Тема Новогодний праздник
Цели.:
·
Обобщать и систематизировать знания учащихся о новогоднем
празднике; учить составлять рассказ на данную тему; познакомить с рассказом
А. Митяева «Елочка»; учить выборочному чтению, совершенствовать технику
чтения;
·
Развивать память,внимание, мышление, воображение
Оборудование. Рассказ А.Митяева «Елочка»
предметные картинки; бумажные новогодние игрушки (цветные и белые); разрезные
карточки; рисунки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Соедините буквы по стрелкам
и попробуйте прочитать тему сегодняшнего урока.
На доске:
Дети. Новогодний праздник.
У. Нравится ли вам этот праздник?
Д. Очень нравится.
У. Почему?
Д. Много подарков, новогодние елки,
радость, смех, веселье.
У. А хотите узнать что-то новое и интересное
о празднике Нового года?
Д. Да.
У. Тогда давайте поставим цели
сегодняшнего урока.
На доске схема-опора.
Д. Узнать как можно больше о
Новогоднем празднике.
– Уметь использовать эти знания для составления рассказа.
III. Работа с текстом
У. Когда приходит праздник Нового
года?
Д. В конце декабря каждого года.
У. В какое время года?
Д. Зимой.
У. Какое дерево всегда есть на этом
празднике?
Д. Елка.
У. Давайте прочитаем отрывок про
новогоднюю елку из рассказа А. Митяева «Елка». Но вначале
дремучий
маковка
разноцветные
пожаловать
|
– Прочитайте следующие слова, которые встретятся нам в
тексте. Как вы понимаете смысл слов? Объясните их значение.
Дремучий: о ком или о чем могут сказать дремучий?
1.
о лесе густой, труднопроходимый ◆ Склоны
гор покрыты дремучими лесами,
почти не тронутыми человеком. заросший густым лесом или кустарником о травах, густо растущих перен.,
2.
разг. о бороде, конской гриве и т. п. густой и спутанный
3.
перен. о местности глухой, захолустной ◆ Так
что можно сказать, что я родился в самой что ни на есть дремучей русской глуши ― в
«медвежьем углу».
4.
перен., разг. о человеке невежественный, необразованный, некультурный; отсталый ◆ Туда
ходят только дремучие провинциалы и нищие эстеты. Андрей
Троицкий, «Удар из прошлого», 2000 г. (цитата
из Национального
корпуса русского языка, см. Список литературы)
5.
перен., разг. об отрицательных качествах человека или общества совершенный, полный, безнадёжный
Маковка
верхняя оконечность, вершина чего-либо; макушка (дерева,
дома, горы и т. п.). 5. верхняя часть
головы; макушка.
Разноцветный - имеющий разные
цвета, многоцветный
Пожаловать- явиться, прибыть
куда-либо, оказаться где-либо
А теперь послушайте рассказ и скажите, где росла елка?
Учитель читает текст.
ЕЛКА
Елка росла в дремучем лесу. Она угощала шишками дятла. Прибегала
белочка – и ей на угощение шишки.
Березы, осины боятся мороза. А елка не боится. В мороз она зеленее, чем летом.
Как же обойтись без елки на зимнем празднике Нового года!
В праздник мы сами надеваем наряды. И елку украшаем: фонариками, блестками,
бусами, игрушками, хлопушками – от нижних веток до самой маковки.
Зажглись на елке разноцветные огни. Сейчас заиграет музыка. Сейчас начнется
веселье. Но музыка не играет. Все чего-то ждут. Смотрят на двери. Словно кто-то
еще должен пожаловать на праздник...
– Где же росла елочка?
Д. В лесу.
У. А теперь вы сами будете читать
текст.(слайд)
Чтение учащимися рассказа по цепочке.
– Кто дружил с елочкой?
Д. Звери и птицы.
У. Чем она угощала своих друзей?
Д. Семенами и шишками.
У. Холодно ли елке в мороз? Почему?
Подтвердите словами из текста. (Вывешивается картинка зеленой пушистой елки.Слайд)
Найдите в тексте и прочитайте, как украсили елку к Новому году.( фонариками,
блестками, бусами, игрушками, хлопушками)
IV. Игровая пауза
У. Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
На доске.
Дети считают количество изображенных на доске предметов и все
вместе под счет выполняют упражнения.
– А сейчас давайте попробуем нарядить нашу елку так, как об
этом говорится в рассказе. Но сначала надо выполнить задание на доске. Скажите,
какая игрушка должна быть в пустой клетке?
На доске:
– Но чтобы получить новогоднюю игрушку, надо отгадать
загадку.
Дети разгадывают загадки, за отгадку получают елочную игрушку и
вешают на елку.
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
(Новый
год.)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима.)
Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз.)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
(Снег.)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная!
(Елка.)
– Молодцы! Елка у нас получилась очень нарядная.
V. Работа по развитию речи
У. Ребята, как вы думаете, кто главные
герои на новогоднем празднике?
Д. Дед Мороз и Снегурочка.
У. Давайте напишем ему письмо. На
доске есть заготовка письма, вам надо вставить пропущенные буквы.
На доске:
Дед Мороз!
Мы очен... жд...м теб...
к нам на ...лку.
|
– Прочитайте. Какие буквы пропущены?
Д. Буквы ь, ё, я, ё.
У. Запишите текст в тетрадь, листок
вставляя пропущенные буквы, проверьте.
Проверьте написанный текст с доской.
– Ребята, что приносят Дед Мороз и Снегурочка?
Д. Подарки.
У. У меня на столе конверт
с вопросами. Давайте ответим на вопросы, которые в нем находятся
Вопросы:
- Как украшают елку на Новый год?
- В каком месяце бывает новогодний праздник?
- В какое время года празднуют Новый год?
- Кто всегда приходит на праздник?
- Назвать праздники, которые издревне празднуются в
январский месяц? (Рождество, Крещение,святки, старый Новый год)
– А вот еще один конверт. В нем – новогоднее задание.
Надо собрать «осколочные картинки».
Учитель вывешивает на доске разрозненные кусочки двух масок. Два
ученика собирают картинки из фрагментов.
– Пока ребята складывают картинки, остальные выполняют
следующее задание: У вас аналогичное задание, но только со словами. Надо
собрать предложение из слов, чтобы получилось поздравление с Новым годом.
На доске:
в, желаем, Новом,
здоровья, году,
счастья, и, успехов!
|
– Прочитайте выразительно хором составленное
поздравление.
Подумайте, кого бы вы поздравили такими словами?
– Давайте посмотрим, что получилось у ребят?
Д. Маскарадные маски.
У. Для чего они нужны?
Д. Их надевают на маскарад, это
часть новогоднего костюма.
На доску вывешивается картинка с изображением маскарада.
У. Посмотрите на картинку и скажите,
как ведут себя дети на новогоднем празднике?
Д. Танцуют, поют, веселятся, играют.
У. Давайте, используя эту
иллюстрацию, назовем как можно больше слов-действий, и поиграем в игру «Снежный
ком».
Игра «Снежный ком» – один готовит слово, другой повторяет его и
называет свое и т.д.
Дети называют слова-действия: веселятся, танцуют, поют, играют, улыбаются и
т.д.
VII. Итог урока
У. А сейчас давайте попробуем
составить рассказ про Новогодний праздник, используя те знания, которые мы
получили на уроке.
Несколько учеников отвечают.
– О чем сегодня говорили на уроке? Чему учились?
На доске рисунок елки и бумажные игрушки – разноцветные и белые.
– Ребята, если вам понравилось на уроке, выберите яркую
игрушку и прикрепите к елке. А если на уроке вам было неинтересно, возьмите
белую игрушку. Давайте вместе посмотрим, каких игрушек больше.
Я очень рада, что наша елка получилась такая нарядная и красивая. Всем большое
спасибо за работу на уроке. Поздравляю всех с наступающим праздником Нового
года! Желаю здоровья, успехов, радости и счастья!
VIII. Домашнее задание
Нарисовать открытку к Новому году и написать поздравление.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.