханию слизистой оболочки дыхательного древа. Поэтому необходимо применять специальный увлажнитель, который устанавливается в палате. Длительное пребывание трахеостомической трубки может быть причиной трахеобронхита, поэтому важно соблюдать все рекомендации по уходу за стомой.

Методика наложения трахестомической трубки.

 

 

 

                     

Цистостомия

ЦИСТОСТОМИЯ (греч. kystis мочевой пузырь + stoma отверстие, проход) - наложение мочепузырного свища. Чаще всего для обеспечения длительного дренирования мочевого пузыря используют высокое его сечение - эпицистостомию. Для временного дренирования мочевого пузыря, напр. при подготовке к радикальной операции, возможно бескровное наложение надлобкового мочепузырного свища - надлобковая пункция, или троакарная эпицистостомия.

При любой операции, изменяющей схему тела, пациент нуждается в подробной информации об особенностях будущего состояния. О том как будет осуществляется отток мочи. После операции дистальный конец катетера через трубку соединяется с мочеприемником. Если пациент ходит, мочеприемник прикрепляется к бедру или голени, если лежит, мочеприемник подвешивается к раме кровати.

   

                      

По данным исследования, катетер и дренажный мешочек могут быть соединены в течении 5 – 7 дней. Чтобы обеспечить хороший отток мочи, приемник должен быть расположен ниже уровня мочевого пузыря, особенно это важно в ночное время.

Для ухода за цистостомой медицинская сестра должна приготовить:

  • антисептический раствор для промывания мочевого пузыря (0,02% раствор фурацилина, 0,1% раствор фурагина или калия перманганата);
  • стерильные лоток с перевязочными материалами и шприц Жане;
  • емкость для сбора мочи и промывных вод;
  • стерильные перчатки;
  • клеенку, пеленку, подкладное судно;
  • кувшин с водой .

Последовательность действий:

  • под ягодицы больного подложить клеенку и пеленку, а затем судно;
  • сменить перчатки и произвести туалет полового органа;
  • надеть стерильные перчатки, взять шприц Жане и набрать в него 50-100 мл антисептического раствора;
  • медленно через катетер ввести раствор в мочевой пузырь;
  • отсоединить от катетера шприц, при этом раствор должен самостоятельно вытекать в подставленный лоток;
  • промывание мочевого пузыря произвести несколько раз до "чистых промывных вод";
  • если больной передвигается самостоятельно, то конец катетера поместить в полиэтиленовый мочеприемник, который необходимо закрепить под одеждой на животе или бедре;
  • по мере накопления мочи мочеприемник опорожнить через нижнее отверстие, снабженное вентилем;
  • мочеприемник ежедневно обрабатывать раствором дезинфицирующих средств;
  • перед выпиской из клиники обучить больного, как пользоваться постоянным мочеприемником и обрабатывать его дезинфицирующими средствами.

Такие пациенты длительное время находятся под наблюдением сестринского персонала. Смену катетера производит врач не реже 1 раза в месяц.

Пациент нуждается в регулярном, не реже 2 раз в неделю, промывании мочевого пузыря. Эта процедура должна осуществляться в период нахождения пациента в стационаре или в домашних условиях.

Опорожнение мочевого дренажного мешка

Оснащение: перчатки, мерная емкость для сбора и измерения мочи, тампон со спиртом, емкости для отходов класса Б, дезсредства.

1.     Подготовка к процедуре

·        Надеть перчатки

·        Поместить мерную емкость под отводной трубкой дренажного мешка.

2.     Выполнение процедуры

·        Освободить отводную трубку из держателя. Открыть зажим трубки и слить мочу в мерную емкость.

Примечание. Отводная трубка не должна прикасаться к стенкам мерной емкости или пола.

3.     Завершение работы.

·        Снять перчатки и поместить в отходы класса Б.

·        Убедиться, что трубки, соединяющие катетер и дренажный мешок, не перегнуты.

·        Сделать запись о количестве мочи, времени ее измерения, цвете, запахе и прозрачности.

Обучение пациента уходу за катетером и мочеприемником

Как пациент, так и его близкие, осуществляющие за ним уход, должны знать цель применения катетера и правила ухода за системой.

Обучение должны включать следующие сведения:

·        Простейшие сведения об анатомии и физиологии системы мочевыделения

·         Устройство катетера и цель его применения

·        Вопросы личной гигиены

·        Техника присоединения и отсоединения мочеприемника

·        Удаления и очистка мочепремника

·        Советы по соблюдению диеты, потребления жидкости

Для предупреждения осложнений, связанных с использованием постоянного катетера, следует:

·        Выполнять все требования, связанные с профилактикой инфекций мочевыводящих путей;

·        Наблюдать за проходимостью катетера, в дневнике фиксировать все данные.

 

 

Уход за нефростомой

                                   


Нефростомия – это оперативное вмешательство, направленное на отведение мочи из почки с помощью дренажа, стента или катетера, который проходит через кожу брюшной стенки, почечную ткань и заканчивается в полостной системе почки. По этому дренажу моча свободно выделяется в специальный стерильный контейнер.

Показания к нефростомии

Показанием к применению нефростомы является необходимость восстановления нормального оттока мочи из почки в случае, когда выполнение других методов для восстановления нарушенного оттока мочи противопоказано или невозможно (например, при опухолях полости малого таза, мочекаменной болезни, стриктурах мочеточника и т.д.).

Таким образом, нефростома является мерой профилактики развития гидронефроза – расширения полостной системы почки в результате нарушения оттока мочи. Кроме того, эта процедура позволяет предупредить развитие пиелонефрита, который нередко возникает в такой ситуации. Оба эти состояния - гидронефроз и пиелонефрит - при отсутствии своевременного лечения могут привести к утрате почкой своей функции либо к почечной недостаточности.

Кроме этого, нефростома может применяться для доступа к верхним мочевым путям с целью проведения различных специализированных исследований, выполнения операции внутрипочечного дробления камней (литотрипсии), установки стентов, проведения химиотерапии и в качестве подготовки к дальнейшему хирургическому лечению.

Противопоказания к нефростомии

  • Нарушения свертывания крови (гемофилии, тромбоцитопении),
  • Неконтролируемое повышение артериального давления,
  • Прием антикоагулянтов (например, аспирин, гепарин, варфарин и т.д.).

Подготовка к нефростомии

Подготовка к нефростомии такая же, как и при всех остальных вмешательствах на почке. Необходимо выполнить стандартный набор анализов крови и мочи, биохимический анализ крови, анализ крови на сахар и свертываемость. Обычно проводится УЗИ почек. В некоторых случаях может потребоваться выполнение обзорной и внутривенной урографии, компьютерной томографии почек и забрюшинного пространства. Перед операцией больного обычно осматривает анестезиолог. Нефростомия обычно проводится под общей анестезией.

Методика операции

Нефростома накладывается обычно во время открытой операции на почке с другими целями или в результате небольшой специальной открытой операции. Для этого проводится небольшой косой разрез в поясничной области, которым обнажается почка вместе с жировой капсулой и выводится своей выпуклостью в рану. Жировая капсула отделяется на длину около 2 см. Эта капсула несколькими швами пришивается к коже. Затем делается разрез через ткань почки и лоханки. Через рану почки в лоханку вводится резиновая дренажная трубка, которая одним швом прикрепляется к коже. После этого кожа наглухо ушивается вокруг дренажной трубки.

В настоящее время все чаще нефростома накладывается с помощью прокола кожи в поясничной области в проекции почки. Это так называемая пункционная нефростомия. Она обычно проводится под контролем УЗИ или рентгеновского исследования.

Осложнения во время и после операции

Из возможных осложнений нефростомии можно отметить:

  • Кровотечения
  • Инфекционные осложнения
  • Мочевые затеки.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты по теме » Уход за стомами»

1.Стома – это ---------------------- из какого либо органа.

2. Гастростома – отверстие из:

а) желудка

б) кишечника

в) трахеи

г) мочевого пузыря

3. Илеостома – отверстие из:

а) тонкого кишечника

б) толстого кишечника

в) желудка

г) почки

4. Установите соответствие:

    Название стомы:                                   Орган:

1.     трахеостома                           а) трахея

2.      цистостома                           б) желудок 

                                                                 в)кишечник

                                                                 г) мочевой пузырь

5. Гастростома накладывается с целью---------------------- пациента, минуя пищевод.

6. Кишечные стомы накладываются с целью:

а) кормления

б) выделения шлаков

в) введение лекарственных веществ

7. Внутреннюю трахеостомическую трубку промывают горячей ------------

8. С целью разжижения мокроты и слизи в трахею закапывают 3 -5 капель стерильного раствора гидрокарбоната натрия:

а) да

б) нет

9. Трахеостомические канюли могут быть металлические и -----------------

10) установите правильную последовательность действий при уходе за кожей вокруг стомы

а) кожу промывайте теплой кипяченной водой или раствором фурацилина 1: 5000

б) нанесите ту или иную ( по назначению врача) мазь, пасту, присыпку

в) подсушите с помощью салфеток

г) кожу вокруг стомы выбрейте

д) после впитывания мази остатки снимите салфеткой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов на тесты по теме « Уход за стомами»

1.     Отверстие

2.      а)

3.     а)

4.     1- а; 2 –г

5.      введение пищи

6.     выделение шлаков

7.     водой

8.      а)

9.     пластмассовые

10. г)

             а)

             в)

             б)

             д)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационные задачи.

Ситуационная задача №1

У пациента с гастростомой покраснение видимой слизистой, болезненность, то есть признаки воспаления.

Тактика медсестры?

Ответ на ситуационною задачу №1

Если развиваются проблемы с кожей, необходимо пригласить специалиста по энтеростомам или по уходу за ранами.

Для того чтобы предотвратить появление раздражения, нужно каждый день менять повязку и наносить на кожу вокруг стомы цинковую мазь.

Ситуационная задача №2

После кормления через временную гастростому медсестра закрепила конец трубки с помощью лейкопластыря к коже пациента.

Верна ли тактика медсестры?

Ответ на ситуационную задачу №2

1.Промыть теплой кипяченной водой или раствором фурацилина 1: 5000, или 10% раствором танина, или 0,5 % раствором марганцево – кислого калия.

2.Подсушить с помощью салфеток.

3.По назначению врача нанести индифферентную мазь, пасту, присыпку: цинковая паста, паста Лассара, дерматоловая паста, мазь “Стомачетив”; присыпки: сухой танин, тальк, каолин.

4.После впитывания остатки снять салфеткой.

5. Наложить асептическую повязку.

Ситуационная задача №3

У пациента с илеостомой появилось избыточное газообразование. Пациент обратился к медсестре за рекомендациями.

Тактика медсестры.

Ответ на ситуационную задачу №3.

Медсестра дает следующие рекомендации по коррекции питания:

Исключить некоторые продукты из рациона т.к. избыточное газообразование возникает при употреблении молока, капусты, огурцов, гороха, орехов, фасоли. Употребление активированного угля значительно уменьшить образования газов.

Ситуационная задача № 4

У пациента с трахеостомой в ротовой полости скапливается слюна ислизь, на губах образовались трещины.

Тактика медсестры.

Ответ на ситуационную задачу №4

В связи с этим медсестра должна ежедневно бережно удалять слизь с носоглотки. Язык, полость рта, губы очищать тампоном смоченном в физиологическом растворе. Смазывать губы увлажняющим кремом.

Ситуационная задача № 5

У пациента с трахеостомой во время отсасывания слизи развилась гипоксия.

В чем ошибка медсестры?

Ответ на ситуационную задачу № 5

Для профилактики гипоксии у пациента необходимо проводить отсасывание не дольше 10 – 15 сек. за 1 раз. Больной должен отдыхать 1 – 3 минуты.

Ситуационная задача № 6

Пациент жалуется на присутствие аммиачного запаха от мочеприемника.

Тактика медсестры.

Ответ на ситуационную задачу № 6

После опорожнения мочеприемника в него заливают 50 – 100 мл. слабоокрашенного раствора фурацилина или риванола, который помимо асептического действия устраняет аммиачный запах разложившейся мочи.

 

 

 

 

 

Список рекомендуемых и нерекомендуемых пищевых продуктов пациентам с кишечными стомами.

 

Первые блюда (супы)

Рекомендуемые: овсяные хлопья (геркулес); рисовый, манный, мясной бульон с клецками, с лапшой, с фрикадельками, с блинчиками, с рисом; картофельный суп, овощные супы (протертые).

Нерекомендуемые: из бобовых, из капусты, из сушеных овощей, из концентратов.

 

Мясо

Рекомендуемые: говядина, телятина, нежирная свинина, птица, кролик, постная ветчина, мягкие копченности, из потрохов - печенка, мозги; язык. Мясо может быть отварное, тушеное, жареное в духовке или иногда поджаренное.

Нерекомендуемые: гусь, утка, дичь, потроха, копченое мясо, рагу.

 

Соусы

Рекомендуемые: мясной, укропный, томатный, ливерный; допускается небольшое количество майонеза, предпочтительно не натурального.

 

Рыба

Рекомендуемые: нежирная, вареная, печеная; на вертеле - форель, окунь, свежая треска, камбала, рыбные консервы в собственном соку.

Нерекомендуемые: жирная рыба, рыба законсервированная, в соусе или маринаде; тунец, лосось, угорь, скумбрия, сельдь, сардины, анчоусы; ракообразные.

 

Яйца

Рекомендуемые: всмятку, вкрутую, яичница, омлет, бисквитный омлет, яйца в составе блюд.

Нерекомендуемые: жареные, под соусом, под майонезом.

 

Молоко

Прием молока в качестве самостоятельного блюда совершенно индивидуален. Оно образует значительные шлаки и, следовательно, во многих случаях вызывает вздутие живота и прочие затруднения. Необходимо испробовать. Для поддержания правильного состава кишечной среды рекомендуется регулярно несколько раз в неделю принимать кефир, йогурт.

 

Сыры и молочные изделия

Рекомендуемые: творог, плавленные сыры, но строго индивидуально! Нерекомендуемые: твердые сыры, острые и выдержанные сыры, жирные сыры.

 

Жиры

Рекомендуемые: сливочное масло, растительные масла, искусственные жиры высокого качества.

Нерекомендуемые: пережженные жиры, шпик и бекон, сало, шкварки.

 

Хлебо-булочные изделия

Рекомендуемые: сдобные булки, бисквиты, зачерствевший хлеб.

Нерекомендуемые: свежий хлеб, ржаной хлеб, гренки.

 

Сладкие мучные блюда

Рекомендуемые: из бисквитного теста, из сдобного теста, кремы-пудинги, мусс, кремы из сливочного масла, торты домашнего приготовления, кексы, омлеты, песочные нежирные теста.

Нерекомендуемые: слишком жирные, тяжелые десерты, сладкие блюда из свежего теста на дрожжах, пончики.

 

Продукты из теста

Рекомендуемые: лапша, макароны, спагетти, вареники, мучные (на разрыхлителе).

Нерекомендуемые: дрожжевое.

 

Овощи

Рекомендуемые: очищенные помидоры или томатный сок, морковь. Овощи, с одной стороны, годятся из-за большого количества неперевариваемой целлюлозы а с другой стороны, они имеют большое значение как источник минеральных веществ и витаминов.

Нерекомендуемые: кудрявая (цветная) капуста, белокочанная капуста, кольраби, репа, свекла, огурцы, зеленая фасоль (стручковая), перец, грибы, лук, чечевица, горох.

 

Картофель

Рекомендуемые: пюре, блюда из картофельного теста, галушки, блины. кнедлики.

Нерекомендуемые: жареный картофель, пропитанный жиром.

 

Фрукты

Рекомендуемые: отварные, пюре, компоты из очищенных фруктов (без кожуры), варенья, соки (апельсиновый, лимонный, малиновый). Из фруктов: бананы, очищенные персики, абрикосы, очищенные тертые яблоки, тушеные фрукты, кисели.

Нерекомендуемые: слива свежая и чернослив, инжир, маслины, ягоды, черешни, вишни, груши.

 

Напитки

Рекомендуемые: минеральные воды (без газа), чай из целебных трав, слабый кофе (не часто), чай, какао, фруктовые соки (не натощак!).

Нерекомендуемые: газированная вода, морс, спиртные напитки.

 

Сладкие вещества

Рекомендуемые: сахар, сахарин, по необходимости, мед.

 

Пряности и специи

Рекомендуемые: все виды в небольшом количестве.

Нерекомендуемые: горчица, уксус, маринованные огурцы, маслины шафран.

Список рекомендуемых и нерекомендуемых пищевых продуктов

 

Первые блюда (супы)

Рекомендуемые: овсяные хлопья (геркулес); рисовый, манный, мясной бульон с клецками, с лапшой, с фрикадельками, с блинчиками, с рисом; картофельный суп, овощные супы (протертые).

Нерекомендуемые: из бобовых, из капусты, из сушеных овощей, из концентратов.

 

Мясо

Рекомендуемые: говядина, телятина, нежирная свинина, птица, кролик, постная ветчина, мягкие копченности, из потрохов - печенка, мозги; язык. Мясо может быть отварное, тушеное, жареное в духовке или иногда поджаренное.

Нерекомендуемые: гусь, утка, дичь, потроха, копченое мясо, рагу.

 

Соусы

Рекомендуемые: мясной, укропный, томатный, ливерный; допускается небольшое количество майонеза, предпочтительно не натурального.

 

Рыба

Рекомендуемые: нежирная, вареная, печеная; на вертеле - форель, окунь, свежая треска, камбала, рыбные консервы в собственном соку.

Нерекомендуемые: жирная рыба, рыба законсервированная, в соусе или маринаде; тунец, лосось, угорь, скумбрия, сельдь, сардины, анчоусы; ракообразные.

 

Яйца

Рекомендуемые: всмятку, вкрутую, яичница, омлет, бисквитный омлет, яйца в составе блюд.

Нерекомендуемые: жареные, под соусом, под майонезом.

 

Молоко

Прием молока в качестве самостоятельного блюда совершенно индивидуален. Оно образует значительные шлаки и, следовательно, во многих случаях вызывает вздутие живота и прочие затруднения. Необходимо испробовать. Для поддержания правильного состава кишечной среды рекомендуется регулярно несколько раз в неделю принимать кефир, йогурт.

 

Сыры и молочные изделия

Рекомендуемые: творог, плавленные сыры, но строго индивидуально! Нерекомендуемые: твердые сыры, острые и выдержанные сыры, жирные сыры.

 

Жиры

Рекомендуемые: сливочное масло, растительные масла, искусственные жиры высокого качества.

Нерекомендуемые: пережженные жиры, шпик и бекон, сало, шкварки.

 

Хлебо-булочные изделия

Рекомендуемые: сдобные булки, бисквиты, зачерствевший хлеб.

Нерекомендуемые: свежий хлеб, ржаной хлеб, гренки.

 

Сладкие мучные блюда

Рекомендуемые: из бисквитного теста, из сдобного теста, кремы-пудинги, мусс, кремы из сливочного масла, торты домашнего приготовления, кексы, омлеты, песочные нежирные теста.

Нерекомендуемые: слишком жирные, тяжелые десерты, сладкие блюда из свежего теста на дрожжах, пончики.

 

Продукты из теста

Рекомендуемые: лапша, макароны, спагетти, вареники, мучные (на разрыхлителе).

Нерекомендуемые: дрожжевое.

 

Овощи

Рекомендуемые: очищенные помидоры или томатный сок, морковь. Овощи, с одной стороны, годятся из-за большого количества неперевариваемой целлюлозы а с другой стороны, они имеют большое значение как источник минеральных веществ и витаминов.

Нерекомендуемые: кудрявая (цветная) капуста, белокочанная капуста, кольраби, репа, свекла, огурцы, зеленая фасоль (стручковая), перец, грибы, лук, чечевица, горох.

 

Картофель

Рекомендуемые: пюре, блюда из картофельного теста, галушки, блины. кнедлики.

Нерекомендуемые: жареный картофель, пропитанный жиром.

 

Фрукты

Рекомендуемые: отварные, пюре, компоты из очищенных фруктов (без кожуры), варенья, соки (апельсиновый, лимонный, малиновый). Из фруктов: бананы, очищенные персики, абрикосы, очищенные тертые яблоки, тушеные фрукты, кисели.

Нерекомендуемые: слива свежая и чернослив, инжир, маслины, ягоды, черешни, вишни, груши.

 

Напитки

Рекомендуемые: минеральные воды (без газа), чай из целебных трав, слабый кофе (не часто), чай, какао, фруктовые соки (не натощак!).

Нерекомендуемые: газированная вода, морс, спиртные напитки.

 

Сладкие вещества

Рекомендуемые: сахар, сахарин, по необходимости, мед.

 

Пряности и специи

Рекомендуемые: все виды в небольшом количестве.

Нерекомендуемые: горчица, уксус, маринованные огурцы, маслины шафран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический диктант

 

 

1.     Асфиксия – это -------------------------------

2.     Гастростома – это ----------------------------

3.     Иелостома – это ------------------------------

4.     Цистостома – это -----------------------------

5.     Мочеприемник  – это ------------------------

6.     Свищ – это -------------------------------------

7.     Аспирация – это-------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на терминологический диктант

 

 

1.     Асфиксия – это удушье

2.     Гастростома - это отверстие в желудке

3.     Илеостома – это искусственное отверстие в области подвздошной кишки

4.     Цистостома – это искусственное отверстие в мочевом пузыре

5.     Мочеприемник – это мешочек для сбора мочи

6.     Свищ – это отверстие из какого либо органа

7.     Аспирация – это вдыхание жидкости или пищи в трахею; удаление вещества путем отсасывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический диктант

 

1.     Двенадцатиперстная кишка это -------------------------

2.     Перистальтика – это ---------------------------------------

3.     Стома – это --------------------------------------------------

4.     Гастростомия – это -----------------------------------------

5.     Гастростома – это -------------------------------------------

6.     Трахеостома это ---------------------------------------------

7.     Мацерация -  это -----------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на терминологический диктант

1.     Двенадцатиперстная кишка - это начальный отдел тонкого кишечника

2.     Перистальтика - это непроизвольные волнообразные движения в пищеварительном тракте

3.     Стома – это отверстие из какого либо органа

4.     Гастростомия - это операция по созданию пищеприемного свища с целью искусственного кормления

5.     Гастростома это – искусственное отверстие в желудке

6.     Трахеостома - это отверстие в трахее

7.     Мацерация - это раздражение и слущивание поверхностного слоя эпидермиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Стомы

I Вариант

1. Продолжите фразу:

Стома – это -­____________________________________________________________         2. Продолжите фразу:

Гастростома необходима для ______________________________________________

3. Восстановите последовательность обработки кожи вокруг стом:

а) обработать спиртовым раствором,

в) наложить стерильную повязку,

б) промыть кожу фурациллином 0,02%,

г) осушить,

д) убрать грязную повязку.

4. Продолжите фразу:

Для нейтрализации запаха мочи в мочеприемник необходимо влить ______________

________________________________________________________________________

5. Перечислите основные стомы кишечника (заполните "немые" графы):

а)

в)

б)

г)

6. Продолжите фразу:

Для сбора каловых масс используют _______________________________________

7. Продолжите фразу:

Химус – это ____________________________________________________________

8. Установите соответствие:

Стомы

Анатомическое место

А. Цистостома.

Б. Колостома.

а) тонкий кишечник

б) мочевой пузырь

в) толстый кишечник

9. Продолжите фразу:

Для предотвращения задержки слизи, в трахеостомическую трубку можно закапать___________________________________________________________________

 

10. Продолжите фразу:

При наличии нефростомы и цистостомы в перевязке не использовать ____________

 

 

 


ТЕМА: Стомы

II Вариант

1. Продолжите фразу:

Трахеостома – это -________________________________________________________

2. Продолжите фразу:

Колостома необходима для  _______________________________________________

3. Продолжите фразу:

Показанием для постановки гастростомы является  ____________________________

4. Продолжите фразу:

Для сбора  мочи при нефростоме используют  ________________________________

 

5. Перечислите стомы мочевыделительной системы (заполните "немые" графы):

а)

в)

б)

г)

6. Установите соответствие:

Стома

Анатомическое место

А. Нефростома

Б. Дуоденостома

а) мочевой пузырь

б) двенадцатиперстная кишка

в) почка

7. Продолжите фразу:

Цистостома необходима для  ______________________________________________

8. При наличии дерматита необходимо (заполните "немые" графы):

а)

в)

б)

г)

9. Продолжите фразу:

При закупорке трахеостомической трубки появляется __________________________

10. Продолжите фразу:

Многоразовый калоприемник необходимо дезинфицировать в ___________________

 


ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

 

ТЕМА: "Стомы"

 

 

I Вариант

 

1) отверстие над полым органом, созданное хирургическим путем 

6) калоприемник

2) искусственного кормления

7) содержимое тонкого кишечника

3) д, б, г, а, в

8) А – б, Б – в

4) фурациллин 0,02% 50 – 100 мл

9) стерильное вазелиновое масло

5) дуоденостома, илеостома, еюностома, колостома

10) вату

 

 

 

II Вариант

 

1) отверстие над трахеей

6) А – в, Б – б

2) отведение каловых масс

7) отведение мочи

3) непроходимость пищевода

8) а) обработать кожу мазью,

б) сообщить врачу

4) мочеприемник

9) хриплое, затрудненное дыхание

5) нефростома, цистостома

10) 0,2% растворе альфадез – форте на 60 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

1.     Асфиксия – это удушье

2.     Гастростома - это отверстие в желудке

3.     Илеостома – это искусственное отверстие в области подвздошной кишки

4.     Цистостома – это искусственное отверстие в мочевом пузыре

5.     Мочеприемник – это мешочек для сбора мочи

6.     Свищ – это отверстие из какого либо органа

7.     Аспирация – это вдыхание жидкости или пищи в трахею; удаление вещества путем отсасывания.

8.     Двенадцатиперстная кишка - это начальный отдел тонкого кишечника

9.     Перистальтика - это непроизвольные волнообразные движения в пищеварительном тракте

10. Стома – это отверстие из какого либо органа

11. Гастростомия - это операция по созданию пищеприемного свища с целью искусственного кормления

12. Гастростома это – искусственное отверстие в желудке

13. Трахеостома - это отверстие в трахее

14. Мацерация - это раздражение и слущивание поверхностного слоя эпидермиса

15. Суточный диурез - это количество мочи выделенной за сутки

16. Недержание мочи – это невозможность самопроизвольной задержки мочи при позыве на мочеиспускание

 

 

 

 

 

 

 

Граф - логическая
схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка практического занятия ПМ. 04/07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений, практического опыта  по теме: Оказание помощи медицинской сестре в подготовке к лечебным мероприятиям: уход за стомами,  в процессе сестринского ухода  в ходе практического  занятия  студенты закрепляют полученные умения, приобретают практический опыт  по теме путём отработки манипуляций на фантомах, решения ситуационных задач, заполнения медицинской документации.

 

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальностей 060101 Лечебное дело (углубленной подготовки),  060501 Сестринское дело (базовый уровень).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методическая разработка урока на тему "Конструктивные схемы зданий"
  • Учебник: «Штукатурные работы высокой сложности. Повышенный уровень подготовки», Н. Н. Завражин
  • Тема: 1.1. Краткая характеристика зданий. Последовательность выполнения отделочных работ
  • 30.09.2020
  • 1111
  • 20
«Штукатурные работы высокой сложности. Повышенный уровень подготовки», Н. Н. Завражин

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 1324
    • DOCX 2.4 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гладкова Людмила Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гладкова Людмила Михайловна
    Гладкова Людмила Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 4351661
    • Всего материалов: 79

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе