- Учебник: «Химия (базовый уровень)», Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.
- Тема: § 42. Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
- 02.10.2020
- 5104
- 57
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Новые подходы к преподаванию химии:
«Использование таксономии Б. Блума»
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
(Р.Киплинг)
Основная идея обновления содержания образования, заложенная в идеях «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» состоит в том, что необходимо признать равную значимость для учащихся и знаний, и навыков. Принципиальное отличие современного подхода заключается в акцентировании основного внимания на готовности учащихся применять имеющиеся знания, а не формально обладать ими, что наиболее точным образом описывает суть навыков, востребованных в 21 веке. Образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным, что предполагает становление ученика школы самостоятельного субъекта своего образования .
В связи с этим, требования к современному учебному процессу существенно превосходят задачи простой передачи знаний от учителя учащимся. В условиях сегодняшнего информационного века учителю необходимо перестроиться с более привычной для него/неё парадигмы передачи готовых знаний на обучение школьников методам самостоятельной их добычи, способам получения, осмысления и применения новой информации, необходимой им для их дальнейшего саморазвития. Как результат осмысления поставленных перед педагогами задач возрос их интерес к проблеме формирования и развития у учащихся навыков мышления высокого уровня. По всей видимости, такие навыки необходимо развивать и совершенствовать во всех звеньях школьного образования и рамках всех учебных предметов, в частности на уроках химии
На сегодняшний день специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина «мышление высокого уровня». Вот одно из определений, предложенных американской школой:
мышление высокого уровня - это использование когнитивных техник или стратегий, построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.(Дайана Халпер, Психология критического мышления). Настоящее определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом человек думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.
В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Одной из самых известных моделей, описывающих процесс становления мышления, является Таксономия Бенджамина Блума (Bloom’sTaxonomy, 1956), представляющая шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого.
ТАКСОНОМИЯ (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (Российский энциклопедический словарь. Орфографический словарь русского языка).
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (Педагогический словарь, с.145)
В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:
Когнитивная область включает в себя мыслительные умения разных уровней сложности: от самого простого (уровень Знание) к самому сложному (уровень Оценка). (Рис. 1).
Рис. 1. Таксономия Б. Блума.
Мыслительные умения. (1956 г.)
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в традиционной школе, соответствуют уровням Знания или Понимания, которые являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Для формирования навыков мышления высокого уровня необходимо и обязательно задействовать именно мыслительные умения высокого порядка, а именно: уровни Анализ, Синтез, Оценка, и самое главное, уровень Создание (creating), который не представлен в таксономии Б.Блума, но есть в последующих классификациях, например, таксономии Л.Андерсона и Д.Красволла (Anderson, L. W. andDavidR. Krathwohl, 2001).
В пособии «Развитие мышления учащихся средствами информационных техноло-гий» под ред. Е.Н. Ястребцова специфика каждого уровня, а также действия, посредством которых реализуется соответствующие умения, как с позиции учителя, так и с позиции учащегося сведены в таблицу (1), которую считаем возможным рассматривать в качестве конструктора для организации образовательного процесса:
Табл.1
Таксономия мыслительных умений Б. Блума
Уровень
Определение
Что делает учитель
Что делает учащийся
Какие ключевые термины используются для мотивации
Знание
Определение и отбор информации
Рассказывает, показывает, направляет
Воспринимает, запоминает, распознает
Перечислите, запомните, назовите
Понимание
Понимание предоставлен-ной информации; формулирование проблемы собственными словами
Сравнивает, противопоставляет, демонстрирует
Объясняет, преобразовывает, демонстрирует
Обсудите, определите, расскажите
Применение
Использование понятий в новых ситуациях
Наблюдает, помогает, критикует
Решает проблемы, демонстрирует знания
Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте. Проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, решите
Анализ
Разбиение информации на связанные части
Направляет, исследует, информирует
Разделяет, обсуждает, раскрывает
Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте.
Синтез
Компиляция информации
Обобщает, оценивает, рассуждает
Обобщает, формулирует, планирует
Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перепишите, перегруппируйте, установите, замените.
Оценка
Оценивание на основе критериев
Уточняет,допускает, гармонизирует
Дискутирует, оценивает, выбирает
Докажите, выберите, сравните, сделайте вывод, убедите, решите, обоснуйте, объясните, измерьте, предскажите, проранжируйте, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените.
Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня учебных заданий определена своя типология; указаны глаголы, с которых должно начинаться учебное задание; указаны основные операнты, которые следует использовать в изложении учебного задания. Имея набор учебных заданий, разработанных по таксономии Блума, учитель не мешает ученикам работать на уроке. Все обучающиеся начинают урок с выполнения заданий первого уровня. Доведено до минимума фронтальное обучение, чтобы дать возможность детям работать в своем ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала; учитель не излагает содержание урока, так как этим лишает обучающихся прекрасных мгновений открытия новых истин.
Ориентируясь на данную таксономию, можно произвести соответствие между уровнями, учебными навыками и примерами заданий.
Табл.2
«Соответствие между уровнями, учебными навыками и примерами заданий».
Уровень
Учебные навыки и примеры заданий
Знание
Повторение или распознавание информации
составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Понимание
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов
описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
Использование
Применение в сходной ситуации
применить, проиллюстрировать, решить
Анализ
Определение элементов и структуры
проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Синтез
Соединение элементов по-новому
создать, придумать дизайн, разработать, составить план
Оценка
Сравнительная оценка значимости на основе критериев
представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Вопрос, стоящий перед педагогами – каким образом возможна реализация теории Б.Блума в практике преподавания отдельных дисциплин? Как, например, применить эти идеи в процессе преподавания химии в средней общеобразовательной школе? (см. Приложение №1-4).
В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения компетентностного подхода к образовательному процессу, вполне очевидно, что, оценивая ученика (см. Приложение №5,6), следует ориентироваться на градацию элементов мыслительного процесса, известную как таксономия Б. Блума. На этом основании учитель должен разрабатывать тематическое и поурочное планирование, применять контрольно-измерительные материалы, в которых будут отражены результаты обучения и их оценка по нескольким уровням: низкий – знание, понимание; средний – применение; высокий – анализ, синтез, оценка.
Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет самопознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой уровень таксономии). Разработка учебных заданий по таксономии Б. Блума приносит реальные результаты. Выбранные методы способствуют самостоятельному, активному изучению материала учащимися, развитию критического мышления на уроке, что дает возможность совершенствовать умение мыслить, умозаключать, делать выводы, т.е. формировать умственную культуру, стремление приобретать знания и умение применять их учащимися в различных ситуациях.
Таким образом, важным условием обновления содержания школьного химического образования, становления старшеклассника как самостоятельного субъекта своего образования является компетентность учителя:
· его умение осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы;
· умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
· умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося.
Не стоит забывать, что новый профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональной компетенции: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития или ограниченных возможностей. Высокая оценка успешности ребёнка в процессе обучения, прежде всего, должна строиться на основе положительной динамики его развития (Был – стал) путём активизации мыслительного процесса на разных уровнях.
Литература:
1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень стр. 146
2. pedsovet.org/component/option,com_mtree/task.../link.../Itemid,550/
3. portfolioteka.ru/UPLOAD/2011/04/27/ped_sist_1_interval_11.doc
4. vkjournal.ru/doc/1297184
5. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся/ rudocs.exdat.com›docs2/index-579437.html
6. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47.7. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.,1982.
8. nsportal.ru/shkola/.../02/.../praktiko-orientirovannye-zadaniya-po-khimii
9. festival.1september.ru/articles/567780/
10. Денисова А. В. Применение модели "Таксономия Блюма" в оценке эффективности обучения.- Управление персоналом, 2005,№ 12.
11. pedmir.ru/viewdoc.php?id=71464
Приложение 1
Разработка учебных заданий по таксономии Б. Блума к теме «Оксиды»
1 уровень
знание
1.Оксиды это………вещества состоящие из……..1 из которых является ………….
Оксиды содержащие Ме называются………….
Оксиды содержащие не Ме называются…………
Оксиды содержащие Al и Zn называются………
Назовите оксиды:CO; CuO; MgO
2 уровень понимание
2. Из формул выберите оксиды:
KOH ; CaO ; HCL .Выпишите : Основные , Кислотные , Амфотерные
3 уровень применение
( не менее 5 заданий)
1.Определите формулы веществ и напишите уравнения реакции
BaO+ X→BaCO3
2. Осуществите превращение:
S→SO2→H2SO3→SO2
3. Найдите по 1 «Чужому » оксиду в ряду:
H2O ; CaO; SiO2 ;P2O5
CO2 ; ВаO ;CO ; SiO2
4.Напишите уравнения реакции:
Фосфор→оксид фосфора→ортофосфорная кислота
4 уровень анализ
Докажите, что в одной из пробирок оксид?
5 уровень синтез
СИНКВЕЙН
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах,как правило, прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов,выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.
6 уровень оценка
Покрасили забор в зеленый цвет , какой оксид применяли в производстве этой краски?
Приложение 2
Разработка учебных заданий по таксономии Б. Блума к теме «Алюминий»
1 уровень
знание
1.Дополните пропуски в тексте (2 балла)
Алюминий … вещество. С точки зрения положения в ПСХЭ, алюминий … металл. Поверхность алюминия покрыта очень прочной пленкой … Алюминий, как и все металлы, легко реагирует с неметаллами, такими как … Алюминий хорошо растворяется в водных растворах … В реакциях алюминия с растворами кислот и щелочей образуется газ … Во всех своих соединениях алюминий имеет степень окисления … Алюминий широко используется в металлургии для получения некоторых металлов. Этот способ называется …
2 уровень понимание
2.С алюминием при определенных условиях взаимодействуют все вещества группы (3 балла)
а) H2SO4 (конц); KMnO4,HCI (конц), NH3
б) HNO3 (конц), MgO, Cu(OH) 2, K2SO4
в) HCI (конц), P2O5, CaO, S
г) галогены, щелочь, H2O, O2, Mn2O7
3 уровень применение
3.Установите соответствие: ( 4 балла)
Элемент Э в схеме превращений
А) Э Э2О ЭОН
Б) Э Э2О3 Э(ОН) 3
В) Э ЭО Э(ОН)2
Г) Э ЭО3 Н2ЭО4
Варианты ответов:
6 664 934 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Баймухаметова Батила Тургинбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.