Праздник Шежере «Я – ветка в
кроне рода моего»
Цель:
- формировать у детей представления
о празднике Шежере;
- развивать интерес к истории своей семьи,
семейным традициям, родословной;
- закрепить и расширить имеющиеся у детей
знания и представления о родственных отношениях;
- познакомить с национальными традициями,
обычаями башкирского народа;
- формировать элементарные представления о
том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях семьи;
- обогащать словарный запас терминами родства:
род, родословная, Родина, народ, племя, отчий дом, шежере;
- воспитывать у детей чувство любви и
привязанности к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям, к
старшим, ко всем членам семьи;
Слайд
1
ПРАЗДНИК ШЕЖЕРЕ «Я ВЕТКА В КРОНЕ
РОДА МОЕГО»
Ход
мероприятия
Ведущий 1:
№аумы3ы4ы6, 726ерле у7ыусылар, х0рм2тле 7уна7тар\ Б0г0н бе6
Ш2ж2р2 байрамына йыйылды7.
Ведущий 2:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые
гости! Мы рады приветствовать вас на празднике шежере «Я ветка в кроне рода
моего».
Чтец
1:
Ш2ж2р2 – ул
байрам 4ына т1гел,
Ул 7урай6ай
рухты8 19еше,
Ме8 4азаптар аша
7ан тартыуы,
Уттар аша 41мер
ки9еше.
Ш2ж2р2 – ул й2ш21
тантана3ы,
№улар 3ауа,
тупра7,42зиз ер.
Ул тамырым буйлап
а77ан ал 7ан,
Борон4о ла, й2ш
т2, х26ерге.
Чтец 2:
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Чтец 3:
Ш2ж2р2 – ул
б0й0к, изге йорто8,
У4а тейеш 3ин бер
7айтыр4а.
Унда 3ине
ту4аны8а ер 62,
Й2н д2, 7ан да
тейеш тартыр4а!
Ырыу а4асым 3ин,
эй, ш2ж2р2м\
№ин 19к2нд2 донъя
й2ш2р2.
К1кр2к киреп олон
тарбайт7анда,
К1кте тер2п ер62
3ин тор4анда
Й2ш2рг2 л2 2ле
й2ш2рг2.
Чтец 4:
Край родной мой, нет тебя
милей
В день праздника
"Шэжэрэ"
С уважением принимаем гостей
Там, где сладко пахнет
смородиной,
Там где дом и родная семья -
Это все называется Родина,
Дорогая родная Земля!
Даже солнце светит теплее,
И ромашки красивее цветут,
И горжусь я землею своею
Здесь хорошие люди живут!
Ведущий 1:
Еще
в древности у многих народов сложился обычай устной передачи, а позже и
письменной фиксации родов и племён. Так появились
европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, тюркские шежере.
Башкирские
шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI - XIX векам. В них башкиры вносили имена
предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших
место, о жизни и быте народа.
Первоначально
сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни
рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение.
Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили своё
письменное оформление.
Ведущий 2:
Во времена Золотой Орды и
позднее шежере играли роль полуофициального документа, являвшегося
своеобразным ярлыком – паспортом.
После
присоединения башкир к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана
Грозного на земельные владения шежере приобретали часто характер юридического
документа.
Существуют разные
типы шежере. В одних лишь перечень имён. В других наблюдается упоминание важных
событий, на фоне которых изображается история рода.
Чтец 1: Случись, померкнет жизни
красота
И жар души затопит пустота,
Как семь джигитов, явят мне
родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне
спеша,
Тухват, Шараф, Хасан,
Мухаметша,
Сквозь снег и свет, как семь
богатырей,
- Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
Чтец 2:
Бывало,
пресекался царский род,
Но мой, крестьянский, всё
ещё живёт.
Наш древний корень - в
глубине веков,
А крона - выше облаков.
Своих имён простых никто из
них
Не вписывал в страницы
важных книг.
Они тогда писали не пером,
А плугом, колесом да
топором.
Чтец 3: Где
по земле родной они прошли.
Там колеи дорожные легли.
Погостами, копытами коней
Отмечены пути веков и дней.
Кто шёл с враждой, тот недругом их был.
С ним бились насмерть, не жалея сил.
Умели мои предки воевать,
Но знаю, не любили проливать
Невинной крови и невинных слёз...
Чтец 4: Я - ветка
в кроне рода моего.
Веками наше связано родство.
И кто меня безродным назовёт,
Когда вокруг мой край и мой народ?
Когда
из всех слоёв земли
Семь родников мне в душу потекли,
Когда в семь глаз взирает Етеген
На мой народ, на семь его колен?
«Да,
это так», - кивают не спеша
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.
И вторят им из памяти моей
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
«Да будет так!» - я приобщаюсь к ним
Как равный, с поколением восьмым.
(Р.Бикбаев)
Ведущий1:
А что означает слово «род»?
(правильно): Это несколько поколений, у которых был один предок.
Ребята назовите слова, в которых
содержится корень – род?
(Дети отвечают: Природа, народ, родина,
родословная, родители)
Правильно: род, родословная,
родители – это всё родственные слова. Родители – самые родные люди.
Чтец 3
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ведущий 2:
Чтобы сохранить историю, своего рода, семьи, люди стали
составлять свои родословные. Шежере – арабское слово, означает «дерево» -
произведение, дополняемое и расширяющиеся. Подобно дереву, оно отпускает всё
новые и новые ростки и ветки. Корни – это наше прошлое, ствол – это настоящее,
ветки – это будущее .За несколько поколений шежере дополняются один - два раза,
однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Поэтому оно
представляло собой большую историческую ценность. Внесение изменений в то, что
написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
Ведущий 1:
Есть такая наука – генеалогия. Это историческая
дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и
родственные связи родов и семей. Слайд 2
Особенности башкирских шежере:
вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого
колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным
материалом. Слайд 3
А появились первые шежере в 12-13в. Но к
сожалению они не сохранились. Самым древним по времени записи является шежере
племени юрматы. Оно было записано в 1564г.
Ведущий2:
Существуют
разные типы башкирских шежере. К традиционным формам можно отнести
словесную и графическую.
Словесные шежере, как и устные сочинения
сэсэнов (народных сказителей) написаны красивым, образным языком. В некоторых
из них можно встретить сюжеты из башкирских сказаний, легенд, кубаиров,
народных песен. А шежере племени Усерген написано в стихотворной форме. Такие
шежере являются большой ценностью для учёных как памятники башкирской культуры,
литературы и письменности.
Слайд
4
А теперь рассмотрим графическую форму шежере. В некоторых из них цепь и ветвь
поколений одного рода изображались в виде таблицы, где давался лишь перечень
имён. (Показать книгу «Наше шежере» Х.Яппарова, с. 30-31 и с. 178-189). Иногда
такая таблица дополнялась более подробными сведениями о каком-либо отдельном
человеке или событии в истории рода.
Но нам с вами больше знакомы графические шежере, имеющие форму дерева,
древа. Бывают двух видов: восходящая родословная (от себя к предкам) и
нисходящая (корень наши предки, ствол дерева – родители, а его молодые ветки –
это мы с вами (дети)).
Шежере
детей
Игра
на курае
Ведущий 1:
Раньше башкиры называли своих
родителей, отца «голова», так как он был главой семьи, а мать – «домом», потому
что она считалась хранительницей семьи, выполняла домашние работы,
растила детей.
Говорили так: «В своём доме сам
голова», «Дом домом делает жена», «Без матери порядка не бывает».
Чтец 4
Семья – это дом,
Где тепло и уют,
Где любят тебя,
И, конечно, ждут.
Семья это те,
Без кого мы не можем,
Они нам всех ближе,
Родней и дороже.
Ведущий
2: Слайд 5
На свете всё можно найти, кроме отца и
матери. Вот почему в народных пословицах и поговорках отражается любовь к
родителям: «Отец для ребёнка – колчан золотой», «Мать для
ребёнка – золотые крылья», «Отца нет – и друзей нет», «Радость
ребёнка – радость матери». После мамы и папы самыми
близкими людьми для нас являются бабушка и дедушка. «Баба,
бабушка, золотая сударушка!», «Был бы дедуся, никого не боюсь, дед –
щиток, кулак – молоток!
Слайд
6
Сейчас поиграем в игру «Дополни
пословицу»
1. Если
дружба велика, будет Родина … крепка.
2. В
дружной семье и в
холод…
тепло.
3. В
своем доме и стены…
помогают.
4. Семья
без детей, что цветок без… запаха.
5. В
семье согласно, так идет дело… прекрасно.
6. Дом
согревает не печь, а любовь и… согласие.
7. У
кого есть бабушка и дед, тот не ведает …
бед.
8. Не
имя славит человека, а человек… имя
Ведущий1:
У каждого рода, племени как и у
современных государств были свои атрибуты, символы. Назовите их.
(Ответы детей (тамга,
тотем, оран).
Ведущий:1
Что такое тотем, оран, тамга? Для
чего они были нужны роду?
Ответы
детей
Ведущий:1
Слайд
7
Тотем -
первопредок рода, священное животное от которого произошел род.
Оран - клич.
Он мог состоять из имени отдаленного предка - патриарха рода, им могло служить
и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя,
чтобы отличить своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же
выразить радость победы.
Ведущий:2
Тамга -
знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода,
ставилась вместо подписи в документах.
Также тамга - это еще и внешнее
выражение единства рода. Как считают некоторые ученые тамга - это своеобразный
прообраз герба.
О своем
шежере нам расскажут дети
Танец башкирский
Чтец 1:
Ата-бабам э6ен юллап,
Сумам тарихтар4а.
Ырыу 7аны тарта мине
Т0рл0 тарафтар4а.
№2р исеме – теле, т1лле,
Ерле ш2ж2р2мде8,
;азап, хафа, 7омар, оран
?айнай 7араштар6а\
Чтец 2:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Хоть дождь, хоть вьюга за окном.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Слайд
8
Продолжим мероприятие с
отгадывания загадок. Ведь человек начал придумывать их ещё в древности. В
некоторых башкирских сказках загадки помогают батырам в борьбе со злыми силами.
(Дети отгадывают загадки о семье)
Чтец 3:
Ш2ж2р2 – ул сал тарих7а ба4ыр
т26р2,
К16 я66ыр3а8, шул т26р2н2н
атыр й26р2.
Ал бер 1рн2к – бал 7орттары
т060й к2р26,
№ин д2 ятма= 7ор оя6ды, 1р
ш2ж2р2\
Ш2ж2р2мд2 – сал тарихы
бабалар6ы8,
Б0г0н0м д2, кил2с2гем,
балаларым.
Уралымды8 я6ыласа7, я8ыраса7
Ш2ж2р23е – баш7ортомдо8 ал
7анында\ ё?.АралбаевЁ
Чтец 4:
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Ведущий 1: Ш2ж2р23ен, 16ене8 ата-бабаларын белг2н кеше, тамыр6ары т2р2нг2
китк2н а4ас 3ыма7, ер62 ны7лы ба9ып торор.
Ведущий 2:
Вот какой хороший, добрый праздник родословной
получился у нас. Не забывайте свои корни. Пусть царят тепло, добро, здоровье,
улыбки и звонкий смех!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.