ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАЗДЕЛАХ
«АУДИРОВАНИЕ» И «ЧТЕНИЕ»
Основная цель обучения иностранному языку в
школе – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В
хорошо известном документе Совета Европы "Общеевропейские компетенции
владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка" компетенция
определяется как сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют
человеку совершать различные действия. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по
английскому языку позволяет установить уровень освоения участниками
федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования в
области иноязычной коммуникативной компетенции. Предполагается, что учащиеся общеобразовательных
школ должны достигнуть уровень В1 иноязычной коммуникативной компетенции
(общеевропейская терминология), а учащиеся школ с углубленным изучением
иностранного языка, гимназий и лицеев – уровня В2.
Речевые действия и
связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами:
а) созданием
высказывания, устного или письменного, т.е. с процессами говорения и письма;
б) восприятием речи, т.е.
с процессами слушания и чтения.
Аудирование занимает существенное место в
современных УМК по английскому языку на всех этапах обучения и считается самым
сложным в изучении английского языка, наряду с говорением.
Недооценка аспекта «Аудирование» может
крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
Анализ
результатов ЕГЭ по английскому языку показал, что учащимся труднее всего дается
сдача раздела «Аудирование». Причиной этого, помимо волнения и большого
психического напряжения, является неумение работать с тестами и недостаточная
сформированность навыков по восприятию английской речи на слух по предложенным
темам.
Объектами
контроля в разделах «Аудирование» и «Чтение» являются:
«Аудирование»
|
«Чтение»
|
В1
– понимание основного содержания текста;
|
В2
– понимание основного содержания текста;
|
А1
– А7 - понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;
|
В3
- понимание структурно-смысловых связей текста;
|
А8
– А14 полное понимание прослушанного текста;
|
А15
– А21 - детальное понимание прочитанного текста;
|
В аудировании и чтении проверяется сформированность
умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и
полное понимание соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется
понимание структурно-смысловых связей текста, а в аудировании понимание в
прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее
отсутствия.
Задания
В1 и В2 идентичны разница лишь в том, что текст прослушанный или прочитанный. Тип
задания – установление соответствий между звучащими высказываниями и
предъявленными в задании утверждениями.
Задания
А8 – А14 и А15 – А21 также идентичны. Тип задания – выбор правильного ответа
из трёх предложенных. Следовательно, необходимо разработать и научить учащихся
применять идентичные стратегии выполнения этих заданий. Данные стратегии призваны
помочь учащимся выполнить эти задания максимально правильно при минимуме
затраченного времени.
Восприятие речи на слух
(аудирование) является, пожалуй, одним из самых сложных видов речевой
деятельности и требует формирования определенных умений и навыков. Чтение также
предполагает обладание умениями и навыками в зависимости от вида задания.
Умение – это
подготовленность к выполнению действий. Умение может появиться и без большого
числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется и знание
способа выполнения действий.
Навык – это автоматизированное звено деятельности. Навык не может
быть выработан без длительных и систематических упражнений, т.е. без повторения
действий.
К сожалению, как показывает
опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и
совершают типичные ошибки:
•
впадают в панику при виде
первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не
пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую
догадку;
- полностью игнорируют
неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл
высказывания;
- неправильно
распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во
временной лимит, начинают паниковать.
Общие рекомендации по аудированию
1. Перед прослушиванием внимательно прочитайте
задание. Убедитесь, что вы его полностью поняли.
2. Всегда обращайте внимание на заголовки,
подзаголовки, картинки, схемы и т.д. Они помогут вам догадаться, о чем будет
текст.
3. Попробуйте предугадать возможные варианты
ответов, используя свой общий кругозор.
4. При первом прослушивании не впадайте в панику,
если вы не все поняли. Постарайтесь уловить основную мысль.
5. Обращайте внимание на ударные слова. Это, как
правило, ключевые слова, в которых заключена наиболее важная, значимая
информация.
6. При втором прослушивании уточните остальные
детали и ответьте на вопросы, которые вы пропустили.
7. После выполнения полезно определить и
проанализировать степень сложности этого задания именно для вас.
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ В1 И в2 ПО и в
формате ЕГЭ.
Понимание основного содержания текста
В данном задании надо установить соответствие между заголовком
(темой или кратким утверждением) и небольшим текстом. За каждое правильно
установленное соответствие дается 1 балл. За все задание можно получить максимально
6 баллов.
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ: проверишь умение понимать основное содержание или основную идею
высказывания; отделять главное от второстепенного; игнорировать избыточную
информацию; игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основной идеи
или основного содержания высказывания.
ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ
ЗАДАНИЯ
ШАГ 1
До прослушивания/чтения текстов
Заранее ознакомиться с форматом задания и
с требованиями по заполнению бланков данного задания.
1. Прочитать заголовки (темы или краткие утверждения) и попытаться
определить:
·
что их объединяет (тема, проблема, ситуация, ключевое слово и т.д.);
·
чем они отличаются друг от
друга (проблемой, отношением к проблеме и т.д)
2. В процессе изучения заголовков (тем, кратких утверждений) подчеркивать
в них ключевые слова определяющие проблему прямой чертой, а слова выражающие
отношение к проблеме волнистой чертой, делать другие пометки, помогающие понять
их смысл и отличия.
3. Глядя на заголовки, попытаться предвосхитить основное содержание
текста, подходящего к каждому из них по смыслу, а также те слова, которые
необходимы для раскрытия ой темы/ проблемы/ ситуации.
ШАГ 2
Во время первого прослушивания/прочтения
1. По мере
прослушивания каждого текста отмечать все возможные варианты ответа.
2.
Выбрать те ответы, в
правильности которых вы уверены. Здесь вы отметили только один правильный
ответ.
3.
Делать нужные исправления в
других ответах, т.к. некоторые первоначальные варианты ответа могут отпадать
методом исключения. Исключить варианты , которые вы выбрали выше в других
ответах.
ШАГ 3
Во время второго прослушивания/прочтения
1. Обратить особое внимание на тексты, где изначально были выбраны
несколько возможных соответствий.
2. Слушая текст, записывать ключевые слова, которые помогают обосновать
выбор того или иного соответствия. В задании В2 подчеркнуть в тексте слова и
выражения для обоснования своего выбора.
3. Даже если вы затрудняетесь дать ответ, всегда старайтесь
догадаться. Не оставляйте без ответа.
ШАГ 4
После прослушивания/прочтения
1. Записать
окончательный вариант ответа в таблицу после задания.
2. Определить лишний заголовок (тему, краткое утверждение).
3. Проверить точность записи ответов и перенести их в бланк.
При подготовке к выполнению заданий по чтению учителю
необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов различных стилей
(публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические),
используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Учителю необходимо
научить учеников извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим
для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии
чтения.
Для эффективного чтения на иностранном языке
необходимо сформировать следующие навыки:
-игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению
поставленной задачи;
-вычленять смысловую информацию;
-читать по ключевым словам;
-работать со словарём;
-использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
-интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
Поскольку целью обучения чтению является
формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е.
умений извлекать информацию в нужном объёме для решения конкретной речевой
задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций. При
контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:
-задание на множественную подстановку;
-задание на множественный выбор;
-восстановление текста;
-поиск конкретной информации.
Обычно работа с текстом ведётся по трём
этапам:
·
дотекстовый этап;
·
текстовый этап;
·
послетекстовый этап.
На дотекстовый этапе выполняются следующие задания:
- работа с заголовком,
- использование ассоциаций связанных с именем автора и с
произведением из которого взят отрывок,
- определение тематики/проблематики текста на основе
языковой догадки,
- определение тематики/проблематики текста по вопросам или
утверждениям.
Текстовый этап – это
- ответы на предложенные вопросы, выполнение теста;
- подтверждение правильности/ложности утверждений,
- подходящий заголовок к каждому из абзацев и т.д.
Прежде, чем начать подготовку
учащихся к выполнению задания В2, я выполняю с учащимися ряд заданий которые
затем позволят учащимся успешно использовать стратегии выполнения В1 иВ2.
Задания на подбор заголовков
- Обсудить с
учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь
находить ключевые слова.
- Разделить класс на
группы и дать задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые
части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются
обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к
частям текста, подготовленным другой группой.
- Необходимо обязательно
обговаривать время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдать установленные
временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и
предотвратить возможную панику на экзамене.
Задания на соответствие
утверждениям
- Каждый раз, задавая
прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не
научатся укладываться в нужное время.
- При поиске ответов
на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно
определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только
ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего
текста.
- Давайте задания
такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не
совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо
вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.
Задания на полное
понимание прочитанного
- Регулярно давайте
задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание
основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные
рамки выполнения задания.
- Давайте задания на
нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая
информация.
- Давайте задания на
формирование умения «читать между строк» — делать выводы и
интерпретировать прочитанное.
СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ (А8-А14)
и А15 – А21 в формате ЕГЭ.
Детальное понимание
текста
В данном задании надо выбрать
правильный ответ из трех (в заданиях по чтению из четырех) предложенных.
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ:
проверить умение
·
полного понимания текста на уровне
содержания и смысла;
·
определить единицу проверяемого текста
(слово, предложение, абзац, весь текст);
·
различать мнение автора от его намерений;
а также от мнений и намерений других лиц и т.д.
ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
ШАГ 1
До прослушивания текстов/ чтения текста
1.
Определить примерное содержание текста по
первой строке установки к заданию.
2.
Бегло просмотреть сначала все
утверждения, а затем каждый вопрос/ начало предложения без предложенных
вариантов ответа или окончаний, чтобы уточнить суть запрашиваемой информации.
Если без окончания суть предложения неясна, тогда просмотреть варианты
концовок. Это поможет сконцентрировать внимание на запрашиваемой информации,
игнорировать избыточную информацию в звучащем тексте.
3.
Просмотреть предложенные варианты ответа и
определить их различия. Подчеркивать ключевые слова, определяющие
различия, делать иные пометки, которые помогут понять суть запрашиваемой
информации и различия между вариантами.
4.
Если не успели изучить все утверждения, не
расстраивайтесь. Все задания идут последовательно по тексту, опережения на
одно задание достаточно.
ШАГ 2
Во время первого прослушивания/прочтения
Отмечать все возможные варианты
ответа в задании, ориентируясь ТОЛЬКО на текст, а не на свой здравый смысл или
общий кругозор по теме.
ШАГ 3
Во время второго прослушивания/прочтения
Обратить особое внимание на задания,
где изначально были выбраны несколько возможных ответов. Слушая текст,
записывать ключевые слова, которые помогают обосновать выбор. При прочтении
текста подчеркнуть слова, которые помогают обосновать выбор.
ШАГ 4
После прослушивания/прочтения
Проверить однозначность выбора ответа
и перенести ответы в бланк. Если однозначного ответа нет, ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ, но не
оставлять пропусков.
Итак: выработанные стратегии стоит
рассматривать как алгоритм, который поможет избежать потери времени
на экзамене, повысить осознанность действий и концентрацию
внимания на ключевых моментах каждого задания.
Для того, чтобы данные советы
стали реальным «руководством к действию», после каждого из них необходимо
проделать и разобрать 3-4 варианта тренировочных заданий. Желательно выполнять
эти задания с опорой на пошаговые рекомендации предложенного алгоритма, т.е.:
-вспоминать, что нужно сделать до
начала непосредственной работы с заданием,
-как эффективно выполнять задание
-и как самостоятельно проверить его
выполнение.
Если правильно следовать предложенным
инструкциям, вспоминать и проговаривать их перед выполнением каждого
тренировочного задания, то время на выполнение заданий будет сокращаться, т.к.
будет формироваться необходимый навык, т.е. автоматизм действий.
Отработав
алгоритм выполнения каждого задания, можно будет проверить готовность к
выполнению всей работы в отведённое время.
Список литературы:
1.
Общеевропейские компетенции
владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2005.
2.
Спецификация экзаменационной
работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной)
общеобразовательной школы (ЕГЭ 2014). – fipi.ru.
3.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н.
Словарь методических терминов.– Санкт-Петербург: Златоуст, 1999.
4.
ЕГЭ. Английский язык.
Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. -
М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
5.
ЕГЭ - 2012. Английский язык:
типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой.
- М. : Национальное образование, 2011.
6. Единый
государственный экзамен 2010. Английский язык.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр,
2009.
7. М. В. Вербицкая. Единый государственный экзамен 2009. Английский
язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся (+СD). – М.: Интеллект-Центр,
2009.
8. М. В. Вербицкая. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных
материалов (открытый сегмент). Иностранный язык. – М.: Эксмо, 2009.
9. М. В. Вербицкая, К.С. Махмурян. ЕГЭ-2010. Английский язык.
Тренировочные задания + CD. – М.: Эксмо, 2009.
10. М. В. Вербицкая. ЕГЭ-2010: Английский язык. – М.: Астрель, 2009.
11. С.В. Мичугина, Е.И. Михалева. Английский язык. ЕГЭ Практикум.
Реальные тесты + CD. – М.: Экзамен, 2010.
12. A.
Dunkel. Intermediate Listening Comprehension. – Thomson Education.
13. M. Harrison. Оксфордские тесты по
английскому языку для подготовки к Единому Государственному Экзамену. – Oxford University Press, 2007.
14. M.
Mann. Practice Tests for the Russian State Exam. – Macmillan Education, 2008.
Интернет-Ресурсы
1.
http://www.english-german.ru/
2.
http://www.edurm.ru/
3.
http://www.english.language.ru/ege/listening_strategies.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.