Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий . ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КЕЙСА № 3. Проблема чести.

Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий . ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КЕЙСА № 3. Проблема чести.

Скачать материал

Приложение. Вариант решения кейса № 3.

Задание.

            Ситуация. Один из российских институтов социологии и психологии, занимающийся в том числе вопросами молодёжной политики, провёл интересное исследование. Респондентам, людям от 15 до 25 лет, было предложено объяснить значения слов, которые широко употреблялись  представителями предыдущих поколений: честь, совесть, этика, мораль, патриотизм и др. 78% опрошенных не смогли определить значение этих слов даже приблизительно. Остальные же предлагали поверхностные, примитивные, неправильные, далёкие от установленных словарями толкования. В своём отчёте группа исследователей сделала следующий вывод: ценностные ориентиры современной молодёжи настолько изменены по сравнению с ценностями предыдущих поколений, что можно говорить о постепенном разрушении основ цивилизованного человеческого общества, т.е. об одичании, возвращении к основам каменного века.

            Погружение в ситуацию. Дискуссия.

- Согласны ли вы с выводами исследователей?

- Объясните значения слов, предложенных  исследователями?

- Объясните необходимость уметь оперировать такими понятиями?

 

            Задание. Группа, обработавшая ваши таблицы, заполненные  в предыдущем кейсе, выявила ряд проблемных вопросов, как правило, морально-этического характера, которые у большинства вызывают затруднения. Можем ли мы рассчитывать, что подобные проблемы вас никогда не коснуться? Или мы попробуем разобраться в них и сформулировать своё мнение. Ваша проблема:

 

Идеалы чести: сегодня и всегда.

            Задание. 1. Выберите проблему (работайте в группе или один).

2. Уточните значения слов, употреблённых в названии темы, в толковом словаре.

3. Отберите материал по проблеме в соответствии со следующими разделами:

            а) в художественной литературе;

            б) в публицистике;

            в) в поэзии;

            с) в афоризмах, пословицах, поговорках, крылатых фразах.

 

4. Составьте список отобранной литературы, ссылок, источников информации.

5. Сделайте краткий обзор полярных утверждений, точек зрения.

Противопоставление точек зрения возможно по следующим параметрам:

            - сегодня/раньше;

            - в нашей стране/ за рубежом;

            - в теории, в литературе, в идеале / в реальности;

            - светские представления/религиозные представления и др.

5. Подробнее прокомментируйте наиболее глубокий, на ваш взгляд, материал на эту тему.

6. Сформулируйте свою точку зрения по теме,  аргументируйте её, используя собранный материал.

7 Результаты выполнения пунктов  3-6 оформите в электронном и/или печатном виде.

 

Материал. (Варианты текстов части С ЕГЭ по русскому языку)

Источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант решения кейса.

1. Значение слова «честь».

            Честь — комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

            Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

            Также существует понимание Чести как сознательной готовности и стремления принимать на себя ответственность за свои решения, поступки или бездействие, зачастую противоречащей пользе индивидуума.

            2. Список литературы, ссылки.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Честь

http://botinok.co.il/node/35087

http://www.philosofiya.ru/captain.html

http://asvetlov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17&Itemid=47

 http://uncle.h12.ru/5/145_1.html

http://www.bestreferat.ru/referat-66121.html

http://www.gk-rf.ru/statia152

Асадов Э. Стихи о чести.

М. Шолохов «Судьба человека»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Каверин «Два капитана»

Кодекс чести казака

Кодекс чести рыцаря

Газета «Дуэль» - БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ!

Пословицы и поговорки русского народа

  ::   всякому своя честь дорога.

  ::   где честь, там и разум.

  ::   где честь, тем и правда.

  ::   гостю почет — хозяину честь.

  ::   честь ценят не по словам, а по делам.

  ::   честь ум рождает.

  ::   честь тверда, в слове стойка.

  ::   честь да место.

  ::   честь добра — во всю спину равна.

  ::   честь добра, да сесть нельзя. честь дороже жизни.

  ::   честь лучше богатства.

  ::   честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

  ::   честь никогда не может быть возмещена деньгами.

  ::   честь окрыляет, бесчестье гнетет.

Изречения известных мыслителей.

Каждому свою честь воздает потомство. - Тацит

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. - Вольтер

Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену. - П. Бошен

Самое большое зло - это предпочитать жизнь чести и спасать свою жизнь за счет того, что делает ее достойной поддержания. – Ювенал

Уильям Шекспир, «Ричард II», акт I, сцена I. Перевод Мих. Донского.

«Сокровище на свете разве есть Ценней, чем незапятнанная честь? Нужнее жизни добрая мне слава: Её отдав, на жизнь утрачу право.»

Педро Кальдерон, «Саламейский алькальд», хорнада I, сцена 18. Перевод К. Бальмонта.

«Честь — имущество души. И над душой лишь Бог властитель.»

 

3. Обзор материалов.

·                     Суть высказываний  о чести, представленных в пословицах, изречениях известных мыслителей, сводится к тому, что честь ни при каких условиях нельзя потерять, она бесценна, важнее любого богатства и ради её защиты можно пожертвовать даже собственной жизнью. Ещё одна важная мысль, что бесчестье будет угнетать человека и отравлять ему жизнь.

·                     В произведениях русской классической литературы этот вопрос решается тоже однозначно: положительный герой даже перед страхом смерти будет защищать свою честь, отрицательный по малодушию или ради собственной выгоды легко предаст, перейдёт на сторону врага, т.е. нарушит законы чести. Такова, например, ситуация в произведении Пушкина А.С. «Капитанская дочка».  Законы чести, сформулированные отцом  Петруши просты: «Служи верно, кому присягнёшь», «За лаской не гоняйся», «От службы не отговаривайся».

            Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Пред лицом смерти, когда на его глазах казнили сослуживцев, Гринёв находит в себе мужество сказать Пугачёву: «…Могу ли я признать в тебе государя?… - Я природный дворянин; Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Швабрин – отрицательный герой – не только перешёл на сторону бунтовщиков,  чтобы сохранить себе жизнь, но и силой и властью принуждает Машу Миронову стать его женой.

·                     Тема чести пронизывает и весь роман Каверина. Жизнь проведет Саню Григорьева через множество испытаний. Но во всех своих поступках, в самых трудных ситуациях он не запятнал чести, которая для него — превыше всего, не потерял достоинства, а закалил себя, понимая, что правда победит, но ей надо решительно помогать. В противоборстве с сильными врагами он  выстоял и защитил не только свою честь, но и честь капитана Татаринова, незаслуженно опороченную его братом Николаем Антоновичем. «Мне остается одно: или умереть, или доказать, что я прав!» — бросает в лицо клеветнику Саня.

            Да, нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти. Благородная клятва — «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — торжественное обещание, которое стало «эпиграфом» жизни Сани, помогло ему выжить и остаться Человеком.

·                     Очень интересен эпизод из произведения М . Шолохова «Судьба человека», где герою в нечеловеческих условиях – условиях фашистского лагеря – удаётся отстоять свою честь и посрамить фашиста. В лагере Б -14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных:

— Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит

            «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». …«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

            Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель»…Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

·                    В современной публицистике и на Интернет-форумах  тема чести в современном мире обсуждается довольно живо. Суть высказываний сводится к следующему: «Нужно ли в нашем обществе соблюдать "кодекс чести"? Можно дать на этот вопрос однозначно положительный или четко отрицательный ответ? Потому что если говорить об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорить об обществе, то "понятие ЧЕСТЬ в современном праве реально не существует. Неуклонно умирают осколки традиций связанных с обретением, сохранением или утратой ЧЕСТИ. Общество неуклонно движется к состоянию, когда оно полностью будет состоять из людей БЕЗ ЧЕСТИ, т.к. это понятие будет полностью заменено принципами выгоды, необходимости, логичности, т.е. прагматизмом».

·                     С другой стороны, в нашем законодательстве есть Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации, которой, судя по сообщениям СМИ, многие пользуются, очевидно, за неимением других законных средств защиты чести.

 

            4. Интересная статья. Кодекс мужской чести Автор: Василий Степанов (Конспект)

 

      Что мы сегодня знаем о таком понятии, как мужская честь, некогда святом для русского дворянина, офицера, купца и вообще любого, кто причислял себя к сильной половине человечества? Практически ничего. В нашей повседневной жизни вопрос о чести не находится в графе приоритетов, он напрочь выпал из системы воспитания и культуры. А жаль, так как наше общество испытывает острую нехватку созидательной мужской воли, которая не может пробудиться без личной дисциплины и следования определённым жизненным принципам.

      В том, что культ мужской чести необходимо возрождать, нет никаких сомнения, только таким образом мы сможем преодолеть коллективный пессимизм, постигший русский народ и поставивший его на грань вымирания. Демографический кризис, правовой беспредел, коррупция, экономическая депрессия – являются прямым следствием снижения волевых качеств сильной половины нашего общества. В свою очередь воля слабнет тогда, когда человек теряют жизненные принципы и чувство собственного достоинства, которые нельзя терять ни при каких условиях. Без достоинства, принципов и убеждений рабство перестаёт восприниматься как рабство, а унижение как унижение, соответственно, противление насилию теряет смысл.

      Культ мужской чести представляет собой общепризнанный, по крайней мере, в определённых кругах, кодекс писаных и неписаных правил достойного поведения, имеющего своим основанием религиозные, культурные и исторические мотивы. Нарушение этого кодекса ведёт не только к обличению совестью, но и социальному осуждению. Когда друзья, собратья по оружию или политической борьбе не подают тебе руки, и любой добропорядочный человек избегает общения с тобой – это даёт довольно убедительный повод задуматься над своим поведением. Собственно культ чести отличается от кодекса тем, что внедряет в сознание личности культуру ежедневной, ежеминутной заботы о своей чести, достоинстве, духовном и нравственном соответствии исповедуемым идеалам.

      Мы сегодня имеем довольно распространённый культ тела, который гласит: чтобы иметь успех у женщин, вызывать доверие работодателей, тело надо хорошо и правильно кормить, укреплять всяческими биологическими добавками и упражнениями, также нужно ежемесячно посещать парикмахера, стоматолога, следить за новинками моды. Культ же мужской чести ориентирован не на внешнее совершенствование, а на внутреннее формирование личности. Что касается социальной и экономической отдачи такой практики, то работодателю, деловому партнёру, женщине гораздо интереснее иметь дело с человеком, отвечающим за свои слова и поступки, чем с его симпатичным, но бессовестным подобием.

      Культ чести хорош тем, что избавляет личность от лишних и порой мучительных раздумий, к примеру, стоит ли предать друга или бросить беременную девушку, спасти утопающего или пройти мимо, и предлагает готовое согласованное с совестью решение, поступить единственно правильным образом. Он позволяет отбросить всё лишнее, не сомневаться по мелочам, сосредоточиться на главном, строить свою жизнь прямолинейно, без предательств и нравственных вихляний.

 

            5.Собственный ответ на вопрос.  Идеалы чести: сегодня и всегда.

            Сегодня слова «честь» и «достоинство» звучат, пожалуй, только на уроках литературы. Но из курса истории мы знаем, что наши предки за свою честь и честь дамы дрались на дуэли. Так великий поэт А.С. Пушкин отдал свою бесценную жизнь, защищая добрую славу своей семьи от светских сплетников и недоброжелателей. И для героя его произведения «Капитанская дочка» Петра Гринева легче было умереть, чем нарушить слова присяги, о чем он и заявляет бесстрашно Емельяну Пугачеву.

            Но неверно думать, что в современном мире понятие «честь» и «достоинство» потеряли свое значение. Сейчас, как и всегда, в среде молодежи презирают предателей и трусов, таких, как Швабрин из «Капитанской дочки», и уважают тех, кто смел, умеет за себя постоять и отстоять свою точку зрения.

            Таким образом, я считаю, что и сегодня, как во все времена, есть те, кого можно назвать бесчестным, но всегда найдутся и такие, кто способен драться за свою честь, а также за честь семьи и страны.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка курса по подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку с использованием кейс-технологий . ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КЕЙСА № 3. Проблема чести."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель курса. Активизировать работу учащихся по подготовке к написанию экзаменационного эссе, а именно:

- стимулировать активное чтение и обмен информацией в среде выпускников;

- отрабатывать навыки отбора, систематизации и применения информации по разным темам;

- моделировать решение ситуаций морально-этического характера на примере художественных текстов;

- подготовить пакет материалов по проблемам, которым посвящены тексты части С ЕГЭ по русскому языку.

Сопутствующие задачи:

- отрабатывать навыки работы в группах и самостоятельно;

- овладеть навыками рецензирования, анализа презентаций, дискуссии;

- в условиях дефицита уроков русского языка в старших классах внедрить систему дистанционного (сетевого) общения с учащимися и контроля за выполняемой ими работой;

- научить выпускников применять навыки пользования ИКТ для решения учебных задач.

Формы работы.

1. Урок. Презентация курса, презентация и первичный анализ ситуаций, презентация выполненных кейсов и организация дискуссии по итогам выполнения задания.

2. Сетевая (дистанционная) с использованием кейс-технологии[1]: материалы размещаются на учебном сайте http://e-lyceum2.edu.ru./, там же учащиеся выкладывают результаты работы для общего просмотра и рецензирования. Учитель контролирует, комментирует, помогает, отвечает на вопросы лично или дистанционно.

3. Групповая, индивидуальная ( по желанию учащихся).

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 614 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание" (8 класс)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях
  • 06.10.2020
  • 816
  • 15
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 391
    • DOCX 3.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чалых Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чалых Светлана Владимировна
    Чалых Светлана Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21338
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 237 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов