Пакет Microsoft Office:
возможности и роль в преподавании гуманитарных и языковых дисциплин
В
моем докладе, материал которого основан на практическом опыте, речь идет о
доступном, простом и одновременно эффективном средстве качественного проведения
занятий по социально-политическим дисциплинам. Автор считает, что, несмотря на
достаточно широкое распространение использования презентационного материала в
учебном процессе, тем не менее, ресурсы и возможности программы Power
Point
явно недооценены и обращает внимание на ее возможности и ресурсы.
В
настоящее время много и оправданно говорится о необходимости повышения качества
образовательного процесса, в том числе среднего специального. Безусловно, и в
Республике Казахстан, и в Российской Федерации выпускники средних специальных
учебных заведений сейчас представляют надежный резерв пополнения студенчества
высших учебных заведений. Поэтому естественно, что от успеха освоения учебного
материала в ссузах зачастую напрямую зависит успех подготовки специалиста и в
вузах. При этом, на наш взгляд, современному производству объективно необходима
личность, которая обладает не просто качественными профессиональными знаниями,
но и социальной активностью, коммуникабельностью, умением адаптироваться, в
случае необходимости, к изменяющейся социальной среде и реагировать на вызовы
времени. А выработка этих качеств – одна из главных задач дисциплин
социального цикла.
Современное
поколение учащихся уже на момент зачисления в учебное заведение в значительной
мере «технологизировано» и привыкло к освоению информации в соответствующей
«электронной» форме. Вопрос о положительных и отрицательных следствиях подобной
ситуации – предмет специального обсуждения, но, по нашему убеждению, эта
ситуация остро ставит вопрос о предоставлении учащимся учебной информации в
привычной для молодого человека форме.
Отметим
немаловажное обстоятельство: современный учащийся находится в принципиально
новой ситуации, чем более ранние поколения. Если сравнительно недавно довольно
часто учащийся испытывал недостаток в той или иной информации, то в настоящее
время он испытывает трудности качественно другого порядка:
·
избыточность информации (реальная или
кажущаяся таковой молодому человеку);
·
зачастую ее несистематизированность
(естественная в силу скорости современного информационного потока);
·
ее постоянное обновление, которое с учетом
уже упомянутой скорости передачи информации способно представить для учащегося
действительно тяжелую проблему в усвоении учебного материала.
Учебная
презентация – одно из самых доступных и удобных средств, способных эффективно
решать эти проблемы. Она позволяет, в частности, создавать наборы слайдов с
информацией любого типа, а также представлять презентации в удобном для освоения
виде. Гипертекстовая технология дает широкие возможности для создания
полноценных учебных пособий с удобной средой обучения и навигации по учебному
материалу, в которой легко находить нужную информацию и возвращаться к
пройденному учебного блоку.
И
еще одно немаловажное обстоятельство: даже традиционные формы работы наполнятся
в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря
применению информационных технологий, может быть отдано личному обращению
педагогов и учащихся.
Учебная
презентация не может и, более того, не должна заменять учебное пособие. Ведь
даже самая удачная экранизация литературного произведения по умолчанию принадлежит
к иному жанру, чем литературное творчество. И учебный материал, представленный в
электронном виде, относится к совершенно иному жанру учебного пособия.
Поэтому
для создания презентации явно недостаточно взять хорошее пособие, оснастить его
необходимой навигацией (в данном случае имеются в виду технология гиперссылок)
и неким иллюстративным материалом (в данном случае - некоторое количество
звуковых и графических файлов) и, воплотив его на экране компьютера или
проектора, предложить аудитории. Презентация не должна превращаться ни в текст
с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная: она
должна, сконцентрировав внимание учащихся на конкретной учебной проблеме, вовлекая
в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, интеллектуальные возможности
учащегося, в частности, слуховую и эмоциональную память, стимулировать конечную
результативность учебного процесса. Она должна разбудить познавательный интерес
молодого человека даже к тем проблемам, которые, в силу и возраста, и
имеющегося багажа информации учащегося, могут показаться и, зачастую, кажутся
ему неактуальными, незначимыми или отвлеченными (например, принципы и категории
диалектики в курсе «Основы философии»). Она должна максимально облегчить
понимание и запоминание (при этом активное, а не пассивное) учебного материала.
Будет
безответственным заявлять, что презентация способна полностью вытеснить «живое
слово» или дать исчерпывающее объяснение материала. Она обладает своим рядом положительных
сторон: повышение уровня использования наглядности, «подгонка» учебной информации
к возможностям конкретной аудитории, расширенная возможность для преподавателя обратить
внимание на логику подачи учебного материала.
Подчеркнем,
мы не ведем речь о готовых электронных учебных пособиях, в которых можно
выделять ряд их проблемных сторон:
·
их материал не всегда совпадает с
конкретным учебным планом конкретной учебной дисциплины;
·
они достаточно громоздки, и навигация по
ним неизбежно приводит к потерям учебного времени.
На
настоящий момент имеется широкий спектр программ по созданию презентаций. Но
многие из них имеют свои сложности: во-первых, они предлагаются в первую
очередь для подачи графического материала (для гуманитария принципиально важен текст),
во-вторых, большинство из них обладают довольно сложной навигацией; в-третьих,
эти они, как правило, требуют достаточно времени и усилий для их освоения.
На наш взгляд, наиболее эффективным средством создания учебных
презентаций является программа «PowerPoint» пакета «Microsoft Office», которая сравнению с другими
программами обладает рядом преимуществ:
1.
она
входит в пакет программ «Microsoft Office», следовательно, созданная презентация реализуется
практически на любом компьютере;
2.
она проста
и интуитивно понятна;
3.
она дает
возможность создания пособия для конкретного занятия и для конкретной аудитории
учащихся в соответствии с конкретными задачами.
При изучении таких дисциплин, как «Основы философии», «Основы
политологии и социологии», теоретических разделов курса «Культурология»
учащимся зачастую достаточно сложно дается освоение соответствующей научной
терминологии. «Power Point» по-своему изящно представляет вариант решения проблемы: на слайд
наносятся ключевые понятия, термины, категории, что облегчает восприятие учащегося
того или иного понятия и их правильного написания и произнесения. При этом в
зависимости от конкретной аудитории преподаватель задает циклы
последовательности и повторяемости материала.
Еще один факт в пользу «Power Point»: программа дает реальную
возможность проверить уровень и качество освоения учебного материала
практически в любой момент занятия. Так, при закреплении материала полезно
использование анимированных вопросов или тестов.
Автором по итогам каждого учебного года проводится анализ
эффективности применения презентаций, самые общие результаты которого таковы: и
по результатам промежуточных аттестаций учащихся, и по итогам сессий
достигается 100% абсолютная успеваемость, наблюдается устойчивый рост
качественной успеваемости (подчеркнем – речь идет о техническом колледже, в
котором дисциплины социально-гуманитарного цикла не являются профилирующими). Хотя,
на наш взгляд, главное – это не цифровые показатели, а явное усиления
заинтересованности учащихся в освоении социально-гуманитарных наук.
Использованная
литература
1.
Вашкевич
Э.В. Power Point.Эффективные презентации на компьютере. – Москва, 2008.
2.
Интерактивный
курс Microsoft PowerPoint .- Москва, 2007.
3.
Информатика.
Базовый курс. Учебное пособие для студентов вузов. - Петербург, 2003.
4.
Мануйлов
В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP //
Информатика и образование. – 2005. - № 12.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.