Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по русскому языку в 5 классе " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать материал

МБОУ «Ржанопольская  ООШ»

 

Методическая разработка урока русского языка

в 5 классе

 

по теме:

 

"Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные"

 

 

Подготовил и провел

учитель русского языка

и литературы

Алёшин П.Ф.

 

2018 г.

 

Задачи:

1.    Образовательные:
- продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного;
- знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными;
-

2.    Развивающие:
- продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения;
- продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;

3.    Воспитывающие:
- продолжить воспитание положительного отношения к русскому языку как учебному предмету;
- продолжить воспитание любви к Родине, развитие чувства патриотизма, гражданской ответственности.


Цели:

- знать понятие «одушевленные», «неодушевленные» существительные;
- знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными (морфологические особенности);

                                                  Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

 

- Но прежде чем к ним перейти, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок?

(на ученических столах заранее приготовлены карточки с изображением солнца и тучки( см. Приложение №1)

- Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;

- А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.

Пятиклассники поднимают карточки с изображением солнца или тучи,

и в зависимости от того, какое настроение преобладает, учитель делает переход к уроку.

-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: Тринадцатое февраля. А место для темы урока оставьте пока свободным.

 

2. Орфографическая зарядка.

- С чего мы должны начинать каждое утро?

 ( С зарядки!)

- Мы начнём наш урок с орфографической зарядки. У вас на партах лежат конверты, но почтальон, возможно, перепутал адресатов. Я попрошу исправить ошибку и передать, если нужно, конверт по назначению.

Мини – тест

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе..прерывно.

А. Бес-                       Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра..бить крепость.

А. Рас-                       Б. Раз-

3. Если за приставками без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:

А. Пишется буква з                 Б. Пишется буква с

4. Выберите пропущенную букву:

Капюш..н, ш..мпол, ш..в, ш..ссе

А. О                            Б. Ё

5. Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр..ст, пор..сль, отр..сль, Р..стислав

А. А – а – о – о                         Б. А – о – а – о

6. Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл..гать, сл..гаемое, изл..жение, пол..жение

А. А – а – о – о                          Б. А – о – о – а

7. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

А. И                            Б. Ы

8. Какая буква пишется в словах:

Позиц..я, акац..я, ситуац..я

А. И                            Б. Ы

Самопроверка  (слайд№ 1)

 

3. Прослушивание песни «С чего начинается Родина» и  просмотр слайдов на фоне музыки.

 

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины

Это Родина моя.  (Ф. Савинов) (Слайды)

 

- А вот картины нашей малой родины. А для нас – это Моховое, неповторимое и любимое, самое прекрасное место на земле. Посмотрите, как оно прекрасно!

(Слайды)

 4. Лингвистическая разминка.

А) Определите лексическое значение слова – Родина.

(- Страна, в которой человек родился и гражданином которой он является;

- Место рождения кого-либо)

Б) Подберите слова-синонимы к слову – Родина. (Слайд)

(Отчизна, Отечество)

- Запишите в словарь.

В) Подберите слово – антоним к слову -  Родина ( чужбина)

- Вы знаете, что слово Родина может писаться с заглавной буквы, если речь идёт о стране, а если о конкретном месте рождения человека, то слово пишется с маленькой буквы.

Г) Составьте и запишите предложение со словом Родина.

Д) Выполните синтаксический разбор.

5. Объяснение нового материала.

- Рассмотрите внимательно предметы, распределите их по признаку

живой-неживой.(Фляжка, ложка, чашка, кружка, фотография, котелок, лётчик, человек)

 

Кто ?                                                                                  Что?

Лётчик                                                                           Фляжка

Человек                                                                            Ложка

                                                                                         Чашка

                                                                                         Кружка

                                                                                       Фотография

                                                                                        Котелок

 

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.

- Тема сегодняшнего урока – Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (запись темы в тетрадь).

- Обратимся к учебнику и зачитаем определение на с 195.

 

- Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему, новое задание:

Упражнение 480 ( выпишите имена существительные:1 вариант – одушевлённые; 2 вариант - неодушевлённые )

 

Взаимопроверка. (Слайд) Молодцы!

- Но не всегда так просто бывает определить одушевлённый или неодушевлённый  предмет.

- Как вы думаете, карты валет, туз – одушевлённые имена существительные, а мертвец, покойник?

- Оказывается, это одушевлённые имена существительные

- Видеоурок.

- Чтобы вы всегда могли правильно определить одушевлённые или неодушевлённые перед вами имена существительные, посмотрите на таблицу, которая вам поможет (у всех на столе).

Имена существительные

 одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. ученики     сестры

Р.  учеников   сестер

В. учеников    сестер

И. камни     столы

Р.  камней   столов

В. камни     столы

В. = Р.

В. = И.

 

 

6.Физминутка.

 

Летает- не летает:

 

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, солдат, самолёт, бабочка,  лебеди,  ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, сорока, письмо.

 

7. Закрепление изученного материала.

 

- Давайте вспомним о Герое Советского Союза , который погиб в 1943 году, защищая  родной край – о Петре Михайловиче Вострухине. Наша школа расположена на улице, названной в честь лётчика-истребителя. На  территории установлен памятник Герою. (Слайды)(Рассказы учеников о П.М. Вострухине)

         1) Пётр родился в 1921 году в подмосковной деревне Выхино. К 17 годам прошёл трудовую школу: после окончания фабрично-заводского училища работал в электрическом цехе московского завода «Серп и Молот». Три года занимался в аэроклубе. В 1938 году его направили в Борисоглебское авиационное училище. По окончании училища он – лётчик-инструктор.

__________________________________________________________________

         2) Узнав о начале войны, Вострухин подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Только в 1942 году его просьба была удовлетворена. Боевой путь Петра Михайловича Вострухина хранится в архивах нашего школьного музея.

         3) За период  войны с сентября 1942 года по июль 1943 года   Пётр Михайлович сбил 28 самолётов. Во время войны зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом, мастером, отважным и мужественным защитником Родины.

__________________________________________________________________

- Познакомьтесь со стихотворением «Подвиг» нашего поэта-земляка Алексея Ивановича Сочейкина (чтение стихотворения)

Подвиг

 

Кровавый бой безбрежным морем

Кипит в предместиях Орла.

Кругом война, разруха, горе,

Дома, сгоревшие дотла…

Свинцовый дождь идёт неделю,

Куда ни глянь: вперёд, назад…

И в клочья рвёт родную землю

Из стали круповской снаряд.

Вперёд, в атаку, ждать не кстати…

Чтоб батальоны шли вперёд,

Собой молоденький солдатик

Закрыл немецкий пулемёт.

В разведке боем гибнет Трубин,

Погибнет Гуртьев за Орёл,

На истребителе Вострухин

В последний раз мотор завёл…

И вот Орёл цветами машет.

Улыбки, плач, людской поток…

Бойцу в сердцах старушка скажет:

«Спасибо, миленький сынок!».

Обняв невесту,

«Я приеду! – сказал солдат своей судьбе.-

Ты так ждала меня с Победой,

Спасибо, милая, тебе».

- Поработаем с отрывком из этого произведения: используя таблицу, найдите одушевлённые имена существительные и поставьте букву о, а над неодушевлёнными именами существительными -  букву н ( работа в группах)

И вот Орёл цветами машет.

Улыбки, плач, людской поток…

Бойцу в сердцах старушка скажет:

«Спасибо, миленький сынок!».

Обняв невесту,

«Я приеду! – сказал солдат своей судьбе.-

Ты так ждала меня с Победой,

Спасибо, милая, тебе».

8. Игра « 3 лишнее»

 

Лётчик, парашютист, самолёт.

Земля, солдат, пушка.

Танк, дерево, кукла.

 

9. Работа с пословицами.

 

Найдите продолжение пословиц ( 3 группы ).

 

Родина-мать - (умей за неё постоять).

Родная сторона – мать, (чужая – мачеха).

Человек без Родины, (что соловей без песни)

 

10. Подведение итога урока. Выставление оценок .

- О чём  мы узнали сегодня на уроке?
–  Какие выводы вы сделали?

 

- Ребята, помните  павших в годы войны, любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!

 

- Но прежде чем закончить наш урок, мне хотелось бы узнать,  какое настроение у вас в конце урока ?

- Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко;

- А если вы чем-нибудь расстроены, то поднимите тучку.


11. Домашнее задание:  параграф 90, найдите и перепишите 5 пословиц о Родине, укажите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, выучите словарные слова.

- Спасибо за урок. До свидания.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.09.2020 126
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фирсова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фирсова Галина Александровна
    Фирсова Галина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84857
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе