Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодическая разработка по русскому языку. "Морфемика"

Методическая разработка по русскому языку. "Морфемика"

Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по русскому языку. "Морфемика""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Повторно-обобщающий урок по разделу« Морфемика »Учитель МОУ СОШ   58
Тараева...

    1 слайд

    Повторно-обобщающий урок по разделу
    « Морфемика »
    Учитель МОУ СОШ 58
    Тараева М.А.

  • ЦЕЛИ УРОКАОбучающие:
Закрепление теоретических понятий;
Закрепление практичес...

    2 слайд

    ЦЕЛИ УРОКА
    Обучающие:
    Закрепление теоретических понятий;
    Закрепление практических навыков морфемного анализа;
    Совершенствование орфографических навыков;
    Систематизация изученного материала.
    Развивающие:
    Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать;
    Обогащение словарного запаса;
    Овладение средствами речевой выразительности.
    Воспитывающие:
    Воспитание активности, наблюдательности, тактичности, самостоятельности, взаимопомощи.

  • 1.Написание слова по морфемам.
2.Замена одного звука на другой в рамках одной...

    3 слайд

    1.Написание слова по морфемам.
    2.Замена одного звука на другой в рамках одной морфемы.
    3.Общая часть родственных слов, содержащая их основное значение.
    4.Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых
    слов или форм слова.
    5.Все однокоренные слова составляют словообразовательное …?
    6.Наименьшая значимая часть слова.
    7.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых
    слов.
    8.Изменяемая часть слова, служащая для образования форм слова.
    9.Часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.
    10.Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.


  • п  о  м  о  р ф  е  м  н  о  еч  е   р  е  д  о  в  а  н  и  ек  о  р  е  н...

    4 слайд

    п о м о р ф е м н о е
    ч е р е д о в а н и е
    к о р е н ь
    с у ф ф и к с
    г н е з д о
    м о р ф е м а
    п р и с т а в к а
    о к о н ч а н и е
    о с н о в а

  • На какие 2 группы делятся морфемы?

Чем отличаются словообразовательные морфе...

    5 слайд

    На какие 2 группы делятся морфемы?

    Чем отличаются словообразовательные морфемы от формообразующих?

    Чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

  • На сверкающих кустах-
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегоград...

    6 слайд

    На сверкающих кустах-
    Снежные халаты.
    Скрипнут лыжи на бегу
    В белом Снегограде,
    Впишут синюю строку
    В снежные тетради.
    А вокруг в снега одет
    Весь простор безбрежный…
    Чем не сказка белый свет?
    Снежный-снежный-снежный!

    Проплясали по снегам
    Снежные метели.
    Снегири снеговикам
    Песню просвистели.
    У заснеженной реки,
    В снежном переулке,
    Звонко носятся снежки,
    Режут снег снегурки.
    А в завьюженных лесах-
    Снежные палаты.
    Снежная сказка.

    1.Выпишите из стихотворения в 2 колонки
    Однокоренные слова;
    Формы слова.
    2.Добавьте каждую колонку своими примерами.

    3.Объясните правописание корней и окончаний.

  • Результат выполнения заданияОднокоренные слова
Снегам
Снежные
Снеговикам
Засн...

    7 слайд

    Результат выполнения задания
    Однокоренные слова
    Снегам
    Снежные
    Снеговикам
    Заснеженной
    Снежки
    Снегурки
    Снегограде

    Формы слова

    Снегам, снег, снега
    Снежные, снежном, снежный

  • «третий лишний»Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор.
Ка...

    8 слайд

    «третий лишний»
    Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор.
    Как называются такие корни?
    Дорога, дорогая, дорожный, подорожник
    Медь, медяк, медный, медовый
    Водитель, водичка, водяной, подводный
    Печник, печальный, опечалился
    Смешной, смешить, смешать

  • Снег сказал:”Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отражен...

    9 слайд


    Снег сказал:”Когда я стаю,
    Станет речка голубей,
    Потечет, качая стаю
    Отраженных голубей.”
    Каламбур-шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих ,но разных по значению слов; игра слов.
    Найдите слова, которые позволяют стихотворению «играть».Подберите к каждому такому слову однокоренные слова.

  • выводГлавное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Однок...

    10 слайд

    вывод
    Главное в корне не созвучие и схожесть в написании и произношении. Однокоренные слова должны иметь общее значение. Следует различать омонимичные корни. Это важно для правописания.

    Использование омоформ и слов с омонимичными корнями- один из приемов художественной литературы.

  • Роль и значение приставок и суффиксовОт данных слов образуйте слова со значен...

    11 слайд

    Роль и значение приставок и суффиксов
    От данных слов образуйте слова со значением лица:
    Читать
    Библиотека
    Перевод
    Юмор
    Дуэль

    Сравните две группы слов. Что вы можете сказать о значении суффикса?
    Переводчик

    Извозчик

    Перебежчик


    Телефончик

    Диванчик

    Барабанчик

    От данных слов с помощью приставок образуйте слова с противоположным значением:
    Бежать
    Лететь
    Скакать

    Выделите орфограммы в суффиксах и приставках. Запомните написание этих морфем.

  • Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка- старушка
Из окна глядит.
Внукам- ш...

    12 слайд

    Ветхая избушка
    Вся в снегу стоит.
    Бабушка- старушка
    Из окна глядит.
    Внукам- шалунишкам
    По колено снег.
    Весел ребятишкам
    Быстрых санок бег…
    Бегают, смеются,
    Лепят снежный дом,
    Звонко раздаются
    Голоса кругом…
    В снежном доме будет
    Резвая игра…
    Пальчики застудят,-
    По домам пора!
    Завтра выпьют чаю,
    Глянут из окна-
    Ан уж снег растаял,
    На дворе весна!
    А. Блок. Ветхая избушка.
    Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в стихотворении?
    Найдите группы однокоренных слов. Какие картины они помогают создать?
    Выполните морфемный разбор выделенных слов.

  • ВЫВОДПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ;

СУФФИКСЫ МОГУТ...

    13 слайд

    ВЫВОД
    ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ;

    СУФФИКСЫ МОГУТ НОСИТЬ ОЦЕНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР,ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ,ПРИЗНАКУ,КАЧЕСТВУ;

    НА УРОВНЕ МОРФЕМИКИ НАБЛЮДАЮТСЯ ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОСТИ, ОМОНИМИИ, СИНОНИМИИ, АНТОНИМИИ.

  • Домашнее заданиеСделайте словесную зарисовку о зиме(письменно)илиНапишите неб...

    14 слайд

    Домашнее задание
    Сделайте словесную зарисовку о зиме(письменно)
    или
    Напишите небольшую «зимнюю» сказку.
    В своей работе используйте однокоренные слова,
    слова с оценочными суффиксами.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация представляет собой методическую разработку повторно-обобщающего урока по теме "Морфемика" в 5 классе. Ориентирована на изучение русского языка по программе В.В.Бабайцевой, однако может быть использована и в рамках изучения по другим УМК.

На уроке закрепляются теоретические понятия, практические навыки морфемного анализа,проводится работа по совершенствованию орфографических навыков, изученный материал обобщается и систематизируется.

Для повторения терминологии учащимся предлагается разгадать кроссворд.

На примере каламбуров учащиеся знакомятся с особенностями употребления омоформ и омографов.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10742
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 669
    • PPTX 815.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тараева Мария Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тараева Мария Александровна
    Тараева Мария Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5201
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек