Гринёва Елена Андреевна
МБОУ
«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Белгородской области Шебекинского района»
Методическая
разработка урока русского языка с использованием ЭОР по теме : «Правописание
слов с парным по глухости - звонкости
согласным
звуком на конце слова или перед согласным»
УМК
« Школа России»
Учебник (название, автор, год издания)_. Русский язык:учебник: 2 класс в 2-х
частях Канакина В.П.,Горецкий В.Г - М.: «Просвещение», 2011
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: «Правописание слов с парным по
глухости - звонкости
согласным звуком
на конце слова или перед согласным»
Цель урока: создать условия на уроке для обобщения
и систематизации знаний в рамках темы « Правописание слов с парным
по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед
согласным »
Предметные
задачи :
-организовать
деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках
темы « Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком
на конце или перед согласными » .
- создать условия
для формирования орфографических умений :
-обнаруживать
орфограммы;
-определять , каким
правилом регулируется написание;
- применять это
правило;
- осуществлять
орфографический самоконтроль
-способствовать
развитию орфографической зоркости, закреплению умений подбирать
проверочные слова;
-повторить
правописание изученных словарных слов.
Метапредметные
задачи (
формирование УУД)
Личностных:
-способствовать развитию
учебно – познавательного интереса к учебному материалу и способам
решения учебной задачи;
- ориентировать на
понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивных
-учить принимать и
сохранять учебную задачу;
- планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
оценивать правильность выполнения учебных действий;
Познавательных
- учить
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи
с использованием словаря;
- использовать
знаково – символические средства: модели и схемы для решения задач;
- ориентировать на
разнообразие способов решения учебной задачи;
- осуществлять
синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативных
- содействовать
развитию у детей умения общаться, работать в парах;
- учить
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
Ход урока.
1. Словарная
работа.
Внимание на экран!
Прочитать слова.
Мороз, дорога, ветер,
метель, одежда, вдруг,лопата, снегирь, товарищ, сапог.
-Что объединяет
эти слова? ( Словарные слова)
-Запишите данные
словарные слова, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и
согласных
Для чего нужно в
каждом слове ставить ударение ? ( Помогает определить «опасные при
письме места» для гласных)
М-ро-, д-рога,вет-р,
м-тель, -дежда, вдру-, л-пата, сн-гирь, т-вар-щ, с-по-
Словарные слова на
экране убираются.
- Над окошками показать
буквы, из которых предстоит выбрать правильную.
- С помощью
словаря узнать нужные буквы; неверные зачеркнуть а правильные вписать
в слово и подчеркнуть .
- Работаем в
парах: один смотрит слово с первой буквой , другой - со второй ,
коллективно находите ответ.
-Какие орфограммы встретились
в данных словах?
2. Работа по
теме урока.
Слова на доске: мя.кий
, сугро., у.кий, холо., варе.ка, , шар.
- Прочитайте слова
. Над «окошками» покажите, какие буквы
«спорят». Определите,
где находится орфограмма.
-Подумайте, над
какими орфограммами будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте
тему нашего урока.
Объявляется тема
урока.
Сегодня на уроке
мы будем упражняться в правописании слов с парными по глухости -
звонкости согласными на конце слова или перед согласными. Решать
орфографические задачи в корне слова.
- Назовите
«опасные места при письме» для согласных?
(Парность по
глухости - звонкости.)
-Назовите пары
согласных по глухости - звонкости
(Нахождение на
конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарного звонкого [
н] )
- Вспомним , какое
правило нам поможет в правописании слов с парными по глухости -
звонкости согласными в корне слова
Использование ЭОР
« Восстанови правило»
Ресурс:
|
Восстанови
правило (N 193723)
|
|
|
Вид ЦОР:
|
Интерактивное задание
|
|
Аннотация:
|
Задание для
индивидуальной или групповой работы
|
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/31516862-4eeb-4161-bc8c-c72e55fe32b1/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8
-За помощью можно
обратиться к учебнику на стр.22
-Что нужно делать,
чтобы правильно выбрать букву согласного звука на конце слова или
перед согласным в корне слова?
(Подобрать
проверочное слово)
- Найдите в правиле ответ
на вопросы:
Каким должно быть проверочное слово ?
Как искать проверочные слова ?
(Подобрать
однокоренное слово и изменить проверяемое слово)
- Сегодня на уроке
мы будем упражняться в подборе проверочных слов для корня. А помогать
нам в нашей работе будет памятка «Как искать проверочные слова для
корня»
КАК
ИСКАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ КОРНЯ?
|
1. Объясни
значение слова с помощью однокоренного или подбери
другое
однокоренное слово.(сделай
маленьким, скажи ласково )
|
2.
Измени проверяемое слово:
|
предмет
-ед.ч. -
мн.ч.
- кто? что?
«по команде
вопроса»
(ед.ч или мн.ч.)
-много кого?
чего?
|
действие
- что (с)делает?
- что (с)делал?
- что (с)делаю?
|
признак
- каков?
|
Если надо,
выполняй два действия.
|
Таблица на
экране и у каждого ученика на парте.
Начинаем поиск
проверочных слов для наших слов с «окошками» (пропущенными орфограммами).
Форма записи:
а)слово с
«окошком»(выявление орфограммы)
б) поиск
проверочного слова и его запись
в) решение задачи
и полная запись слова(или вписывание буквы в «окошко»
-Работаем над
словом мя.кий.
- Подберём однокоренное
слово( назовём ласково): мя.кий- мягенький, изменим проверяемое
слово мя.кий - мягок (каков?) Орфографическая задача решена,
вставляю букву г. Отметим в таблице , какой способ помог решить
данную орфографическую задачу.
-Перед нами слово сугро.
Подбираем проверочное слово, используя таблицу.
Сугро. - сугробы;
сугробик
- Берём для исследования слово сколь.кий.
-Объясни значение
слова с помощью однокоренного:
сколь.кий-
скользить. Орфографическая
задача решена. Отметим в таблице, каким способом пользовались.
- Выберите для
оставшихся слов : холо., варе.ка, шар.- способ проверки, который поможет
решить вам орфографическую задачу.
Над какими
орфограммами работали?
- Какие учебные
действия выполняли?
(Подбирали
проверочные слова)
-Какие слова
являются проверочными для правописания слов с парными глухими и
звонкими согласными в корне?
- Как искать
проверочные слова для корня?
-Какие способы
подбора проверочных слов знаете?
-Для чего нам так
важно уметь подбирать проверочные слова?
(Чтобы грамотно
писать и люди могли понимать меня)
3. Работа в парах.
Упр.49 стр.28
Что объединяет
данные слова? (Правописание слов с парным по глухости - звонкости
согласным в корне)
-Какие учебные
действия будем выполнять , чтобы решить орфографическую задачу? Как
узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом
слове? (Подбирать проверочные слова).
-Памятка « Как
искать проверочные слова для корня?» - ваш главный помощник на уроке.
-Если будешь
затрудняться при подборе проверочных слов, как поступишь?
(Знаю - пишу, не
знаю - оставляю «окошко», подпишу :буквы «спорят », при проверке
обращусь за помощью)
-Способы проверки
отмечайте в памятке - таблице.
Дети работают на
распечатанных листах, вставлют пропущенную орфограмму.
4. Физкультминутка
5.Продолжение
работы по теме урока.
-Над каким правилом
работаем сегодня на уроке?
(Правописание слов
с парным по глухости - звонкости согласным в корне)
-Как вы считаете ,
поможет ли нам это правило при проверке слов с безударной гласной в
корне слова? Что общего и в чём отличие ?
Использование ЭОР
Вспомним правило
проверки безударной гласной в корне слова.
Ресурс:
|
Работа
с алгоритмом (N 193576)
|
|
|
Вид ЦОР:
|
Интерактивное задание
|
|
Аннотация:
|
Материал,
иллюстрирующий алгоритм проверки безударной гласной
|
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7aa26e2d-966b-480e-ae91-5be71f5fe682/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8
-Знание правил
правописания корневых орфограмм применяем в жизни .
Грамотно пишем
предложения .
Запись под
диктовку учителя
-Работаем по
принципу : « Точно знаешь написание ( помнишь букву, действуешь по
правилу) - пиши; не знаешь или не уверен - оставляй « окошко»
Если пропусков в слове много и оно может стать непонятным, надпиши
варианты букв».
Текст.
Ночью ударил
мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял
по полям. Зябко стало дубкам и берёзкам.
-Взаимопроверка.
- Какие
орфограммы встретились в в словах?
- Назовите слова
с корневыми орфограммами ? Докажите, что вы написали правильно. Каким
должно быть проверочное слово
для безударных
гласных и для парных по глухости - звонкости согласных в корне
слова? Назовите отличие. Какие способы проверки применяли для нахождения
проверочных слов? (Помощник таблица «Как искать проверочные слова для
корня»).
-Написание каких
слов вызвало у вас затруднение? Обратимся за помощью к классу.
- Оцените свою
работу.
6.Поработай
корректором . Найди 6 ошибок
- Как в слове найти
орфограмму?
(Нужно знать
опасные при письме места ).
-Назовите «опасные
места» для гласных; для согласных.
Под нагами
хрустел снек. Холот загнал в норки звирьков. Ропкий зайчик дражит
под кустом.
Алгоритм работы:
- читай по слогам
- нет ли описок, находи все орфограммы;
- где можешь, объясняй
выбор букв и решай, нет ли ошибок;
(ставь + над
словами, которые написаны верно)
- есть ошибки - исправляй
(работаем зелёной ручкой); сомневаешься - над буквой ставь «? »
Самостоятельная
работа.
Проверка. Работа в
парах сменного состава.
Работаем над
словами , в которых допущена ошибка.
-Назовите слова ,
в которых допущена ошибка.
-Найди ошибку.
-Определи, в какой
части слова допущена ошибка; обозначь её.
-Выпиши слово с
окошком на месте той буквы, которая выбрана
неверно.
-Реши, какое
правило надо применить.
-Выполни нужные
действия и вставь букву
-Вернись к тексту,
где была ошибка, и проверь правильно ли ты
исправил её
Под н.гами - ноги,
ножка. Сне. - снега, много снега, снеговые.
Хол.. - холодный;
хол.. - холода, похолодало.
Зв.рьков - звери,
зверь.
Ро.кий - робок,
робеть, робость
Др.жит - дрожь,
вздрогнул.
-Над какими
орфограмми работали?
(Правописание слов
с парными по глухости - звонкости согласными и безударными гласными
в корне.)
-Какие учебные
действия помогли вам найти ошибки и правильно записать слова?
1.Знаю «опасные
при письме места» и нахожу орфограмму.
2. Определяю тип
орфограммы.
3. Применяю правило
(Вспоминаю каким должно быть проверочное слово и как
его найти ) Пользуюсь памяткой « Как искать проверочные слова для
корня?»
4.Проверяю
написанное ( самоконтроль)
7. Итог урока
-Над какими
орфограммами работали на уроке?
-Как нужно
поступать при поиске проверочных слов?
-Каким должно быть
проверочное слово для безударных гласных и для парных по глухости -
звонкости согласных в корне слова? Назовите отличие.
-Какие приёмы
проверки корневых орфограмм применяли сегодня на уроке? Ваш помощник
памятка «Как искать проверочные слова для корня?»
-Где будем применять
полученные на уроке знания ?
-Попробуем себя в
роли «капитана корабля»
Использование ЭОР
Ресурс:
|
Отправь
судно в свой порт (N 193353)
|
|
|
Вид ЦОР:
|
Интерактивное задание
|
|
|
Аннотация:
|
Задание для
индивидуальной или групповой работы
|
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8
8.Рефлексия
-Какое задание на
уроке больше всего понравилось?
-Кто из вас
считает, что сегодня на уроке работал добросовестно и
заслуживает
уважения?
-Выскажите своё
мнение, оцените работу товарищей на уроке.
-Что понравилось в
работе товарища, над чем ему надо поработать?
9. Домашнее
задание( на выбор)
1.« Кто больше?»
Подобрать и записать слова на тему « Правописание слов с парными по
глухости - звонкости согласными и безударными гласными в корне» .
2.Упр.48 стр.28
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.