муниципальное
бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35
города Смоленска
Региональный
конкурс методических проектов (уроков),
посвященный
1150-летию г. Смоленска
Урок
по курсу
«История
Смоленщины»
Тема урока: «Непокоренная
Смоленская земля»
Учитель:
Черкасова
Ангелина Витальевна,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №35
города Смоленска
Электронный адрес: angel1970.lina@mail.ru
Смоленск, 2013
Урок по курсу «История Смоленщины», 9 класс
Тема урока: «Непокоренная Смоленская земля»
Тип урока: усвоения новых знаний
Технология: технология развития
критического мышления через чтение и письмо
Формы работы: индивидуальная, в группах
Подходы: личностно-ориентированный,
компетентностный
Особенность: применение интерактивных
методов и приемов, установление межпредметных связей для реализации целей
урока.
Триединая
дидактическая цель
|
Цели по
достижению образовательных результатов (ФГОС)
|
Дидактическая:
- создать условия для осознания и
осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями
учащихся средствами технологии критического мышления.
Образовательный
аспект:
- усвоение терминов и понятий:
оккупация, партизанская война, партизанский край, подполье;
- узнать, как проходило формирование
партизанских отрядов, какие методы борьбы использовали партизаны;
- познакомиться с именами
командиров партизанских отрядов и участников подпольной борьбы.
Развивающий
аспект:
- развитие навыка целеполагания
средствами приема ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал);
- развитие умения
систематизировать изучаемый материал;
- развитие грамотной
монологической речи в процессе формулирования собственной точки зрения (прием
ПОПС);
- развитие навыков
формулирования точного ответа, выбора главной мысли.
Воспитательный
аспект:
- воспитание культуры
межличностных отношений: в ходе урока девятиклассники учатся решать проблему,
сотрудничая с одноклассниками (работа в группе);
- воспитание гражданской культуры,
чувства патриотизма;
- повышение уверенности в себе, в
своих знаниях;
- развитие информационной
культуры учащихся.
|
Личностный
результат: осознание
необходимости и значимости партизанской и подпольной борьбы на Смоленщине.
Формирование основ гражданской
идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей
этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я»
как гражданин России).
Метапредметный
результат:
- уметь анализировать
текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию;
- самостоятельно формулировать и
решать познавательные задачи на основе анализа информации;
- умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Предметный
результат:
- знать названия партизанских
отрядов, действовавших на территории Смоленщины и партизанских районов,
имена тех, кто в тылу был как на передовой;
- понимать значение народной
борьбы во время ВОВ;
- уметь читать источники и
извлекать из них нужную информацию, анализировать смоленские события и
сопоставлять с общегосударственными процессами.
Задачи урока:
1.
На
основе анализа полученной из различных источников информации научиться
формулировать проблему, цели, ставить и разрешать познавательные задачи.
2.
На
основе работы с презентацией узнать, как проходила народная борьба в тылу
врага, каковы её главные мотивы.
3.
В
ходе работы на уроке осознать значение подвига участников партизанской борьбы
на Смоленщине.
|
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Мультимедийная разработка,
созданная в программе Microsoft Office
Power Point.
Дидактические задания для групп,
раздаточные материалы. Видеофильм «Оккупированный Смоленск». Запись песни
военных лет.
Список
источников для подготовки к уроку:
1. Будаев Д.И., Ильюхов А.А.
Учебник « История Смоленщины XIX-XX вв.», Смоленск 2012 г.
2. Воробьев М.В., Храпченков А.К.
«В боях на Смоленской земле». М., « Московский рабочий». 1975 г.
3. Максимов Е.В. «Смоленск – город-герой».
М. 1988 г.
4.Энциклопедия Смоленская область
Т.2, СГПУ, Смоленск 2003 г.
5.«Партизанская борьба с
немецко-фашистскими оккупантами на территории Смоленщины 1941-1943 гг.»,
Смоленское книжное издательство. 1962 г.
6.Интернет-ресурсы: www.admin.smolensk.ru
http://schv356.mskobr.ru
upload.wikimedia.org/wikipedia/ru
visit-smolensk.ru/media
waralbum.ru
www.youtube.com./watch
http://magicpedia.ru/magicians
Использованные
на уроке методические приёмы,
требующие
развернутого толкования
Этап урока
|
Описание приёма
|
Формат применения приёма
на данном уроке
|
Стадия
«Вызов»
|
Прием
«Ассоциации»
Осуществляя поиск ассоциаций
к известному термину (изученному) выходят на необходимые на данном уроке
понятия. Может проводиться фронтально или в парах, внутри группы; письменно
или устно. Главная задача – актуализировать знания, которые являются базовыми
при изучении нового материала
Приём
«Знаю-хочу узнать–узнал»
Прием графической организации
материала, помогающий актуализировать имеющиеся знания учащихся по теме, расширить
и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Учащиеся заполняют таблицу.
Она состоит из трех граф. На этапе вызова заполняют первые две графы
(знаю-хочу узнать). На стадии рефлексии заполняется третья графа (узнал).
|
Учащимся
предлагается
привести ассоциации к
термину «оккупация». Записать названные ассоциации. Так появятся необходимые
для повторения понятия и термины.
Данная работа требует
четкой организации, нормирования времени и отработки приема на уроках.
Учащиеся на
этапе целеполагания и самопланирования заполняют
подготовленную дома таблицу.
Домашняя
заготовка таблицы позволяет избежать потери времени.
Возможен вариант
устного проговаривания того, что знают и хотят узнать учащиеся на уроке во
время фронтальной беседы.
|
План урока
№ п /п
|
Этапы
|
Время
|
I.
|
Организационный момент.
|
1
|
II.
|
Стадия «Вызов»
1.
Прием
«Ассоциации».
2.
Формулирование
темы, проблемы и цели урока. Приём «З-Х-У»
|
6
|
III.
|
Стадия «Осмысление»:
Формирование новых знаний (работа
в группах)
1.
Оккупационный
режим. Фрагмент фильма «Оккупированный Смоленск
2.
Партизанское
движение
3.
Борьба
подпольщиков
4.
Сопротивление
мирного населения
|
23
|
IV.
|
Стадия «Рефлексия»
Прием «З-Х-У»
|
10
|
V.
|
Подведение итогов урока,
домашнее задание
Комментирование домашнего
задания, оценивание.
|
5
|
Ход урока
I.
Организационный момент.
Цель этапа урока: создание
положительного психологического настроя учащихся, выявление степени готовности
участия школьников к предстоящей работе на занятии.
Учитель приветствует
учащихся. Проводится проверка всех учебных принадлежностей к уроку.
II.
Стадия «ВЫЗОВ»
Цель этапа урока: актуализация
знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности, целеполагание.
Демонстрация Слайда №1 (размещены изображения,
связанные с темой «Партизанское движение» - Приложение 1)
Учитель: На прошлом уроке мы изучили события
связанные с началом Великой Отечественной войны, проработали материал по
Смоленскому сражению по схеме: периодизация, ход сражения, итоги, значение.
Тема сегодняшнего занятия тоже связанна с войной. Но речь будет идти не о
боевых действиях на передовой, а о борьбе простых наших граждан в тылу врага.
Война по праву названа Великой Отечественной, потому что на борьбу с
захватчиками поднялся весь народ и его патриотизм достигал такого накала,
которого до этого мировая военная история не знала.
Формулирование темы
урока (беседа). Прием «Ассоциации»
Описание формы
и метода, результативность. Осуществляя поиск ассоциаций
к известному термину (изученному) выходят на необходимые на данном уроке
понятия. Работа
проходит в парах по повторению актуальных для изучения новой темы терминов и
понятий позволяет вовлечь обучающихся в учебный процесс и обеспечить
актуализацию знаний через создание ситуации успеха.
Учитель: Предлагаю
провести небольшую разминку.
Какие ассоциации вызывает у вас
понятие – оккупация?
Предполагаемый ответ…….
Учитель: Кто такие
партизаны?
Предполагаемый ответ……
Учитель: Попробуйте сформулировать
тему сегодняшнего урока?
Предполагаемый ответ: «Партизанская борьба на
Смоленщине во время Великой Отечественной войны».
Учитель: Я предлагаю усложнить вариант
формулировки темы урока «Непокоренная Смоленская
земля»
Задание. Зная тему,
сформулируйте проблему урока.
Проблема урока: является ли
завоевание территории гарантией покорности населения?
Учитель: Проанализируем то, что уже знаем по
теме
Приём ЗХУ
Описание формы и метода,
результативность: эвристическая
беседа, в ходе которой формулируется проблема. Приём ЗХУ «Знаю, хочу узнать,
узнал» обеспечивает целеполагание и самопланирование, привлекаются знания из
курса всеобщей истории и истории России. Создаются условия для формирования
регулятивных, коммуникативных учебных универсальных действий.
Заполняются первые две графы,
третья остается незаполненной до этапа «рефлексии».
Известны:
- Причины II-ой мировой войны;
- Временные рамки Великой
Отечественной войны;
- Хронологические рамки периода
оккупации Смоленского края;
- Понятия «партизан», «партизанская
борьба».
Учитель: Определите для себя, что еще
хотелось бы знать (прием З-Х-У).
Целеполагание самими учащимися.
Предлагаемые цели могут записываться
на доске.
Учитель: Какие исторические источники
помогут нам в вопросе изучения партизанского движения нашего края?
Ответ учеников: Исторические документы,
письма и воспоминания участников событий, статистические данные, артефакты.
III.
Стадия
«ОСМЫСЛЕНИЕ»
Цель этапа урока: Узнать, когда
и как формировались партизанские отряды на Смоленщине, о положении смолян в
период оккупации, о развитии борьбы с фашистами в тылу, имена тех, кто в тылу
был как на передовой. Уметь анализировать смоленские события и сопоставлять
с общегосударственными процессами. Определить, каков был вклад смолян в
освобождении Смоленского края. Понять в чем значимость народной борьбы.
Учитель: Предлагаю посмотреть
фрагмент фильма «Оккупированный
Смоленск», и объяснить мотивы призыва советского
поэта, нашего земляка А.Т. Твардовского: «Встань весь край мой
поруганный на врага!»
Показ фрагмента фильма. Слайд №2
Высказывания
учеников.
Учитель: В каких формах могла проходить
борьба смолян с немецкими оккупантами?
Учащимся предлагается незаполненная
схема и задание самостоятельно ее заполнить, называя формы борьбы с фашистами.
По ходу ответов открывается каждое окошко в схеме.
Работа со схемой. Слайд №3 (Приложение
2)
Учитель: В чем состоит отличие партизанского
движения от подпольного движения?
Ответы учеников…
Учитель: Традиции смоленских партизан имеют
глубокие корни. Насколько мощной силой они были!
Работа учащихся в 3
группах с различными источниками.
Группы выполняют
задания с использованием дидактических материалов, подготовленных учителем.
Задания имеют разноуровневый характер и позволяют осуществлять индивидуальный
подход
(Приложение 3)
Группа 1. Задание. Работа с
текстом. Изучите
текст и ответьте на вопросы: кто принимал участие в борьбе с
гитлеровскими захватчиками и какие методы борьбы использовались? Сделайте
выводы.
Группа 2. Задание. Работа с
гистограммой и статистической таблицей. Используя данные таблицы, внесите
статистические данные в гистограмму «Развитие партизанского движения на
Смоленщине». Подготовьте комментарии.
Группа 3. Задание. Работа с картой. Используя карту, определите
районы, где существовали крупные партизанские отряды.
Учащиеся делают краткие сообщения об итогах
проведенной работы.
Учитель: 6 июля 1941 года бюро Смоленского
Обкома партии было принято решение о создании партизанских отрядов в Западном
и Южном районах области. Однако не все отряды, сформированные Обкомом партии в
июле 1941 года, смогли сразу начать боевые действия.
С 16 июля 1941 г. начали
действовать первые на Смоленщине партизанские отряды.
Демонстрация
слайда № 4. Работа с фотографией. Приложение 4.
Учитель: По данному слайду определите из
кого формировались партизанские отряды?
Учитель: Сначала партизаны были
разрозненны. Но после создания Центрального Штаба партизанского движения, а
затем и подчиненного ему Западного штаба партизанского движения (июль 1942г.) ситуация
изменилась. Руководил смоленскими партизанами - член Военного Совета Западного
Фронта Дмитрий Михайлович Попов.
Демонстрация слайда № 5. Фото
Попова Д.М. Приложение 5
Учитель: Партизанские формирования были самыми разнообразными по
своей структуре, численности и вооружению. Одни из них подразделялись на группы
и дружины, другие — на роты и взводы. Имелись объединенные отряды, батальоны,
полки, бригады. Но главное то, что в них входили бойцы 45 наций и
народностей. В том числе и антифашисты. Наиболее известными были: партизанский
отряд имени Лазо (командир Казубский); полк «13» (командир Гришин), «Дедушка»
(командир Воронченко); «Батя» (командир Коляда).
Демонстрация слайда № 6. Фото
партизанских командиров Казубского,
Гришина; Воронченко); Коляды. Приложение 6.
Учитель: Семеро смоленских партизан стали
Героями Советского Союза. О подвиге самого юного из них нам напоминает памятник
в центре города.
Демонстрация мемориала памятника В.Куриленко.
Слайд №7. Приложение 7.
Учитель: С января-февраля 1942 г. на
Смоленщине действовали три партизанских края: Дорогобужский, Вадинский,
Северо-Западный. Это территория в тылу немецко-фашистских войск, освобожденная
и длительное время удерживаемая партизанами. В них восстанавливались
предприятия местной промышленности, культурно-бытовые, медицинские учреждения.
Условия жизни в лесу были далеко не
комфортные, но партизаны не теряли бодрости духа и в тылу у врага часто звучали
песни.
Демонстрация слайда №8 (фото) в
музыкальном сопровождении.
Задание.
На основании фотодокументов определите, какие методы борьбы
использовали партизаны? Демонстрация
слайдов № 9-10. Приложение 8.
Предполагаемые
ответы учеников: Партизаны совершали диверсии, устраивали засады,
нападали на вражеские гарнизоны, разрушали железные дороги, взрывали
железнодорожные мосты, уничтожали предателей и изменников Родины, вели
разведку, взаимодействовали с частями Советской Армии.
Задание.
Используя полученную информацию, дополните схему,
составленную в начале урока о методах сопротивления врагу.
Слайд
№11. Приложение 9.
Учитель:
Наиболее масштабным из них стала «Рельсовая война». В чем ее
значение? Благодаря координированным и повсеместным ударам партизаны выводили
из строя важнейшие коммуникации врага и в первую очередь железную дорогу.
Проведение этой операции способствовало победе наших войск в битвах за
Сталинград и на Курской дуге.
Демонстрация слайдов № 12-13. Приложение 10.
Учитель: Смоленскими партизанами за годы
оккупации истреблено свыше 200 тысяч немецких
солдат и офицеров, пущено под откос 1358 эшелонов, выведены из строя 633 паровоза, уничтожено 537 танков, 53 самолета, 423 орудия, 2226 автомашин, взорвано
около 60 тысяч метров рельсов, сожжено 161 воинский склад, взорвано 85 ж.д. и
498 шоссейных мостов, разгромлены 13 ж.д.
станций и 186 вражеских гарнизонов. Партизаны добыли для армии массу ценных
разведданных, оказали значительную материальную помощь
продовольствием фуражом, передали большое количество вооружения и
боевой техники, отбитой у врага.
Учитель: Эти результаты были бы невозможны
без помощи подпольщиков. А их на Смоленщине было около 5 тысяч.
Только в Смоленске действовали более 30 подпольных групп, руководил которыми партийный
центр во главе с Борисом Ивановичем Поповым.
Сообщение ученика о семье
подпольщиков Дуюн.
Демонстрация фотографий подпольщиков.
Слайд №14. Приложение 11.
Учитель: Простые смоляне тоже по-своему
оказывали сопротивление захватчикам.
Елена Гайдова, например, со своей
престарелой матерью ночью выходили к дороге, которая круто сворачивала к обрыву
и пересекала небольшую реку. Женщины носили воду ведрами и поливали дорогу.
Утром немецкие машины летели в овраг, а немцы проклинали место, где зимой бьют
подземные ключи…
Учитель: Что двигало этими людьми, почему
они жертвовали своею жизнью?
Обсуждение с учащимися в ходе
беседы.
Учитель: Война стала не только суровым
испытанием, но и временем нравственного выбора для каждого человека,
определившим дальнейшую его судьбу. Советские люди заставили немцев бояться
собственного тыла: каждый дом и лес таил в себе опасность.
Учитель: Подводя итог нашего
обсуждения на уроке, предлагаю высказаться по проблеме, обозначенной в начале
урока.
Высказываются ученики.
В результате обсуждения формируется
вывод: Собственный
тыл стал вторым фронтом для вермахта, в котором почти каждый смоленский житель
был бойцом, искренне любящим свою землю!
IV.
Стадия
«РЕФЛЕКСИЯ»
Цель этапа урока: превратить
новую информацию в присвоенную, ставшую для учащихся собственным знанием,
закрепить изученный материал.
Учитель: «Есть ли у вас чувство
удовлетворения от работы на уроке?
Заполнение третьей графы таблицы
ЗХУ.
V. Подведение
итогов урока.
Цель: Оценка
успешности изучения учебного материала, поощрение познавательной активности
учащихся.
Учитель выставляет и объявляет отметки,
комментирует, побуждает к самооценке.
VI. Домашнее
задание
§ 36, п. 3-7 . Ответить на вопрос:
Как увековечена память о событиях ВОВ на Смоленщине?
Разноуровневые задания на выбор:
Вариант 1. Выяснить, кто из вашей
семьи или из семей ваших знакомых принимал участие в партизанском движении на
Смоленщине. Составить краткий рассказ по их воспоминаниям.
Вариант 2. Используя материал
учебника и источники дополнительной информации, подготовьте небольшое сообщение
о подвигах подпольщиков и партизан на Смоленщине.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.