1. Общие сведения
Автоматическая
идентификация
Сегодня конкурентоспособность и
рентабельность бизнеса все больше зависит от того, насколько быстро и
оперативно данные о бизнес-процессах поступают к менеджерам, принимающим
управленческие решения. По-настоящему высокой эффективности управления способны
достичь только те фирмы, где применяются современные информационные технологии
и организован замкнутый цикл передачи данных по информационным каналам. Такие
компании выделяются среди конкурентов за счет высокого качества управления и
возможности принимать быстрые и эффективные решения на основе доступной в любой
момент информации.
Внедрение информационных технологий
означает не просто наличие компьютерной системы управления, еще это означает
наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, призванных
облегчить ввод информации, уменьшить число ручных операций и минимизировать
число ошибок при вводе данных.
Среди множества задач, связанных с
первичным собором информации, можно выделить автоматическую идентификацию
(распознавание и различение) разнородных предметов (товары, инвентарь, багаж,
документы и т.п.). Ее решение предполагает выполнение следующих шагов:
присвоение каждому предмету определенного идентификатора (номера или кода),
нанесение на предмет специализированной метки, содержащей идентификатор,
считывание данных с метки цифровым устройством и перевод данных метки в
электронный вид.
В качестве идентификатора можно
использовать графические, магнитные, радиочастотные и электронные метки. Все они
предназначены для автоматической идентификации и находят применение в различных
сферах, но наибольшей популярностью пользуется графическая метка в виде
штрих-кода.
Существуют различные способы кодирования
информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные
(одномерные) и двухмерные символики штрихкодов.
Почему
штрих-код стал таким популярным?
Из доступных технологий автоматической
идентификации технология штрихового кодирования и штрих-кодовая метка приобрели
наибольшую популярность. Прежде всего это связано с простотой данной технологии
и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или
упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и
электронных меток. Если штрих-код наносится типографским способом, то на
стоимости упаковки это не отражается, если же штрих-код печатается на
самоклеящейся этикетке, то стоимость упаковки возрастает незначительно. Следует
учитывать, что с каждым годом все больше производителей сами заботятся о
нанесении штрих-кода на упаковку, и количество товаров, маркированных
штрих-кодом также увеличивается, что, естественно, уменьшает затраты на
самостоятельную маркировку.
Штрих-код, нанесенный на упаковку, можно
прочитать специальным устройством. Чаще всего для этих целей используют сканеры
штрих-кода (Вы можете увидеть их на рабочих местах кассиров многих современных
магазинов). Для чтения штрих-кода при помощи сканера не обязателен
непосредственный контакт с самим штрих-кодом: максимальное расстояние
считывания может меняться в зависимости от модели сканера от 20 до 300
мм (промышленные сканеры могут читать и с большего расстояния). Сканер
распознает и считывает штрих-код, переводит данные штрих-кода в электронный вид
и передает для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.
Наличие
штрих-кода стало обязательным требованием.
Штрих-код, нанесенный на упаковку товара,
не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован
полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной
системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на
большинстве товаров есть штрих-код, то от этого выигрывают все: и продавцы, и
покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных
операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа
ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания (теперь им не нужно
долго задерживаться там, где приходится расставаться с деньгами).
Управленческий персонал - за счет оперативного получения информации о продажах
и запасах различных видов товаров и возможности своевременно принимать решения
о пополнении запасов тех или иных видов товаров.
Торговые предприятия с высоким потоком
покупателей и большими объемами продаж обязывают поставщиков продукции
маркировать каждый поставляемый товар собственным штрих-кодом.
Составляющие
технологии штрихового кодирования
В технологии штрихового кодирования можно
выделить следующие основные этапы:
1.
Создание
штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.
2.
Маркировка
товара штриховым кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрих-код,
распечатанный типографским способом).
3.
Чтение
штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде).
О
штриховых кодах
Рассмотрим первый этап технологии
штрихового кодирования - создание штрихового кода.
Штрих-код - это графическая метка, в
которой по определенным правилам закодирована информация, как правило, это
алфавитно-цифровой код-идентификатор. Штрих-код создают таким образом, чтобы
эту информацию впоследствии можно было прочитать электронным устройством -
считывателем штрих-кода.
Изображение штрих-кодовой метки создают на
ПК при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на
макете упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым
эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая и графическая информация,
предназначенная для прочтения человеком.
Классификация штриховых кодов
На сегодняшний день выделяют два типа
штриховых кодов: одномерные и двухмерные.
Одномерный штрих-код можно встретить на
большинстве товаров. Он представляет собой ряд прямоугольных полос, разделенных
промежутками. Информация в нем содержится только в одном измерении и может быть
считана обычным однолучевым сканером.
Двухмерный штриховой код можно встретить
на акцизных марках ликероводочной продукции. Такой штрих-код содержит
информацию на всей плоскости штрих-кода сразу в двух измерениях. Двухмерный
штриховой код можно считать при помощи специализированных сканеров двухмерных
штрих-кодов.
В двухмерных штрих-кодах можно
закодировать существенно больший объем информации, но из-за сложности работы с
ними и значительной стоимости оборудования (сканеров двухмерного штрих-кода) он
пока не получил широкого распространения.
Чаще всего на упаковках товаров мы видим
одномерный штриховой код. Он применяется для маркировки большинства товаров и
промышленных изделий.
Линейными (одномерными) в отличие
от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по
горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39,
Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать
небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью
несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами.
Двухмерными называются
символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до
нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального
сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем
информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по
горизонтали и по вертикали).
Структура одномерного штрихового кода
Носителем основной информации в штриховом
коде является соотношение ширины темных полос (штрихов) и ширины светлых полос
(пробелов) между штрихами. Причем каждая цифра кодируется определенным
количеством штрихов и пробелов, которые имеют соответствующую ширину и
определенное расположение в отведенном для цифры месте.
Отведенное для каждой цифры кода место
называется цифровой знак и является основной единицей информации штрихового
кода. Все цифровые знаки, как правило, имеют одинаковую
ширину и состоят из модулей, поэтому ширина штрихов и пробелов всегда кратна
модулю. Модуль - самый узкий элемент, что видно из рисунка:
Для того чтобы удобно записывать штриховой
код каждой цифры, а не рисовать сами штрихи, применяют двоичную систему записи
цифр, хорошо знакомую программистам, которая очень удачно сочетается с
штриховым изображением. Для этого штрихи обозначают цифрой "1", а
пробелы - "0". К примеру штриховой код цифры 5 в системе EAN
записывается в этой системе так: 0110001.
О системах штрихового кодирования
На сегодняшний день существует более
пятидесяти систем штрихового кодирования. К наиболее популярным относятся:
EAN/UPC, Code39, Код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar. В нашей стране и
в Европе наибольшее распространение получил штрих-код EAN-13.
Какие штрих-коды
наиболее распространенные и в каких областях они преимущественно используются?
В экономически развитых странах наиболее распространенными
являются следующие штриховые коды:
·
код EAN-13 (EAN-8) является международным
стандартным кодом для маркировки потребительских товаров, которые реализуются
через оптовую и розничную торговлю . Этим кодом кодируется только цифровая
информация. EAN (Европейский товарный номер) -
это сокращение, используемое для Международной Ассоциации товарной нумерации.
·
код ITF (Interleaved Tvo of Five) является международным стандартом
для маркировки тары и упаковки единиц отправки.
·
код 39
используется в Международной ускоренной почте. Им кодируется
алфавитно-цифровая информация. Обеспечивает высокую надежность считывания. Он
находит применение в управлении технологическими процессами различных отраслей
промышленности, в делопроизводстве;
·
код 128.
Кодируется полный набор компьютерного алфавита. Рекомендуется как наиболее
перспективный код для систем автоматической идентификации;
·
код Codabar применяется для кодирования цифровой
информации и некоторых служебных знаков. Применяется для индентификации
донорской крови во многих странах, также его используют в библиотечном деле.
За основу этой системы взят американский
стандарт UPC
(универсальный товарный код) и с его помощью разработан европейский стандарт.
Речь идет об ассоциации EAN, созданной в 1977 году. Основное отличие этих
систем - длина цифрового ряда. 13-значным штрих-кодом пользуются в Европе и
8-значным-в Америке и Канаде. На рынке Казахстана чаще встречаются товары с
кодами EAN.
Какова структура кодов Международной
ассоциации товарной нумерации EAN?
Формат стандартного номера EAN-13
состоит из 13 цифр и имеет следующую структуру:
1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN,
определяет нумерирующую организацию страны-производителя или поставщика товара.
Префиксы стран-производителей приведены в приложении 3.;
2 - числовой код изготовителя (поставщика)
товара, номер изделия;
3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для
предотвращения
ошибок считывающего устройства.
Например, 1 - 487 (код Казахстана), 2 - 0033 (код
Карагандинской фирмы
"МЖК"), 00002 ( код минеральной воды
"Таутрофен"), 3-7 (контрольная цифра).
Формат стандартного кода EAN -
8 состоит из 8 разрядов и имеет следующую структуру:
1 - три первых с слева направо цифр - ПРЕФИКС EAN;
2 - четыре следующие цифры - код товара;
3 - последняя цифра - контрольный код, служащий для
предотвращения ошибок считывающего устройства.
Как рассчитывается контрольная цифра?
Контрольная цифра рассчитывается по другим цифрам кода,
для проверки правильности его составления.
Расчет контрольной цифры кодов EAN-13 и EAN-8
1. Нумерация позиций производится справа налево
(контрольная цифра находится на первой позиции);
2. Начиная с позиции 2 сложить через одну все значения
цифр (четные позиции). Обозначим эту сумму через S1;
3. Вычислить 82= 3 * S1 (умножили результат этапа 2 на 3);
4. Найти сумму цифр, стоящих на нечетных позициях, начиная
с третьей. Обозначим эту сумму через S3;
5. Найти S = S2 + S3;
6. Контрольная цифра представляет собой наименьшую цифру,
которая в сумме с S дает число, кратное 10.
Пример 1. Пусть номер товара в системе EAN-13
имеет значение 599123412345 (всего 12 цифр). Рассчитаем для него
контрольную цифру. Обозначим ее через С. При этом номер товара с контрольной
цифрой (полный номер) будет иметь вид:
Цифры кода
|
5991234123
|
4
|
5
|
С
|
Номер позиции
|
13
|
12
|
11
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. 5+3+1+3+1+9=22, S1 = 22;
2. 22*3=66, 82 = 66;
3. 4+2+4+2+9+5=26, S3 = 26;
4. S2 + S3 = 66+26=92, S = 92;
5. 92+С=100,=>С=8.
Ответ: Полный номер товара должен иметь вид
5991234123458, где 8 -
контрольная цифра.
Пример 2. Пусть номер товара в системе EAN-8 имеет значение 5020775 (всего 7 цифр ).
Рассчитаем для него контрольную цифру. Обозначим ее через С. При этом номер
товара с контрольной цифрой (полный номер) будет иметь вид:
Цифры кода
|
5020775
|
С
|
Номер позиции
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.)5+7+2+5=19, S1 =19;
2.) 19*3=57, S2 = 57;
3.) 7+0+0=7, S3 = 7;
4.) S2 + S3 = 57+7=64, S = 64;
5) 64 + С = 70, => С = 6.
Ответ: Полный номер товара должен иметь вид 50207756,
где 6 - контрольная цифра.
Штрих-код EAN
Штрих-код ЕAN состоит из префикса, кода и
контрольного символа. Различают два типа штриховых кодов EAN: обычный
штрих-код, присваиваемый товарам промышленного производства, и внутренний штрих-код,
присваиваемый товарам в пределах одного предприятия.
Обычный штрих-код можно увидеть на
упаковках многих товаров массового производства (например, на бутылке
CocaCola). Он содержит код страны, код предприятия и код товара. Товарам,
имеющим разные потребительские свойства (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер
модели, упаковки и т.д.), назначают разные штриховые коды. Например, штрих-код
на бутылке CocaCola отличается от штрих-кода на упаковке бутылок CocaCola.
Внутренний штрих-код может использоваться
только в пределах одного предприятия, его наносят на упаковку штучного или
весового товара. Первый символ штрих-кода должен быть цифрой 2, а второй символ
- цифрой в диапазоне от 0 до 9. Предприятие может выбрать определенное значение
второго символа для обозначения штучных товаров, а оставшиеся использовать для
обозначения весовых товаров. Штучный штрих-код содержит только код товара, а
весовой штрих-код содержит и код товара, и его вес.
Присвоение номеров штриховых кодов товарам массового
производства
Основное требование к штриховым кодам
товаров массового производства - уникальность номеров штриховых кодов, т.е.
нигде в мире не может быть товара с таким же номером штрих-кода.
Присвоением номеров штрихового кода EAN
занимается добровольная некоммерческая Ассоциация EAN, включающая 98
организаций из 100 стран. В России эту Ассоциацию представляет организация
ЮНИСКАН. Всем товарам Российского производства организация присваивает префикс
в диапазоне от 460 до 469. За префиксом следует номер предприятия и номер
товара, которые также получаются в организации ЮНИСКАН.
Штриховые коды, стандарты и спецификации
системы EAN UCC.
Международная
система штрихового кодирования EAN UCC является эффективным решением для
идентификации товаров, услуг и местоположений, которая в настоящее время
успешно применяется в более чем в 99 странах мира. Использование международного
опыта применения этой системы - уникальная возможность эффективного внедрения
автоматической идентификации для товаров, услуг и местоположения производственных
предприятий, пунктов оптовой и розничной продажи, дистрибьюторов, а также
различных институтов.
В соответствии с
международной практикой для внедрения системы EAN UCC, применения стандартов и
спецификации системы EAN UCC а также для получения международного электронного
идентификационного номера EAN Global Location Number, Вам необходимо вступить в
Ассоциацию предметной нумерации EAN Kazakhstan, являющейся членом международной
ассоциации EAN International и ее единственным представителем на территории
Казахстана.
По регламентирующим
правилам EAN International членство в EAN UCC добровольное и не существует
международных стандартов, обязывающих предприятия наносить штриховые коды на
свою продукцию, т.е. решение о штриховом кодировании продукции и вступлении в
члены национальной организации зависит только от Вас.
Ассоциация EAN
Kazakhstan является неправительственной, некоммерческой организацией,
единственным в Республике Казахстан полномочным представителем EAN
International. По действующему законодательству Республики Казахстан наша
ассоциация функционирует за счет членских взносов. Размер ежегодного членского
взноса EAN Kazakhstan в международную организацию EAN International
определяется ее Генеральной Ассамблеей с учетом количества членов в ассоциации.
Все услуги для
членов Ассоциации, включая присвоение номеров EAN UCC бесплатны.
Услуги Ассоциации
EAN Kazakhstan:
· присвоение регистрационного номера
производителя товаров в международной системе EAN UCC;
· кодирование продукции предприятия в
системе EAN UCC на основании заявки, предоставленной при вступлении в
Ассоциацию;
· присвоение идентификационного номера
предприятия в системах электронного обмена данными (EAN Global Location
number);
· рассылка информационных материалов и
бюллетеней Ассоциации;
· оповещение о мероприятиях, семинарах,
выставках, проводимых Ассоциацией и другими рганизациями;
· ознакомление с нормативно-технической
документацией о системе EAN UCC;
· содействие участию членов Ассоциации на
специализированных выставках;
· проведение учебных курсов и семинаров для
членов Ассоциации и для всех заинтересованных лиц;
· предоставление нормативной документации и
технических руководств по предметной нумерации, штриховому кодированию и
электронному обмену данными EANCOM.
ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В АССОЦИАЦИЮ EAN
Kazakhstan
1.
Предприятие
заполняет заявление о вступлении в Ассоциацию установленной формы на пишущей
машинке или печатными буквами, подписывается руководителем предприятия и
скрепляется печатью (прилагается).
2.
Предоставляет
перечень производимой продукции, подлежащей штриховому кодированию по
установленной форме (прилагается). В перечне обязательно должны быть
наименование предприятия, подпись должностного лица и печать. При расширении
ассортимента Вы всегда можете передать нам дополнительные списки. Описание
каждой разновидности товара должно состоять из трех строк, включающих полное
наименование продукции (1), потребительские свойства (сорт, цвет, крепость,
процент и т.д.) (2), описание единичной упаковки (коробка, бутылка 0.5
л, пакет и т.д.) (3).
3.
Приложить
копию платежного поручения об уплате вступительного и ежегодного взносов. Наши
банковские реквизиты указаны в заявлении. Сумма взносов складывается из
вступительного взноса и стоимости первого года пребывания в Ассоциации.
После получения всех документов по факсу
ассоциация EAN Kazakhstan в течение трех дней готовит документы по
присвоению предприятию шестизначного номера производителя и тринадцатизначных
номеров на каждое наименование продукции. При этом каждой разновидности товара
присваивается отдельный номер EAN-13. Все указанные выше услуги членам
ассоциации оказываются бесплатно. После предоставления оригиналов указанных
выше документов предприятию выдается свидетельство, действительное 1 год.
Ассоциация EAN Kazakhstan оказывает
содействие в определении точных параметров оборудования соответственно
потребностям каждого предприятия-члена и его приобретении. Специалисты Вашей
организации после вступления в члены Ассоциации могут обучаться на специальных
курсах и семинарах без оплаты.
Литература.
1.
Система
штрихового кодирования продукции. СТ РК 6.1-96, комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации. Издание официальное./ Алматы-1996
2.
Васильев
А.Л. Стандартизация для всех/ М.: Издательство стандартов. –1992. –111с
3.
С.А.
Джумабаев, Д. Б. Джумабаева Рыночная атрибутика пищевых продуктов / караганда 1999
г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.