Методическая разработка
урока по физике
ТЕМА:
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Цель:
- Закрепить понятия, связанные с изменением
агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование,
конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при
нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и
конденсации;
- Формирование умений: решать задачи на применение
формул для расчета количества теплоты; работать с таблицами физических
величин; строить и читать графики процессов; давать ответы на качественные
вопросы по тепловым явлениям; выявить уровень перечисленных умений;
- Приучать учащихся к аккуратности при решении
задач, построении графиков; к доброжелательному общению и взаимопомощи.
Ход урока.
Этап
организации урока.
Дидактическая
задача:
подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание
этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих,
проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Этап
подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала.
Дидактическая
задача:
организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Содержание. Мы живем
в мире полей и веществ. В природе существует три агрегатных состояния вещества.
Какие? (учащиеся отвечают). Агрегатное состояние вещества может изменяться.
Перечислите процессы, при которых вещество переходит из одного агрегатного
состояния в другое (учащиеся перечисляют). Сегодня на уроке нам предстоит
вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний
вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании,
охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания,
которые вы получили при изучении темы, будите применять при решении задач,
работе с таблицами, при объяснении явлений, происходящих в природе.
Этап повторения и
обобщения знаний.
Дидактическая
задача:
Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества
(плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы
для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении,
кристаллизации, парообразовании и конденсации.
Содержание этапа. На этом
этапе учащиеся выполняют несколько заданий.
Ребята, откройте тетради, запишите
число и тему урока.
Задание 1. Работа со словарем физических терминов. Выполнив
задание правильно, ребята получают ключевое слово (знание и интерес). Работу
выполняют по вариантам.
Вариант 1
- Процесс перехода вещества из
твердого состояния в жидкое (плавление).
- Парообразование, происходящее
со свободной поверхности жидкости (испарение).
- Процесс, при котором
температура тела увеличивается (нагревание).
- Прибор для измерения влажности
воздуха (психрометр).
- Процесс перехода из
газообразного состояния в жидкое (конденсация).
Вариант 2
- Процесс перехода из жидкого
состояния в газообразное (испарение).
- Интенсивное парообразование,
при котором внутри жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара
(кипение).
- Прибор для измерения
температуры (термометр).
- Переход вещества из твердого
состояния в жидкое (плавление).
- Процесс, обратный испарению
(конденсация).
Проверка 1 варианта
- Во 2-ю клетку впишите 7-ю
букву.
- В 3-ю клетку впишите 4-ю
букву.
- В 4-ю клетку впишите 1-ю
букву.
- В 5-ю клетку впишите 3-ю
букву.
- В 6-ю клетку впишите последнюю
букву
В первую клетку впишите букву з.
Проверка 2 варианта
- В 1-ю клетку впишите 1-ю
букву.
- Во 2-ю клетку впишите 5-ю букву.
- В 3-ю клетку впишите 1-ю
букву, в 5-ю клетку – последнюю букву.
- В 4-ю и 6-ю клетки впишите
последнюю букву.
- В 7-ю клетку впишите 7-ю
букву.
Итак, ребята, знания и интерес
помогут нам сегодня хорошо поработать на уроке.
Задание 2.
Разминка.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Почему бегущая собака
высовывает язык?
- Подсчитано, что если для
заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну
автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь? (Испарение).
- Во время ледохода вблизи реки
холоднее, чем вдали от нее. Почему? (Таяние льда).
- Почему в болотистых местах
сильная жара переносится труднее? (Воздух там влажный, испарения почти не
происходит, испарение затруднено, и тело плохо охлаждается).
Задание 3. Графики
и формулы.
А)
Учитель показывает буквы, а учащиеся называют физическую величину и ее единицу
измерения (Q, m, c, t, r, ).
Б)
На доске (или листе ватмана) начерчен график процессов. Учащимся необходимо
назвать процесс и подобрать соответствующую этому процессу формулу. Названия
процессов и формулы написаны на отдельных листах и крепятся на график с помощью
магнитов.
(нагревание
льда, плавление, нагревание воды, охлаждение льда, охлаждение воды,
кристаллизация, конденсация, кипение, Q = m c (t2 – t1),
Q = m c (t1 – t2), Q = m c (t3 – t2)
Q = m c (t2 – t3), Q
= r m, Q = - r m, Q = m, Q = - m)
Заданиие 4.
Литературная пауза.
Учитель
зачитывает отрывок из произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
Путешественники оказались на перевале в Андах: «…Вода здесь закипит не при ста
градусах, а раньше… - Майор оказался прав: термометр, опущенный в кипящую воду,
показывал всего лишь 87 оС». Объясните это явление. Оцените, на
какой высоте находились путешественники, если считать, что температура кипения
воды уменьшается на 1о через каждые 324 м подъема. (Ответ:4212 м).
Демонстрация
опыта:
Кипение жидкости при пониженном давлении.
Задание 5. Решение задачи № 179 (по
алгоритму). Задачу решает ученик на доске, остальные работают в тетрадях.
Рассчитайте
количество теплоты, необходимое для превращения в пар ртути массой 0,1 кг,
взятой при температуре 27 о С. (Ответ: 34620 Дж).
Алгоритм решения
задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
- Запишите дано.
- Переведите единицы в СИ.
- Выясните, о каких процессах
говорится в задаче.
- Выпишите из таблиц температуру
плавления и температуру кипения вещества и постройте графики процессов.
- Подберите к каждому процессу
формулу, запишите её.
- Выпишите из таблиц недостающие
величины (удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления,
удельная теплота парообразования).
- Вычислите количество теплоты.
- Проверьте решение по
размерности.
- Запишите ответ.
Этап проверки
понимания и усвоения учащимися изученной темы.
Дидактическая
задача этапа:
выявить уровень умений решать задачи на применение формул для расчета
количества теплоты; работать с таблицами физических величин; строить графики
процессов; давать ответы на качественные вопросы по тепловым явлениям.
Содержание этапа. Самостоятельная
работа
1 уровень
Задание № 1
Пользуясь таблицей
«Температура плавления некоторых веществ» (стр.105), ответьте на вопросы:
- Какой из двух металлов
(алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для
расплавления в ней второго металла?
- Какой из кусков (стальной или
вольфрамовый) останется твердым, если он будет брошен в расплавленное
железо?
- Можно ли расплавить золото,
держа его в оловянной ложке?
Задание № 2
Решите задачи:
- Вычислите количество теплоты,
необходимое для плавления 500 г меди, находящейся при температуре
плавления.
- Вычислите количество теплоты,
необходимое для превращения 3 т воды, взятой при температуре кипения, в
пар.
2 уровень
Задание № 1
Ответьте на
вопросы:
- Олово переведено из одного
агрегатного состояния в другое. Затвердело оно или, наоборот,
расплавилось, если известно, что его внутренняя энергия уменьшилась?
- Вода или водяной пар, если их
массы одинаковы, обладают при 100 о С наименьшей внутренней
энергией? Почему?
- Телу сообщили некоторое
количество теплоты. Всегда ли можно утверждать, что температура тела
повысилась?
Задание № 2
Рассчитайте количество теплоты,
необходимое для осуществления процессов, указанных ниже. Массу вещества считать
равной 2 кг.
Вариант 1: вода (при
20 о С) ---> пар (при 100о С)
Вариант 2: лед (при
0 о С) ---> вода (при 50о С)
Этап подведения
итогов урока.
Дидактическая
задача:
дать анализ успешности овладения знаниями на уроке (анализ результатов
самостоятельной работы проводится на следующем уроке).
Этап информации о
домашнем задании.
Дидактическая
задача: дать
домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний по теме «Изменение
агрегатных состояний вещества».
Решите задачи № 176 и № 180. Задача
№ 180 кратко обсуждается.
Литература.
- Сколько нужно дров?.. Подходы
к обучению решению задач на тепловые явления. 8 класс. М., Чистые пруды,
2005 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Физика»).
- Плахова Е.В. Изменение
агрегатных состояний вещества. Газета «Физика» № 17/06.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.