ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по
профессиональному модулю:
«Выполнение
работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел:
ПМ3.Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.
МДК
07.01.Технология оказания медицинских услуг.
Тема:
«Технология выполнения термометрии как одного из видов медицинских услуг».
Специальность:
060101 Лечебное дело
(углублённой
подготовки)
Специальности
060501 «Сестринское дело»
(базовой
подготовки).
Купино
2014
г.
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой комиссии
профессиональных модулей
Протокол №___ «__» ________________2014
Председатель
___________________ Скитович Н.В
Автор составитель: преподаватель первой
квалификационной категории Гладкова Л.М.
Купино
2014г.
Пояснительная
записка
к методической
разработке по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными по теме: «Технология выполнения
термометрии как одного из видов медицинских услуг»
Методическое
пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования
умений и знаний по теме: «Технология выполнения термометрии как одного из
видов медицинских услуг».
«Методическая
разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III
поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности
060101 «Лечебное дело» (углубленной подготовки) специальности 060501
«Сестринское дело» (базовой подготовки).
В соответствии с ФГОС, после
изучения данной темы студент должен уметь:
ü Собирать
информацию о состоянии здоровья пациента.
ü Определять
проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.
ü Обеспечить
безопасную больничную среду для пациента, его окружение и персонала.
ü Проводить
текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дез.средств.
знать:
ü Технологии
выполнения медицинских услуг.
ü Факторы
влияющие на безопасность пациента и персонала.
ü Основы
профилактики внутрибольничных инфекций.
Методическая
разработка состоит из: Пояснительной записки, изложения нового материала,
изложение нового материала, самостоятельной работы студентов.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ЛИХОРАДКЕ
Хотеть мало.
Нужно страстно желать,
чтобы добиться цели...
Гораций
Студент должен знать:
·
механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
·
понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
Студент должен уметь:
·
оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;
·
измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать
результаты измерений;
·
проводить обработку термометра;
·
обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.
Механизм терморегуляции
Терморегуляция — совокупность физиологических процессов,
обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.
Терморегуляция — функциональная система.
Состоит из периферических терморецепторов кожи, кровеносных сосудов и
центральных — гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.
Образование тепла происходит в результате окислительных
процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Ткани и
органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем
соединительные ткани, кости,
хрящи. Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей
среды, а в условиях высоких температур — повышение теплоотдачи.
Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла и охлаждение
происходит сильнее, чем но внутренних органах.
Пути
тепло
отдачи
Теплопродукция — результат
биохимических процессов.
Теплоотдача — результат
физических процессов.
Чрезмерные отклонения температуры тела от нормы — гипотермия или
гипертермия (пирексия) — могут привести к нарушению жизненно важных функций
организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях — летальный исход. Внутренняя
температура тела ниже 35 °С вызывает снижение активности процессов
метаболизма. К гипотермии приводят: воздействие холодом, переливание крови,
хирургическое вмешательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.
Измерение температуры тела в подмышечной
впадине
Приготовить: медицинский термометр,
салфетки/полотенце, температурный лист, контейнер с дезинфектантом.
Положение пациента: сидя, лежа.
Последовательность действий:
1.
Вымыть и осушить руки.
2.
Встряхнуть термометр до отметки столбика ртути ниже 35 °С.
3.
Осмотреть подмышечную область пациента и осушить
салфетками/полотенцем.
4.
Поместить резервуар термометра в подмышечную область на 10 минут.
5.
Извлечь термометр и определить его показания.
6.
Оценить результат.
7.
Сообщить пациенту показания термометра.
8.
Погрузить термометр в дезинфектант.
9.
Результат термометрии зафиксировать в температурном листе.
Лихорадка
Лихорадка -повышение
температуры тела человека выше 37 °С, защитно-приспособительная реакция
организма в ответ на воздействие чужеродных агентов (пирогенных веществ).
Пирогенные
вещества микробы и их токсины, вакцины, сыворотки, продукты распада
собственных тканей организма при травмах, некрозах, ожоговых состояниях.
Температура отражает степень реактивности заболевшего человека,
и поэтому этот показатель необходим для оценки его физического состояния.
Пирогены
вызывают изменение процесса терморегуляции: резкое снижение теплоотдачи ведет к
сужению кровеносных сосудов, теплопродукция растет и приводит к накоплению
тепла и соответственно повышению температура тела — лихорадке.
Классификация
лихорадочных реакций
По
высоте
|
|
По
длительности
|
|
Лихорадка
|
ͦ C
|
Лихорадка
|
Время
|
Субфебрильная
|
37.1-38.0
|
мимолётная
|
Несколько
часов
|
Фебрильная
(умеренная)
|
38.1-39.0
|
Острая
|
До 15
дней
|
Пиретическая
(высокая)
|
38.1-39.0
|
Подострая
|
До 45
дней
|
Гиперпиретическая
(сверхвысокая,
чрезмерная)
|
Выше
41.0
|
Хроническая
|
Более 45
дней
|
Постоянная -
длительное повышение температуры с суточными колебаниями в
пределах 1 °С
|
40°
39°
38°
37°
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Послабляющая (ремитирующая) - суточные колебания в пределах
1-1,5 °С без снижения до нормального уровня
|
40°
39°
38°
37°
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Симптомы гипертермии:
·
гиперемия кожных покровов;
·
умеренное повышение потоотделения; . к повышение
температуры тела;
·
разница между подмышечной и ректальной температурой — не более
0,5 “С;
·
умеренно выраженная тахикардия;
·
умеренно выраженное повышение
частоты дыхания.
Симптомы гипертермического синдрома:
·
возбуждение, неадекватность поведения;
·
мраморность кожных покровов;
·
акроцианоз;
·
холодные конечности;
·
озноб;
·
разница между подмышечной и ректальной температурой — более 0,7
°С;
·
судорожная готовность,
судороги (чаще у детей младшего возраста).
Гипертермический
синдром требует немедленной неотложной терапии!
Впервые термометр был предложен великим итальянским
естествоиспытателем Галилео Галилеем (1564-1642 гг.). Впоследствии прибор
усовершенствовали немецкий физик Г. Фаренгейт и шведский ученый А. Цельсий.
В
России медицинский термометр введен в лечебное дело в 1860 году.
Зависимые сестринские вмешательства:
1.
Ввести жаропонижающие препараты в различных лекарственных формах:
таблетках, сиропах, растворах, суппозиториях.
2.
Проводить оксигенотерапию централизованно посредством носового
катетера/носовой канюли, децентрализованно — с помощью кислородной подушки.
Независимые сестринские вмешательства:
1.
Использовать физические методы охлаждения: пузырь со льдом на
голову и область печени, обтереть тело холодной водой, этиловым спиртом,
раствором уксуса, обдувать воздухом при помощи вентилятора.
2.
Поставить очистительную клизму.
Продолжать терапию основного заболевания.
Показатель адекватности проводимой терапии - снижение
температуры тела на 0,5—1 °С за 30-40 минут и тенденция к
дальнейшему снижению температуры.
Сестринские вмешательства зависят от периода лихорадки.
Гипертермическая реакция у пациентов протекает ступенчато в
три периода с индивидуальной выраженностью и продолжительностью каждого этапа.
1- й
период — подъем температуры тела (период озноба) —
теплопродукция
преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счет сужения кожных
кровеносных сосудов.
Клинические проявления:
слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле (симптомы
общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм периферических
сосудом вызывают у пациента озноб и дрожь, он может согреться. Пациент бледен
кожа холодная на ощупь.
Сестринские
вмешательства.
·
уложить в постель, создать покой;
·
согреть пациента: грелками, теплым одеялом, горячим питьем (чай
или молоко с медом, травяные сборы);
·
наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию,
контролировать
физиологические показатели — пульс, АД, ЧДД.
2-й
период — относительное постоянство температуры тела (период жара, стабилизация
лихорадочного состояния)
Продолжительность
— от нескольких часов до нескольких днем. Сосуды кожи расширены. Теплоотдача
возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию. Прекращение дальнейшего
повышения температуры тела, её стабилизация.
Симптомы
общей интоксикации организма: жар,
головная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда. Внешний вид
— гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. При высокой
температуре возможно нарушение сознания, галлюцинации, бред.
Сестринские
вмешательства:
·
следить за соблюдением пациентом строгого постелы 10- га режима;
·
для усиления теплоотдачи:
Ø накрыть
пациента лёгкой-простыней;
Ø использовать
приемы воздействия холодом — протирание кожи раствором уксуса или спирта,
подачу пузыря со льдом, постановку холодного компресса;
·
смягчить губы косметическими средствами;
·
обеспечить витаминизированным питьем — не менее 1,5—2,0 литров
(морсы, соки, чай с лимоном, минеральные воды, настой шиповника);
·
кормить жидкой, полужидкой и легкоусвояемой пищей небольшими
порциями 5—6 раз в день.
Тяжелое состояние пациента требует от медсестры динамического
наблюдения за пациентом (индивидуального сестринского поста):
·
контроль температуры тела, физических показателей (пульса, АД,
ЧДД);
·
контроль физиологических отправлений (особенно за диурезом);
·
оценка поведенческой реакции.
При температуре тела выше 40 °С — прохладные обтирания кожи.
Жаропонижающие мероприятия -дезинтоксикационные действия — по назначению врача
(лекарственные препараты, постановка очистительной, затем лекарственной клизм).
Помните! Лихорадка — защитная реакция
организма; многие бактерии и вирусы погибают при повышении температуры.
Снижение повышенной температуры-до субфебрилитета или нормального уровня ведет
к дефициту выработки интерферона организмом. Интерферон — внутренний фактор
защиты макроорганизма от патогенов.
Сестринские вмешательства при гипертермии
Снижать температуру тела постепенно, в зависимости от ее
высоты:
при субфебрильной температуре:
·
постельный, полупостельный режим двигательной активности (в
зависимости от физического состояния пациента);
·
обильное питье, не менее 1,5—2,0 литров; при температуре тела 38,1
-39,00С:
·
физические методы охлаждения;
·
постановка очистительной клизмы;
·
в удовлетворительном состоянии жаропонижающие препараты не
показаны;
при температуре тела 39,1—40°С
·
антипиретики (парацетамол) — перорально или ректально;
·
физические методы охлаждения;
·
постановка очистительной и лекарственной клизм
Помните! Курсовой прием жаропонижающих
исключен — это затрудняет диагностику бактериальной инфекции (необходима
своевременная антибактериальная терапия).
при температуре тела выше 40, 0С (по состоянию
пациента):
·
антипиретики — инъекционно.
Длительное снижение аппетита в этом периоде может привести к
дефициту веса, слабости, сонливости — потенциальные проблемы пациента.
3-й период — снижение температуры
тела (период слабости, потливости). Теплопродукция уменьшена по сравнению е
теплоотдачей.
Период протекает по-разному: благоприятно и неблагоприятно.
Благоприятный
вариант — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней.
Такое падение температурной реакции называют литическим — лизис.
Неблагоприятный вариант, отягощающий
процесс выздоровления, — быстрое снижение температуры тела (например, с 41
°Сдо36,5°С) в течение нескольких часов. Такое падение температуры называют
критическим — кризис.
Сестринские вмешательства при лизисе:
состояние пациента неопасно, не требует специальных мероприятий. Следует
обеспечить: комфортное нательное и постельное белье, адекватное питье, покой
для восстановления физических сил организма и спокойного сна. По мере улучшения
состоянии пациента - расширение режима двигательной активности, учет
индивидуальных паттернов питания.
Кризис — резкое падение сосудистого тонуса со снижением
АД, нитевидным пульсом. Другие симптомы: слабость, сонливость, холодные руки и
ноги. Внешний вид пациента: обильный липкий пот, бледность кожных покровов,
возможен цианоз дистальных частей тела — акроцианоз. Кризис опасен развитием
коллапса.
Коллапс — развитие острой сосудистой
недостаточности. Характерно снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы
циркулирующей крови. Клинические проявления коллапса: резкое падение
артериального давления, сердцебиение, головокружение, слабость,
заторможенность, бледность кожных покровов.
Объем сестринских вмешательств зависит от гемодинамических
показателе.
Сестринские вмешательства при кризисе:
1-создать пациенту вынужденное положение в постели: приподнять ножной
конец кровати, убрать подушку;
2- укрыть
пациента одеялом, не перегревать;
3- осушить
кожу;
4- согреть
грелками, дать горячий кофе, крепкий чай;
5- контролировать
гемодинамические показатели (пульса, АД);
6- приготовить
по назначению врача препараты для повышения АД;
7- сменить
нательное, постельное белье;
8-
обеспечить комфортное состояние пациенту
Потребность пациента в поддержании нормальной температуры
Проблемы
|
Цели
|
Вмешательства
|
1.
Пациент не может обеспечить само-ухода в период озноба (1-й период
лихорадки
|
Пациент
согрет, получит помощь сестры
|
1- Проводить динамическое наблюдение за лихорадочной реакцией.
2-
Согреть пациента: грелками, горячим питьем.
3-
Обеспечить комфорт в постели, укрыть теплым одеялом.
4- Рекомендовать родственникам приносить витаминизированное питье в
термосе
|
2.
Пациент испытывает дискомфорт в следствие интоксикации (2-й период лихорадки)
|
Пациент
чувствует себя более комфортно (уменьшение головной, мышечной, суставной
боли, слабости)
|
1- Следить за соблюдением строгого постельного режима.
2-
Рекомендовать родственникам обеспечить пациента х/б постельным
бельём и одеждой, гигиенический уход.
3-
Использовать физические методы охлаждения.
4- Проводить оценку показателей физического состояния (температуры
тела, пульса, АД, ЧДД), документировать данные в температурном листе.
*
Контролировать диурез пациента.
Рекомендовать адекватный прием питья и пищи
|
Самостоятельная
работа студентов
Ответьте
на контрольные вопросы.
1. Понятие
лихорадки.
2. Механизм
развития лихорадки.
3. Классификация
лихорадочных реакций по высоте и длительности.
4. Периоды
лихорадки.
5. Симптоматика
первого периода лихорадки.
6. Сестринская
помощь пациенту в первом периоде лихорадки.
7. Симптоматика
гипертермии.
8. Сестринская
помощь пациенту во втором периоде лихорадки.
9. Третий
период лихорадки.
10. Сестринская
помощь пациенту при критическом снижении температуры тела.
Клинические
ситуации
Ситуация №1
Вы – медсестра терапевтического отделения.
Пациент К, 40 лет, с острым воспаление
легких, болен четвертый день. Температура тела – 40,4°С. Объективно: возбужден,
лицо гиперемировано, губы сухие, пульс – 100 уд./мин, ритмичный, хорошего
наполнения и напряжения, АД – 130/80 мм рт. ст., ЧДД – 23 в мин.
Определите приоритетную проблему пациента
и объем сестринских вмешательств.
Ситуация №2
Вы – медсестра терапевтического отделения.
Пациент с заболеванием легких жалуется на
ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые
сутки.
Объективно: температура тела – 38,0°С,
бледность кожных покровов, ЧДД – 18 в мин., пульс – 80 уд./мин., ритмичный,
хорошего наполнения и напряжения, АД – 110/70 мм рт. ст.
Определите период лихорадочного состояния,
приоритетную проблему пациента и объем сестринских вмешательств.
Ситуация №3
Вы – медсестра урологического отделения.
У пациента А., 30 лет, с заболеванием
почек, на третий день болезни снизилась в течении 3 часов с 40,3°С до 37,1°С.
Жалуется на слабость, сонливость, головную боль.
Объективно: с трудом отвечает на вопросы,
кожные покровы бледные, покрыты холодным и липким потом, пульс – 110 уд./мин.,
ритмичный, слабого наполнения и напряжения, АД – 80/40 мм рт. ст.
Определите период лихорадочного состояния,
приоритетную проблему пациента и объем сестринских вмешательств.
Расшифруйте
Расшифруйте термин или обозначьте понятия
термина.
1. Терморегуляция
– _____________________________________________.
2. Термометрия
–________________________________________________.
3. Повышение
температуры тела выше нормы – _______________________________.
4. Понижение
температуры тела ниже нормы – _______________________________.
5. Результат
окислительных процессов во всех органах и тканях человека –____________________________________________________________.
6. Теплоотдача
– _______________, ___________________ и _____________________.
7. Постепенное
снижение температуры тела – _________________________________.
8. Пирексия
– __________________________________________________.
9. Коллапс
– ____________________________________________________.
10. Кризис
– _____________________________________________________.
Вставьте недостающий показатель
1. В
развитии лихорадки различают ________ периода.
2. Озноб,
головная боль, слабость, цианоз – симптомы _________ периода лихорадки.
3. Преобладание
теплопродукции над теплопродукцией характерно для _______ периода
лихорадки.
4. Равновесие
между теплоотдачей и теплопродукцией характерно для ________ периода
лихорадки.
5. Лихорадка
– повышение температуры тела выше ______°С.
6. Температура
тела при умеренной лихорадке – ____ – ____ °С.
7. Температура
тела при субфебрильной лихорадке – ____ – ____ °С.
8. Пиретическая
лихорадка – температура тела ____ – ____ °С.
9. Температура
тела при гипертонической лихорадке свыше – ____ °С.
10. Длительность
подострой лихорадки –до _______ дней.
11. Лихорадку
свыше _____ дней называют хронической.
12. При
гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ____ –
____ °С.
13. При
постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах – ____
°С.
14. Ремитирующая
лихорадка – суточные колебания температуры в пределах – ____ – ____
°С без снижения до нормального уровня.
15. При
повышении температуры тела на 1 градус пульс учащается на – ____ – ____
ударов в минуту.
Решите
кроссворд.
Тема:
«Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к измерению
температуры тела»
По
горизонтали:
2.
Повышение температуры тела сверх нормальных цифр?
4.
Стадия падения температуры в течении нескольких дней?
5.
Наука о лечебном питании?
7.
Основными источниками энергии в организме являются?
8.
Чем определяют температуру тела в полостях тела человека (Пищеводе, желудке,
кишечнике)?
9.
Температура тела выше нормальной?
По
вертикали:
1.
Пищевой рацион, составляется для пациента на период заболевания или его
профилактики?
3.
Стадия падения температуры в течении нескольких часов?
6.
Максимальная температура тела человека колеблется в пределах 15-23 градуса
называется?
Тема: «
Оказание помощи медицинской сестре в подготовке пациента к измерению
температуры тела»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.