Инфоурок Начальные классы КонспектыМетодическая разработка открытого урока по грамоте на тему «Правописание сочетаний жи - ши»

Методическая разработка открытого урока по грамоте на тему «Правописание сочетаний жи - ши»

Скачать материал

Бондаренко О.В.                      учитель начальных классов.

Тема школы:

«Освоение и использование деятельностного и компетентностного подходов в условиях перехода к новой модели образования»

Тема методического объединения учителей начальных классов:

 «Создание творческой среды для внедрения деятельностного и компетентностного подхода в обучении»

Методическая тема учителя:

« Использование нестандартных  и логических заданий на уроках в начальных классах»

 

 

Открытый урок по грамоте.

Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши.

 

Цели урока:

образовательная: уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш],  как твердых; учить писать сочетания жи, ши; формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши.

развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.

здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы, учебник « Родное слово» 1 класс.

 

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.  (Слайд 1)

Посмотрите, ребята, у нас на доске необычный цветок. Он похож на волшебный цветик-семицветик.  На его лепестках написаны  различные задания.   Будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания (Слайд 2)

2.Актуализация знаний

Найдите у себя на парте карточку оранжевого цвета.  1 лепесток – оранжевый

 

МО

КА

ТУ

ПА

СЕ

ЖИ

ЛИ

СЕ

ТУ

ПА

КА

ПА

ШИ

МО

ЛИ

На ней таблица, в которой повторяются  слоги. Уберите   в таблице  повторяющиеся  слоги. Какие два слога остались? (жи-ши)

- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять? Сформулируйте тему нашего урока.  

Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)  (Слайд 3). Молодцы.

Поставьте перед собой цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

- Чтобы определить цели урока нам помогут слова – помощники: НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить орфограмму, научиться писать орфограмму Жи-Ши по правилу).

3.Минутка чистописания.   

- Сегодня вспомним как пишутся буквы  Ш  и  Ж.  Слайд 4.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Откройте тетради, запишите дату, классная работа  и пропишем на первой строке Жи, а на второй Ши. (слайд)

4. Фонетическая минутка   2 лепесток - жёлтый

Проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

Какие звуки вы слышите в этих чистоговорках?  - Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые, ж-звонкий, ш-глухой) (Слайд 4)

Почему мы слышим Ы, а не И? (так как Ж и Ш всегда твердые)

 Вспомните правила написания гласных с шипящими.

- ЖИ – ШИ – пиши с буквой И.

 

Я хочу познакомить вас со сказкой « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»

 - Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.

О каком правиле говорилось в сказке?   Какие вы запомнили слова с Жи-Ши?

         СЛАЙД  5

Запомните:  в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши

Физминутка.

Если я называю слово, в котором вы слышите жи- вы наклоняетесь вправо, с ши- влево. (лыжи, ножи, снежинки, машина, ежи, мыши, камыши, ландыши)

 

3 лепесток-красный

Словарная работа

Какое словарное слово мы знаем, в котором есть орфограмма жи-ши?(хороши) А сейчас мы познакомимся еще с одним словарным словом с орфограммой  ши.

– Замените цифры буквами, и вы узнаете, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся. 14, 1, 26, 10,15, 1

Машина – слово заимствовано из французского языка. Это механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу.

Назовите мне синонимы – автомобиль, автомашина.

Ребята, а как будет называться  человек, управляющий ходом машины (машинист локомотива, горного комбайна)

А женщина, работающая на пишущей машинке.  Машинистка (профессия)

Машинка – механический прибор для производства какой-нибудь работы

Какие вы знаете виды машин? (пишущая машинка, стиральная, швейная, машинка для стрижки).

Как мы напишем это слово? А какая ещё орфограмма есть в этом слове? (сочетание ши). Запишем это слово в свои словарики. Разделим на слоги, поставим ударение, подчеркнем орфограммы.  Придумайте  предложения с этим словом. Запишем его в тетрадь. Подчеркнем орфограмму.(1 ученик у доски)

 

4 лепесток - синий

Работа по учебнику.  С.103. Читаем, выписываем слова с Жи-Ши. Комментированное письмо.

С. 105 упр.5  2 ученика работают у доски. Слова записываем в 2 столбика. (Ландыши, снежинка, карандаши, жираф, лыжи, шишка, мыши.)

 

5 лепесток – зелёный

Работа в паре по карточкам

Составить из слов предложения. Расставить цифры над словами. Определить пословицы и скороговорки, найти и подчеркнуть в них изучаемые орфограммы.  Пословицы объяснить. Скороговорки произнести быстро. Значение слова шило. Задание на карточках.

Шило — инструмент для прокалывания отверстий; заострённая спица или игла на рукоятке.

Шапкой  Мишки  шишки  сбили.

Век живи -век учись.

В  живом уголке жили  ежи и  ужи.

Шило в мешке не утаишь.

Физминутка

 

Лети, лети-лепесток

Через запад на восток

Лети, лети-лепесток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по-моему вели.

 

6 лепесток –голубой

Работа по карточкам. Задание на оценку.

Для сильных детей. Составить слова из слогов. Записать  слова.

Для слабых детей.       Работа с перфокартой.

 

С н е ж   и   н  к  а

          ж   и   л  е  т

          ш   и   л  о

          ж   и   р  а  ф

  м ы  ш  и

     ш  и   п  ы

  у ж  и   н

 

7 лепесток  - фиолетовый.

Работа в группе.

http://images.myshared.ru/775502/slide_2.jpg

Молодцы, ребята. Все задания цветика-семицветика мы выполнили. Я предлагаю вам последнее. Замените одним словом.

 

Какая орфограмма встречалась во всех этих словах?

-Какой урок вы  для себя вынесли?     (ЖИ-ШИ пиши с буквой И) 

- Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

- Какое задание больше понравилось?

- За что вы можете себя похвалить?

 

-А сейчас оцените свои достижения:

Цветик- многоцветик.
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

Молодцы, ребята, те, кто не бил баклуши, а навострил уши и работал, засучив рукава. Вы поняли что-нибудь?
Предлагаю дома выяснить, что означают эти устойчивые словосочетания

Школьный прозвенел звонок

Завершается урок,

Отдохнуть всех непременно

             Приглашает ………перемена

                  

                                      

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка открытого урока по грамоте на тему «Правописание сочетаний жи - ши»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В методической разработке по грамоте представлен урок для начальных классов школы. Разработку можно использовать для фронтальной работы с классом при знакомстве с правилом написания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. 
В разработке представлены загадки, ответы которых содержат данные орфограммы, ответы сопровождаются иллюстрациями. 
Работу с данным материалом учитель может использовать на своё усмотрение. 

Цели урока:

образовательная: уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш],  как твердых; учить писать сочетания жи, ши; формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши.

развивающая:развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.

 

здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 059 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2015 403
    • DOCX 118.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терновая Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терновая Ольга Валерьевна
    Терновая Ольга Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 26238
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе