Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыМетодическая разработка классного часа Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»

Методическая разработка классного часа Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»

Скачать материал

Методическая разработка классного часа

Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»

11 А класс

классный руководитель Заев А.И.

сентябрь

 2009 год

 

 

Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»

Цель урока: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия  М.В. Ломоносова.

Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3.  Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Вступление.

         Ломоносов родился в то время, когда Россия вступила в новый период своей истории: в недрах феодального общества крепла молодая национальная буржуазия, государство проводило мероприятия, которые способствовали развитию торговли и промышленности. Особенно прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры России сыграли реформы Петра I. Строились новые города, сооружались каналы, росли добыча и переработка руд, появлялись текстильные и стекольные мануфактуры. Петр I пригласил в Россию немало западноевро­пейских ремесленников и ученых, чтобы помочь преодолеть научную и техническую отсталость феодального государства. 

     Немало внимания уделялось тогда и формированию русской интеллигенции.

         Реформы Петра I подготовили и учреждение Академии наук, открытие которой в 1725 г. состоялось в только что построенной новой столице России Санкт-Петербурге. В последующие годы в стране возникли новые учебные заведения. Однако значительная часть русской аристократии была настроена враждебно к этим реформам, и поэтому прогресс общества стал возможен только в результате борьбы с довольно значительными противодействующими силами.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье архангельского помора. С детства мальчик помогал отцу в рыбном промысле, в дальних морских плаваниях доходил с ним даже до Шпицбергена. Едва научившись читать, он с жадностью изучал ночами «Арифметику» Л. Магницкого и «Грамматику» М. Смотрицкого.

         В 1730 году Ломоносов уехал в Москву. Там он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где пять лет изучал науки и иностранные языки. Как один из лучших студентов был направлен в Германию. Здесь Ломоносов постигал физику, химию, механику и горное дело, после чего вернулся в Петербург. В 1745 году он стал академиком по отделению химии.

         Однако круг научных интересов Ломоносова не ограничивался только химией. С его именем связаны открытия практически во всех отраслях знаний — физике, астрономии, геологии, механике. Его работы обогатили русскую историю, словесность, поэзию, искусство мозаики. Многие исследования Ломоносова опередили разработки крупнейших европейских ученых того времени. Он сформулировал закон сохранения материи и движения, изучал явления атмосферного электричества, в 1761 году доказал, что на планете Венера есть атмосфера, сделал вывод о том, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан. Оценивая деятельность гениального ученого-энциклопедиста, А. С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник».

         Астрономия в эти годы была представлена именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова. Они продолжали наблюдения за звездным небом, которые еще в начале века проводил Брюс. В России была создана целая сеть обсерваторий, к концу века их насчитывалось уже около семидесяти. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными и в физике. М. В. Ломоносов и Г. В. Рихман занимались изучением природного электричества.

Творческая деятельность Ломоносова

         Творческая деятельность Ломоносова отличается как исключительной широтой интересов, так и глубиной проникновения в тайны природы. Его исследования относятся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии.

Научные открытия, совершенные М.В. Ломоносовым

Физика

         Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул.

         Атомы — мельчайшие частицы — в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных сочетаний корпускул возникают все другие вещества.

         В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.

         —  Закон сохранения материи и движения.

 Этот закон вошел в историю под названием «закон сохранении массы».

         — Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

         — Теория образования цвета путем соединения разных корпускул.

 Позднее эта теория была опровергнута.

Астрономия

         Открытие атмосферы на Венере.

   В конце XVIII века  это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.

         —  Теория самосвечения комет и полярных сияний.

Химия

          Разработка принципов новой науки — «физической химии».

«Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.»- М.В. Ломоносов

 Геология

—  Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня».

         — Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.

География

         — Разработка принципов новой науки — «экономической географии».

         — Доказательство возможности Северного морского пути в Индию.

Литература и языкознание

Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.

          Разработка новых стихотворных размеров.

         — Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.

Изобразительное искусство

— Создание русского мозаичного искусства.

Ломоносов :

·        обратил внимание (1756) на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в хим. реакциях;

         изложил (1741 — 1750) основы своего атомно-корпускулярного учения;

         выдвинул (1744 — 1748) кинетическую теорию теплоты;

         обосновал (1747 — 1752) необходимость привлечения физики для объяснения хим. явлений и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части — «техническая химия».

         Его труды стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. До 1748 Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748 — 1757 его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии.

          Развивая атомистические представления, он высказал мнение о том, что тела состоят из «корпускул», а те в свою очередь из «элементов»; это соответствует соврем, представлениям о молекулах и атомах.

 

СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ

1.  Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славны­ми. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

 

2.  Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

 

3.  Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А. С. Пушкин).

 

    4.  Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и

вероподобны  (Л.Эйлер).

5.     Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

6. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием... Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

 

 7.  Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Вавилов).

Вопросы для обсуждения:

1.  Какие черты характера отличали М.В. Ломоносова?

2.  Что повлияло на формирование его личности?

3.  Назовите основные естественнонаучные открытия М.В. Ломоносова.

4.  Охарактеризуйте заслуги М.В. Ломоносова в развитии русской литературы и языка.

5.  Что отличало исторические воззрения М.В. Ломоносова?

6.  Воспитательное значение истории в понимании М.В. Ломоносова.

7.  Что предпринимал М.В. Ломоносов для улучшения деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге?

8.  Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие образования и науки России?

9.  Почему М.В. Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют...»?

Заключение.

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка классного часа Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         Ломоносов родился в то время, когда Россия вступила в новый период своей истории: в недрах феодального общества крепла молодая национальная буржуазия, государство проводило мероприятия, которые способствовали развитию торговли и промышленности. Особенно прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры России сыграли реформы Петра I. Строились новые города, сооружались каналы, росли добыча и переработка руд, появлялись текстильные и стекольные мануфактуры. Петр I пригласил в Россию немало западноевро­пейских ремесленников и ученых, чтобы помочь преодолеть научную и техническую отсталость феодального государства. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 422
    • DOCX 272 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заев Александр Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заев Александр Иванович
    Заев Александр Иванович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10064
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 772 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 914 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 163 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 86 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе