Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Методическая статья на тему "Пакет Vicrosoft Office: возможности и роль в преподавании гуманитарных и языковых дисциплин"

Методическая статья на тему "Пакет Vicrosoft Office: возможности и роль в преподавании гуманитарных и языковых дисциплин"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Пакет Microsoft Office: возможности и роль в преподавании гуманитарных и языковых дисциплин


В моем докладе, материал которого основан на практическом опыте, речь идет о доступном, простом и одновременно эффективном средстве качественного проведения занятий по социально-политическим дисциплинам. Автор считает, что, несмотря на достаточно широкое распространение использования презентационного материала в учебном процессе, тем не менее, ресурсы и возможности программы Power Point явно недооценены и обращает внимание на ее возможности и ресурсы.

В настоящее время много и оправданно говорится о необходимости повышения качества образовательного процесса, в том числе среднего специального. Безусловно, и в Республике Казахстан, и в Российской Федерации выпускники средних специальных учебных заведений сейчас представляют надежный резерв пополнения студенчества высших учебных заведений. Поэтому естественно, что от успеха освоения учебного материала в ссузах зачастую напрямую зависит успех подготовки специалиста и в вузах. При этом, на наш взгляд, современному производству объективно необходима личность, которая обладает не просто качественными профессиональными знаниями, но и социальной активностью, коммуникабельностью, умением адаптироваться, в случае необходимости, к изменяющейся социальной среде и реагировать на вызовы времени. А выработка этих качеств – одна из главных задач дисциплин социального цикла.

Современное поколение учащихся уже на момент зачисления в учебное заведение в значительной мере «технологизировано» и привыкло к освоению информации в соответствующей «электронной» форме. Вопрос о положительных и отрицательных следствиях подобной ситуации – предмет специального обсуждения, но, по нашему убеждению, эта ситуация остро ставит вопрос о предоставлении учащимся учебной информации в привычной для молодого человека форме.

Отметим немаловажное обстоятельство: современный учащийся находится в принципиально новой ситуации, чем более ранние поколения. Если сравнительно недавно довольно часто учащийся испытывал недостаток в той или иной информации, то в настоящее время он испытывает трудности качественно другого порядка:

  • избыточность информации (реальная или кажущаяся таковой молодому человеку);

  • зачастую ее несистематизированность (естественная в силу скорости современного информационного потока);

  • ее постоянное обновление, которое с учетом уже упомянутой скорости передачи информации способно представить для учащегося действительно тяжелую проблему в усвоении учебного материала.

Учебная презентация – одно из самых доступных и удобных средств, способных эффективно решать эти проблемы. Она позволяет, в частности, создавать наборы слайдов с информацией любого типа, а также представлять презентации в удобном для освоения виде. Гипертекстовая технология дает широкие возможности для создания полноценных учебных пособий с удобной средой обучения и навигации по учебному материалу, в которой легко находить нужную информацию и возвращаться к пройденному учебного блоку.

И еще одно немаловажное обстоятельство: даже традиционные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных технологий, может быть отдано личному обращению педагогов и учащихся. 

Учебная презентация не может и, более того, не должна заменять учебное пособие. Ведь даже самая удачная экранизация литературного произведения по умолчанию принадлежит к иному жанру, чем литературное творчество. И учебный материал, представленный в электронном виде, относится к совершенно иному жанру учебного пособия.

Поэтому для создания презентации явно недостаточно взять хорошее пособие, оснастить его необходимой навигацией (в данном случае имеются в виду технология гиперссылок) и неким иллюстративным материалом (в данном случае - некоторое количество звуковых и графических файлов) и, воплотив его на экране компьютера или проектора, предложить аудитории. Презентация не должна превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная: она должна, сконцентрировав внимание учащихся на конкретной учебной проблеме, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, интеллектуальные возможности учащегося, в частности, слуховую и эмоциональную память, стимулировать конечную результативность учебного процесса. Она должна разбудить познавательный интерес молодого человека даже к тем проблемам, которые, в силу и возраста, и имеющегося багажа информации учащегося, могут показаться и, зачастую, кажутся ему неактуальными, незначимыми или отвлеченными (например, принципы и категории диалектики в курсе «Основы философии»). Она должна максимально облегчить понимание и запоминание (при этом активное, а не пассивное) учебного материала.

Будет безответственным заявлять, что презентация способна полностью вытеснить «живое слово» или дать исчерпывающее объяснение материала. Она обладает своим рядом положительных сторон: повышение уровня использования наглядности, «подгонка» учебной информации к возможностям конкретной аудитории, расширенная возможность для преподавателя обратить внимание на логику подачи учебного материала.

Подчеркнем, мы не ведем речь о готовых электронных учебных пособиях, в которых можно выделять ряд их проблемных сторон:

  • их материал не всегда совпадает с конкретным учебным планом конкретной учебной дисциплины;

  • они достаточно громоздки, и навигация по ним неизбежно приводит к потерям учебного времени.

На настоящий момент имеется широкий спектр программ по созданию презентаций. Но многие из них имеют свои сложности: во-первых, они предлагаются в первую очередь для подачи графического материала (для гуманитария принципиально важен текст), во-вторых, большинство из них обладают довольно сложной навигацией; в-третьих, эти они, как правило, требуют достаточно времени и усилий для их освоения.

На наш взгляд, наиболее эффективным средством создания учебных презентаций является программа «PowerPoint» пакета «Microsoft Office», которая сравнению с другими программами обладает рядом преимуществ:

  1. она входит в пакет программ «Microsoft Office», следовательно, созданная презентация реализуется практически на любом компьютере;

  2. она проста и интуитивно понятна;

  3. она дает возможность создания пособия для конкретного занятия и для конкретной аудитории учащихся в соответствии с конкретными задачами.

При изучении таких дисциплин, как «Основы философии», «Основы политологии и социологии», теоретических разделов курса «Культурология» учащимся зачастую достаточно сложно дается освоение соответствующей научной терминологии. «Power Point» по-своему изящно представляет вариант решения проблемы: на слайд наносятся ключевые понятия, термины, категории, что облегчает восприятие учащегося того или иного понятия и их правильного написания и произнесения. При этом в зависимости от конкретной аудитории преподаватель задает циклы последовательности и повторяемости материала.

Еще один факт в пользу «Power Point»: программа дает реальную возможность проверить уровень и качество освоения учебного материала практически в любой момент занятия. Так, при закреплении материала полезно использование анимированных вопросов или тестов.

Автором по итогам каждого учебного года проводится анализ эффективности применения презентаций, самые общие результаты которого таковы: и по результатам промежуточных аттестаций учащихся, и по итогам сессий достигается 100% абсолютная успеваемость, наблюдается устойчивый рост качественной успеваемости (подчеркнем – речь идет о техническом колледже, в котором дисциплины социально-гуманитарного цикла не являются профилирующими). Хотя, на наш взгляд, главное – это не цифровые показатели, а явное усиления заинтересованности учащихся в освоении социально-гуманитарных наук.


Использованная литература

  1. Вашкевич Э.В. Power Point.Эффективные презентации на компьютере. – Москва, 2008.

  2. Интерактивный курс Microsoft PowerPoint .- Москва, 2007.

  3. Информатика. Базовый курс. Учебное пособие для студентов вузов. - Петербург, 2003.

  4. Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP // Информатика и образование. – 2005. - № 12.



  • Другое
Описание:

Дается краткое описание возможности крайне распространенных презентационных программ, наиболее доступных даже для самого неподготовленного пользователя. Кроме того, обосновывается необходимость использования данных программ в преподавании социальных дисциплин. При этом акцент сделан именно на причинах этой необходимости. Автор не претендует на некие откровения или открытия. Этот материал, скорее, некоторое размышление о простых и крайне эффективных программах. Если у коллег появится возможность и желание поделиться своими достижениями в данной области, прошу встретиться в блоге

Автор Демидов Сергей Валентинович
Дата добавления 02.03.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 279
Номер материала MA-070493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»