Инфоурок Физика КонспектыМетодическая разработка по физике "Лабораторная работа "Определение молярной теплоемкости твердого тела"" (10 класс)

Методическая разработка по физике "Лабораторная работа "Определение молярной теплоемкости твердого тела"" (10 класс)

Скачать материал

Средняя школа № 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по физике

 

«Измерение молярной теплоёмкости твердого тела».

 

Лабораторная работа  № 5

10 «Б» класс

 

 

Учитель физики: Иванченко Г.Н.

 

 

 

 

 

 

20.11.2014 год

Урок физики в 10 «Б» классе.

 

Тема: Лабораторная работа  №5 «Измерение молярной теплоёмкости твердого тела».

Цели урока:    Помочь учащимся в работе по овладению методами измерения физических величин, развитие умений использования измерительных приборов.

Продолжить работу по активизации мыслительной деятельности учеников, способствовать самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу.

Развивать способность учащихся к оценке результатов своей деятельности.

Тип урока: 

Урок закрепления знаний

Оборудование, приборы и материалы: Компьютер, электронный учебник 8 класса, лабораторные работы, работа № 2

На рабочих экранах компьютера даны оборудования:

стакан с горячей водой; масса которой 0,15 кг; калориметр; термометр; весы с разновесами; металлический цилиндр масса 0,1 кг.

 

Ход урока

Основные этапы урока:

1. Орг.момент

Учащиеся занимают свои рабочие места и открывают лабораторную работу в ЭУ.

Вводная беседа

2.  Повторение материала

её цели:

сформулировать цель работы, выявить готовность учащихся к сознательному выполнению лабораторной работы, обсудить ход её выполнения.

Продолжаем изучать тепловые явления. Вспоминаем основные понятия и соотношения между физическими величинами.

Какую энергию называют внутренней энергией?

Как можно судить об изменении внутренней энергии тела по изменению его температуры?

Какими способами можно измерить внутреннюю энергию тела?

Как называется энергия, которую получает тело при теплопередаче? (или теряет)? В каких единицах её измеряют?

От чего зависит количество теплоты, переданное телу при его нагревании или отданное при охлаждении?

Какой величиной характеризуется зависимость количества теплоты от рода вещества?

Что такое удельная теплоёмкость вещества? В каких единицах она измеряется?

По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении?

В формулу входит значение удельной теплоёмкости вещества. Как узнать её значение?

Ну а как эти значения попали в таблицу? Каким способом можно измерить удельную теплоёмкость известного и даже неизвестного вещества? Есть ли необходимость взять это вещество массой 1 кг и нагревать его на 10 οС? И как при этом определить переданное ему количество теплоты?

3. Выполнение лабораторной работы.

Предлагаю решить эту проблему, выполнив данную лабораторную работу.

 

 

И так, для определения удельной теплоёмкости в соответствии с формулой:   с=  надо суметь измерить какие величины?

Массу тела m. Как это сделать?

Разность температур  (t2 –t)? Как?

Но как измерить количество теплоты Q, полученное данным телом или отданное им.

Надо передать это количество теплоты веществу, удельная теплоёмкость которого известна, например, воде  с1=4200 Дж/(кг0С)

Количество теплоты, полученное холодной водой при остывании в ней помещённого нагретого исследуемого металлического цилиндра, равно количеству теплоты, отданному цилиндром,  Q=с1m1( t-t1 ).

Теперь давайте определим последовательность наших действий:

В колориметре находится холодная вода m1= 0,1 кг. Измеряем  её температуру t1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получаем нагретый цилиндр, определив его температуру  t2 и быстро помещаем его в воду, находящуюся в сосуде колориметра.

Внимательно следим за изменениями показаний термометра и снимаем его показания в то время, когда его значение  t   будет наибольшим.

 Вынимаем цилиндр из калориметра, взвешиваем, определяя массу m2  с точностью до 1 г. Заносим величины в таблицу.

Переходим к расчётам:

Количество теплоты:       Q=с1m1 (t – t1)

Удельная теплоёмкость     с= 

 

Напоминаем о необходимости обратить внимание на правила и точность измерения физических величин, на возможные ошибки и меры их предупреждения, о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения работы!

4. Выполнение эксперимента и обработка результатов измерения.

Учащиеся проверяют, всё ли необходимое имеется в наличии. Самостоятельно проводят измерения в соответствии с обсуждённым планом работы, результаты заносят в таблицу.

Учитель: следит за работой, даёт практические указания, но избегает излишней опеки.

5.Подведение итогов работы.

Получив результат, необходимо сравнить его значение с табличным значением удельной теплоёмкости.

Возможные варианты:

латунь - 400Дж/(кг0С);

 железо - 460Дж/(кг0С);

алюминий  - 920Дж/(кг0С).

6. Сравните полученные значения с табличными и определите, из какого вещества изготовлено тело.

По результатам опыта находим, что цилиндр сделан из железа. Умножив на молярную массу железа (М=56.10-3 кг/моль), найдем молярную теплоемкость твердого тела сделанного из железа.

По формуле рассчитаем молярную теплоемкость железа С=М

Результат вычисления должен быть равен 25 Дж/(кг0С);

7. Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности определения молярной теплоёмкости.

В работе не обязательно считать лучшим результат, совпадающий с табличным, но следует предложить учащимся сделать предложение о причинах неточности измерения.

8.Домашнее задание, повторить § 4.5.

9. Итоги урока, выставление оценок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по физике "Лабораторная работа "Определение молярной теплоемкости твердого тела"" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка предназначена для проведения лабораторной работы в электронном варианте с использованием компьютерных технологий.

Тема: Лабораторная работа  №5 «Измерение молярной теплоёмкости твердого тела».

Цели урока:    Помочь учащимся в работе по овладению методами измерения физических величин, развитие умений использования измерительных приборов.

Продолжить работу по активизации мыслительной деятельности учеников, способствовать самостоятельному поиску ответа на поставленную задачу.

Развивать способность учащихся к оценке результатов своей деятельности.

Тип урока: 

Урок закрепления знаний

Оборудование, приборы и материалы: Компьютер, электронный учебник 8 класса, лабораторные работы, работа № 2

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 586 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 884
    • DOCX 571 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванченко Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванченко Галина Николаевна
    Иванченко Галина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76839
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 130 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе