Урок
знаний в 3 классе
Тема урока:
«Россия – Родина моя»
Цель
урока: познакомить учащихся с понятием «гражданин».
Задачи
урока:
1.Предметные:
-познакомить уч-ся
с символами Российской Федерации;
-познакомить уч-ся
с их гражданскими правами и обязанностями.
2.Метапредметные
1)Познавательные
УУД:
-учить учащихся
формулировать познавательные цели урока;
-учить поиску
необходимой информации из различных источников;
2)Регулятивные
УУД:
-формировать
умение принимать и сохранять учебную задачу;
-учить оценивать с
учителем и одноклассниками результат своих действий;
3)Коммуникативные
УУД:
-формировать
умение работать в паре, в группе;
3.Личностные
УУД:
-формировать
интерес к учебному материалу;
-формировать
адекватную самооценку;
Ход урока.
I. Самоопределение
к деятельности.
Долгожданный дан
звонок,
Начинается …
(урок)
-Мы начинаем урок
знаний. Подарите друг другу улыбки.
-Вы стали взрослее
и умнее, многое узнали из истории нашего государства, но ещё больше вам
предстоит узнать.
II. Актуализация
знаний.
Послушайте
стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает: «Что мы
Родиной зовем?»
Что мы
Родиной зовем?
Дом, где
мы с тобой растем,
И березки
у дороги,
По которой
мы идем.
Что мы
Родиной зовем?
Солнце в
небе голубом.
И
душистый, золотистый хлеб
За
праздничным столом.
Что мы
Родиной зовем?
Край, где
мы с тобой живем,
И
рубиновые звезды –
Звезды
мира над Кремлем.
- Как
называется страна, в которой вы живете?
(Россия)
- В каком
государстве вы живете?
(Российская
Федерация)
-Прочитайте
предложения.
Что такое государство?
Государственные символы.
Разные времена в истории нашего
государства.
Я – гражданин России.
Конституция – основной закон
государства.
Что
мы уже знаем и что нам предстоит узнать.
-О
чем мы сегодня будем говорить?
(О
государственных символах, о Конституции, о том, кто такие граждане).
III. Постановка
учебной задачи
-Перед
вами обложки самых главных документов, которые были выданы одному и тому же
человеку. Что это за документы?
(Свидетельство
о рождении и паспорт).
-Прочитайте,
что написано на обложке свидетельства о рождении.
(Свидетельство
о рождении выдано гражданину СССР.)
-Прочитайте,
что написано на паспорте.
(Паспорт
выдан гражданину Российской Федерации).
На
доске появляются записи
Свидетельство о рождении выдано гражданину
СССР.
Паспорт выдан гражданину Российской
Федерации.
-
Какое вы заметили противоречие?
(Свидетельство
о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину
другого).
-Какой
возникает вопрос?
(Почему
изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не
переезжали?)
-Какие
у вас есть предположения?
(
По какой-то причине страна поменяла название; что-то случилось с СССР и т.д. )
IV. Поиск
решения проблемы.
1.
-Давайте проверим, чьи предположения подтвердились!
В
1991 году был распущен СССР. Каждая республика стала независимым государством,
поэтому наша страна стала называться Российской Федерацией, и мы стали
гражданами Российской Федерации).
2.
Рассмотрите карты (на доске вывешиваются карта Советского Союза и карта
Российской Федерации и стран СНГ)
-Что
изменилось, какие различия вы видите?
(Бывшие
республики СССР стали отдельными государствами, в том числе и РСФСР,
-Жителями
какого государства мы теперь являемся?
(Жителями
России, Российской Федерации).
-Но
дружба между народами не исчезла. Что образовали независимые государства?
(СНГ,
Содружество Независимых Государств).
3.
Государственные символы современной России.
-
У каждого независимого государства есть свои символы. Перечислите.
(Герб,
флаг и гимн).
1)Найдите
среди различных гербов герб нашего государства. Как вы его нашли?
(На
нашем гербе со времён Московского государства изображён Георгий
Победоносец...)
-
Правильно. Послушайте рассказ о нашем гербе.
Рассказывает
подготовленный ученик.
-Принятие
этого герба связано с именем Ивана 3 (1440-1505
г.). Двуглавый орёл - символ вечности России, символ сохранения в чистоте в
русском народе православной веры, символ глубокого уважения русским народом
своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об
исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а 3 короны
над головой символизируют кровное братство и единую историю 3 восточнославянских
народов - русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава - символы власти. Грудь
орла защищена щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
-
Послушайте стихотворение о гербе.
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой - двуглавый,
Символизирует страну-
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко-
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
-
Итак, дети, что изображено на гербе нашего государства?
2)
Среди предложенных флагов найдите наш флаг. Как вы узнали?
Слово
флаг заимствовано из голландского языка в эпоху Петровских преобразований. Наше
древнее слово - стяг, сохраняется и в наше время.
-
Когда и где вывешиваются флаги?
-
Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают
дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и
праздничные дни флаги украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают
воинские почести и чтят как святыню.
Бело-сине-
красный флаг появился при Петре 1.
-
Что символизируют цвета флага?
(Красный
- земля, синий - мирное небо над головой, белый - символ чистоты и святости).
-
Вспомните события, связанные с флагом, в годы Великой Отечественной войны.
3)
Следующий символ государства - гимн. Гимн в переводе с греческого языка -
торжественная песнь. 1 января 2001 г. Государственным гимном стало произведение
С.В. Михалкова на музыку А. Александрова. Текст гимна утверждается
Государственной думой и Президентом РФ.
-
Как нужно слушать гимн? (Стоя).
-
Я предлагаю всем встать и послушать гимн.
4)
Русский поэт Н. Некрасов писал «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть
обязан».
-
Что значит слово гражданин?
(
житель государства, человек который выполняет определённые правила и т.д.)
-
Куда мы должны посмотреть, чтобы узнать точное значение данного слова?
(
В «Толковый словарь Ожегова»)
-
Верно. Прочитаем значение слова из "Толкового словаря".
-
Что значит быть гражданином своего государства?
(Дети
высказывают предположения)
5)
Конституция.
-
Мы выяснили, что в 1991 году наше государство изменилось. А законы могут
остаться прежними?
6)
Игра «Узнай свои права».
-
Сейчас мы поделимся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получит список
основных прав граждан России.
-право на жизнь;
-право на свободу;
-право на личную неприкосновенность;
-право на неприкосновенность жилища;
-право на свободу совести и слова;
-право на образование;
-право на труд;
-право на отдых;
-право на медицинское обслуживание.
Каждая
группа без слов изображает какое- либо право. Другие группы угадывают.
-Подведём
итог работы. Кому понравилось работать в группе? Что получилось? Что не
получилось? Давайте ещё раз повторим, о каких основных правах граждан мы
говорили?
V. Закрепление
изученного
-
Ещё раз вспомним, на какой вопрос мы должны были ответить на уроке?
(Почему
изменилось гражданство жителей нашей страны, хотя они никуда не переезжали?)
-
Какой же ответ вы дадите? Посовещайтесь с соседом по парте.
(Гражданство
изменилось из-за того, что распался СССР и на его месте образовались
независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновлёнными
символами и законами).
VI. Применение
нового знания.
1)
Вопросы для работы в группах.
-
Сейчас вы получите задания и, посовещавшись 2 минуты, ответите на вопросы.
1 группа.
- В какой сказке и кто нарушал право на
свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
-в какой сказке «хлебобулочный» герой
несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть
съеденным?
2 группа.
- Кто из сказочных женщин пользовался
правом на свободное перемещение на метле?
- В каких сказках нарушено право на личную
неприкосновенность?
3 группа.
-В каких сказках нарушено право на
неприкосновенность жилища?
- В каких сказках нарушено право на отдых
и досуг?
Физминутка.
2)
- Если названную форму поведения вы считаете неприемлемой, то вставайте, если приемлемой
- сидите.
-Умение внимательно слушать и слышать.
-Перебивание друг друга, нетерпение.
-Похвала, согласие с правом других на иное
мнение.
-Обвинения, упрёки, угрозы в адрес другого
человека.
-Оскорбление, обзывание.
-Осуждение, критика.
-Совет, предложение.
-Уважение, благожелательность.
-
Какие из данных рекомендаций могут нам пригодиться в жизни?
-Продолжи
предложение.
Я
считаю, что могу назвать себя гражданином России, потому что...
VII. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
-
Оцените свою работу на уроке. Кто хорошо работал?
-Что
показалось трудным и непонятным?
-
Что было самым интересным?
-Я
хочу сказать вам большое спасибо за вашу работу на уроке.
-По
желанию выполнить творческое задание: «Представь, что ты оказался в другой
стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, можно
объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказами о твоих
приключениях».
Урок
знаний в 3 классе
Тема
урока: «Россия – Родина моя»
Учитель
Балабанова Виктория Анатольевна
Я
начала урок с самоопределения к деятельности, мотивировав детей на активную
работу (ЛИЧН. УУД). Затем я предложила выбрать из набора предложений те,
в которых говорится о том, что нам уже известно о нашем государстве, о
символике, а затем, что неизвестно (ПОЗН. УУД). Учащиеся не только
читали предложения, но и рассказывали, что они знают о России. Таким образом,
ученики работали с информацией. Были актуализированы знания, которые дети
получили на уроках во 2 классе и выявлено то, о чем мы будем говорить на
сегодняшнем уроке.
Ученики
делали вывод, чему научились (ПОЗН. УУД) и что им понравилось (ЛИЧН.
УУД), оценивали свою работу и работу товарищей. Самым интересным на уроке, по
мнению учащихся, была работа в группе и в паре, когда можно работать
совместно, помогать друг другу.
Атмосфера
сотрудничества, доброжелательности, принятия каждого ответа, позволила всем
учащимся справиться со всеми заданиями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.