Сценарий
открытого урока по дисциплине
«Основы
философии»
Тема:
Философия Античного мира
Цель:
рассмотреть основные идеи и основоположников ранней греческой философии,
раскрыть основные принципы философских школ Античности
Оформление урока: На
доске записана тема урока, цель урока, план урока ,основные понятия.
Технические средства: компьютер, проектор,
мультимедийная доска
1.
Организационный момент
Преподаватель после звонка
ведет перекличку студентов, отмечает неприсутствующих на уроке.
После этого преподаватель
сообщает студентам тему открытого урока,цель урока. Студенты записывают данную
тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных
занятий.
2.
Опрос студентов( 3 чел.)
Давайте вспомним, что такое
Основной вопрос Философии и ее 2 стороны?
Что такое материализм? Что
такое идеализм? Дайте определение понятию дуализм и агностицизм?
После опроса преподаватель
проставляет оценки в журнал
3.
Начало лекционного материала
Студенты пишут письменно….
По преданию духовных истоков
древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей
античной науки, философии и этике. Философия была матерью всех наук, и первые
философы знали все обо всем- не только ставили философские вопросы, но и занимались
и математикой, и астрономией.
Каждый из семи мудрецов
знаменит своей особой фразой:
Клеобул Линский- «Мера важнее
всего»
Сократ– «Познай самого себя»
Периандр Коринфский-
«Сдерживай гнев»
Питтак Метиленский –« Ничего
лишнего»
«Солон Афинский – «Наблюдай
конец жизни»
Биант Приенский- « Худших
вегда больше»
Фаллес Милетский- «Ни за кого
не ручайся».
Устно…
Обратите свое внимание, что
определения «Милетский», «Спартанский», добавляемые к именам мудрецов, говорят
о стране или городе, где они жили. Семерым мудрецам приписывали и другие уроки
жизненной мудрости.
А сейчас давайте попробуем
раскрыть основные принципы и идеи философских школ и их основоположников.
Сейчас мы поговорим о тех философах, которые считаются учителями человечества.
О тех, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наше представление
о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке. На
обуздание животных страстей и инстинктов
Презентация: Возникновение
цивилизации или ранняя греческая натурфилософия
Философы Левкипп и Демокрит
были родоначальниками учения об атомах. От Демокрита из Абдер( 460-360 г до
н.э) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений. Демокрит учил о том,
что весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Все вещи,
которые различаются по объему, форме, порядку, положению…, есть лишь различные
конфигурации атомов. Это была чисто интуитивная гипотеза, у Демокрита не было
никаких электронных микроскопов, но он имел яркое воображение и пытливый ум.
Правда есть и такая точка зрения, что учение Демокрита не имеет отношения к
физике. Что для него атом- это единица ума человека, а пустота – это его
глупость. Когда атом падает в пустоту, то он ее заполняет и тогда человек
становится умным
Давайте рассмотрим, еще одну презентацию,
на тему: Античный атомизм, обоснование материализма
Софисты были первыми
философами, преподававшими философию за весьма большие деньги. С их точки
зрения, философия – это искусство спора. Они учили всевозможным приемам
познания, зная, которые можно было обмануть, победить, обсмеять собеседника.
Они считали себя не мудрецами, не философами, а специалистами по мудрости. Во
многом унаследовал приемы софистов Сократ. Но в отличие от них Сократ был не
специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом учителем европейской
цивилизации. Он не писал философских сочинений , он жил так, как учил
Фильм Сократ 20 мин.
Поскольку Сократ сам ничего
не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном, благодаря
произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах главный герой
Сократ
Сценка: Добро и зло (2
студента)
1
студент: -Слышал я, друг мой, что ты очень умный!
2
студент:- Да уж, дураком себя не считаю,Сократ
1
студент: -А знаешь ли ты, что такое добро и зло?
2
студент: конечно знаю, клянусь собакой Сократ, кто этого не знает?
1
студент: тогда скажи, обман это зло?
2
студент: несомненно…
1
студент: - А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь
бы он выпил – это зло?
2
студент:- Да вроде нет…
1
студент: - А убийство конечно зло?
2
студент:- еще бы…
1
студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью- это зло?
2
студент, - клянусь собакой, не знаю Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо
понятно, что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.
1
студент: - Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе
говорили другие, тому, что ты где- то прочитал и увидел. А сам ты, только
сейчас начнешь задумываться
Главная идея самой античной
философии в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия- некие
общие понятия, красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти
понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней
устойчивые закономерности
Видеоролик «Понятия»
Окружающему миру философы
Древней Греции придавали особое значение. Мир – живой организм, со своим
началом и концом, со своей первозданной красотой, с величественностью гор, с
размашистыми шапками деревьев. Основной источник благодати исходит от деревьев
и всего зеленого покрова земли. Это мир чистоты, света и духовной красоты, в
котором мы живем и существуем . Он царит в высях, улыбаясь своей красоте и
кротости…
Мир прекрасен!!!
Видеоролик «Как прекрасен
мир»
4.
Выдача домашнего задания: написать эссе на тему : «Философия Античного мира»
5. Прошу заполнить карту отслеживания эффективности урока
Карта отслеживания эффективности
урока
1
|
Гр.
Ф.И.О__________________________________
«____»________2014 г.
|
Ваше отношение к уроку( подчеркнуть)
1.
Отличный, интересный, захватывающий
2.
Хороший, содержательный, заставляющий работать
3.
Нормальный, обычный
4.
Скучный, работа без интереса
5.
Бесполезный, совсем не интересный
|
2
|
Вспомните (как можно точнее) название темы урока_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
3
|
Какая цель стояла перед вами на уроке:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
4
|
Каков был план урока?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
5
|
Какие события, факты, закономерности, формулы, явления,
правила, вы усвоили на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
6
|
Чему новому вы научились?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
7
|
Каковы были главные мысли, идеи на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
8
|
Оцените урок по пятибалльной системе(1-5 б.)_________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо за внимание!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.