Бондаренко
О.В. учитель начальных классов.
Тема школы:
«Освоение
и использование деятельностного и компетентностного подходов в условиях
перехода к новой модели образования»
Тема методического объединения учителей начальных классов:
«Создание творческой среды для внедрения
деятельностного и компетентностного подхода в обучении»
Методическая тема учителя:
« Использование
нестандартных и логических заданий на уроках в начальных классах»
Открытый
урок по грамоте.
Тема
урока: Правописание сочетаний жи-ши.
Цели урока:
образовательная: уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш], как
твердых; учить писать сочетания жи, ши; формировать орфографические ЗУН на
основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о
правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши.
развивающая: развивать
орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный
интерес, внимание, самостоятельность.
воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе,
аккуратность.
здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для развития
познавательной деятельности учащихся с учетом их особенностей развития,
интересов и способностей.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал для
парной и индивидуальной работы, учебник « Родное слово» 1 класс.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам. (Слайд 1)
Посмотрите, ребята, у нас на доске необычный цветок.
Он похож на волшебный цветик-семицветик. На его лепестках написаны различные
задания. Будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания (Слайд 2)
2.Актуализация знаний
Найдите у себя на парте карточку оранжевого цвета. 1 лепесток – оранжевый
МО
|
КА
|
ТУ
|
ПА
|
СЕ
|
ЖИ
|
ЛИ
|
СЕ
|
ТУ
|
ПА
|
КА
|
ПА
|
ШИ
|
МО
|
ЛИ
|
На ней таблица, в которой повторяются
слоги. Уберите
в таблице повторяющиеся слоги. Какие два слога остались? (жи-ши)
- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке
будем повторять и закреплять? Сформулируйте тему нашего урока.
Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания
жи-ши пиши с буквой и) (Слайд 3). Молодцы.
Поставьте перед собой
цель: как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?
- Чтобы определить
цели урока нам помогут слова – помощники: НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить
орфограмму, научиться писать орфограмму Жи-Ши по правилу).
3.Минутка чистописания.
- Сегодня вспомним как пишутся буквы Ш и Ж. Слайд
4.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Откройте тетради, запишите дату, классная работа и
пропишем на первой строке Жи, а на второй Ши. (слайд)
4. Фонетическая минутка 2 лепесток -
жёлтый
Проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
Какие звуки вы слышите в этих чистоговорках? - Что вы
знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые, ж-звонкий, ш-глухой) (Слайд
4)
Почему мы слышим Ы, а не И? (так как Ж и Ш всегда
твердые)
Вспомните правила написания гласных с шипящими.
- ЖИ – ШИ – пиши с буквой И.
Я хочу познакомить
вас со сказкой « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»
- Послушайте её
друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая
буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а
букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются,
а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших
букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту
историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.
О каком правиле
говорилось в сказке? Какие вы запомнили слова с Жи-Ши?
СЛАЙД 5
Запомните: в сочетания ЖИ - ШИ только И всегда пиши
Физминутка.
Если я называю слово, в котором вы слышите жи- вы
наклоняетесь вправо, с ши- влево. (лыжи, ножи, снежинки, машина, ежи, мыши, камыши,
ландыши)
3 лепесток-красный
Словарная работа
Какое словарное слово мы знаем, в котором есть
орфограмма жи-ши?(хороши) А сейчас мы познакомимся еще с одним словарным словом
с орфограммой ши.
– Замените цифры буквами, и вы узнаете, с каким словарным
словом мы сегодня познакомимся. 14, 1, 26, 10,15, 1
Машина – слово заимствовано из французского языка. Это механизм,
совершающий какую-нибудь полезную работу.
Назовите мне синонимы – автомобиль, автомашина.
Ребята, а как будет называться человек, управляющий ходом машины (машинист
локомотива, горного комбайна)
А женщина, работающая на пишущей машинке. Машинистка (профессия)
Машинка – механический прибор для производства какой-нибудь работы
Какие вы знаете виды машин? (пишущая машинка, стиральная, швейная,
машинка для стрижки).
Как мы напишем это слово? А какая ещё орфограмма есть
в этом слове? (сочетание ши). Запишем это слово в свои словарики. Разделим на
слоги, поставим ударение, подчеркнем орфограммы. Придумайте предложения с
этим словом. Запишем его в тетрадь. Подчеркнем орфограмму.(1 ученик у доски)
4 лепесток - синий
Работа
по учебнику. С.103. Читаем,
выписываем слова с Жи-Ши. Комментированное письмо.
С. 105 упр.5 2
ученика работают у доски. Слова записываем в 2 столбика. (Ландыши, снежинка,
карандаши, жираф, лыжи, шишка, мыши.)
5 лепесток – зелёный
Работа в паре
по карточкам
Составить из слов предложения. Расставить
цифры над словами. Определить пословицы и скороговорки, найти и подчеркнуть в
них изучаемые орфограммы. Пословицы объяснить. Скороговорки произнести быстро.
Значение слова шило. Задание на карточках.
Шило — инструмент
для прокалывания отверстий; заострённая спица или игла на рукоятке.
Шапкой Мишки шишки сбили.
Век живи -век учись.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Шило в мешке не утаишь.
Физминутка
Лети,
лети-лепесток
Через запад на
восток
Лети,
лети-лепесток
Через север, через
юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь коснешься ты
земли,
Будь по-моему
вели.
6 лепесток –голубой
Работа по карточкам. Задание на
оценку.
Для сильных детей. Составить слова из
слогов. Записать слова.
Для
слабых детей. Работа с перфокартой.
С н е ж и н к а
ж и л е т
ш и л о
ж и р а ф
м ы ш и
ш и п ы
у ж и н
7 лепесток -
фиолетовый.
Работа в группе.
Молодцы, ребята. Все
задания цветика-семицветика мы выполнили. Я предлагаю вам последнее. Замените одним словом.
Какая орфограмма встречалась
во всех этих словах?
-Какой урок вы для
себя вынесли? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И)
- Для чего необходимо
знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)
- Какое задание
больше понравилось?
- За что вы можете
себя похвалить?
-А сейчас оцените
свои достижения:
Цветик-
многоцветик.
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету
настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Молодцы, ребята, те,
кто не бил баклуши, а навострил уши и работал, засучив рукава. Вы поняли
что-нибудь?
Предлагаю дома выяснить, что означают эти устойчивые словосочетания
Школьный прозвенел звонок
Завершается урок,
Отдохнуть всех непременно
Приглашает ………перемена
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.