МБОУ «Ржанопольская ООШ»
Методическая разработка урока русского
языка
в 5 классе
по теме:
Подготовил и провел
учитель русского языка
и литературы
Алёшин П.Ф.
2018 г.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного;
- знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными
именами существительными;
-
2. Развивающие:
- продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения;
- продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;
3. Воспитывающие:
- продолжить воспитание положительного отношения к русскому языку как учебному
предмету;
- продолжить воспитание любви к Родине, развитие чувства патриотизма,
гражданской ответственности.
Цели:
- знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными
существительными (морфологические особенности);
Ход
урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
В такой прекрасный зимний день
Я очень рада встрече с вами,
Приступим же к работе поскорей,
Надеюсь, дружно справимся с заданиями.
- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать, с каким
настроением вы пришли ко мне на урок?
(на ученических столах заранее приготовлены карточки с
изображением солнца и тучки( см. Приложение №1)
- Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;
- А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.
Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца
или тучи,
и в
зависимости от того, какое настроение преобладает, учитель делает переход к
уроку.
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: Тринадцатое
февраля. А место для темы урока оставьте пока свободным.
2. Орфографическая зарядка.
- С чего мы должны начинать каждое утро?
( С зарядки!)
- Мы начнём наш урок с орфографической зарядки. У вас на партах лежат
конверты, но почтальон, возможно, перепутал адресатов. Я попрошу исправить
ошибку и передать, если нужно, конверт по назначению.
Мини – тест
1. Выберите приставку:
Несколько дней стреляли
бе..прерывно.
А.
Бес-
Б. Без-
2. Выберите приставку:
Наутро решили ра..бить крепость.
А.
Рас-
Б. Раз-
3. Если за приставками без-, воз-,
раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:
А. Пишется буква з
Б.
Пишется буква с
4. Выберите пропущенную букву:
Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе
А.
О
Б. Ё
5. Определите последовательность
пропущенных гласных:
Возр..ст, пор..сль, отр..сль,
Р..стислав
А. А – а – о –
о
Б. А – о – а – о
6. Определите последовательность
пропущенных гласных:
Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение,
пол..жение
А. А – а – о –
о
Б. А – о – о – а
7. Какая буква пишется в окончаниях
существительных после Ц:
А.
И
Б. Ы
8. Какая буква пишется в словах:
Позиц..я, акац..я, ситуац..я
А.
И
Б. Ы
Самопроверка (слайд№ 1)
3. Прослушивание песни «С чего начинается Родина» и
просмотр слайдов на фоне музыки.
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины
Это Родина моя. (Ф. Савинов) (Слайды)
- А вот картины нашей малой родины. А для нас – это Моховое,
неповторимое и любимое, самое прекрасное место на земле. Посмотрите, как оно
прекрасно!
(Слайды)
4. Лингвистическая разминка.
А) Определите лексическое значение слова – Родина.
(- Страна, в которой человек родился и гражданином которой он
является;
- Место рождения кого-либо)
Б) Подберите слова-синонимы к слову – Родина. (Слайд)
(Отчизна, Отечество)
- Запишите в словарь.
В) Подберите слово – антоним к слову - Родина ( чужбина)
- Вы знаете, что слово Родина может писаться с заглавной буквы,
если речь идёт о стране, а если о конкретном месте рождения человека, то слово
пишется с маленькой буквы.
Г) Составьте и запишите предложение со словом Родина.
Д) Выполните синтаксический разбор.
5. Объяснение нового материала.
- Рассмотрите внимательно предметы, распределите их по признаку
живой-неживой.(Фляжка, ложка, чашка, кружка,
фотография, котелок, лётчик, человек)
Кто
?
Что?
Лётчик Фляжка
Человек
Ложка
Чашка
Кружка
Фотография
Котелок
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
- Тема сегодняшнего урока – Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные (запись темы в тетрадь).
- Обратимся к учебнику и зачитаем определение на с 195.
- Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему, новое задание:
Упражнение 480 ( выпишите имена существительные:1
вариант – одушевлённые; 2
вариант - неодушевлённые )
Взаимопроверка. (Слайд) Молодцы!
- Но не всегда так просто бывает определить одушевлённый или
неодушевлённый предмет.
- Как вы думаете, карты валет, туз – одушевлённые имена
существительные, а мертвец, покойник?
- Оказывается,
это одушевлённые имена существительные
- Видеоурок.
- Чтобы вы всегда могли правильно определить одушевлённые или
неодушевлённые перед вами имена существительные, посмотрите на таблицу, которая
вам поможет (у всех на столе).
Имена существительные
|
одушевленные
|
неодушевленные
|
мн. число
|
И. ученики
сестры
Р. учеников
сестер
В. учеников
сестер
|
И. камни
столы
Р. камней столов
В. камни
столы
|
В. = Р.
|
В. = И.
|
|
6.Физминутка.
Летает-
не летает:
Стрекоза, парта,
вертолёт, дом, солдат, самолёт, бабочка, лебеди, ракета, божья коровка,
листочек, пчела, диван, комар, сова, сорока, письмо.
7. Закрепление изученного материала.
- Давайте вспомним о Герое Советского Союза , который погиб в 1943
году, защищая родной край – о Петре Михайловиче Вострухине. Наша школа
расположена на улице, названной в честь лётчика-истребителя. На территории
установлен памятник Герою. (Слайды)(Рассказы учеников о П.М. Вострухине)
1) Пётр родился в 1921 году в подмосковной деревне Выхино. К
17 годам прошёл трудовую школу: после окончания фабрично-заводского училища
работал в электрическом цехе московского завода «Серп и Молот». Три года
занимался в аэроклубе. В 1938 году его направили в Борисоглебское авиационное
училище. По окончании училища он – лётчик-инструктор.
__________________________________________________________________
2) Узнав о начале войны, Вострухин
подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Только в 1942 году его просьба
была удовлетворена. Боевой путь Петра Михайловича Вострухина хранится в архивах
нашего школьного музея.
3) За период войны с сентября 1942 года по июль 1943 года
Пётр Михайлович сбил 28 самолётов. Во время войны зарекомендовал себя отличным
воздушным бойцом, мастером, отважным и мужественным защитником Родины.
__________________________________________________________________
- Познакомьтесь со стихотворением «Подвиг» нашего поэта-земляка Алексея
Ивановича Сочейкина (чтение стихотворения)
Подвиг
Кровавый бой безбрежным морем
Кипит в предместиях Орла.
Кругом война, разруха, горе,
Дома, сгоревшие дотла…
Свинцовый дождь идёт неделю,
Куда ни глянь: вперёд, назад…
И в клочья рвёт родную землю
Из стали круповской снаряд.
Вперёд, в атаку, ждать не кстати…
Чтоб батальоны шли вперёд,
Собой молоденький солдатик
Закрыл немецкий пулемёт.
В разведке боем гибнет Трубин,
Погибнет Гуртьев за Орёл,
На истребителе Вострухин
В последний раз мотор завёл…
И вот Орёл цветами машет.
Улыбки, плач, людской поток…
Бойцу в сердцах старушка скажет:
«Спасибо, миленький сынок!».
Обняв невесту,
«Я приеду! – сказал солдат своей судьбе.-
Ты так ждала меня с Победой,
Спасибо, милая, тебе».
- Поработаем с отрывком из этого произведения: используя таблицу,
найдите одушевлённые имена существительные и поставьте букву о, а над
неодушевлёнными именами существительными - букву н ( работа в
группах)
И вот Орёл цветами машет.
Улыбки, плач, людской поток…
Бойцу в сердцах старушка скажет:
«Спасибо, миленький сынок!».
Обняв невесту,
«Я приеду! – сказал солдат своей судьбе.-
Ты так ждала меня с Победой,
Спасибо, милая, тебе».
8. Игра « 3 лишнее»
Лётчик, парашютист, самолёт.
Земля, солдат, пушка.
Танк, дерево, кукла.
9. Работа с пословицами.
Найдите продолжение пословиц ( 3 группы ).
Родина-мать - (умей за неё постоять).
Родная сторона – мать, (чужая – мачеха).
Человек без Родины, (что соловей без песни)
10. Подведение итога урока. Выставление оценок .
- О чём мы узнали сегодня на уроке?
– Какие выводы вы сделали?
- Ребята,
помните павших в годы войны, любите свою Родину, берегите её, ведь именно от
вас зависит будущее нашей страны, будущее России!
- Но прежде чем закончить наш урок, мне хотелось бы узнать, какое
настроение у вас в конце урока ?
- Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;
- А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.
11. Домашнее задание: параграф 90, найдите и перепишите 5
пословиц о Родине, укажите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,
выучите словарные слова.
- Спасибо за урок. До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.