Отчет
тренера-преподавателя МБОУ ДОД Детско-юношеской
спортивной шахматной школы Гаспарян Джеммы Оганесовны
об использовании современных образовательных
технологий в учебно-тренировочном процессе
Современная реформа образования в
России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала
ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания учащихся:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий,
обеспечивающих развитие личности.
Педагогические технологии дополнительного образования
детей спортивной направленности сориентированы на решение сложных
психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать,
общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего
труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Моя роль как тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной
шахматной школы заключается в организации: учебно-тренировочных занятий,
спортивно-массовых мероприятий, конкурсов решения задач и этюдов, судейской практики
и семинаров, восстановительно-оздоровительных мероприятий и умении
педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в педагогической
деятельности.
На протяжении многих лет в профессиональной
деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:
·
личностно-ориентированные
технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности,
способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это
технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые и
другие;
·
технологии управления
познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала,
его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание;
·
групповые технологии (одновременная работа со всей группой, работа в
парах – спарринг-партнером, групповая работа на принципах дифференциации)
·
педагогика сотрудничества
(«проникающая технология»);
·
технология КТД
(коллективное творческое дело), сотрудничество детей и педагога;
·
проблемное обучение;
·
игровые технологии
(обучающие);
·
технологии
дифференцированного обучения;
·
здоровьесберегающие
технологии.
С целью демонстрации своего педагогического опыта провела
серию открытых занятий по шашкам:
С целью передачи опыта тренерской работы молодым тренерам-преподавателям
школы мною проведены серия открытых занятий по шашкам: «Преимущество
центральных шашек перед «бортовыми» – 2010г., «Дамка – главная фигура.
Правила ходов и взятий» - 2011г., «Стратегия игры при связке левого фланга»
- 2012г., «Турецкий удар» - 2013г., «Гамбиты. Основные планы сторон в гамбитных
началах» - 2013г., «Размен или жертва для уничтожения активной шашки
соперника», 2014 г., «Прорыв в центре, на флангах. Жертвы для прорыва» - 2014
г., мастер-класс «Методика организации учебно-воспитательного процесса
обучения игре в шашки» - 2014 г. Благодаря чему тренеры-преподаватели повысили
уровень педагогического мастерства.
За отчетный период провела серию открытых занятий по
шашкам: 14.11.2010 года по теме: «Значение эндшпиля в шашках. Эндшпили с
дамками», 18.01.2011 года по теме: «Стратегия и тактика в эндшпиле». В конце игры особенное значение приобретает
знание законов эндшпиля. Следует различать эндшпили с простыми и дамочные.
Умение безошибочно разыгрывать эндшпиль очень важно в шашечной игре. Количество
разнообразных окончаний в шашках огромно, поэтому рекомендовать какой-то один
план на все случаи, нельзя. В каждом конкретном случае необходимо учитывать
тактические возможности позиции и, исходя из этого, строить план игры. На занятии
были использованы следующие технологии: личностно-ориентированное обучение,
обучающие, познавательные, игровые технологии; 15.04.2011 года провела открытое
занятие по теме: «Борьба за центральные поля», на котором присутствовали тренеры-преподаватели
г. Армавира. Обладание центром уже означает преимущества одной из сторон. Такое
качественное преимущество позволяет в нужный момент прорваться по левому или
правому флангу. Различают позиционное и численное преимущество. Было
продемонстрированы занятие с применением технологии обучающие, здоровьесберегающих
и игровых технологий;
2.03.2011 года провела открытое занятие по теме: «Отыгрыш и обратный отыгрыш». Учебное занятие
сформировано в виде показа начальных ходов данного дебюта на демонстрационной
доске. Эти дебюты очень популярны и достаточно часто встречаются в турнирах
самого разного уровня. На последующих занятиях указать на дебютные ошибки, на
котором с целью ознакомления учащихся с пешечным эндшпилем, его особенностями,
основными ключевыми понятиями и принципами мною в доступной форме был изложен
материал с применением ИКТ, познавательных, игровых, проблемных технологий;
16.10.2012 года провела открытое занятие по теме: «Борьба за
центр, центральные позиции». В шашках, так же как и в шахматах, борьба за центр
начинается с самого дебюта игры. Как правило, игрок, завладевший центром, имеет
большое преимущество в игре. Особенно ценными полями считаются поля c5 и f4. Поля
e5 и d4 целесообразно занимать только в конце игры, когда
количество шашек соперника недостаточно для их окружения. Применила следующие
образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, познавательные,
игровые, проблемное обучение.
21.03.2014г провела открытое занятие по теме: «Размен или жертва
для уничтожения активной шашки соперника». Ошибочно считать, что обладание
центра всегда означает позиционное преимущество. В некоторых случаях
переразвитый центр соперника удается окружить, так что соперник вынужден
ухудшить свою позицию с помощью размена или жертвы. Но приемы окружения центра,
очень сложные и требуют от игрока большого опыта и внимательности. На занятии
были использованы следующие технологии: личностно-ориентированное обучение,
обучающие, познавательные, игровые технологии;
14.02.2014г. провела
открытое занятие по теме: «Прорыв в центре, на флангах. Жертвы для прорыва». Правильное
разыгрывание позиции включает в себя понимание развитости флангов, если
нарушено связь между флангами, то противнику удается стеснить игру и добиваться
преимущества, поэтому умение гармонично развивать фланги – залог сильной
развитой позиции. На слабом фланге противника осуществляется прорыв к дамочным
полям. К отсталым шашкам относятся прежде всего шашки а1 и h2 (a7 и h8).
В определенный момент их нужно развивать, т.е. вводить в игру, в
противном случае они часто становятся причиной поражения. Применила следующие
образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, познавательные,
игровые, проблемное обучение.
04.12.2013г. провела открытое занятие по теме: «Гамбиты.
Основные планы сторон в гамбитных началах». Правильное разыгрывание позиции
включает в себя понимание развитости флангов, если нарушено связь между
флангами, то противнику удается стеснить игру и добиваться преимущества,
поэтому умение гармонично развивать фланги – залог сильной развитой позиции. На
слабом фланге противника осуществляется прорыв к дамочным полям. Было
продемонстрированы занятие с применением технологии обучающие,
здоровьесберегающих и игровых технологий;
Все обучающие, развивающие, воспитательные и игровые
технологии используемые мною в учебно-тренировочном процессе направлены на то,
чтобы:
- разбудить активность и интерес учащихся к изучению шашек;
- вооружить их оптимальными способами достижения
спортивных результатов;
- ориентировать учебно-тренировочный процесс к
процессу личного спортивного роста учащихся;
- развить самостоятельность, активность и культуру
спортивного общения спортсменов.
Современные технологии, применяемые мною в работе
сочетаются с бесценным опытом современных Российских, советских и зарубежных
тренеров-преподавателей шашистов (Абациева Н., Болотовского. М. Виндермана
А.И., Герцензона Б.М. и др.). Они
позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации
деятельности учащихся и создавать максимально комфортные условия для их
общения, активности и саморазвития. Благодаря использованию методических
разработок у учащихся повысились: быстрота расчета вариантов с 38,9% до
42,4%, гибкость и глубина мышления с 29,7% до 32,1%, активность,
самостоятельность и творчество в игре с 33% до 39%, вариативность в выборе
дебютного репертуара с 12% до 17,3%. Регулярно
мои учащиеся занимают призовые места на городских, региональных и краевых
соревнованиях.
Тренер-преподаватель Гаспарян
Д.О.
Директор ДЮСШШ Ургарчева
Т.Г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.