Министерство
образования Республики Башкортостан
Государственное
автономное образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
Нефтекамский
нефтяной колледж
Методическая
разработка открытого интегрированного урока по авторской технологии «РОСТ»
Юнусбаева Б.Х.
По
дисциплинам «Строительные материалы и изделия» и «Башкирский язык»
На
тему «Строительные материалы из древесины.
Лесной
фонд Республики Башкортостан»
Разработал преподаватель
строительных
дисциплин
высшей
категории
Вакказова А.Р.
г.
Нефтекамск
Аннотация
Цель настоящего
учебно-методического пособия – ознакомить преподавателей строительных дисциплин
и студентов специальности 270802«Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений» с методикой проведения уроков с применением КИМов по авторской
методике «РОСТ» Юнусбаева Б.Х. Овладение авторской технологией РОСТ
Б.Х.Юнусбаева, позволяет правильно организовывать свою учебную деятельность,
осуществляет коррекцию всех составляющих её действий, способствует формированию
таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Рефлексивно-оценочная
саморазвивающая технология позволяет объективно и быстро определить качество обучения,
а также выявить уровень основных элементов учебной деятельности,
откорректировать их и развивать.
Диагностико-коррекционная
технология обучения помогает студентам стать причастными к решению проблемных
вопросов на уроке: мобильно, наглядно, дифференцированно проверить знания
студентов при проведении разноуровневой проверочной работы. Информационные
технологии позволяют изменить организацию процесса обучения студентов, формируя
у них системное мышление; использовать их с целью индивидуализации учебного
процесса. Интегрированный диагностико-коррекционный урок позволяет проводить
мониторинг качества обучения, объективно оценивать уровень знаний, уровень
осознанности пользования знаниями, уровень внутренней дифференциации. Диагностико-коррекционная
система обучения является высокоэффективная педагогическая система управления
качеством предметного обучения, построенная на основе рефлексивной формы организации
диагностики и мониторинга основных компетентностных элементов учебной
деятельности (мотивации информации, оперирование им и личностная оценка).
План
интегрированного урока
Дисциплина: «
Строительные материалы и изделия».
«Башкирский
язык».
Группа: 2Сд.
Дата:
Тема занятия: «Строительные
материалы из древесины. Лесной
фонд Республики Башкортостан».
Вид урока:
Интегрированный урок по авторской технологии «РОСТ» Юнусбаева Б.Х.
Тип урока:
комбинированный.
Цели урока:
Формирование
компетенций:
-общих
ОК1. Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться
в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-профессиональных
ПК2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной
площадке.
ПК2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы
по реконструкции строительных объектов.
1.Учебная: - контроль и коррекция
знаний, умений, закрепление и развитие знаний по разделу «Строительные
материалы из древесины».
2. Развивающая:
- развитие
рефлексивной деятельности (осознанной), развитие
содержательных, мотивационных, рефлексивных элементов учебной деятельности,
профессиональный рост и саморазвитие учителя на основе системной диагностики и
мониторинга качества обучения;
- реализация национально-регионального
компонента с использованием инновационных технологий на уроке;
- мобилизация студентов на активную и
самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на
саморазвитие, самооценку, самокоррекцию и самореализацию
3. Воспитательная:
- развитие навыков самостоятельной работы
студентов;
- формирование адекватного понимания своих
способностей, осознания специфики и требований выбранной профессии, что
является одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в
образовании4
- формирование чувства личной ответственности
за выполняемое дело.
Задачи
урока:
- диагностика качества обучения по всем
элементам учебной деятельности, их коррекция и развитие;
- определения сформированности навыков
самооценки всей группы;
- многократный сбор информации в течение
длительного времени со всеми студентами;
- организация самостоятельной работы студентов
методом самодиагностики и самокоррекции;
- установление причин слабой успеваемости;
- оценка и анализ информации с использованием
информационно-коммуникативных технологий.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: Башкирский
язык, физика, химия.
Обеспечиваемые: Технология производства строительных изделий и конструкций,
Архитектура зданий, Строительные конструкции.
Наглядные пособия:
Слайды «Строение древесины», «Древесные породы,применяемые
в строительстве», «Свойства древесины», «Пороки древесины», «Виды
лесоматериалов и изделий из дерева».
.
.
Раздаточный
материал:
Коллекция древесины, образцы пороков
древесины, изделий из древесины, карта растительности Республики Башкортостан.
Технические
средства:
Программный комплекс
«Самодиагностика» по авторской технологии РОСТ Юнусбаева Б.Х., ноутбук, проектор,
персональные компьютеры, принтер, бумага.
Учебные
места:
(для практических занятий, лабораторных
работ) Л-214.
Литература.
1. Л.М. Попов. «Строительные материалы и изделия» - М.:
Высш. шк., 2010г.
2. Б. Юлмөхәмәтов, Ә.С. Раҡаева, И.Ә. Шарапов. «Башҡорт теле һәм
телмәр мәҙәниәте» - КИТАП нәшриәте, Өфө - 2010й.
Ход
урока.
1
этап урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя. Дается
план проведения урока.
Приветствие учащихся. Проверка готовности
учащихся к уроку.
2. Обобщение и систематизация знаний. Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Строительные
материалы из древесины. Лесной фонд Республики Башкортостан».
1.Основные сведения о древесине.
2. Строение древесины:
а) основные части дерева;
б) макроструктура древесины.
3. Древесные породы, применяемые в
строительстве:
а) хвойные породы;
б) лиственные породы.
4. Лесные ресурсы Республики Башкортостан.
5. Основные лесообразующие породы Республики
Башкортостан. Возрастной состав лесообразующих пород.
6. Лесной фонд Республики Башкортостан. Охрана
и рациональное использование
лесных ресурсов.
7. Физические и механические свойства
древесины.
8. Пороки древесины:
а) пороки формы ствола;
б) пороки строения древесины.
9. Виды лесоматериалов и изделий из древесины:
а) лесоматериалы;
б) изделия из древесины.
3.Объяснение проведения методики
тестирования студентов.
2
этап урока.
1. Тестирование студентов по КИМам.
а) Первичная диагностика по первому
варианту тестов;
б) Самокоррекция;
в) Вторичная диагностика по второму
варианту тестов.
3
этап урока.
1. Подведение итогов тестирования.
2. Домашнее задание. Повторение пройденного материала.
Попробовать составить пакет контрольно-измерительных
материалов (КИМов) для тематической и итоговой диагностики качества обучения
дисциплины «Строительные материалы и
изделия».
1. Л.М.Попов «Строительные материалы и изделия» - М.: Высш. шк., 2010г., стр. 6-52.
2. М.Б.Юлмөхәмәтов,
Ә.С.Раҡаева, И.Ә.Шарапов «Башҡорт теле һәм телмәр мәҙәниәте» - КИТАП нәшриәте, Өфө - 2010й., 173-177 бит.
Приложение 1
Тестовые
задания, разработанные преподавателем
Вакказовой
А.Р. по дисциплинам «Строительные материалы и изделия»
и
«Башкирский язык».
Тема
«Строительные материалы из древесины.
Лесной
фонд Республики Башкортостан».
ВАРИАНТ
1
Базовые знания
1. Разрез ствола
древесины, проходящий по касательной к годовым кольцам, называют:
1) торцевым
2) радиальным
3) тангентальным
4) кольцевым
2. Мертвые
клетки, не принимающие участие в физиологических процессах, но обеспечивающие
прочность стволу дерева – это:
1) кора
2) ядро
3) заболонь
4) камбий
3. Ылыҫлы тоҡомдарға
ниндәй ағастар инә?
1) ҡарағай
2) ҡайын
3) имән
4) саған
4. Сложная ткань древесных растений, проводящая воду и растворенные в ней
минеральные соли; основная масса ствола, корней и ветвей древесных растений -
это:
1) сердцевина
2) ядро
3) камбий
4) древесина
5. Яңы киҫелгән
ағастың дымлылығы?
1) 8-15%
2) 15-20%
3) 35-100%
4) 100% һәм унан артығыраҡ
6. Ағастың тере кYҙәнәктәрҙән торған өлөшө нисек атала?
1) үҙәк
2) ҡабыҡ
3) күшкә
4) cөсөк
7. Ағастың төҫө нимә менән билдәләнә?
1) тоҡомо, йәше
2) ялтырауы
3) дымлылыҡ
4)тығыҙлыҙ
8. Көньяҡ – көнбайыш
райондарында урмандар нисә процент ерҙе биләй?
1) 6 – 10%
2) 60 – 90%
3) 70 – 80%
4) 30 – 50%
9. Ағасты вертикаль рәүештә тотоп торған
өлөшөн нисек атайҙар?
1) олон
2) тамыр
3) ҡабыҡ
4) ботаҡ
10. Порок строения древесины, представляющий собой ярко выраженное косое (винтообразное) расположение
волокон в древесине относительно продольной оси ствола, называется:
1) кренью
2) свилеватостью
3) наклоном волокон
4) двойной
сердцевиной
Углублённые знания
(повышенной трудности)
11. Форма порока
ствола древесины, при которой происходит искривление ствола дерева в одном или
нескольких местах, называется:
1) закомелистостью
2) свилеватостью
3) сбежистостью
4) кривизной ствола
12. Изменение
строения древесины, когда годовые кольца имеют разную толщину и плотность по
разные стороны от середины, называют:
1) кренью
2) свилеватостью
3) наклоном волокон
4) двойной сердцевиной
13. Наружная
открытая продольная трещина древесины, сужающаяся к центру, называется:
1) отлупом
2) метиком
3) морозобоиной
4) трещиной усушки
14. Трещины,
расположенные по годовым кольцам в виде полного или частичного отделения
центральной части ствола от периферийной в результате усушки первой, называют:
1) отлупом
2) метиком
3) морозобоиной
4) трещинами усушки
15. Самый
распространенный и неизбежный порок древесины, имеющийся во всех древесных
породах, представляющий собой основание ветвей, заключенное в древесину ствола.
Этот порок ухудшает качество, внешний вид, строение древесины, затрудняет
механическую обработку:
1) трещины
2) сучки
3) червоточины
4) покоробленности
Задания на мышление
16. Средняя
плотность древесины колеблется в пределах:
1) 100-300 кг/м3
2) 370-700 кг/м3
3) 700-800 кг/м3
4) 800-1000 кг/м3
17. Древесный материал, получаемый путем распушки
размягченной водой или паром древесины до состояния волокна, называется:
1) шпоном
2) фанерой
3) древесно-
стружечной плитой
4) древесно-
волокнистой плитой
18. Древесный материал, предсталяющий собой тонкие
листья древесины, которые отделяются от ствола отшелушиванием, отделением ножом
или тонкой распиловкой, называется:
1) шпоном
2) фанерой
3) древесно-
стружечной плитой
4) древесно-
волокнистой плитой
19. Ағастың механик
үҙенселегенә нимә инә?
1) түбән йылы үткәреүсәнлек
2) юғары тауыш үткәреүсәнлек
3) түбән ток үткәреүсәнлек
4) ҡатылыҡ
20. Ваше отношение
к пройденной теме:
1) отличное
2) хорошее
3)
удовлетворительное
4)
неудовлетворительное
Тестовые
задания, разработанные преподавателем
Вакказовой
А.Р. по дисциплинам «Строительные материалы и изделия»
и
«Башкирский язык».
Тема
«Строительные материалы из древесины.
Лесной
фонд Республики Башкортостан».
ВАРИАНТ
2
Базовые знания
1. Разрез ствола
древесины, проходящий через ось ствола, называют:
1) торцевым
2) радиальным
3) тангентальным
4) кольцевым
2. Молодые живые
клетки. В растущем дереве по этой части ствола движется влага с растворенными в
ней минеральными веществами – это:
1) кора
2) ядро
3) заболонь
4) камбий
3. Япраҡлы тоҡомға ниндәй
ағастар инә?
1) ҡайын
2) шыршы
3)ҡарағай
4)ҡарағас
4. Часть ствола, находящаяся в центре ствола и проходящая
по всей его длине. Она представляет собой слабую ткань первичного образования,
которая легко подается загниванию:
1) сердцевина
2) ядро
3) камбий
4) древесина
5. Ағастың стандарт дымлығы?
1) 8%
2) 12%
3) 20%
4) 35%
6. Ағастың
физиологик процесста ҡатмашмаған, үле күҙәнәктәрҙән торған өлөшө нисек атала?
1) күшкә
2) ҡабыҡ
3) үҙәк
4) cөсөк
7. Ағастың төҫө нимә менән
билдәләнмәй?
1) йәш
2) тоҡом
3) тығыҙлыҡ
4) үҫеү урыны
8. Көнсығыш, көнъяҡ – көнсығыш
райондарында урмандар нисә процент ерҙе биләй?
1) 6 – 10%
2) 10 – 20%
3) 60 – 90%
4) 70 – 90%
9. Ағастың иң мөһим һәм үҙәк өлөшөн
нисек атайҙар?
1) япраҡ
2) тамыр
3) ҡабыҡ
4) олон
10. Порок строения древесины, характеризующийся наличием
нескольких сердцевин с самостоятельными системами годичных слоев, окруженных с
периферии одной общей системой, называется:
1) кренью
2) свилеватостью
3) наклоном волокон
4) двойной
сердцевиной
Углублённые знания
(повышенной трудности)
11. Форма порока
ствола древесины, при которой происходит резкое увеличение диаметра комлевой (
нижней ) части ствола, называется:
1) закомелистостью
2) свилеватостью
3)
сбежистостью
4) кривизной ствола
12. Крайнее
проявление косослоя, при котором волокна древесины расположены в виде волн и
завитков, называют:
1) кренью
2) свилеватостью
3) наклоном волокон
4) двойной
сердцевиной
13. Внутренние
трещины ствола, идущие вдоль ствола от центра к периферии (по радиусу или
диаметру), называют:
1) отлупом
2) метиком
3) морозобоиной
4) трещиной усушки
14. Трещины,
вызванные неравномерной усадкой при быстрой сушке древесины на воздухе и
направленные от периферии к центру, называют:
1) отлупом
2) метиком
3) морозобоиной
4) трещинами усушки
15. Нарушение формы пиломатериалов при изменении ее влажности при сушке и
хранении, называют:
1) трещины
2) сучки
3) червоточины
4)
покоробленности
Задания на мышление
16. Истинная
плотность древесины для всех пород в среднем составляет:
1) 500 кг/м3
2) 1000 кг/м3
3) 1550 кг/м3
4) 2000 кг/м3
17. Древесный материал, который изготавливается из
мелкой стружки путем перемешивания с синтетической смолой и под давлением в
присутствии тепла прессующийся в виде плиты, называется:
1) шпоном
2) фанерой
3) древесно-
стружечной плитой
4) древесно- волокнистой плитой
18. Древесный материал, состоящий по меньшей мере из
трех склееных слоев с перекрещивающимся направлением, называется:
1) шпоном
2) фанерой
3) древесно-
стружечной плитой
4) древесно-
волокнистой плитой
19. Ағастың физик үҙенсәлегенә
нимә инә?
1) юғары ныҡлылыҡ
2) түбән ток үткәреүсәнлек
3) ҡатылыҡ
4) ҙур ауырлыҡ күтәреүесәнлек
20. Ваше отношение
к пройденной теме:
1) отличное
2) хорошее
3)
удовлетворительное
4)
неудовлетворительное
Ключи
к тестовым заданиям по дисциплинам «Строительные
материалы и изделия» и «Башкирский язык».
Тема
«Строительные материалы из древесины.
Лесной
фонд Республики Башкортостан».
1 вариант: 1-3;2-2;3-1;4-4;5-3;6-3;7-1;8-1;9-2;10-3;11-4;12-1;13-3;14-1;15-2;16-2;17-4;18-1;19-4.
2 вариант: 1-2;2-3;3-1;4-1;5-2;6-3;7-3;8-3;9-4;10-4;11-1;12-2;13-2;14-4;15-4;16-3;17-3;18-2;19-2.
Приложение 2
Һүҙлек эше.
Словарная работа.
Ағас төрҙәре
(породы деревьев)
Сосна –
ҡарағай
Ель –
шыршы
Лиственница
– ҡарағас
Кедр
–эрбет
Пихта –
аҡ шыршы
Берёза
– ҡайын
Дуб –
имән
Осина –
уҫаҡ
Липа –
йүкә
Ясень –
дардар
Клён –
саған
Ольха –
ерек
Ағас төҙөлөшө
(строение древесины)
Камбий- күшкә
Древесина –ағас, үҙағас
Заболонь – сөсөк
Ядро-үҙәк
Листья- япраҡ
Ветви- ботаҡ
Ствол- олон
Корень-тамыр
Кора- ҡабыҡ
Ағастың үҙенсәлеге
(свойства древесины)
Влажность- дымлылыҡ
Плотность- тығыҙлыҡ
Прочность- ныҡлыҡ
Теплопроводность- йылы
үткәреүсәнлек
Звукопроводность- тауыш
үткәреүсәнлек
Элктропроводность- ток
үткәреүсәнлек
Твердость- ҡатылыҡ
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
ПО КИМам
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ
В пособии
дается описание алгоритма и инструментария авторской технологии системной
диагностики и мониторинга качества обучения, известной под названием
«Диагностико-коррекционная система обучения». Главный инструмент технологии -
пакет контрольно-измерительных материалов (КИМов) для тематической и итоговой
диагностики качества обучения дисциплины
«Строительные материалы и изделия».
Данное
пособие, в отличие от существующих, является универсальным инструментом
измерения качества обучения предмету (глубины, осознанности знаний и умения ими
пользоваться). Каждый КИМ пакета имеет свое функциональное предназначение, как
это показано в таблице 1.
Таблица 1
Структура пакета тестовых
заданий-измерителей
КИМы диагностики уровня развития
основных показателей качества обучения:
|
трансформации содержания предмета
(уровень передачи восприятия, запоминания
и воспроизведения содержания обучения)
|
понимания,
потребления,
оперирования
содержанием предмета
(уровень мышления)
|
трансляции и
рефлексии содержания
предмета
|
инвариантного
Компонента
(базовой уровень)
|
Вариативного компонента
(уровень углубления)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Номера тестовых заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология
позволяет объективно и быстро определить качество обучения предмету, а также
выявить уровень основных элементов учебной деятельности, откорректировать их и
развивать. Пособием в одинаковой степени легко могут пользоваться преподаватели
электрических аппаратов и руководители в целях организации управления качеством
обучения, а также ученики и абитуриенты – для самоконтроля уровня своих знаний
и умений по предмету. КИМы под номерами 1-10 являются измерителями достижений
базового уровня знаний по предмету, а задания 11-15 – измерителями уровня
усвоения вариативной части содержания предмета (углубление и дифференциация
обучения), 16-19 - задания на выявление уровня понимания и оперирования
знаниями. Под номером 20 ставится вопрос для определения уровня осознанности,
личностной оценки и отношения к полученным знаниям по пройденной теме. В
пособии есть все формы бланков, необходимые для проведения диагностики,
оперативной обратной связи, анализа и оценки результатов, организации работы
над пробелами (коррекции).
Конкретной
формой реализации предложенной технологии является специальный
диагностико-коррекционный урок (ДКУ), в котором решаются две взаимосвязанные
задачи: диагностика качества обучения всем элементам учебной деятельности, их
коррекция и развитие. Проведение диагностико-коррекционных уроков по окончании
изучения раздела является неотъемлемым технологическим условием достижения
реального результата. В свою очередь, описанная технология ДКУ является органическим
элементом целостной системы обучения предмета.
В
целях экономии времени проверку и составление диагностической карты лучше
организовать в форме взаимопроверки, пользоваться различными приспособлениями
оперативного сбора обратной информации и оценки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.