Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка по русскому языку на тему

Методическая разработка по русскому языку на тему

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫЙ УДАРЕНИЕМ

2 класс, система «Школа России»

ЗВЕЗДЕТСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Этот урок  составлен с учетом ФГОС и построен на основах деятельностного метода обучения.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы урока обусловлена необходимостью решения,  проблемы правописания букв безударных гласных звуков в корне слова. Эта тема является одной из самых острых в орфографии. Ребенку важно не только знать правило по этой теме, важнее грамотно использовать знания при письме. Необходимо у ученика развивать навык написания таких слов. На протяжении всей жизни человек сталкивается с написанием слов по данной теме. Содержание данной темы направлено на формирование навыка правописания слов с безударными гласными.

Для решения этой проблемы учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:  учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе.

Форма урока: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Цель урока для учителя: создать условия для успешного  выведения  правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

·         Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

·         Формировать положительную мотивацию обучения.

Цель урока для обучающихся: выведение правила проверки безударной гласной в корне слова и создания алгоритма проверки.

 

Предметные умения:

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

расширить словарный запас учащихся

 

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

·         осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.


 

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

I. . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Проверим готовность к уроку

Ум да разум надоумят сразу.(Слайд 1)

 - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют свое учебное место.

Личностные- проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. Следуют режиму организации и учебной и внеучебной деятельности.

Коммуникативные умения- формулируют понятное для одноклассников высказывание и обосновывают своё мнение.

 

1)      Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Письмо

- Спишите пословицу соблюдая каллиграфические правила.

Выполняют письмо по образцу.

 вырабатывают каллиграфический почерк

II.  Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

 

Фронтальная,

Беседа

 

 Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

 Создает проблемную ситуацию.

– Наш урок  хочу продолжить с рассказа. (Слайд 2)

 Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?            

 

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

 III. Постановка учебной задачи

 

 

Анализирует знания учащихся.

  Назовите  слово, в написании которого  у Пети возникло затруднение.

- Поставьте ударение, «опасные места» обозначьте точкой.

- Сравните написание и произношение в слове мячом.

- Почему возникло затруднение ( в первом слоге безударная гласная) 
– В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова) 

- Что такое корень?(

– Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова) (Слайд 3)

 -Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне  слова.

- Оцените свои знания по этой теме. (шкала)

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

 

IV.Построение проекта выхода из затруднения

Фронтальная

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Какую цель ставим? (Слайд 4)

(Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее?

(1. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.                                                        2. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.                                                             3. Упражняться в написании таких слов).

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

V. Составление модели правила проверки безударных гласных в корне слова.

Работа в парах

- Опираясь на тему нашего урока, разбейте слова на две группы. (Приложение 1)

- Какие группы у вас получились?

- Какие гласные звуки нам доставляют проблемы без ударения? (а,о.е.и,я) (Слайд 5)

- В каком случае они не вызывают сомнения?  Что вы можете сказать об этих словах? ( они родственные)

- В какой части слова находятся гласные требующие проверки?

- Попробуйте вывести правило.

Работают в соответствии с составленным  планом

Познавательные: моделируют

Извлекают необходимую информацию. Воспроизводят устно  теоретическую информацию

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство с правилом

Работа с учебником

Фронтальная, индивидуальная

 

- Прочитайте  правило.

Читают, запоминают правило

Познавательные- извлекут необходимую информацию из текста, воспроизводят устно теоретическую информацию

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

-Мудрая сова предлагает нам немного отдохнуть.

Совушка-сова, большая голова,

(повороты головы влево-вправо)

На суку сидит, головой вертит,

(повороты туловища влево-вправо)

Во все стороны глядит,

Да вдруг- как полетит!

(махи руками- крыльями)

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Личностные- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

2.Создание последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки)

Групповая работа

- Сейчас работа в группах.

- Составьте алгоритм для проверки безударной гласной в корне слова. (Приложение 2)

- А теперь группы представляют

получившиеся  алгоритмы, прикрепляя их на доску

– Посмотрите на алгоритм. (Слайд 7)

Подумайте: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»? (Слайд 8)

·         Я правильно поставил ударение.

·         Я правильно выделил корень.

·         Я правильно подобрал проверочное слово.

·         Я правильно записал данное слово.

·         Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

Используя схемы помощники, составляют алгоритм.

Защищают проект,

Разрабатывают критерии

 

 

 

Зачитывают на слайде критерии

 

 

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

Формулирование собственного мнения и позиции;

Договариваться и приходить к общему мнению

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

 VII.Первичное закрепление.

1.      Работа по учебнику

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.

Комментированное письмо.

Устанавливает осознанность ситуации

Прочитать слова и  применяя алгоритм выполнить предложенное задание.

 

Читают предложенные слова, отвечают на вопросы. Используя алгоритм проверяют безударную гласную. Комментируя записывают в тетрадь.

 Коммуникативные- аргументируют ответ.используют словарный запас для решения познавательной задачи.

Регулятивные- принимают учебную задачу, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

– Сейчас я  предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение3).  Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.

- Проверим  и оценим  работу по критериям (самопроверка)

 

 Выбирают вариант работы. Самостоятельно работают. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценивают свою работу

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальный.

Словесный.

Беседа

 

Организует рефлексию

- Закончите предложения. (Слайд 9)

  - Сегодня я узнал… (О  безударной гласной в корне слова).

-Я понял, что … (Проверочное слово для орфограмм корня- это такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным).

- На уроке я научился… (Подбирать проверочное однокоренное слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением).

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат смайлики. Вы их сейчас раскрасите: (Слайд 10)

·         зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.

·         жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.

·         красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

 (Приложение 4)

Молодцы! Все вы были зоркие. Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глаза. Есть такая сказка «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Мне нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» Я желаю вам, чтобы зорким было ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные» места не только на уроке, но и в жизни!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Личностные -формирование адекватной рефлексивной самооценки

Регулятивные- открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

X. Домашнее задание

рабочая тетрадь

 

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя

Регулятивные- принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Литература:

1.      О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В.  Кочергина. Учим русский с увлечением.  1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.

2.      Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.

3.      Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

4.      Граник Г. Г., Бондаренко С.М. , Концевая Л. А. «Секреты орфографии». – М.: Просвещение. 2006

5.      Тихомирова Л.Ф. « Логика детей 7-10 лет» Ярославль : Академия развития, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение



Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования. 
Реализация деятельстного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме. 
В дальнейшем я введу в практику своей работы деятельностный метод обучения, что поможет сделать уроки более эффективными. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1     

 

  Слова: мячом, гора, горный, мяч, блины, блинчик, леса, лес, сады, сад

                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                 Приложение 2

                  

http://festival.1september.ru/articles/629674/img1.gif

 

Приложение 3

1 уровень (жёлтая карточка)

Вставь пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).

В…да – … ,   м…ря – …,   л…сок – …,  гл..за – … .

2 уровень (голубая карточка)

Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:

Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна - 
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова - 
Проверить надо все слова! 

3 уровень (розовая карточка)Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «О» и «А» в корне, подбери проверочные  слова.

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Этот урок  составлен с учетом ФГОС и построен на основах деятельностного метода обучения.

 Деятельностная цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. 

Актуальность выбранной темы урока обусловлена необходимостью решения,  проблемы правописания букв безударных гласных звуков в корне слова. Эта тема является одной из самых острых в орфографии. Ребенку важно не только знать правило по этой теме, важнее грамотно использовать знания при письме. Необходимо у ученика развивать навык написания таких слов. На протяжении всей жизни человек сталкивается с написанием слов по данной теме. Содержание данной темы направлено на формирование навыка правописания слов с безударными гласными.

 

Для решения этой проблемы учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 449
    • DOCX 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Звездетская Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 591
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе