Управление образования
Павлодарской области
Колледж имени Жаяу Мусы
ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
Методическая разработка
открытого урока
по теме «Трехфазная
схема выпрямления – нулевая, мостовая»
для учащихся
специальности 0901000
«Электрооборудование
электрических станций и сетей»
(очная форма обучения,
3 курс)
Аксу, 2013
Составитель:
преподаватель спецдисциплин
энергоотделения
Лисовая Н.Е.
Основы
промышленной электроники
Открытый
урок по теме «Трехфазная схема выпрямления – нулевая, мостовая»
Аксу,
2012 – 30 с.
В
методических указаниях представлена разработка урока по предмету «Основы
промышленной электроники» для специальности 0901000 «Электрооборудование
электрических станций и сетей»
(очная форма обучения, 3 курс)
Рассмотрено
на заседании цикловой методической комиссии
специальных
дисциплин энергетического отделения
Протокол №__________ «_______» _____
________________2013 г
Председатель
методической
цикловой
комиссии ____________________________/Остринская
А.Н./
Ашық сабақтың конспект
жоспары
План-конспект открытого
урока
____20______№
Сабак/Урок___20_____
Сабақ жоспары/План
урока
Мамандық/Специальность Электрооборудование
электрических станций и сетей _________________________________
Пән /Предмет Основы
промышленной электроники
Күні/Дата____25.10.2013______________________________________
Топ/Группа____Э-31 _____________________________________
Сабақтың тақырыбы/Тема
урока
Трехфазная
схема выпрямления – нулевая, мостовая _____________
Сабақтың
мақсаты/Цель урока
А.
Білімділік/Образовательная
добиться
полного понимания_______ учебного материала, сформировать знания и понятия______________
Б. Дамытушылық/Развивающая развитие памяти, мышления, воображения________________________________________________
В. Тәрбиелік/Воспитательная умение работать в коллективе и
самостоятельно; воспитывать любовь к профессии
Болашақ нәтижені
болжау/Описание ожидаемого рузультата
Білім/Знание принципа работы
трехфазных схем выпрямления, их
схем
___________
Икемділік/Умения составлять
схемы в программе Electronic Workbench, снимать
показания с виртуальных приборов____________
Дағды/Навыки работы на
качество результата____________________
Сабақтың
түрлері/Тип урока. Урок изучения нового материала
Әдіс-тәсілдер/Методы Объяснительно-иллюстративный,___________ репродуктивный,
исследовательский____________________________
Материалдар,
оқу-әдістемелік
әдебиет,
аңықтамалық
әдебиет/
Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература
С.Н.
Миклашевский «Промышленная электроника»________________ Құрал-жабдықтар, көрнекті
кұралдар/ Оборудование, наглядные пособия
Мультимедийный
комплекс, флипчарт, персональные компьютеры__
Пәнаралық
байланыс/ Межпредметные связи
информатика
Сабақ барысы/Ход
урока
|
Сабақ кезеңдері/
Этапы урока
|
Оқытушы іс-әрекеті/ деятельность преподователя
|
Студент ісәрекеті/
деятельность студента
|
Құрал-жабдықтар,
көрнекті құралдар/
Оборудова-ние,
наглядные пособия
|
В
р
е
м
я
|
1
|
Ұйымдастыру-мақсаттық кезеңі/
Организацион-но-целевой этап
|
·
Организационный
момент
·
Мотивация
учебной деятельности
·
Создание
эмоционального настроя
|
Знакомятся
с целью урока, настраиваются на урок
|
|
5 мин
|
2
|
Операция-танымдық кезеңі/
операционно-познаватель-ный этап
|
ЛЕКЦИЯ
|
Записывают
конспект,
|
флипчарт
|
50
мин
|
|
Жаңа білімді бекіту/ Этап закрепления
новых знаний
|
Составление
схем и снятие показаний с виртуальных приборов в программе Electronic Workbench
|
Составляют
схемы, снимают показания с виртуальных приборов в программе Electronic Workbench
|
Методические указания к проведению эксперимента
|
30
мин
|
3
|
Рефлексивті бағалау кезеңі/
рефлексивно-оценочный этап
|
|
|
|
5 мин
|
|
А. Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру
кезеңі/Этап информации учащихся о домашнем задании
|
Выдает
домашнее задание: §§5.4 - 5.6
|
Записывают
домашнее задание
|
|
|
|
Б. Сабақты қорытындылау/ Подведение
итогов урока
|
оценка
результатов деятельности, рефлексия
|
знакомятся
с оценкой за урок, подводят итоги
|
|
|
Трехфазная
схема выпрямления
1.Нулевая
Рисунок 1 Трехфазная
нулевая схема выпрямления
Рисунок 2 Графики
напряжений
Трехфазная нулевая схема выпрямления
(рис. 1) состоит из трех диодов. Аноды диодов подключают к обмоткам
трансформатора, а катодные выводы — к общей точке. Нагрузку включают между
нулевой точкой трансформатора и общей точкой диодов. При активной нагрузке Rн ток через каждый диод
протекает в течение 1/3 периода переменного тока, когда напряжение в одной фазе
трансформатора больше, чем в других, а выпрямленный ток проходит по нагрузке
непрерывно. В момент пересечения положительных значений напряжений каждой фазы
трансформатора в точках а, б и
в (рис. 2), называемых точками естественной коммутации диодов, ток
прекращает проходить в одном диоде и начинает протекать через другой диод.
Трехфазная нулевая схема позволяет получать выпрямленное напряжение более
сглаженной формы с переменной составляющей Ud, меньшей амплитуды,
чем однофазная мостовая.
Недостаток трехфазной нулевой схемы —
прохождение через вторичные обмотки тока (iа2, ib2 и iс2)
только в одном направлении, что создает магнитный поток подмагничивания,
вызывающий дополнительный нагрев трансформатора. Поэтому схему широко применяют
только в выпрямительных установках с трансформаторами, ток вторичной обмотки
которых обычно не превышает 100 А.
Выпрямленное напряжение на нагрузке: U0=
1,17U2
Коэффициент пульсаций: q=0,25.
2.Мостовая
Трехфазная двухтактная схема Ларионова состоит
как бы из трех простых мостовых схем: в первую схему входят вентили 1, 2,3,4, во
вторую — вентили 1,2,5,6 и в третью — вентили 3,4, 5,6. Все вентили в
схеме Ларионова работают попарно — поочередно, причем в любой заданный момент
времени работает нечетный вентиль с наиболее отрицательным потенциалом катода и
четный вентиль с наиболее положительным потенциалом анода. Ток проходит через
пару вентилей, разность потенциалов между которыми в данный момент времени
максимальна. Смена пар вентилей происходит через каждые 2π/6, смена вентилей
происходит через 2π /3.
3. Рефлексия
-какие
новые знания мы возьмем с собой в жизнь?
-какие
будем перерабатывать?
-какие
сведения на уроке были лишние?
Эксперимент-1
Проверка работы
трехфазного выпрямителя с нулевым проводом
1. Откройте окно новой
схемы: Файл/Новый/Создать схему
2. На панели компонентов
выберите:
a) Источник
трехфазного тока:
Источники/POWER_SOURCES/THREE_PHASE_WYE/OK
и задайте параметры – 7В, 50 Гц;
b) Резистор:
Пассивные компоненты/RESISTOR/ 10k/OK;
c) Конденсаторы:
Пассивные компоненты/CAP_ELECTROLIT/1μ;
10μ; 100μ
/OK;
d) Диоды:
Диоды/DIODE/BAV100/OK;
e) Заземление: Источники/POWER_SOURCES/CROUND
/OK
3. На панели инструментов
выберите 2 мультиметра, двойной клик мыши, выбрать: V,~.
4. На панели инструментов
выберите осциллограф.
5. Соберите цепь
трехфазного выпрямителя с нулевым выводом. При сборке схемы обратите внимание
на полярность электролитического конденсатора. Примечание: поворот
компонента: Ctrl+R; соединение
осуществляется при наведении курсора на компонент и изменения стрелки на точку;
включение схемы – клавиша в верхнем правом углу.
- Включите виртуальные приборы V1 и V2 и осциллограф. Подключите
два любых входа осциллографа к каналам V1 и V2.
- Перенесите на график осциллограммы входного и выходных
напряжений.
- Сделайте измерения и запишите в таблицу значения Uвых
.
- Параллельно нагрузочному резистору RН
подключите сглаживающие конденсаторы C с емкостями,
указанными в таблице, повторите измерения.
C, мкФ
|
0
|
1
|
10
|
100
|
Uвых, В
|
|
|
|
|
Эксперимент-2
Проверка работы
трехфазного мостового выпрямителя
1. Откройте окно новой
схемы: Файл/Новый/Создать схему
2. На панели компонентов
выберите:
a) Источник
трехфазного тока:
Источники/POWER_SOURCES/THREE_PHASE_WYE/OK
и задайте параметры – 7В, 50 Гц;
b) Резистор:
Пассивные компоненты/RESISTOR/ 10k/OK;
c) Конденсаторы:
Пассивные компоненты/CAP_ELECTROLIT/1μ;
10μ; 100μ
/OK;
d) Диоды:
Диоды/DIODE/BAV100/OK;
e) Заземление: Источники/POWER_SOURCES/CROUND
/OK
3. На панели инструментов
выберите 2 мультиметра, двойной клик мыши, выбрать: V,~.
4. На панели инструментов
выберите осциллограф.
5. Соберите цепь
трехфазного выпрямителя с нулевым выводом. При сборке схемы обратите внимание
на полярность электролитического конденсатора. Примечание: поворот
компонента: Ctrl+R; соединение
осуществляется при наведении курсора на компонент и изменения стрелки на точку;
включение схемы – клавиша в верхнем правом углу.
- Включите виртуальные приборы V1 и V2 и осциллограф. Подключите
два любых входа осциллографа к каналам V1 и V2.
- Перенесите на график осциллограммы входного и выходных
напряжений.
- Сделайте измерения и запишите в таблицу значения Uвых
.
- Параллельно нагрузочному резистору RН
подключите сглаживающие конденсаторы C с емкостями,
указанными в таблице, повторите измерения.
C, мкФ
|
0
|
1
|
10
|
100
|
Uвых, В
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.