Областное
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича
Ковалевского»
Методическая разработка
урока
«Защита информации,
антивирусная защита»
Подготовил:
преподаватель информатики
Куцеволов А.А.
Ютановка,
2016 год
Тема урока: Защита
информации, антивирусная защита.
Тип урока: комбинированное занятие
Цели и задачи урока:
Дидактичная: сформировать
понятие компьютерного вируса; ознакомить обучающихся с видами и типами вирусов,
путями заражения ПК вирусами и основными методиками борьбы с вирусами; научить
пользоваться антивирусными программами для проверки и лечения ПК;
Развивающая: развивать
практические навыки работы из ПК; логическое мышление, внимание, память;
Воспитательная: воспитывать
современного человека, который владеет информационной компетентностью.
Компетенции, формируемые на уроке:
ОК2 Организовывать
собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых
руководителем.
ОК6 Работать
в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК7 Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
знаний (для юношей).
Оборудование: персональные
компьютеры, демонстрационный экран, проектор, колонки.
План
урока:
Время
|
Этапы
урока и их содержание
|
|
Наглядные
средства
|
1 мин
|
Оргмомент
|
Словесные,
слово учителя
|
|
2 мин
|
мотивация
учебной деятельности
|
Словесные,
слово учителя
|
Компьютер,
проектор, экран.
|
7 мин
|
Актуализация
знаний. Тестирование.
|
Беседа
|
|
25мин
|
Объяснение
нового материала.
|
Словесные,
слово докладчикам, слово учителя
|
Компьютер,
проектор, экран, презентация
|
7 мин
|
Проверка
полученных знаний. Компьютерное тестирование «Вирусы и антивирусные
программы»
|
Индивидуальная
работа обучающихся за компьютерами
|
Тест на
компьютере, ответы обучающихся
|
3 мин
|
Подведение
итогов
Домашнее задание
Рефлексия
|
Словесные,
слово учителя
|
|
ХОД
УРОКА
1. Оргмомент
Проверка посещаемости и готовности
к уроку.
2. Мотивация
учебной деятельности, цели занятия:
- Систематизировать и закрепить
знания обучающихся, полученные при изучении предмета;
- Создать условия для восприятия
и понимания теоретического материала по теме «Антивирусные средства защиты
информации»;
- Дать основные понятия по теме
«Антивирусные средства защиты информации»;
- Показать эффективность
применения компьютерной технологии при изучении темы «Антивирусные
средства защиты информации»;
- Формировать у обучающихся
практические умения и навыки при работе с антивирусными программами;
3. Актуализация
знаний
Тестирование знаний по теме
«Программное обеспечение компьютера». (7 минут)
1.
Компьютер — это:
а) устройство для работы с
текстами;
б) электронное вычислительное
устройство для обработки чисел;
в) устройство для хранения
информации любого вида;
г) многофункциональное
электронное устройство для работы с информацией;
д) устройство для обработки
аналоговых сигналов.
2. Во
время исполнения прикладная программа хранится:
а) в видеопамяти;
б) в процессоре;
в) в оперативной памяти;
г) на жестком диске;д)
д) в ПЗУ.
3.
Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:
а) дисковод;
б) оперативную память;
в) мышь;
г) принтер;
д) сканер.
4. Для
долговременного хранения информации служит:
а) оперативная память;
б) процессор;
в) внешний носитель;
г) дисковод;
д) блок питания.
5. Файл
— это:
а) именованный набор однотипных
элементов данных, называемых записями;
б) объект, характеризующийся
именем, значением и типом;
в) совокупность индексированных
переменных;
г) совокупность фактов и правил;
д) термин.
6.
Расширение имени файла, как правило, характеризует:
а) время создания файла;
б) объем файла;
в) место, занимаемое файлом на
диске;
г) тип информации, содержащейся
в файле;
д) место создания файла.
7.
Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в
состав:
а) прикладного программного
обеспечения;
б) системного программного
обеспечения;
в) системы управления базами
данных;
г) систем программирования;
д) уникального программного
обеспечения.
8.
Операционная система — это:
а) совокупность основных устройств
компьютера;
б) система программирования на
языке низкого уровня;
в) набор программ,
обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ
пользователя к ним;
г) совокупность программ,
используемых для операций с документами;
д) программа для уничтожения
компьютерных вирусов.
9.
Программы обслуживания устройств компьютера называются:
а) загрузчиками;
б) драйверами;
в) трансляторами;
г) интерпретаторами;
д) компиляторами.
4. Объяснение
нового материала
Несколько
десятилетий назад компьютерные вирусы были, скорее, городской легендой, нежели
реальной угрозой, однако спустя годы ситуация кардинально изменилась. В
настоящее время вредоносные программы (в народе именуемые вирусами)
представляют большую угрозу для всех и вся — от правительств и крупных
международных корпораций до малого бизнеса и Интернет-пользователей.
Созданные разными людьми, от опытных хакеров до любителей и
даже детей, компьютерные вирусы являются вредоносными программами, которые —
при выполнении — создают копии самих себя, внедряясь в код других компьютерных
программ, в файлы данных или в загрузочный сектор жёсткого диска.
Вирусы часто выполняют некоторые виды вредоносной
деятельности на заражённых хостах: «съедают» место на жёстком диске, потребляют
другие ресурсы системы, получают доступ к конфиденциальной информации,
повреждают структуры размещения данных, отображают политические или
юмористические сообщения на экране пользователя, спамят, устанавливают свои
кейлоггеры (программы, регистрирующие нажатия клавиш на клавиатуре) и многое
другое.
Ода компьютерному
вирусу
Сегодня
я не буду про любовь писать, -
О том, что женщины прекрасны каждый знает.
Я лучше про компьютер расскажу,
Вернее про того, кто жить ему мешает.
Ужасный, злобный вирус вторгся в Интернет,
Рыдают все – от "чайника"* до сисадмина,**
Рассказывают, будто этот зверь
Страшнее насморка, губительней ангины!
Достопочтенный юзер*** потерял покой,
Как на икону, молится на антивирус
Идёт жестокая с разбойником война
Везде – от офиса, до маленькой квартиры
Давайте разберёмся, кто же виноват,
В том, что в компьютер вирус попадает?
Кто друга электронного не бережёт,
Кто вовремя его проверить забывает?
Ведь вирус – это только инструмент,
Пытливого ума созданье.
Согласен, - хитростью, коварством наделён,
Но победить его легко, конечно если есть желанье!
Зато смотрите, сколько плюсов у него:
Ответственность и дисциплину повышает,
Халатность, лень уничтожает на корню
Желание учиться пробуждает.
А скольким людям дал разбогатеть:
Продажа антивирусов, ОС**** леченье,
Выходит, вирус двигает прогресс!
Но вместо уважения – одни гоненья…
Но шутки в сторону! От нас самих зависит,
Как будет наш компьютер нам служить
Того, кто окружён вниманьем и заботой
Не в силах всяческая нечисть победить.
Словарь компьютерных терминов:
Чайник* - начинающий пользователь
Сисадмин** - системный администратор, отвечающий за безопасность и
оптимальную работу компьютера.
Юзер*** – пользователь
ОС**** - операционная система
|
(Приложение
2)
Количество людей, пользующихся
компьютером и сотовым телефоном, имеющим выход в Интернет, постоянно растет.
Значит, возрастает возможность обмена данными между ними по электронной почте
и через Всемирную сеть. Это приводит к росту угрозы заражения компьютера
вирусами, а также порчи или хищения информации чужими вредоносными программами,
ведь основными источниками распространения вредоносных программ являются
электронная почта и Интернет. Правда, заражение может также произойти через
дискету или CD-диск.
Компьютерный вирус
- программа
способная самопроизвольно внедряться и внедрять свои копии в другие
программы, файлы, системные области компьютера и в вычислительные сети, с целью
создания всевозможных помех работе на компьютере
Признаки заражения
- прекращение работы или
неправильная работа ранее функционировавших программ
- медленная работа компьютера
- невозможность загрузки ОС
- исчезновение файлов и каталогов
или искажение их содержимого
- изменение размеров файлов и их
времени модификации
- уменьшение размера оперативной
памяти
- непредусмотренные сообщения,
изображения и звуковые сигналы
- частые сбои и зависания
компьютера и др.
Классификация компьютерных
вирусов
- по среде обитания
- по способу заражения
- по воздействию
- по особенностям алгоритма
По среде обитания
- Сетевые –
распространяются по различным компьютерным сетям
- Файловые –
внедряются в исполняемые модули (COM, EXE)
- Загрузочные –
внедряются в загрузочные сектора диска или сектора, содержащие программу
загрузки диска
- Фалово-загрузочные –
внедряются и в загрузочные сектора и в исполняемые модули
По способу
заражения
- Резидентные –
при заражении оставляет в оперативной памяти компьютера свою резидентную
часть, которая потом перехватывает обращения ОС к объектам заражения
- Нерезидентные – не
заражают оперативную память и активны ограниченное время
По воздействию
- Неопасные – не
мешают работе компьютера, но уменьшают объем свободной оперативной памяти
и памяти на дисках
- Опасные –
приводят к различным нарушениям в работе компьютера
- Очень опасные –
могут приводить к потере программ, данных, стиранию информации в системных
областях дисков
По особенностям
алгоритма
- Паразиты –
изменяют содержимое файлов и секторов, легко обнаруживаются
- Черви –
вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии
- Стелсы –
перехватывают обращение ОС к пораженным файлам и секторам и подставляют
вместо них чистые области
- Мутанты –
содержат алгоритм шифровки-дешифровки, ни одна из копий не похожа на
другую
- Трояны – не
способны к самораспространению, но маскируясь под полезную, разрушают
загрузочный сектор и файловую систему
Основные меры по
защите от вирусов
- оснастите свой компьютер одной
из современных антивирусных программ: Doctor Weber, Norton Antivirus, AVG/
- постоянно обновляйте
антивирусные базы
- делайте архивные копии ценной для
Вас информации (флэш накопители, CD)
(Приложение
1)
Классификация
антивирусного программного обеспечения
- Сканеры (детекторы)
- Мониторы
- Ревизоры
Сканеры
Принцип работы
антивирусных сканеров основан на проверке файлов, секторов и системной памяти и
поиске в них известных и новых (неизвестных сканеру) вирусов.
Примеры
программ-сканеров
- Aidstest
Дмитрия Лозинского умеет обнаруживать около 2000 вирусов
- Сканер антивирусного
пакета Евгения Касперского AntiviralToolkitPro распознает
по сигнатурам более 10.000 вирусов
- База сигнатур
антивирусного сканера NortonAntiViru sраспознаетболее
8.000 вирусов
Мониторы
Это целый класс
антивирусов, которые постоянно находятся в оперативной памяти компьютера и
отслеживают все подозрительные действия, выполняемые другими программами.
С помощью монитора можно остановить распостранение вируса на самой ранней
стадии.
Примеры
программ-мониторов
- Вместе с антивирусным пакетом AntiviralToolkidPro
(AVP), созданным фирмой Е. Касперского поставляется резидентрый
монитор Antiviral Monitor. Он позволяет
обнаружить и сообщить обо всех проявлениях, которые могут быть вызваны
компьютерными вирусами.
- В комплект McAfee
Virus Scan входит резидентный монитор,
позволяющий постоянно контролировать работу компьютера.
- В состав комплекта Norton AntiVirus
входит приложение Norton AntiVirus
Auto-Protect. Кроме
проверки запускаемых файлов Norton AntiVirus Auto-Protect
выполняет все функции обычного резидентного монитора, позволяя при этом
пользователям сделать установки случаев, в которых необходимо сообщать о
подозрительном действии.
- В комплекте антивируса DrWeb
входит монитор SpIDer Guard, который
перехватывает обращения к файлам и системным областям дисков, осуществляя
проверку на наличие в них компьютерных вирусов «на лету».
Ревизоры
Программы-ревизоры
первоначально запоминают в специальных файлах образы главной загрузочной
записи, загрузочных секторов логических дисков, информацию о структуре
каталогов, иногда - объем установленной оперативной памяти.
Для определения наличия вируса в системе программы-ревизоры проверяют
созданные ими образы и производят сравнение с текущим состоянием.
Примеры
программ-ревизоров
- Простейшая программа-ревизор MicrosoftAnti-Virus
входит в состав операционной системы MS-DOS.
- Более известна
программа-ревизор Adinf, созданная Дмитрием Юрьевичем
Мостовым.
Нет необходимости говорить, что вредоносное ПО — это
сильный раздражитель, который, к тому же, может привести к весьма печальным
последствиям. Информирован — значит, вооружён, подумали мы и составили для вас
список из интересных фактов про компьютерные вирусы:
1. 10
ноября в 1983 году на семинаре по компьютерной безопасности Фред Коэн
представил первый вирус. Сейчас известно уже о тысячах разных программ, поражающих
электронные устройства.
2. По
статистике, компьютер каждого третьего пользователя Интернета во всем мире хотя
бы единожды в течение года подвергается атакам компьютерных вирусов.
3. Специалисты
подсчитали, что антивирусы устаревают в среднем за 1-2 дня. Поэтому около 15%
вирусов проникают в компьютеры, несмотря на установленную антивирусную защиту.
Хакеры придумывают все новые и новые способы заразить технику.
4. Ежегодно
компьютерные вирусы наносят мировой экономике ущерб в размере 1,5 триллиона
долларов.
5. Один
из самых знаменитых вирусов называется «Чёрная пятница». Этот зловредный вирус
пробирается в компьютер, но срабатывает не сразу. А в тот день, когда пятница
выпадает на 13 число.
6. Самым
разрушительным считается вирус с романтичным названием «I Love You». Письма с
таким текстом приходили людям по всему миру, начиная с 2000 года. За любовным
признанием скрывался компьютерный вирус, который нанес ущерб мировой экономике
в 10 миллиардов евро. Он поразил более 3 миллионов компьютеров на планете, став
ещё и самым дорогим за всю историю.
7. А
вот самым безопасным вирусом считается вирус имеющий название «Blaster» также
известный как Lovsan, Lovesan или MSBlast. Эпидемия червя наблюдалась в августе
2003 года. История началась с того, что коллектив Xfocus нашёл уязвимость в
операционных системах Windows, связанную с переполнением буфера. За счет этой
уязвимости появились вирусные программы, самой известной из которых стал именно
червь Blaster. Червь попадая в компьютер начинал генерировать случайные
IP-адреса и после этого искал уязвимости в системе жертвы, а найдя заражал
электронику и так цикл многократно повторялся.
За счет такого распространения пострадало 300 тысяч компьютеров, 30 из которых
в России. Для пользователей вирус был безопасен, разве что из-за вируса
приходилось все время перезагружать компьютер. Целью Blaster была атака
серверов Microsoft. Однако компания смогла сократить ущерб от червя к минимуму,
благодаря временному закрытию серверов. Идея вируса заключалась в том, что
червь содержал в коде скрытое послание, адресованное Биллу Гейтсу: «Billy Gates
why do you make this possible? Stop making money and fix your software!!»
(«Билли Гейтс, зачем вы делаете это возможным? Хватит делать деньги, исправьте
ваше программное обеспечение!»).
8. Самый
быстрый компьютерный червь — Slammer, переводится как тюрьма. За считанные
минуты он заразил 75 тысяч компьютеров.
9. В
1988 году известный программист Питер Нортон сделал интересное заявление. Он
категорически отрицал возможность существования компьютерных вирусов и
официально объявил их мифом и сравнил со сказками о крокодилах, живущих в
канализации Нью-Йорка. Однако это не помешало компании через некоторое время
начать собственный антивирусный проект — Norton AntiVirus.
10. Первая
масштабная атака сетевого вируса произошла в 1988 году. Он получил название
«червь Морриса». Вирус заразил более 6000 компьютерных систем в США (включая
исследовательский центр NASA) и практически парализовал их работу. Убытки от
вируса Морриса были оценены в 96 миллионов долларов.
11. В
Израиле действует забавный компьютерный вирус, который создан якобы для
справедливости. Он находит в компьютере фильмы, музыку и фотографии, незаконно
скачанные из Интернета, и уничтожает их. Что интересно, когда пользователь
хочет удалить этот вирус из компьютера, его просят заплатить за эту услугу
деньги.
12. Компьютерные
вирусы кроме уничтожения, дали жизнь новой отрасли экономики — ежегодно
антивирусные компании зарабатывают до 2 миллиардов долларов на производстве
антивирусных программ.
5. Проверка
полученных знаний.
Компьютерное
тестирование «Вирусы и антивирусные программы»
Тест. «Вирусы и
антивирусные программы»
1. Что такое компьютерный вирус?
- Прикладная программа
- Системная программа
- Программа,
выполняющая на компьютере несанкционированные действия
- База данных.
2. Компьютерным вирусом является
- Программа проверки и лечения
дисков
- Любая программа, созданная на
языках низкого уровня
- Программа, скопированная с
плохо отформатированной дискеты
- Специальная
программа небольшого размера, которая может приписывать себя к другим
программам, она обладает способностью " размножаться "
3. Заражение компьютерными вирусами
может произойти в процессе ...
- Работы с
файлами
- Форматирования дискеты
- Выключения компьютера
- Печати на принтере
4. Основные типы компьютерных
вирусов:
- Аппаратные, программные,
загрузочные
- Программные,
загрузочные, макровирусы
- Файловые, программные,
макровирусы
5. Что называется вирусной атакой?
- Неоднократное копирование кода
вируса в код программы
- Отключение компьютера в
результате попадания вируса
- Нарушение
работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска
6. Какие существуют методы
реализации антивирусной защиты?
- Аппаратные и программные
- Программные,
аппаратные и организационные
- Только программные
7. Какие существуют основные
средства защиты?
- Резервное копирование наиболее
ценных данных
- Аппаратные средства
- Программные
средства
8. Какие существуют вспомогательные
средства защиты?
- Аппаратные средства
- Программные средства
- Аппаратные средства и
антивирусные программы
9. На чем основано действие
антивирусной программы?
- На ожидании начала вирусной
атаки
- На сравнении
программных кодов с известными вирусами
- На удалении зараженных файлов
10. Какие программы относятся к
антивирусным
- AVG,
DrWeb, Norton AntiVirus
- MS-DOS, MS Word, AVP
- MS Word, MS Excel, Norton Commander
6. Подведение
итогов
Выводы:
Активность обучающихся.
Сохранялся ли интерес к восприятию темы на протяжении всего учебного занятия.
Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия.
7. Домашнее
задание
Учебник: пар.3.6.
Повторение пройденного материала.
подготовка реферата «Защита информации,
антивирусная защита»
8. Рефлексия.
Подведи
итог своей работы
Дайте
эмоциональную оценку своей работе, выбрав соответствующий рисунок.
Всё Не
всё Было трудно,
удалось понятно но
с заданиями справился
Используемая
литература.
Астафьева
Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей:
учеб. по- собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С.
Цветковой. — М., 2014 Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ:
Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2013.
Цветкова
М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014
Цветкова
М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и
специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова
М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреж-
дений сред. проф. образования. — М., 2015.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.