Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка открытого практического занятия по фармацевтической технологии

Методическая разработка открытого практического занятия по фармацевтической технологии

Скачать материал

                   ГБОУ СПО Тольяттинский медколледж

 

 

 

 

Методическая разработка открытого практического занятия для преподавателя

«Изготовление многокомпонентных растворов»

 

 

 

 

 

 

Дисциплина:               «Фармацевтическая технология»

Специальность:          060108 «Фармация»

 Курс:                           III

Преподаватель:          Байбакова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Рассмотрено и утверждено

                                                        На заседании ЦМК № 4

                                                          Протокол №___от «__»_____2012г

                                                        Председатель ЦМК № 4

                                                            _____________ Е.А. Стремякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого практического занятия для преподавателя.

Тема: «Изготовление многокомпонентных растворов».

Цели занятия.

Учебные (дидактические) цели:

Студент должен иметь представление:

- о процессе растворения лекарственных веществ;

- о биофармацевтических аспектах жидких лекарственных форм.

Студент должен знать:

- классификацию жидких лекарственных форм;

- растворители и факторы, влияющие на растворимость лекарственных веществ;

- способы прописывания рецептов;

- обозначение концентрации растворов в рецепте;

- хранение и отпуск жидких лекарственных форм;

- внутриаптечный контроль качества жидких лекарственных форм.

Студент должен уметь:

- рассчитывать количество лекарственного вещества и растворителя в зависимости от способа выписывания и концентрации;

- проверять дозы ядовитых и сильнодействующих веществ в жидких лекарственных формах;

- готовить растворы массо-объёмным способом с учётом физико-химических  свойств лекарственных веществ;

- добавлять спиртовые жидкости к водным растворам;

- оформлять паспорт письменного контроля и лекарственные формы к отпуску;

- выполнять требования санитарного режима.

Воспитательные цели.

Побудить к познавательной, творческой деятельности, способствовать формированию профессиональных навыков.

Развивающая цель.

Активизировать мыслительные процессы, наблюдательность и самостоятельность.

Методическая цель.

 Провести самоконтроль и самокоррекцию на этапе контроля уровня знаний.

 

Общее время практического занятия – 6часов.

Место проведения  занятия -502 кабинет – лаборатория фармацевтической технологии.

Оснащение занятия:

Оборудование : флаконы вместимостью на 200 мл из обесцвеченного стекла; подставки; весы аптечные разных типоразмеров; разновес; воронки стеклянные; бюреточная установка для дозирования воды очищенной; мерные цилиндры; пипетки аптечные; палочки стеклянные; пинцеты железные;  груши резиновые; пробки резиновые; целлулоидные пластины; гофрированные колпачки; этикетки; компьютер; телевизор.

Вспомогательный материал: фильтровальная бумага; вата; марля; вощаная и писчая бумага; резинки чёрные; спирто-эфирная смесь.

Субстанции: глюкоза с содержанием влажности 10%; димедрол.

Раздаточный материал:  рабочая тетрадь по теме; прописи рецептов для работы в микрогруппах; учебно-методическое пособие по теме.

Справочная литература: приказ МЗ РФ №308 от 21.10.97г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм»; приказ МЗ РФ №305 от 16.10.97г. «О нормах отклонений допустимых при приготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках»; приказ МЗ РФ №110 от 12.02.2007г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»; ВРД и ВСД из ГФ Х; Государственная Фармакопея – Х издания.

Дидактический материал на электронном носителе: перечень вопросов с эталонами ответов для фронтальной беседы (входной контроль); тестовые задания с эталонами ответов для самоконтроля и самокоррекции на этапе контроля уровня знаний; «Алгоритм манипуляций  изготовления микстур» для педагогического показа.

Перечень обязательных манипуляций, которые студент должен освоить на данном практическом занятии.

Наименование манипуляций

Уровень усвоения

Знания

Умения

1

2

3

4

1

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта.

+

2

Расчёты, связанные  с изготовлением многокомпонентных растворов.

+

3

Подготовительные мероприятия.

+

4

Выбор варианта технологии.

+

5

Оформление к отпуску.

+

 

6

Оценка качества.

+

 

Темы докладов и УИРС.

1.Приборы и аппараты, применяемые при изготовлении жидких лекарственных форм.

2.Получение воды очищенной в аптеке,  сравнительная характеристика аквадистилляторов.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература.

1) Фармацевтическаятехнология, - Под редакцией И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой, Е.Т. Чижовой; Академия, 2008г.

2) Практикум по технологии лекарственных форм, - Под редакцией И.И. Краснюка, Г.В. Михайловой; Академия, 2007г.

3) Фармацевтическая технология, - Под редакцией В. И. Погорелова; Феникс, 2006г.

Дополнительная литература.

4) Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм, - Под редакцией В.М. Грецкого, В.С. Хоменко; Медицина , 2002г.

5) Справочное пособие по аптечной технологии лекарств, - Под редакцией Д.Н. Синёва, Л.Г. Марченко, Т.Д. Синёвой; Невский диалект, 2001г.

6) Технология изготовления лекарственных форм, - Под редакцией Э.М. Аванесьянца; Феникс 2002г.

План проведения занятия

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин.)

11

Организационный этап.

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой проблемы.

Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.

3

22

Контроль исходного уровня знаний.

Проводится устный опрос – собеседование по основным вопросам темы.

Оценить уровень знаний и степень обучаемости студентов.

20

33

Углубление знаний по теме.

На основе знаний учебного материала решение обучающей задачи на изготовление многокомпонентного раствора для внутреннего применения у  доски.

Включить студентов в мыслительный процесс.

20

44

Педагогический показ.

Преподаватель, комментируя «Алгоритм манипуляций изготовления микстур»  приготавливает микстуру и оценивает её качество.

Познакомить студентов с «Алгоритмом манипуляций изготовления микстур» и научить самостоятельно работать с ним.

30

55

Самостоятельная работа студентов.

1.Решение обучающих задач на изготовление многокомпонентных растворов в микрогруппах.

 

 

 

2.Решение ситуационной задачи.

 

 

3.Изготовление многокомпонентного раствора в лаборатории.

Способствовать формированию умений проводить фармацевтическую экспертизу прописи рецепта, делать расчёты, правильно выбирать вариант технологии, оценивать качество.

Подготовить к самостоятельному решению  ситуации и сделать вывод.

 

Отработать умения по изготовлению многокомпонентных растворов. Способствовать развитию профессионального мышления.

170

66

Контроль конечного уровня знаний.

Провести тестовый контроль.

Выявить степень достижения цели занятия.

15

77

Подведение итогов.

Оценить активность и качество ответов каждого студента, их работоспособность и способность к творческому мышлению. Обсудить ошибки и трудности в работе, дать задание на дом и пояснить, как правильно его выполнить.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности фармацевта.

7

88

Резерв времени преподавателя.

 

 

5

 

Перечень вопросов фронтального опроса с эталонами ответов.

1.Какой раствор готовят, если в прописи рецепта не указан растворитель?

Эталон ответа: если в прописи рецепта растворитель не указан, то изготавливают водный раствор.

2.На какие группы подразделяются растворители?

Эталон ответа: растворители подразделяются на неорганические (чаще всего водные) и органические (неводные). Среди органических выделяют летучие и нелетучие растворители.

3.Перечислить летучие и нелетучие растворители.

Эталон ответа: летучие растворители – этиловый спирт, эфир медицинский, хлороформ; нелетучие растворители – глицерин, масла растительные (персиковое, миндальное, подсолнечное), масло вазелиновое, диметилсульфоксид.

4.Какими методами  изготавливают растворы и другие жидкие  лекарственные формы?

Эталон ответа: растворы и другие жидкие лекарственные формы изготавливают следующими методами: массо-объёмным, по объёму, по массе.

5.Как могут быть обозначены в прописях рецептов концентрации: массо-объёмная, по массе, объёмная концентрация?

Эталон ответа: в прописях рецептов концентрации: массо-объёмная, по массе, объёмная концентрация – могут быть обозначены: в процентах, раздельным перечислением лекарственного средства и дисперсионной среды, с указанием растворителя до заданного объёма или массы, с указанием соотношения массы или объёма растворяемого лекарственного средства и объёма или массы раствора.

6.Какие лекарственные формы изготавливают в массо-объёмной концентрации?

Эталон ответа: в массо-объемной концентрации изготавливают:

• водные и водно-спиртовые растворы твердых лекарствен­ных веществ;

• водные и водно-спиртовые суспензии с содержанием твер­дых веществ до 3 %;

• разведения стандартных растворов, выписанных в рецепте под химическим названием с указанием концентрации (ра­створы аммиака, кислоты уксусной, алюминия ацетата ос­новного, водорода перекиси, формальдегида и др.).

 

7.Какие лекарственные формы изготавливают в концентрации по массе?

Эталон ответа: в концентрации по массе готовят растворы твердых и жид­ких лекарственных веществ в вязких и летучих растворителях, а также суспензии с содержанием твердой фазы более 3%, эмульсии и гомеопатические жидкие лекарственные формы. Дозируют по массе: жирные и минеральные масла, глицерин, димексид, полиэтиленгликоли (полиэтиленоксиды), силиконо­вые жидкости, эфир, хлороформ, бензилбензоат, валидол, ви-нилин, ихтиол, метилсалицилат, скипидар, масла эфирные, нитроглицерин, пергидроль.

 

8.Какие лекарственные формы готовят в объёмной концентрации?

Эталон ответа: в объемной концентрации изготавливают растворы спирта этилового, кислоты хлористоводородной, стандартные раство­ры, выписанные в рецепте под условным названием (растворы пергидроля, формалина, жидкости Бурова и др.). По объему дозируют воду очищенную, водные растворы лекарственных веществ (в том числе сироп сахарный); галеновые и новогале-новые препараты (настойки, экстракты жидкие, адонизид и др.)

9. Назовите правила в соответствии с которыми изготавливают растворы.

Эталон ответа: Сначала отмеривают рассчитанное количество воды, в которой последовательно растворяют твердые лекарственные вещества с учетом их растворимости. Первыми растворяют вещества списков А и Б, затем труднорастворимые вещества, затем легкорастворимые. Концентраты добавляют после растворения и фильтрации твердых веществ. Для повышения растворимости могут использовать предварительное измельчение, нагревание, комплексообразование (например, образование комплекса йода с калия йодидом). Жидкие лекарственные средства вводят в следующей последовательности:

1. Водные нелетучие и непахучие жидкости.

2. Иные нелетучие жидкости, смешивающиеся с водой.

3. Водные летучие жидкости.

4. Спиртовые препараты в порядке возрастания концентрации спирта.

5. Летучие и пахучие.

10. Скажите, как определить объем микстуры?

 Эталон ответа: Объем микстуры определяют суммированием объемов жидких ингредиентов. Если в состав микстуры входит жидкость, выписанная по массе, ее объем определяют с учетом плотности (V = M/p).

11. Если в рецепте указано ad – до определенного объема, чему будет равен объём раствора?

Эталон ответа: Если в рецепте указано ad – до определенного объема, объем будет равен указанному количеству (например, ad 200 ml, значит Vобщ = 200 ml).

12.Что показывает значение С max?

Эталон ответа: С max показывает для каждого лекарственного вещества максимальную концентрацию, при которой изменение общего объема укладывается в норму допустимого отклонения.

13.По какой формуле рассчитывается С max?

Эталон ответа:  C max (%) = N / КУО

14. Когда можно не учитывать изменение общего объема при растворении твердого вещества?

 Эталон ответа: При изготовлении лекарственной формы можно не учитывать изменение общего объема при растворении твердого вещества, если С max больше С факт.

15. Какие необходимо произвести расчёты, если при изготовлении лекарственной формы растворяют несколько сухих веществ?

Эталон ответа: При изготовлении лекарственной формы с несколькими сухими веществами рассчитывают процент сухих веществ.

16. В каком случае учитывают изменение общего объема при растворении нескольких сухих веществ?

Эталон ответа: При изготовлении жидкой лекарственной формы путем растворения нескольких твердых веществ изменение общего объема учитывают, если их суммарное содержание составляет 3% и более.

 

 

 

 

Углубление знаний по теме. Обучающая задача на изготовление многокомпонентного раствора для внутреннего применения.

Rp: Natrii bromidi

       Kalii bromidi ana 10,0

       T- rae Valerianae 10 ml

        Aq. purificatae 200 ml

       M.D.S.По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Лекарственных веществ списков А и Б, веществ, находящихся на ПКУ – нет, значит дозы и норму отпуска на  один рецепт не проверяем.

Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ – 210 мл

% сух в-в =(10 +10)х100%/210 =9,52%>3% готовим с КУО

Vводы = 200 – (10 х 0,26 + 10 х 0,27) =  194,7 мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 194,7 ml

Natrii bromidi 10,0

 Kalii bromidi ana 10,0

 T- rae Valerianae 10 ml

 V общ 210 ml

Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  194,7 мл воды очищенной. Отвешиваем 10,0 натрия бромида, растворяем в подставке.  Отвешиваем 10,0 калия бромида, растворяем в подставке.

Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Смешивание (добавление жидких ингредиентов). Во флакон для отпуска отмериваем аптечной пипеткой или цилиндром 10 мл настойки валерианы. Раствор тщательно перемешиваем.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают резиновой пробкой, обвязывают влажным пергаментом.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный раствор, светло коричневого цвета, слегка опалесциирующий, горького вкуса, специфического запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 210 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    – 2,1 мл.

Верхний предел – 212,1 мл.

Нижний предел –  207,9 мл.

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический показ. Изготовление многокомпонентного раствора, пользуясь «Алгоритмом манипуляций приготовления микстур».

 

Алгоритм манипуляций приготовления микстур

дисциплина: «Фармацевтическая технология»

специальность: 060108.51 «Фармация».

 

I. Фармацевтическая экспертиза прописи рецента.

1. Проверить совместимость ингредиентов.

2. Проверить соответствие выписанной в прописи рецепта массы наркотического вещества норме единовременного отпуска по данному рецепту.

3. Проверить дозы веществ списков А и Б

- ОпределитьVобщ  = V жидк лек ингр по рецепту.

- Определить количество приемов:  Vобщ / V ложки   

-Рассчитать общее количество каждого ингредиента на вею микстуру.

- Определить РД =  общ. кол-во ингр

                                  кол-во приемов

- Определить СД = РД х кол-во приемов в сутки.

- Сравнить РД и СД е ВРД и ВСД по ГФ.

- Сделать вывод.

- При необходимости откорректировать РД. Если дозы завышены, то берут ½ от  ВРД и умножают на число приемов.

 

II. Расчеты, связанные с изготовлением микстур.

1. Найти общий объем микстуры:

а) сумма всех жидких ингредиентов;

б) если стоит «ДО», то он указывает общий объем.

2.  Определить по рецепту, какие вещества можно взять в виде концентрированных растворов. Их объем рассчитать

V конц.  рас-ра = М х разведение.

3. Найти процентную концентрацию всех оставшихся сухих веществ:

     % = mcуммы в-в  х 100% / V

 

4. Рассчитать количество воды:

4.1. Если процент сухих веществ 3% и более, то количество воды рассчитывается с учетом КУО:

а) найти объем, образующийся при растворении веществ

    V = М1 х КУО1 + М2 х КУО2 + Мn + КУОn

б) V = Vобщ  - ( Vконк р – ров  + Vувелич + Vжидк. ингр)

  

 

4.2. Если концентрация сухих веществ меньше 3%, то объем воды рассчитывают следующим образом:

     Vводы = Vобщ – (Vконц . р-ров + Vжидк ингр)

     

4.3. Если сухое вещество одно, то рассчитывают фактическую концентрацию его в растворе и максимальную концентрацию:

       Сmax = N / КУО

 

где N - норма допустимого отклонения для данного общего объема в %, КУО - коэффициент увеличения объема этого вещества.

4.4. Если Сфакт. > Сшах - расчет воды ведут с КУО (см. пункт 4.1. а)

4.5. Если Сфакт. < Сmaх расчет воды (см. пункт 4.2.)

5. Проверить общий объем и сравнить его с общим объемом по рецепту.

 

III. Подготовительные мероприятия.

1. Подобрать флаконы из обесцвеченного стекла или светозащищенного в зависимости от физико - химических свойств ингредиентов, пробки, навинчивающиеся крышки.

2. Подготовить подставки для растворения лекарственных веществ.

3. Подготовить весы аптечные, воронки стеклянные для фильтрования, бюретки для дозирования воды очищенной, мерные цилиндры, пипетки аптечные, вспомогательный материал.

 

IV. Выбор варианта технологии.

1 Определить порядок помещения ингредиентов.

2. Отмерить растворитель и отвесить сухие вещества.

3. Растворить сухие вещества:

а) вещества, требующие растворителя подогретого;

б) вещества списка А;

в) вещества списка Б;

г) вещества общего списка от меньшего к большему.

4. Профильтровать в склянку для отпуска.

5. Добавить концентрированные растворы:

а)списка А;

б) списка Б;

в) общий список в порядке прописывания по рецепту.

6. Добавить жидкие лекарственные средства:

а) водные нелетучие и непахучие жидкости;

б) иные нелетучие жидкости, смешивающиеся с водой;

в) водные летучие жидкости;

г) спиртовые жидкости в порядке возрастания концентрации спирта;

д) пахучие и летучие жидкости.

7. Проверить лекарственные формы на отсутствие механических примесей.

V. Оформление к отпуску.

1. Упаковать.

2. Оформить, наклеив основную и дополнительные этикетки.

3. Передать провизору - технологу.

 

VI. Оценка качества

1. Органолептический контроль.

2. Письменный контроль.

3. Физический контроль.

 

Обучающая задача.

Rp: Solutionis Natrii bromidi ex 6,0 – 200 ml

       Magnesii sulfatis 0,8

       Coffeini  Natrii benzoatis 0,5

       Tincturae Mentae 2 ml

        Tincturae Leonuri 2 ml

        M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Эталон ответа.

I. Фармацевтическая экспертиза прописи рецента.

1. Проверить совместимость ингредиентов.

 

Ингредиенты в прописи совместимы.

2. Проверить соответствие выписанной в прописи рецепта массы наркотического вещества норме единовременного отпуска по данному рецепту.

 

Наркотического вещества в прописи нет.

3. Проверить дозы веществ списков А и Б

 

В рецепте есть вещество списка Б – кофеин натрия бензоат.

- ОпределитьVобщ  = V жидк лек ингр по рецепту.

 

  Объём общий = 200 + 2 + 2 = 204 мл.

- Определить количество приемов:  Vобщ / V ложки

 

   ч / п = 204 :15 = 13.6  

-Рассчитать общее количество каждого ингредиента на всю микстуру.

 

 Количество каждого ингредиента дано в микстуре.

- Определить РД =  общ. кол-во ингр

                                  кол-во приемов

  РД = 0,5 : 13,6 = 0,036

- Определить СД = РД х кол-во приемов в сутки.

 

   СД = 0,036 х 3 = 0,108

  

- Сравнить РД и СД е ВРД и ВСД по ГФ.

 

     РД – 0,036    ВРД – 0,5;  СД – 0,108    ВСД – 1.5

- Сделать вывод.

 

  Дозы не завышены.

- При необходимости откорректировать РД. Если дозы завышены, то берут ½ от  ВРД и умножают на число приемов.

 

II. Расчеты, связанные с изготовлением микстур.

1. Найти общий объем микстуры:

а) сумма всех жидких ингредиентов;

 

     Общий объём = 200 + 2+2 = 204 мл.

б) если стоит «ДО», то он указывает общий объем.

2.  Определить по рецепту, какие вещества можно взять в виде концентрированных растворов. Их объем рассчитать

V конц.  рас-ра = М х разведение.

3. Найти процентную концентрацию всех оставшихся сухих веществ:

     % = mcуммы в-в  х 100% / V

 

    % сухих веществ =((6 + 0,8 +0,5) х 100) :204=3,57% >3% готовим с КУО

 

4. Рассчитать количество воды:

4.1. Если процент сухих веществ 3% и более, то количество воды рассчитывается с учетом КУО:

а) найти объем, образующийся при растворении веществ

    Vувелич = М1 х КУО1 + М2 х КУО2 + Мn + КУОn

б) V = Vобщ  - ( Vконк р – ров  + Vувелич + Vжидк. ингр)

      

      Vувелич = 6  Х 0,26 +0,8 х 0,5 + 0,5 х 0,65 =3,52мл         

      Vводы  = 204 – 3,52 – 2-2 =196,48 мл

 

4.2. Если концентрация сухих веществ меньше 3%, то объем воды рассчитывают следующим образом:

     Vводы = Vобщ – (Vконц . р-ров + Vжидк ингр)

     

4.3. Если сухое вещество одно, то рассчитывают фактическую концентрацию его в растворе и максимальную концентрацию:

       Сmax = N / КУО

 

где N - норма допустимого отклонения для данного общего объема в %, КУО - коэффициент увеличения объема этого вещества.

4.4. Если Сфакт. > Сшах - расчет воды ведут с КУО (см. пункт 4.1. а)

4.5. Если Сфакт. < Сmaх расчет воды (см. пункт 4.2.)

5. Проверить общий объем и сравнить его с общим объемом по рецепту.

 

     Общий объём – 204 мл, по рецепту – 204 мл.

 

III. Подготовительные мероприятия.

 

1. Подобрать флаконы из обесцвеченного стекла или светозащищенного в зависимости от физико - химических свойств ингредиентов, пробки, навинчивающиеся крышки.

2. Подготовить подставки для растворения лекарственных веществ.

3. Подготовить весы аптечные, воронки стеклянные для фильтрования, бюретки для дозирования воды очищенной, мерные цилиндры, пипетки аптечные, вспомогательный материал.

 

IV. Выбор варианта технологии.

1 Определить порядок помещения ингредиентов.

 

1.Вода очищенная.

2.Кофеин натрия бензоат.

3.Магния сульфат.

4.Натрия бромид.

5.Настойка пустырника.

6.Настойка мяты.

2. Отмерить растворитель и отвесить сухие вещества.

3. Растворить сухие вещества:

а) вещества, требующие растворителя подогретого;

б) вещества списка А;

в) вещества списка Б;

 

     Кофеин натрия бензоат 0,5.

г) вещества общего списка от меньшего к большему.

 

     Магния сульфат 0,8.

    Натрия бромид 6,0.

4. Профильтровать в склянку для отпуска.

5. Добавить концентрированные растворы:

а)списка А;

б) списка Б;

в) общий список в порядке прописывания по рецепту.

6. Добавить жидкие лекарственные средства:

а) водные нелетучие и непахучие жидкости;

б) иные нелетучие жидкости, смешивающиеся с водой;

в) водные летучие жидкости;

г) спиртовые жидкости в порядке возрастания концентрации спирта;

   1.Настойка пустырника ( 700 спирт).

   2.Настойка мяты ( 90 0спирт).

д) пахучие и летучие жидкости.

7. Проверить лекарственные формы на отсутствие механических примесей.

 

V. Оформление к отпуску.

1. Упаковать.

   Флакон для отпуска из светозащитного стекла, резиновая пробка, влажный пергамент.

2. Оформить, наклеив основную и дополнительные этикетки.

 

        На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

 

3. Передать провизору - технологу.

VI. Оценка качества

1. Органолептический контроль.

    Прозрачная жидкость, светло - коричневого цвета, слегка опалесциирующая, горького вкуса ,специфического запаха. Механические примеси отсутствуют.

2. Письменный контроль.

    Оборотная сторона ППК:

    % сухих веществ =((6 + 0,8 +0,5) х 100) :204=3,57% >3% готовим с КУО

    Vувелич = 6  Х 0,26 +0,8 х 0,5 + 0,5 х 0,65 =3,52мл         

      Vводы  = 204 – 3,52 – 2-2 =196,48 мл

 

  Лицевая сторона ППК:

Aquae  purificatae 196,48 ml

Coffeini Natrii benzoatis 0.5

Magnesii sulfatis 0,8

Natrii bromidi 6.0

Tincturae Leonuri 2 ml

Tincturae Mentae 2 ml

Vобщий – 204 ml

 

3. Физический контроль.

Объём раствора 204 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    – 2,04 мл.

          Верхний предел – 206,04 мл.

Нижний предел –  201,96 мл

Обучающие задачи на изготовление многокомпонентных растворов малыми группами.

Задача №1.

Rp: Natrii bromidi

       Kalii bromidi ana 3,0

       Coffeini Natrii benzoatis 0,5

       Tincturae Valerianae 4 ml

       Aquae purificatae ad 100 ml

       M.D.S.По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Веществ, находящихся на ПКУ  нет, есть вещество списка Б – кофеин натрия бензоат, проверяем дозы.

         Vобщ – 100 мл;  ч исло приёмов =100 : 15 =6,66

         РД =0,5 : 6,66 =0,075;  ВРД – 0,5;  СД = 0,075 х 3 = 0,22;    ВСД – 1.5.Дозы не завышены.

 Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ – 100 мл

% сух в-в =(3 +3 +0,5)х100%/100 =6,5% > 3% готовим с КУО

Vводы =100 – (3 х 0,26 + 3 х 0,27 + 0,5 х 0,65 + 4) =  94,09 мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 94,09 ml

Сoffeini Natrii benzoatis 0.5

Natrii bromidi 3,0

 Kalii bromidi 3,0

 T- rae Valerianae 4 ml

 V общ 100 ml

Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  94,09 мл воды очищенной. Отвешиваем 0,5 кофеина натрия бензоата, растворяем в подставке, отвешиваем 3,0 натрия бромида, растворяем в подставке.  Отвешиваем 3,0 калия бромида, растворяем в подставке.

Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Смешивание (добавление жидких ингредиентов). Во флакон для отпуска отмериваем аптечной пипеткой 4 мл настойки валерианы. Раствор тщательно перемешиваем.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают полиэтиленовой пробкой и навинчивающимся колпачком.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный раствор, желтоватого цвета, слегка опалесциирующий, горького вкуса, специфического запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 100 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    – 3 мл.

Верхний предел –103 мл.

Нижний предел –  97 мл.

 

Задача № 2.

Rp: Solutionis Glucosi 10% - 180 ml

       Euphyllini 0,6

       Kalii jodidi 3,0

       Sirupi simplicis 5 ml

       M.D.S.  По 1 десертной ложке 3 раза в день.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Веществ, находящихся на ПКУ – нет, есть вещество списка Б – эуфиллин. Проверяем дозы.

         Vобщ – 185 мл;  число приёмов =185 : 10 =18,5

         РД =0,6 : 18,5=0,032;  ВРД – 0,5;  СД = 0,032 х 3 = 0,096;    ВСД – 1,5. Дозы не завышены

Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ –185мл

Глюкоза (10 х180) : 100 = 18,0; перерасчёт на влажность 18 х 100/ 100 – 10 = 20,0

% сух в-в =(20 +0,6 + 3,0)х100%/185 =12,75% > 3%  готовим с КУО

Vводы =185– (20 х 0,69 + 0,6 х 0,7 + 3  х 0,27 + 5) =  164,97 мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 164,97 ml

Euphyllini 0,6

Kalii jodidi 3,0

Glucosi hydrici (10%) 20,0

Sirupi simplicis 5 ml

V общ 185 ml

Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  164,97 мл воды очищенной. Отвешиваем 0,6 эуфиллина, растворяем в подставке.  Отвешиваем 3,0 калия йодида, растворяем в подставке. Отвешиваем 20,0 глюкозы водной, растворяем  в подставке.

Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Смешивание (добавление жидких ингредиентов). Во флакон для отпуска отмериваем аптечной пипеткой 5 мл сиропа сахарного. Раствор тщательно перемешиваем.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают резиновой пробкой, обвязывают влажным пергаментом.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный, бесцветный раствор,  сладковато- горького вкуса, без запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 185 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    –3,7мл.

Верхний предел –188,7мл.

Нижний предел –  181,3мл.

 

Задача № 3.

Rp: Codeini 0,25  - 0,2

       Hexamethylentetramini 2,0 – 1,6

       Solutionis Calcii chloridi 10% - 200 ml – 160 мл

       M.D.S.По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Есть вещество, находящееся на ПКУ –кодеин. Проверяем соответствие выписанной в рецепте массы кодеина норме отпуска на один рецепт. Норма отпуска -   0,2 завышена, в рецепте нет специальных отметок, значит уменьшаем количество доз, но не концентрацию. Кодеин  является  веществом  списка Б.  Проверяем  дозы. Общий объём по рецепту – 200 мл,  так как в рецепте превышена норма отпуска кодеина на один рецепт, уменьшаем число доз, т. е. уменьшаем объём.

         Vобщ = (0,2 х 200) : 0,25 = 160 мл;  число приёмов =160 : 15 =10,66

         РД =0,2 : 10,66=0,018;  ВРД – 0,05;  СД = 0,018 х 3 = 0,054;    ВСД –0,2. Дозы не завышены

Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ –160 мл

Перерасчёт гексаметилентетраамина (160 х 2) :200 = 1,6

Перерасчёт кальция хлорида (10 х 200) : 100 = 20,0;  (20 х 160) : 200 = 16,0

% сух в-в =(0,2 + 1,6 + 16)х100%/160=11,12% > 3%  готовим с КУО

Vводы =160– (1,6 х 0,78 + 16 х 0,58) =  149,48мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 149,48 ml

Codeini 0,2

Hexamethylentetramini 1,6

Calcii chloridi 16,0

V общ 160 ml

Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  149,48мл воды очищенной. Получаем по оформленному рецепту 0,2 кодеина, растворяем в подставке с нагретой водой очищенной. Отвешиваем 1,6 гексаметилентетраамина,  растворяем в подставке.  Отвешиваем 16,0  кальция хлорида, растворяем в подставке.

 Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают резиновой пробкой, обвязывают влажным пергаментом.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный, бесцветный раствор,  сладковато- горького вкуса, без запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 160 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    –3,2мл.

Верхний предел –163,2мл.

Нижний предел –  156,8мл.

 

Ситуационная задача по теме «Изготовление многокомпонентных растворов».

Rp: Solutionis Natrii bromidi (1 : 100) – 100 ml

       Magnesii sulfatis 1,5

       Glucosi 10,0

      Tincturae Valerianae 4 ml

       M.D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день.

Во флаконе для отпуска светозащитного стекла в 100 мл воды очищенной студент растворил магния сульфат,  натрия бромид и 10,0 глюкозы, содержащей 10% влаги. Отмерил 4 мл настойки пустырника. Всё тщательно перемешал. Оформил этикеткой «Микстура».

Проанализируйте ошибки и проверьте расчёты студента. Предложите оптимальный вариант технологии. Выпишите паспорт письменного контроля.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Лекарственных веществ списков А и Б и веществ, находящихся на ПКУ – нет, значит дозы и норму отпуска не проверяем.

Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ –104мл

Глюкоза, перерасчёт на влажность 10 х 100/ 100 – 10 = 11, 11

% сух в-в =(1 + 1,5 + 11,11)х100%/104=13,08 % > 3%  готовим с КУО

Vводы =104– (1 х 0,26 + 1,5 х 0,5 + 11,11 х 0,69 + 4) =  91,33 мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 91,33 ml

 Natrii bromidi  1,0

 Magnesii sulfatis 1,5

  Glucosi hydrici (10%)  11,11

 Tincturae Valerianae 4 ml

  V общ 104 ml

 Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  91,33 мл воды очищенной. Отвешиваем 1,0 натрия бромида, растворяем в подставке.  Отвешиваем 1,5 магния сульфата, растворяем в подставке. Отвешиваем 11,11 глюкозы водной, растворяем  в подставке.

Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Смешивание (добавление жидких ингредиентов). Во флакон для отпуска отмериваем аптечной пипеткой 4 мл настойки валерианы. Раствор тщательно перемешиваем.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают полиэтиленовой пробкой с навинчивающейся крышкой.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный раствор, желтоватого цвета, слегка о палесциирующий.  Сладковато-горького вкуса, специфического запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 104 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    –3,12 мл.

Верхний предел –107,12мл.

Нижний предел –  100,88 мл.

Ошибки, которые сделал студент:

- микстуру приготовил во флаконе для отпуска;

- не сделал перерасчёт глюкозы на влажность;

- не сосчитал процент сухих веществ и не уменьшил объём растворителя;

-нарушил порядок растворения веществ простого списка «от меньшего к     большему»;

- раствор не профильтровал.

 

Изготовление многокомпонентного раствора в лаборатории.

 

Rp: Dimedroli 0,2

       Solutionis Glucosi 5% - 180 ml

       M.D.S. По 1 чайной ложке 3 раза в день.

         Ребёнку  9 лет.

Эталон ответа.

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Рецепт выписан правильно, вещества в прописи совместимы. Лекарственных веществ, находящихся на ПКУ – нет. Есть вещество списка Б – димедрол. Проверяем дозы.

 Vобщ =180 мл;  число приёмов = 180 : 5 =36;   РД =0,2 : 36=0,005;  ВРД – 0,03;

 СД = 0,005 х 3 = 0,015;    ВСД –0,09. Дозы не завышены.       

Расчёты. Паспорт письменного контроля.

Оборотная сторона ППК.

Vобщ –180 мл

Глюкоза (5 х 180) :100 = 9,0;  перерасчёт на влажность 9 х 100/ 100 – 10 = 10,0

% сух в-в =(10 + 0,2)х100%/180 =5,66%  > 3%  готовим с КУО

Vводы =180– (0,2 х 0,86 + 10,0х 0,69) =  172.93 мл

Лицевая сторона ППК.

Aq. purificatae 172,93 ml

Dimedroli 0,2

Glucosi hydrici (10%)  10.0

   V общ 180 ml

  Подписи.

Технология изготовления. Растворение. В стерильную подставку отмериваем  172,93 мл воды очищенной. Отвешиваем 0,2 димедрола, растворяем в подставке.  Отвешиваем 10,0 глюкозы водной, растворяем  в подставке.

Фильтрование. Раствор фильтруют  через промытый складчатый бумажный фильтр в стерильный  флакон для отпуска светозащитного стекла. Раствор проверяем на отсутствие механических примесей.

Оформление к отпуску.

Упаковка, укупорка. Флакон укупоривают резиновой пробкой и обвязывают влажным пергаментом.

Оформление. На флакон наклеивают номер рецепта и этикетку «Детское» «Внутренне», «Микстура» с указанием номера и адреса аптеки, номера рецепта, Ф.И.О. пациента, способа применения, даты изготовления, срока годности, цены. Предупредительные надписи: «Беречь от детей», «Хранить в прохладном, защищённом от света месте».

Оценка качества.

Органолептический контроль. Прозрачный бесцветный раствор.  Сладковато-горького вкуса, без запаха. Механические примеси отсутствуют.

Письменный контроль. Расчёты на оборотной стороне паспорта письменного контроля сделаны правильно. Лицевая сторона паспорта заполнена в соответствии с технологией.

Физический контроль.  Объём раствора 180 мл, норма допустимого отклонения согласно Приказу МЗ РФ №305 от 16.10.97г    –3,6 мл.

Верхний предел –183,6 мл.

Нижний предел –  176,4 мл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 060108 «Фармация»

Дисциплина: «Фармацевтическая технология»

Тесты контроля конечного уровня знаний

Тема: «Изготовление многокомпонентных растворов»

Курс: III

 

Задание: отметьте правильный ответ.

 

1. В массо – объемной концентрации изготавливают:

А) водные растворы твердых лекарственных веществ

Б) эмульсии

В) суспензии, с содержанием твердой фазы более 3%

Г) растворы спирта этилового

 

2. В концентрации по массе готовят:

А) растворы кислоты хлористоводородной

Б) водно-спиртовые растворы твердых лекарственных веществ

В) стандартные растворы, выписанные в рецепте под условным названием

Г) растворы твердых лекарственных веществ в вязких растворителях

 

3. В объемной концентрации изготавливают:

А) водно-спиртовые суспензии с содержанием твердых веществ до 3%

Б) растворы твердых лекарственных веществ

В) растворы кислоты хлористоводородной

Г) разведение стандартных растворов, выписанных под химическим названием

 

 4. Дозируют по объему:

А) настойки

Б) жирные масла

В) глицерин

Г) эфир

 

5. Дозируют по массе:

А) воду очищенную

Б) масла эфирные

В) сироп сахарный

Г) адонизид

6. Общий объем лекарственного препарата с жидкой дисперсионной средой определяют суммированием:

А) объемов концентрированных растворов

Б) объемов всех жидких ингредиентов, выписанных в рецепте

В) объемов всех жидких ингредиентов, выписанных в рецепте, исключая жидкости, дозируемые по массе

Г) объемов всех жидкостей с водной дисперсионной средой

 

7. При изготовлении простых растворов изменение общего объема не учитывают, если концентрация раствора меньше:

А) 3%

Б) С max

В) 4%

Г) С факт

Д) 5%

 

8. При изготовлении сложных растворов изменение общего объема учитывают, если суммарное содержание твердых веществ:

А) 1%

Б) 2%

В) 3%

Г) более С max

 

 9. Укажите общий объем микстуры, изготовленной по прописи:

  Analgini 7.0

Natrii bromidi 3.0        

T – rae Laeonuri

 Sirupi simplicis ana 5 ml

 Aguae purificatae 200 ml

А) 220ml

Б) 217 ml

В) 210ml

Г) 200ml

 

10. Число приемов микстуры с общим объемом 180 мл, дозируемой столовыми ложками, равно:

А)  9

Б) 12

В) 18

Г) 20

 

 

 

 

 

 

 

Эталон ответов к тестовому заданию по теме: «Изготовление многокомпонентных растворов».

1 – А

2 – Г

3 – В

4 – А

5 – Б

6 – Б

7 – Б

8 – В

9 – В

10 – Б

Критерии оценки.

5 баллов – «1» ошибка

4 балла   –  «2» ошибки

3 балла –    «3» ошибки

«неудовлетворительно» - «4» и более ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль результатов обучения.

 

Цель контроля определение соответствия получения реальных результатов поставленным целям обучения.

 

Критерии контроля:

      I уровеньуровень узнавания и воспроизведения объекта изучения – оценка  «удовлетворительно».

      II уровеньуровень, характеризующийся умением найти необходимый путь решения познавательной задачи – оценка «хорошо».

      III уровень умение ставить перед собой задачу и решить её, используя необходимые мыслительные приёмы – оценка «отлично».

 

Методы контроля:

       1. Фронтальная беседа.

       2.Решение  обучающих задач.

       3. Решение ситуационной задачи.

       4. Изготовление лекарственной формы в лаборатории.

       5. Тестовый контроль.

 

Подведение итогов.

Методы контроля.

Критерии контроля

Обязательный минимум I уровень

II уровень

III уровень

1.Фронтальная беседа.

-

+

+

2. Решение обучающих задач.

-

+

+

3.Решение ситуационной задачи.

-

-

+

4.Изготовление лекарственной формы в лаборатории.

+

+

+

5. Тестовый контроль.

+

+

+

 

 

 

 

Критерии оценки

 

 Полный ответ «5» - «отлично»

 Неполный ответ при отсутствии грубых ошибок – «4» - «хорошо»

 Неполный ответ и 1 – 2 грубые ошибки – «3» - «удовлетворительно»

 

 

Диагностика контроля знаний проводится по рейтинговой системе

Ф. И. О.

студента

Методы контроля

Сумма оценок

Средняя оценка

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

Пример:

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зотова Л.

5

4

5

5

4

23

4,6

5

2.Ионова М.

4

3

4

4

3

18

3,6

4

3. Дударь А.

-

-

3

3

3

9

3

3

 

 

Критерии итоговой оценки:

 

Средняя оценка                                  Итоговая оценка

 

   3,0 – 3,4                                                      «3» - удовлетворительно

   3,5 – 4,4                                                      «4» - хорошо

   4,5 – 5,0                                                      «5» - отлично

       

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка открытого практического занятия по фармацевтической технологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка предназначена преподавателям, включает в себя вопросы для собеседования,собеседование проводитсядля актуализации знаний, полученных студентами при подготовке домашнего задания, для определения уровня понимания и усвоения материала. Студентам задаются вопросы на которые они отвечают друг за другом, начиная с того на кого укажет преподаватель. Включает обучающие задачи и ситуационные, этот  дидактический материал предназначен для углубления знаний по теме практического занятия. Данный материал используется с целью понимания студентом хода решения задач. Затем студенты решают рецепт на изготовление лекарственной формы в условиях лаборатории.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1593
    • DOCX 534.5 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байбакова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9913
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 35 регионов