Методическая
разработка урока для 10 класса
по
программе Л.М.Кузнецовой (учебник Нифантьева Э.Е. и Оржековского П.А. «Химия -10»)
с использованием ИКТ-технологий.
Учитель
химии МОУ «СОШ №9»
Волжского района г. Саратова Мамунц Светлана Самвеловна
Тип урока : урок изучения нового
материала (лекция)
Вид урока : комбинированный
Цель урока: Изучить химические
свойства предельных одноатомных спиртов.
Задачи урока:
1.продолжить формирование понятия о причинах многообразия
органических соединений, раскрыть взаимосвязь понятий «строение – свойства –
применение»;
2. закрепить знания
учащихся понятий классификации, состава ,изомерии и номенклатуры
органических веществ на примере спиртов;
3.формировать
представления учащихся о химических свойствах спиртов;
4. продолжить отработку
умений составлять уравнения реакций с участием органических веществ на
примере спиртов, анализировать, наблюдать и делать выводы;
5.развитие
познавательного интереса к предмету.
Оборудование
урока:
· Мультимедийный
проектор, экран, системный блок с установленным Office XP (
не ниже Windows 2000),колонки.
· Презентация
, выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP;
· Раздаточный
материал: карточки с заданиям.
Это второй урок по теме
«Спирты и фенолы» .
Содержание урока
1.Организационный момент.
Учитель
проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает девиз урока (Слайд 2)
Приложение 1.
2.Проверка домашнего
задания (у доски).учитель вызывает к доске двух учащихся.они выполняют по
одному упражнению(Слайд 3).
•Упр. 2(стр.102)
Запишите
формулы спиртов:
3-метилбутанола-2; 2-метил-3-этилгексанола-1.
•
Упр.4 (стр.102)
Запишите
структурные формулы всех изомерных спиртов, молекулярная формула которых С6Н14О
3.Актуализация знаний.
Задания на карточках
(предлагается желающим). Приложение 2.
Пока учащиеся у доски оформляют ответы к упражнениям, а двое
учащихся работают с карточками на местах,учитель проводит опрос остальнх
обучающихся методом мозгового штурма (слайды 5,6,7).
4.Мозговой штурм:
Учащиеся
отвечают, читая вопросы со слайдов.
1.Какие вещества называются
спиртами?
2.Общая формула предельных
одноатомных спиртов:
а)
R-О- R б) R-СООН в) R-СООR с) R-ОН
3.Функциональная группа
спиртов:
а)
–ОН б)–СОН в) СООН с)–С=О
4.Какое органическое соединение
является гомологом этанола?
а) СН4 б) СН3ОН в)С6Н5ОН с)С2Н4(ОН)2
5. Из приведенных формул
выбрать формулу спирта
а) C2H5OH б) NaOH в) CH3CH2COOH с) OH-NO2
6. Если вещество называется
пропантриол, то это
а)
одноатомный спирт б) трехатомный спирт в) это алкан с) пятиатомный
спирт
7.Чем объясняется жидкое
агрегатное состояние спиртов и их растворимость в воде?
8.Какая связь в спиртах
наиболее полярная?
а)С-С, б)С-Н, в)С-О, г)О-Н
9. Назовите по систематической
номенклатуре спирты (формулы спиртов на слайде 7).
После
«Мозгового штурма» возвращаемся к проверке домашнего задания.
Учащиеся
класса проверяют записи на доске, а учащиеся у доски комментируют эти записи.
•
Работающие с карточками сдают выполненные задания учителю.
Физминутка
5. Переходим к изучению нового
материала.
1. Учитель задает вопросы классу.
- Какие классы органических веществ мы изучили
и что общего в составе их молекул?
-Чем отличаются спирты по составу от остальных изученных нами классов веществ?
Сказывается ли отличие в составе на химических свойствах спиртов?
-Как вы
думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся с места называют тему урока).
Все
записывают в тетрадях тему урока (Химические свойства предельных одноатомных
спиртов).
2. Далее учащиеся отвечают на вопрос
«Чем объясняется реакционная способность спиртов?» Затем учитель открывает
соответствующий слайд и учащиеся совместно с учителем обсуждают вопрос
влияния функциональной гидроксильной ОН группы на реакционную
способность спиртов (слайд 8).
3. На следующем слайде
красочная схема ,отображающая типы химических реакций ,присущих спиртам (9
слайд ).
Учитель
и обучающиеся класса совместно обсуждают классификацию типов реакций,
характерные спиртам.
4. Затем
приступают к изучению и обсуждению химических свойств спиртов (реакции
горения, взаимодействия спиртов со щелочными металлами, реакций внутри- и
межмолекулярной дегидратации, реакции замещения, окисления спиртов на медном
катализаторе). Процесс изучения материала урока сопровождается демонстрацией и
комментированием видеоопытов. Приложение
3.
Уравнения
реакций учащиеся записывают на доске и в тетрадях (слайды 10-20).
В ходе урока закрепляются ранее изученные понятия, такие как «функциональная
гидроксильная группа», «реакции горения, замещения, дегидратации (внутри- и
межмолекулярной), окисления.
Физминутка
6. Закрепление урока:
(фронтальный опрос по вопросам)
7.Затем учащимся предлагается выполнить
мини -тест по по изученной теме(работа в парах) ( слайд 21). Приложение
4.
8. Домашнее задание §23,§24;упр.1,3,5(всем),упр.7-9
(по желанию).Подготовить сообщение или мини-презентацию по теме: «Получение и
применение спиртов» (слайд 22).
9. Рефлексия
Ответьте,
пожалуйста, на следующие вопросы:
- Было ли
интересно на уроке?
- Удалось ли
получить новые знания?
- Пригодятся ли
Вам эти знания?
Список использованной литературы:
1. Нифантьев Э.Е. Химия .10 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/Э.Е.Нифантьев,П.А.Оржековский.-2-е
изд., стер.—М.:Мнемозина,2011.
2. Ромашина Т.Н. Органическая
химия.11 (10)класс: методическое пособие для учителя (к учебнику
Э.Е.Нифантьева)/Т.Н.Ромашина.-М.:Мнемозина,2007.
3.Интернет. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.