Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыМетодическая разработка уроков по предмету «Беседы об искусстве» тема "Эпоха Возрождения"

Методическая разработка уроков по предмету «Беседы об искусстве» тема "Эпоха Возрождения"

Скачать материал

Муниципальная организация дополнительного образования «Детская школа искусств»

с. Койгородок

 

 

Методическая разработка уроков по предмету

«Беседы об искусстве»

 

по темам:

 

«Искусство Возрождения в Италии. Проторенессанс (Джотто ди Бондоне), Раннее Возрождение (Мазаччо, Сандро Ботичелли), Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джорджоне), Позднее Возрождение (Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Тинторетто)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Автор (составитель)  Турубанова В. С

 

 

 

Койгородок

2017

Содержание

1.     Введение…………………………………………………………………….3

2.     Искусство Возрождения в Италии. Периоды Возрождения. Джотто ди Бондоне……………………………………………………………………..4

3.     Раннее Возрождение. Мазаччо, Сандро Ботичелли……………………..7

4.     Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Микеланжело Буонаротти………………………………………………………………...10

5.     Высокое Возрождение. Рафаэль Санти, Джорджоне………….……….14

6.     Позднее Возрождение (Тициан, Веронезе, Тинторетто)………………16

7.     Закрепление пройденной темы (тест)……………………………….......20

8.     Заключение………………………………………………………………..21

9.     Список литературы……………………………………………………….22

Приложение (контрольный тест)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.

         Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно – воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.

         Данная работа представляет собой разработку пяти учебных занятий и одного контрольного занятия по предмету «Беседы об искусстве». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятия разработаны для учащихся 4 класса отделения живопись, в возрастной группе 10 – 12 лет.

Цели уроков по теме «Искусство Возрождения в Италии»:

·        Знакомство характерными чертами различных периодов эпохи Возрождения;

·        Обозначить роль в области мировой художественной культуры художников: Джотто, Мазаччо, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто;

·        Усвоение новых понятий и терминов;

·        Продолжение формирования навыков анализа произведений искусства;

·        Развитие эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 1. Искусство Возрождения в Италии. Периоды Возрождения.  

Джотто ди Бондоне

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Знакомство с новой темой (Искусство Возрождения в Италии. Периоды Возрождения. Джотто ди Бондоне).

 

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: иллюстративный материал (картины)

*    «Бегство в Египет»;

*    «Возвращение Иоакима пастухам».

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 

В начале XV века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с XII века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве «Возрождение» (фран. «Ренессанс»). Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство.

 

Итальянское Возрождение разделяют на несколько периодов:

·       

Проторенессанс (Предвозрождение)

 
дученто (к. XIII века);

·        треченто (XIV век);

·        кватроченто (XV век) – Ранний Ренессанс;

·        чинквеченто  (к. XV века – 1/3 XVI века) – Высокий Ренессанс;

·        Поздний Ренессанс (к. XVI век).

 

По всей территории Италии велись археологические раскопки, были найдены античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.

 

Джотто ди Бондоне (1266?1267 - 1337)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне. Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после Средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г. Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь, как существующие, земные, реальные. В этих работах он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон.  И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами.

Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения, сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 2. Раннее Возрождение. Мазаччо, Сандро Боттичелли

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Знакомство с новой темой (Раннее Возрождение. Мазаччо, Сандро Ботичелли).

 

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: иллюстративный материал (картины)

Мазаччо:

*    «Изгнание и рая»;

*    «Чудо со статиром»;

*    «Мадонна с младенцем и ангелами»;

*    «Поклонение волхвов».

Сандро Ботичелли:

*    «Весна»;

*    «Рождение Венеры»;

*    «Три чуда Святого Зиновия»;

*    «Благовещение Честелло»;

*    «Оплакивание Христа».

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 

Решительный поворот в сторону утверждения реализма происходит в XV веке. Ведущим городом искусств остается Флоренция. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры. То есть, живопись поднимается, как наука. Кроме того, изучается линейная перспектива, получает развитие жанр портрета.

 

Мазаччо (1401-1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи Раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Мазаччо первым стал располагать предметы в пространстве с учетом перспективы, людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей – и в этом огромная заслуга живописца.

 

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Настоящее имя Сандро Боттичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи. После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок). Это прозвище пристало к нему то- ли за чрезмерное пристрастие к вину, то-ли из-за его полноты.

В 15-16 лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого Филиппи Липпи. Усвоив технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли (прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Вероккьо. В 1469 году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей Медичи.

Отсутствие привилегий, предоставляемых богатством и знатностью, с юности приучило Сандро во всем полагаться только на собственную энергию и дарование. Настоящей школой для «взбалмошной головы» юного Сандро стали улицы Флоренции с их дивной архитектурой и храмы со статуями и фресками родоначальников Возрождения Джотто и Мазаччо.

Ищущий свободы и творчества, живописец обретает ее не в традиционных церковных сюжетах, а там, где его «обуревают любовь и страсть». Боттичелли считали «певцом утонченной женственности». Всем своим мадоннам художник дарит, как сестрам, одно и то же проникновенное, мыслящее, чарующе неправильное лицо.

Художник сплавляет воедино свои наблюдения жизни с впечатлениями античной и новой поэзии. Благодаря мифологическому жанру, итальянская живопись становится свецкой и, вырываясь за стены церквей, входит в жилища людей.

Для семьи Медичи Боттичелли выполнил свои самые знаменитые и крупные заказы. Сандро никогда не покидал Флоренцию надолго. Исключение – его поездка в Рим к папскому двору в 1481-1482 годах для росписи в составе группы художников библиотеки Сикстинской капеллы. Возвратившись, он продолжает работать во Флоренции.

Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великого не мог не сказаться на творчестве художника. Потеряв нравственную опору в лице семьи Медичи, светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.

Его работы на религиозные темы сухи и перегружены деталями, художественный язык стал более архаичным.

В последние годы своей жизни он вовсе перестал писать, посчитав это занятие грешным и суетным.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

Урок 3. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти.

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Знакомство с новой темой (Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти).

 

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: иллюстративный материал (картины)

Леонардо да Винчи:

*    «Мона Лиза» («Джоконда») (1503);

*    «Тайная вечеря»;

*    «Мадонна Литта» (1482);

*    «Дама с горностаем» (1486).

Микеланджело Буонаротти:

*    «Давид» (1504);

*    «Пьета» (1504);

*    «Моисей» (1516);

*    Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане (фрагменты: «Сотворениа Адама», «Дельфийская сивилла» (ясновидящая)).

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 

         Мастера Высокого Возрождения были универсальными личностями – учеными, инженерами, музыкантами, архитекторами, скульпторами, живописцами. В это время новое мировоззрение воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Джорджоне.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519)

         Наиболее яркий художник эпохи Высокого Возрождения. Обладал разносторонними талантами: он был живописцем, математиком, инженером, музыкантом, поэтом. Он во многом опережал свое время, например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибегал, в научных целях, к анатомированию организма человека. Он был очень любознательным и очень увлекающимся человеком. Любопытство и жажда красоты – вот две главные пружины в жизни Леонардо, причем часто любопытство было во вред красоте, так как отвлекало от главного назначения художника.

         Леонардо был внебрачным сыном Пьетро Антонио из благородного флорентийского рода. Отец всегда поощрял сына в его начинаях, в его творчестве. С юности Леонардо обладал необузданным характером, чарующим музыкальным голосом, великолепной внешностью.

         Учился он у знаменитого Вероккьо до тех пор, пока ученик не перерос своего учителя. В искусстве Леонардо углублялся в природу и в человеческую личность.

         Леонардо работал преимущественно при дворе герцога миланского в качестве инженера, архитектора и художника. Многогранность его интересов оставляла, к сожалению, мало времени для художественных занятий. Сохранилось всего 15 картин Леонардо, но каждая – это великое событие в мировом искусстве.

         Последние годы жизни Леонардо были годами скитаний. Он ничего не скопил в блестящие дни своей жизни при дворе и вернулся во Флоренцию бедняком. Но нищета поддерживала его дух в постоянном напряжении; последние четыре года были одним длительным экстазом творческой работы.

 

Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

         Микеланджело – еще одна горная вершина Ренессанса. Он был гениальным художником, ваятелем, архитектором, поэтом. Но более всего он – ваятель.

         Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись. В наше время большинство скульпторов сначала лепят глиняную модель, доводя ее до совершенства, потом мраморщик (реже сам скульптор) переводит ее с механической точностью в материал – мрамор или другой камень. Ваятель работает иначе. Он мысленно представляет себе будущий облик задуманного образа, а затем откалывает, отсекает то, что не нужно. Это очень тяжелый труд, он требует огромного душевного и физического напряжения, безошибочности руки, зоркости глаза, так как неправильно отколотое уже не приклеить. Именно так работал Микеланджело. Он как бы вступал в единоборство с мраморной глыбой, освобождая образ из каменной оболочки.

         До конца своих дней во всех своих произведениях Микеланджело отстаивал право на свободу и воспевал мощь, силу и героизм людей, их борьбу и веру в победу.

         Микеланджело не был свободен в своем творчестве, на него постоянно давили, ему приказывали, принуждали, грозили римские папы, которые были заказчиками его многих работ. Они отрывали его от того, чем он успевал увлечься, грозили ему судом, требуя окончания предыдущей работы. Но самое горестное, что наложило отпечаток на жизнь и творчество Микеланджело – осада и падение любимой Флоренции, уничтожение республики, эпоха террора и инквизиции, годы страдальческого одиночества, проведенные в изгнании в Риме, где он и умер в возрасте восьмидесяти девяти лет.

         По иронии судьбы, роспись потолка Сикстинской капеллы Ватикана – это единственная законченная работа его как живописца. Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Вместо того, чтобы покрыть потолок орнаментом и написать лишь несколько фигур, он всю площадь заполнил сюжетными композициями, фигурами пророков и сивилл, обнаженных юношей. В общей сложности, на общей площади в 600 метров было расположено несколько сотен фигур – целый народ, поколение титанов, где есть старики, женщины, юноши и младенцы.

         Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело, этот физически далеко не сильный, подверженный недугам, одержимый постоянными душевными смутами человек, сам совершил беспримерный подвиг. Он отказался от помощников и всю работу выполнил один. Ему приходилось писать, стоя на лесах и запрокидывая голову так, что краска капала ему на лицо, - и так изо дня в день, на протяжении четырех лет.

         Среди сюжетных росписей потолка капеллы наибольшей славой пользуется роспись «Сотворение Адама» - это роспись в центральной части потолка. По библейской легенде, Бог создал первого человека из глины, а потом оживил его. Микеланджело изобразил момент оживления. Художник сумел создать впечатление, будто жизнь начинает в нем пробуждаться: поднимается голова, открываются глаза, подтягивается нога, простирается вперед рука, наполняются энергией мышцы, оживает все тело. Микеланджело показывает человека сильного, мужественного, способного на великие дела. Человек здесь могуч и прекрасен, как Бог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 4. Высокое Возрождение. Рафаэль Санти, Джорджоне.

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Продолжение изучения темы (Высокое Возрождение. Рафаэль Санти, Джорджоне).

 

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: иллюстративный материал (картины)

Рафаэль Санти:

*    «Мадонна Конестабиле» (1504);

*    «Афинская школа» (1508);

*    «Дама под покрывалом» («Донна Велата») (1514);

*    «Сикстинская Мадонна» (1519).

Джорджоне:

*     «Гроза» (1506);

*    «Спящая Венера» (1510);

*    «Юдифь» (1504).

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 

Рафаэль Санти (1483-1520)

         Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура. Он, прежде всего, знаменит, как создатель дивных Мадонн, небесно-прекрасных и  земных.

         Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. Он писал картины на религиозные сюжеты, много портретов живых людей. Умер в полном расцвете сил, в 37 лет.

 

Джорджоне (1477-1510) (Венецианское Возрождение)

         Своим особым путем развивалась живопись в Венеции. Влажная атмосфера этого города, построенного на островах, была губительна для фресковой живописи. Поэтому здесь, раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Она была удобной и предоставляла художнику больше разнообразных возможностей. Праздничное настроение, особый теплый золотистый колорит – вот типичные черты, присущие творчеству живописцев этого города.

         Одним из известных венецианских художников был Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне. Пейзаж, природа, прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов, и, вместе с тем, логичностью, Джорджоне очень близок Леонардо, который оказал на него огромное влияние. Но Джорджоне более эмоционален, чем его великий учитель, и интересуется, главным образом, не столько линейной перспективой, сколько воздушной, и проблемами колорита.

         За последние пять лет жизни художник создал свои лучшие произведения, исполненные в масляной технике. Умер в расцвете сил, в 33 года от чумы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 5. Позднее Возрождение (Тициан, Веронезе, Тинторетто)

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Знакомство с новой темой (Позднее Возрождение. Тициан Вечеллио, Паоло Веронезе, Тинторетто).

 

Тип  урока: комбинированный.

Оборудование: иллюстративный материал (картины)

Тициан:

*    «Девушка с фруктами»;

*    «Даная» (1546);

*    «Венера Урбинская» (1538);

*    «Кающаяся Мария Магдалина» (1565).

Веронезе:

*    «Мальчик с борзой собакой»;

*    «Нахождение Моисея» (1588);

*    «Поклонение волхвов» (1870);

*     «Пир в доме Левия» (1573).

Тинторетто:

*    «Тайная вечеря» (1594);

*    «Даная» (II половина XVI века);

*    «Портрет старика и юноши»;

*    «Христос в доме Марии и Марфы»;

*    «Нахождение тела святого Марка»;

*    «Рождение Иоанна Крестителя».

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция)

 

Венеция на протяжении XVI века была оплотом независимости и свободы. Поэтому именно там дольше всего сохранились традиции Ренессанса.

Тициан Вечеллио (1477-1576)

         Тициан – великий венецианский художник, один из титанов эпохи Возрождения. Его творчество наполнено красотой и радостью жизни, верой в счастье человека. Необыкновенное богатство, тонкость и праздничность цветов сделали его одним из крупнейших живописцев мира. Он прожил около ста лет и оставил миру множество блистательных работ. Темы его картин разнообразны: мифология и религия, портрет и пейзаж, во многих произведениях он воспевает прекрасное нагое человеческое тело.

         В раннем периоде работал вместе с Джорджоне. Но Тициан по сравнению с Джорджоне менее лиричен и утончен, его женские образы более земные.

         Работая в различных жанрах, Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную технику и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас.

         Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным оказался поздний период его жизни. В конце его жизни страну постигает бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер Тициан.

 

Паоло Веронезе (1528-1588)

         Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он был родом из Вероны), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI века. Он начал с исполнения картин для веронской знати и веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 году он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Отныне его жизнь навеки была связана с Венецией. Он делал росписи, но чаще писал большие картины маслом на холсте по заказу республики и венецианских патрициев.

         Веронезе был живописец «до мозга костей», «лев живописи», бурно талантливый и простодушный в своем искусстве тем великолепным простодушием щедрого таланта, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Это колоритные зрелища хмельных и пышных обедов в венецианских палаццо, с музыкантами, шутами, собаками. В них нет ничего религиозного, поэтому Веронезе приходилось держать ответ перед трибуналом святейшей инквизиции.

         Веронезе не ставил перед собой мудреных психологических задач, он просто прославлял красоту бесхитростных, земных, чувственных явлений и предметов.

         Краски Веронезе светозарны, насыщенны по тону, и, что главное, они не просто расцвечивают изображение предмета, а сами претворяются в предмет, становятся серебром, бархатом, облаком, теплом. Он не фантазирует в красках – его колорит передает даже ощущение воздушной среды, ее серебристый холодок.

 

Тинторетто (1518-1594)

         Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто («тинторетто» - красильщик, отец художника был красильщиком шелка) – младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Позднего Возрождения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро – монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями.

         В композициях Тинторетто царит прямо-таки неистовое движение; он не терпит спокойных, фронтальных фигур – ему хочется закружить их в вихревом полете. Любимый пейзаж Тинторетто – грозовой, с бурными облаками и вспышками молний.

         С 1565 по 1587 гг. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Гигантский цикл этих картин, занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством, иногда едким ощущением одиночества, чувством ничтожности человека перед величием природы.

         Тинторетто много занимался портретом. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна. Полным тяжких раздумий, мучительной тревоги, душевного смятения изображает себя мастер на автопортрете. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 6. Закрепление пройденной темы «Эпоха Возрождения»

1.     Организационный момент (приветствие, настрой на работу на уроке);

2.     Просмотр фильма ВВС «Всемирная история живописи – Эпоха гениев»;

3.     Написание проверочной работы (тест – приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства. Здесь же, как мы увидели, происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. На этой основе складывается новое представление о Вселенной. Рождается новый метод исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума). Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, на развитие и проявление своих способностей, достойное духовное и физическое существование.

План занятий по разделу «Эпоха Возрождения» может быть использован педагогами детских школ искусств, как базовый, для организации своих занятий по предмету «Беседы об изобразительном искусстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. [Текст]/ Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1989. – 272 с.

2.     Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. [Текст]/ С.М. Петкова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 506 с.

3.     Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И, Власова А.М., Дружба О.В., Новиков А.Ю., Рамих В.А., Ушкалов В.А.. История и культурология. [Текст]/ Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко, А.М.Власова, О.В.Дружба, А.Ю.Новиков, В.А.Рамих, В.А.Ушкалов. – М.: Логос, 2000.

 

Электронные ресурсы

         1.         http://cvetamira.ru/predvozrozhdenie-rannee-vozrozhdenie.

         2.         http://cvetamira.ru/sandro-bottichelli-1445-1510.

         3.         http://cvetamira.ru/leonardo-da-vinchi-1452-1519-vysokiy-renessans.

         4.         http://cvetamira.ru/rafael-santi-1483-1520-vysokiy-renessans.

         5.         http://cvetamira.ru/mikelandzhelo-buonarotti-1475-1564-vysokiy-renessans.

         6.         http://cvetamira.ru/dzhordzhone-1477-1510-venecianskoe-vozrozhdenie.

         7.         http://cvetamira.ru/tician-vechellio-1477-1576-venecianskoe-vozrozhdenie.

         8.         http://cvetamira.ru/veroneze-paolo-1528-1588-venecianskoe-vozrozhdenie.

         9.         http://cvetamira.ru/tintoretto-1518-1594-venecianskoe-vozrozhdenie.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест по теме «Эпоха Возрождения».

1.     Эпоха Возрождения началась в XIII веке в:

а) Испании;     б) Италии;     в) Германии.

2.     На сколько периодов разделяют эпоху Возрождения?

а) 2: проторенессанс и раннее Возрождение;    

б) 4: проторенессанс, раннее Возрождение, высокий Ренессанс; поздний Ренессанс;    в) эпоха Возрождения не делилась на периоды.

3.     Архитектор, скульптор, живописец Проторенессанса?

а) Донателло;     б) Джотто;     в) Караваджо.

4.     Какие краски предпочитает Джотто?

а) чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые, светло-лиловые;    

б) темные краски: коричневый, серый, черный;    

в) краски теплых оттенков: красный, желтый, оранжевый.

5.     Самое значительное произведение Джотто?

а) «Бегство в Египет»;     б) роспись капеллы в г. Падуя;   

в) «Возвращение Иоакима пастухам».

6.     Что нового привнес в живопись Джотто?

а) художник сделал изображения Библейской истории реальными, земными;    б) ввел пейзажный фон.

7.     Последователь Джотто, первый мастер живописи раннего Возрождения?

а) Караваджо;     б) Франциско Гойя;     в) Мазаччо.

8.      Какую цветовую гамму предпочитает Мазаччо?

а) светлый колорит;     б) темный, глубокий колорит;     в) нет особых предпочтений.

9.      Что нового привнес в живопись Мазаччо?

а) первым стал располагать правильно предметы в пространстве с учетом перспективы;    

б) стал изображать людей по законам анатомии.

10.  Мастер живописи раннего Возрождения, певец утонченной женственности?

 а) Честелло;     б) Ботичелли;     в) Джотто.

11.  Какие работы принадлежат кисти Ботичелли?

а) «Рождение Венеры»;     б) «Три чуда Святого Зиновия»; 

в) «Джоконда»;    г) «Весна»;    д) «Бегство в Египет».

12.   Наиболее яркий художник эпохи Высокого Ренессанса, живописец, математик, инженер, музыкант, поэт?

а) Никола Пуссен;     б) Леонардо да Винчи;     в) Винсент ванн Гог.

13.  Главные объекты наблюдения и изображения Леонардо?

а) растительный мир;     б) природа и человек;     в) животный мир.

14.  Какие работы принадлежат кисти Леонардо?

а) «Джоконда»;     б) «Моисей»;     в) «Мадонна Литта»;    г) «Тайная вечеря».

15.  Гениальный художник, ваятель, архитектор, поэт?

а) Джотто;     б) Мазаччо;     в) Микеланджело Буонаротти.

16.  Во всех своих произведениях Микеланджело:

а) отстаивал право на свободу;     б) воспевал мощь, силу и героизм людей.   

17.  Единственная законченная работа Микеланджело – живописца?

а) «Сотворение Адама»;     б) роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане;     в) «Дельфийская сивилла».

18.  Какие из перечисленных скульптур выполнил Микеланджело?

а) «Пьета»;     б) статуя Афины;     в) «Моисей»;    г) «Дельфийская сивилла»

19.  Великий итальянский художник, проживший недолгую, но счастливую и плодотворную жизнь?

а) Джорджоне;     б) Рафаэль Санти;     в) Франс Хальс.

 

20.  Основные черты живописи Рафаэля?

а) изображение людей цельных, гармоничных;     б) в качестве фона использовал величественную архитектуру и красивые пейзажи.    

21.  Основные темы работ Рафаэля?

а) пейзажи;     б) портреты;     в) религиозные сюжеты.

22.  Типичные черты живописи венецианских художников?

а) праздничное настроение;     б) теплый золотистый колорит;    

в) холодный колорит.

23.  Один из известных венецианских художников эпохи Высокого Возрождения?

а) Мазаччо;     б) Франциско Гойя;     в) Джорджоне.

24.  Предметы искусства для Джордоне?

а) человеческое тело;     б) пейзажи;     в) природа.

25.  Великий венецианский художник эпохи Позднего Возрождения?

а) Джотто;     б) Тициан;     в) Никола Пуссен.

26.  Основные темы картин Тициана?

а) пейзаж;     б) натюрморт;     в) портрет,    г) мифология,    д) религия;   

е) интерьер.

27.  Какие работы принадлежат кисти Тициана?

а) «Девушка с фруктами»;     б) «Джоконда»;     в) «Даная»;   

г) «Весна»;    е) «Кающаяся Мария Магдалина».

28.  Кто оказал большое влияние на Тициана в ранний период его творчества?

а) Микеланджело;     б) Джорджоне;     в) Леонардо да Винчи;   

г) Джотто.

29.  Венецианский художник, последний певец праздничной, ликующей Венеции XVI века, к которому слава пришла после росписей для Дворца дожей?

а) Тинторетто;     б) Веронезе;     в) Мазаччо;    г) Микеланджело.

 

30.  Основные темы работ Веронезе?

а) мифология;     б) портрет;     в) пейзаж;    г) анималистика;   

д) аллегория;    е) натюрморт.

31.  Младший современник Тициана и Веронезе, последний корифей Венецианского Позднего Возрождения?

а) Тинторетто;     б) Джотто;     в) Фидий;    г) Джорджоне.

32.  Какие работы принадлежат кисти Тинторетто?

а) «Тайная вечеря»;     б) «Рождение Иоанна Крестителя»;    в) «Даная»;   

г) «Сотворение мира»    д) «Кающаяся Мария Магдалина».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка уроков по предмету «Беседы об искусстве» тема "Эпоха Возрождения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве» – введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры. Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно – воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося. Данная работа представляет собой разработку пяти учебных занятий и одного контрольного занятия по предмету «Беседы об искусстве». Занятие проходит в течение 40 минут. Занятия разработаны для учащихся 4 класса отделения живопись, в возрастной группе 10 – 12 лет.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 284 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.07.2020 762
    • DOCX 56.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Болкисева Оксана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Болкисева Оксана Сергеевна
    Болкисева Оксана Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73272
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 315 человек

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе