Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Методическая разработка урока математики по теме «Умножение десятичных дробей» 5 класс

Методическая разработка урока математики по теме «Умножение десятичных дробей» 5 класс

Название документа Технологическая карта урока.doc

Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.

(слайд №1)


Давайте запишем дату в рабочей тетради.

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку,











Записывают дату в рабочей тетради.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.


1. Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление (слайд №2) Какими правилами вы пользовались, чтобы ответить на вопрос? Сформулируйте их.

2. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

3.Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?

4.А теперь закрепим правило, решив несколько примеров со слайда презентации (слайд №3)


5.Какой вид умножения нужно еще рассмотреть, чтобы вы сумели выполнить следующее задание?

6. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. (слайд №4,№5)

7.Начертим в тетради произвольный прямоугольник, известно, что стороны этого прямоугольника равны: а=0,5 дм, b=0,3 дм. Требуется найти периметр и площадь прямоугольника. (слайд №6)





Правилами умножения десятичной дроби на натуральное число.

Сформулируют правило умножения десятичной дроби на натуральное число.

Сформулируют правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.




Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.



Формулируют правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

Работают в тетрадях.


Учащиеся легко находят периметр прямоугольника.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Вы обнаружили, что не умеете умножать десятичные дроби?


Ребята, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?

(слайд №7)


При вычислении площади, дети обнаруживают, что не умеют умножать десятичные дроби.

Учащиеся формулируют тему урока

«Умножение десятичных дробей».



Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: планирование учебной деятельности.


4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Но, может быть, попробуете решить задачу другим способом. Придумайте, как можно решить эту задачу?

( слайд №6).

Какая связь между сантиметрами и дециметрами?

Во сколько раз отличаются?

А квадратные, во сколько раз отличаются?

Наверное, многие из вас уже смогут сами сформулировать правило умножения десятичных дробей. Послушаем желающих. ( слайд №8 )

Учащиеся предлагают перевести дециметры в сантиметры.



Учащиеся переводят дециметры в сантиметры. Отвечают на вопросы.




Учащиеся формулируют правило умножения десятичных дробей.



Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: планирование учебной деятельности.

5.Физминутка

Устали? Мы немного отдохнем.

Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.

Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

( слайд №9)

Выполняют упражнения.





6.Первичное закрепление.

Какое новое правило, мы изучили?

Прочитайте правило в учебнике.


Теперь поможем Незнайке. Он решал примеры на черновике, а когда переписал их в тетрадь, обнаружил, что потерялась запятая. Работаете в парах, обсуждаете и ставите запятую в нужное место, а затем проверим (слайд №10,№11)


Давайте, выполним следующие примеры на умножение десятичных дробей, пользуясь нашим правилом. Три ученика у доски, остальные на местах, проверяем решения с помощью компьютера.

(слайды №12,№13,№14,№15,№16,№17).

Индивидуально работают трое учащихся в тетрадях. Решают самостоятельно.

Решим задачу с практическим содержанием (слайд №18,№19)

Учащиеся формулируют правило умножения десятичных дробей.

Стр.214,читают правило.

Учащиеся работают в парах.

Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников

оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее рациональные, фиксируют, делают выводы.

Выполняют работу с помощью презентации.


Три ученика работают у доски.

(примеры записаны на доске).

Стр. 215, № 1397 а), д), и)



Идёт обсуждение задачи.

Учащиеся самостоятельно решают задачу, затем проверяем решение с помощью компьютера.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.



8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Самостоятельная работа. Выполните тест и угадайте слово.

(слайд №20)

-Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.

Выполните задания

(слайд №21,№22)

Выполняют самостоятельную работу, заполняют таблицу и угадывают слово (Молодец!).

Учащиеся формулируют правило умножения десятичных дробей.



Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: формулирование проблемы.

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Притча.

Шел мудрец, а я на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»(слайд №23)

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Подведение итогов урока.

- Что вам особенно понравилось на уроке? Есть ли вопросы?

На возникшие вопросы учитель отвечает.

- Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок? Учитель выставляет оценки и объясняет за что.

Закончите свои высказывания предложением:

Я сегодня на уроке узнал………

научился…….

могу…….


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслобразование.

10.Домашнее задание.


Проводит инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания

(слайд №24)

-Урок закончен.


Стр. 219 № 1432(1,2), 1433

Творческое задание: придумать задачу на умножение десятичных дробей (показать решение задачи)








Литература

  1. Дидактический материал по математике 5 класс / А. С Чесноков и др. Москва «Просвещение» 2009г.

  2. Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/

  3. Математика. 5 класс / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011. – 288 с.

  4. Преподавание математики в 5 – 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Н.Я Виленкина, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Вербум-М, 2005. – 176 с.

  5. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса /Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009

  6. Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ольховой Л.С., Кулабухова С.Ю. (2010, 160с.)

  7. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. 3-е издание, переработанное.
    (М.: Просвещение, 2011. - Стандарты второго поколения).













Название документа Умножение десятичных дробей.ppt

Марк Туллий Цицерон « Без знания дробей никто не может признаваться сведущим...
Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядк...
Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление: 21,8·10=2180; 0,001·5=...
а) Упростите выражения: 8,9 + 8,9 +8,9 +8,9 +8,9; 10,2 + 10,2 +10,2+10,2. б)...
4,6 · 3 = 13,8 ? км за 3 часа ? км за 0,1 часа ? км за 0,3 часа км 4,6 : 10 =...
0,05 ∙0,1=0,005 56 ∙ 0,01=0,56 125,6 ∙ 0,01=1,256 580 ∙ 0,001=0,58 47 ∙ 0,001...
Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запя...
а=0,5 дм b=0,3 дм Р=2(а+b) Р=2(0,5+0,3) S=ab S=0,5дм 0,3дм ● ● =2 0,8 =1,6 (д...
Тема урока «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо: 1. Перемножить их не обр...
Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки...
5,74 12 1148 574 6888 х + 574 1,2 1148 574 6888 х + 57,4 1,2 1148 574 6888 х...
27,4 0,63 ●
 27,4 0,63 822 1644 17262 х 1 цифра 2 цифры 1+2=3 цифры ,
85,8 3,2 ●
 85,8 3,2 1716 2574 27456 х 1 цифра 1 цифра 1+1=2 цифры ,
0,569 0,13 ●
 0,569 0,13 1707 569 007397 х 3 цифра 2 цифра 3+2=5 цифры ,
14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке Казым 3ч...
14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке по течени...
14,8 2,3 17,1 59,85 52,50 112,35 14,8 2,3 12,5 17,1 3,5 855 513 59,85 12,5 4...
Самостоятельная работа 576	57	0,735	3,99	 1	0,096	41,04 	 М	о	л	о	д	е	ц	!
574 1,2 1148 574 688,8 574 12 1148 574 6888 57,4 1,2 1148 574 68,88 57,4 0,1...
1,27 3,5= 4445 12,7 0,35= 4445 12,7 3,5= 4445 0,127 3,5= 4445 0,127 0,35= 444...
Притча. Шел мудрец, а я на встречу ему три человека, которые везли под горячи...
Домашнее задание Стр. 219, № 1432(1,2), 1433 Творческое задание: придумать за...
‹‹
1 из 28
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Марк Туллий Цицерон « Без знания дробей никто не может признаваться сведущим
Описание слайда:

Марк Туллий Цицерон « Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в математике».

№ слайда 2 Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядк
Описание слайда:

Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять.

№ слайда 3 Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление: 21,8·10=2180; 0,001·5=
Описание слайда:

Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление: 21,8·10=2180; 0,001·5=0,05 0,27·100=2,7 0,5·6=30 10,4·2=2,8

№ слайда 4 а) Упростите выражения: 8,9 + 8,9 +8,9 +8,9 +8,9; 10,2 + 10,2 +10,2+10,2. б)
Описание слайда:

а) Упростите выражения: 8,9 + 8,9 +8,9 +8,9 +8,9; 10,2 + 10,2 +10,2+10,2. б) Угадайте корень уравнений: 86,7у = 867; 3,2х = 3200; 0,38а = 380; 1,7в = 1,7.

№ слайда 5 4,6 · 3 = 13,8 ? км за 3 часа ? км за 0,1 часа ? км за 0,3 часа км 4,6 : 10 =
Описание слайда:

4,6 · 3 = 13,8 ? км за 3 часа ? км за 0,1 часа ? км за 0,3 часа км 4,6 : 10 = 0,46 км 0,46 · 3 = 1,38 км 4,6 · 0,1 = 0,46

№ слайда 6 0,05 ∙0,1=0,005 56 ∙ 0,01=0,56 125,6 ∙ 0,01=1,256 580 ∙ 0,001=0,58 47 ∙ 0,001
Описание слайда:

0,05 ∙0,1=0,005 56 ∙ 0,01=0,56 125,6 ∙ 0,01=1,256 580 ∙ 0,001=0,58 47 ∙ 0,001=0,047

№ слайда 7 Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запя
Описание слайда:

Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.

№ слайда 8 а=0,5 дм b=0,3 дм Р=2(а+b) Р=2(0,5+0,3) S=ab S=0,5дм 0,3дм ● ● =2 0,8 =1,6 (д
Описание слайда:

а=0,5 дм b=0,3 дм Р=2(а+b) Р=2(0,5+0,3) S=ab S=0,5дм 0,3дм ● ● =2 0,8 =1,6 (дм) =15см =5см 3см =0,15дм = ●

№ слайда 9 Тема урока «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
Описание слайда:

Тема урока «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

№ слайда 10 Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо: 1. Перемножить их не обр
Описание слайда:

Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую надо: 1. Перемножить их не обращая внимания на запятые; 2. Отделить запятой в произведении столько цифр СПРАВА, сколько их стоит после запятой в ОБОИХ МНОЖИТЕЛЯХ ВМЕСТЕ.

№ слайда 11 Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки
Описание слайда:

Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки, потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 5,74 12 1148 574 6888 х + 574 1,2 1148 574 6888 х + 57,4 1,2 1148 574 6888 х
Описание слайда:

5,74 12 1148 574 6888 х + 574 1,2 1148 574 6888 х + 57,4 1,2 1148 574 6888 х + 57,4 0,12 1148 574 6888 х + , , , , Поставь запятую в нужное место.

№ слайда 14 27,4 0,63 ●
Описание слайда:

27,4 0,63 ●

№ слайда 15  27,4 0,63 822 1644 17262 х 1 цифра 2 цифры 1+2=3 цифры ,
Описание слайда:

27,4 0,63 822 1644 17262 х 1 цифра 2 цифры 1+2=3 цифры ,

№ слайда 16 85,8 3,2 ●
Описание слайда:

85,8 3,2 ●

№ слайда 17  85,8 3,2 1716 2574 27456 х 1 цифра 1 цифра 1+1=2 цифры ,
Описание слайда:

85,8 3,2 1716 2574 27456 х 1 цифра 1 цифра 1+1=2 цифры ,

№ слайда 18 0,569 0,13 ●
Описание слайда:

0,569 0,13 ●

№ слайда 19  0,569 0,13 1707 569 007397 х 3 цифра 2 цифра 3+2=5 цифры ,
Описание слайда:

0,569 0,13 1707 569 007397 х 3 цифра 2 цифра 3+2=5 цифры ,

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке Казым 3ч
Описание слайда:

14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке Казым 3ч по течению и 4ч против течения. Какой путь проделал катер за все это время, если скорость течения 2,3 км/ч? 14,8км/ч Против течения По течению 2,3км/ч t=3ч t=4ч

№ слайда 22 14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке по течени
Описание слайда:

14,8км/ч Катер, собственная скорость которого 14,8км/ч, шел по реке по течению 3,5ч и против течения 4,2ч. Какой путь проделал катер за все это время, если скорость течения 2,3 км/ч? 14,8км/ч Против течения По течению 2,3км/ч t=3,5ч t=4,2ч

№ слайда 23 14,8 2,3 17,1 59,85 52,50 112,35 14,8 2,3 12,5 17,1 3,5 855 513 59,85 12,5 4
Описание слайда:

14,8 2,3 17,1 59,85 52,50 112,35 14,8 2,3 12,5 17,1 3,5 855 513 59,85 12,5 4,2 250 500 52,50 - + х х + +

№ слайда 24 Самостоятельная работа 576	57	0,735	3,99	 1	0,096	41,04 	 М	о	л	о	д	е	ц	!
Описание слайда:

Самостоятельная работа 576 57 0,735 3,99 1 0,096 41,04 М о л о д е ц !

№ слайда 25 574 1,2 1148 574 688,8 574 12 1148 574 6888 57,4 1,2 1148 574 68,88 57,4 0,1
Описание слайда:

574 1,2 1148 574 688,8 574 12 1148 574 6888 57,4 1,2 1148 574 68,88 57,4 0,12 1148 574 6,888 х х х х + + + +

№ слайда 26 1,27 3,5= 4445 12,7 0,35= 4445 12,7 3,5= 4445 0,127 3,5= 4445 0,127 0,35= 444
Описание слайда:

1,27 3,5= 4445 12,7 0,35= 4445 12,7 3,5= 4445 0,127 3,5= 4445 0,127 0,35= 4445 12,7 0,1 = 127 12,7 0,01= 127 ● ● ● ● ● , , , , , 0 0 0 ● ● , , 0

№ слайда 27 Притча. Шел мудрец, а я на встречу ему три человека, которые везли под горячи
Описание слайда:

Притча. Шел мудрец, а я на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

№ слайда 28 Домашнее задание Стр. 219, № 1432(1,2), 1433 Творческое задание: придумать за
Описание слайда:

Домашнее задание Стр. 219, № 1432(1,2), 1433 Творческое задание: придумать задачу на умножение десятичных дробей (показать решение задачи)

Название документа методическая разработка урока.docx








Содержание



Введение………………………………………………………………….4

Основная часть…………………………………………………………..5

Ӏ. Методическое обоснование темы…………………………………….5

ӀӀ. Методические рекомендации по проведению урока………………5

ӀӀӀ. Технологическая карта урока………………………………………10

Заключение………………………………………………………………19

Приложение………………………………………………………………20







.























Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Балаково Саратовской области













Методическая разработка урока математики

по теме «Умножение десятичных дробей»

5 класс







учитель математики МАОУ СОШ№2

г. Балаково Саратовской области

Салиной Н.П.













2016-2017 уч. год





АННОТАЦИЯ

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-сollection.edu.ru), электронный тест.

Материал может быть использован для проведения урока математики в 5 классе.



.



































Введение



Тема «Умножение десятичных дробей» - одна из самых важных в школьном курсе математики. На изучение темы отводится 5 часов. В данной методической разработке приводится описание 1-го урока темы. Основные понятия, необходимые для рассмотрения на уроке - правило умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., правило умножения десятичных дробей; формирование умения умножать десятичные дроби, применение алгоритма нахождения произведения двух десятичных дробей.

Изучение темы «Умножение десятичных дробей» в школьном курсе математики является достаточно актуальным в силу её высокой практической направленности.

Данная тема в дальнейшем широко используется школьниками в старших классах , а также в курсе высшей математики, поэтому очень важно правильно усвоить этот материал.

Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Методическая разработка урока «Умножение десятичных дробей» создана в первую очередь для учителей математики и может быть использована для проведения урока математики в 5-ом классе.

Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и для проведения интегрированных уроков.





















Основная часть

Ӏ. Методическое обоснование темы.

ВычОдна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение.

Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в 15 веке самаркандский астроном ал-Каши в тракте «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды ал- Каши долго не были известны европейским ученым. А подробность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, а способ их записи в виде обыкновенных дробей не давал возможности это делать.

Прошло полтора века после открытий ал-Каши, и вот талантливый фламанский инженер и ученый Симон Стевин в своей книге «Десятая» (1585 г) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой.

Обычно он признается и их изобретателем.

Алгоритмы действий с десятичными дробями вводятся на основе соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями.

Следует отметить мотивационную сторону введения десятичных дробей, так как, оперировать с десятичными дробями (сравнивать их, складывать, вычитать,умножать и т. д.) легче, чем с обыкновенными. Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей выполняются практически так же, как и соответствующие действия с натуральными числами. В связи с широким распространением в быту калькуляторов снизилась практическая значимость трудоемких письменных вычислений с десятичными дробями и на первый план выдвинулись умения прикидки и оценки результата действий, быстрого обнаружения ошибки. В соответствии с этим навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабатывать на несложных примерах.

Урок «Умножение десятичных дробей» занимает важное место в курсе математики 5 класса. На изучение данной темы отводится 5 часов.

В данной методической разработке приводится описание 1-го урока темы.

Обучающиеся к этому времени умеют читать и записывать десятичные дроби, представлять обыкновенные дроби в десятичные и наоборот, находить десятичные приближения обыкновенных дробей, сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполняют вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число) с десятичными дробями, отрабатывают навыки, связанные с увеличением или уменьшением величины в 10, 100 и т. д. раз, в частности с переводом одних единиц измерения в другие.

Для изучения правила умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., необходимо повторить правило умножения десятичной дроби на 10, 100 и т. д.

Поэтому в качестве домашнего задания к этому уроку учитель предлагает повторить это правило, а также правило умножения натуральных чисел, правило умножения десятичной дроби на натуральное число.


ӀӀ.Методические рекомендации по проведению урока.

Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в математике».

Знания и умения, полученные учениками при изучении темы «Умножение десятичных дробей», являются основными в курсе математики пятого класса. Их необходимо хорошо усвоить всем ученикам, поскольку на этом основывается решение практически всех будущих числовых выражений, уравнений не только из курса математики, но и из других школьных дисциплин. Поэтому, чтобы максимально заинтересовать учащихся изучением данной темы, предлагаю использовать предложенную учебную презентацию. Она имеет четкую структуру, подача учебного материала соответствует логике изложения и объяснения озаглавленной темы. Изложение материала идет последовательно, наглядно, подкреплено соответствующими примерами, поэтому нет необходимости писать все на доске (в результате происходит экономия времени, которое лучше отвести на закрепление полученного материала), а внимание учеников, привлеченное еще и уместной анимацией,полностью сосредоточено на демонстрируемой информации. Сначала ученики решают задачу, в которой необходимо найти расстояние, пройденное человеком, если известны скорость и время (дано три разных временных промежутка). Алгоритм решения данного задания школьникам известен, поэтому они могут быть полностью сконцентрированы именно на выполнении действия умножения. Значение первого временного промежутка представлено в виде натурального числа (3). Нахождение произведения десятичной дроби и натурального числа учащиеся уже изучали. Далее значение времени равно 0,1. Решение этой части задачи проводится путем деления скорости на 10 (поскольку пройдено в 10 раз меньше, чем за 1 час). Последний временной промежуток равен 0,3 и расстояние находят соответственно утверждению, что пройденный путь втрое больше пути, пройденного за 0,1 часа (второй временной промежуток).

По ходу решения данной задачи учащимся вводятся два правила: умножение числа (десятичной дроби) на 0,1, 0,01 и т.д., нахождение произведения двух десятичных дробей путем умножения в «столбик». Данные правила подкреплены наглядным и доступным решением соответствующих примеров.

На уроке нужно обратить внимание обучающихся на мотивационную сторону введения десятичных дробей, объяснив, что оперировать с десятичными дробями (сравнивать их, складывать, вычитать и т. д.) легче, чем с обыкновенными. Подчеркивается, что сложение, вычитание и умножение десятичных дробей выполняются практически так же, как и соответствующие действия с натуральными числами.



Данная учебная презентация содержит вопросы по пройденному материалу, что позволит ученикам еще раз повторить услышанное и просмотренное.

Все этапы урока сопровождаются слайдами презентации учителя, которые позволяют обобщить, систематизировать материал, а в случае затруднения в каком-то месте учитель может еще раз провести объяснение.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить обучающихся в активный познавательный процесс.



ӀӀӀ. Пояснительная записка.

Урок по теме «Умножение идесятичных дробей» для обучающихся 5 класса относится к §7.Умножение и деление десятичных дробей (программа авторов Виленкина Н.Я. и др.).

Данный урок вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся, позволяет обобщить и систематизировать знания о правилах выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Материал урока позволяет формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способствует дальнейшему приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска ,анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сотрудничества.

А также развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, развивает логическое мышление, личностные качества обучающихся, повышает познавательный интерес к математике. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала.

На данном уроке формируются метапредметные умения, которые позволяют решать учебные задачи различного уровня.

Содержание урока носит межпредметный характер.


Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:

  1. подвести учащихся к необходимости введения действия умножения как более удобного способа записи и вычисления суммы одинаковых слагаемых;

  2. помочь учащимся восстановить в памяти названия компонентов умножения, свойства умножения, алгоритм умножения многозначных чисел на однозначные и многозначных чисел в столбик;

  3. вывести приемы рационального умножения многозначных чисел в столбик;

  4. сформировать умение применять полученные знания при решении задач.



Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Номер урока в системе изучаемой темы: первый урок из пяти в данной теме.

Цель урока: научить умножать десятичные дроби; сформировать чётное представление о различиях свойств умножения на разрядную единицу; расширить представление учащихся о выполнении действий с десятичными дробями.

Задачи:

Образовательные:

  • ввести правило умножения десятичных дробей;

  • сформировать умение умножать десятичные дроби.

Воспитательные:

  • способствовать созданию условий для самореализациии личности, для взаимопомощи и индивидуальной оттветственности каждого;

  • воспитывать сотрудничество,продолжать формирование культуры общения и коммуникативных умений обучающихся;

  • поддерживать интерес к изучению математики.

Развивающие:

  • развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;

  • развивать логическое мышление,умение сопоставлять,делать выводы;

  • развиватьпамять,речь,умение анализировать;

  • развивать умение работать в парах.

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ с элементами беседы);

  • наглядные (интерактивные демонстрации,презентация слайдов);

  • самостоятельная работа.

Образовательные результаты:

Личностные:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности,

  • формировать умение совместно работать в парах, группах,

  • формировать ответственное отношение за результаты своего труда;

  • формировать представление о дроби как важнейшей математической модели, позволяющей описывать и изучать реальные процессы и явления,

  • формировать умение выполнять умножение десятичных дробей, формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний:

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания;

  • находить ответы на вопросы, используя учебник;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • перерабатывать полученную информацию;

  • наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Вид урока:смешанный.

Формы работы: фронтальная, парная и индивидуальная,групповая, самостоятельная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, технология педагогического сотрудничества,здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, мультимедийный

проектор, компьютер,экран,презентация,раздаточный материал.

Литература для учителя:

  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013.

  2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2013.

  3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2010.

  4. http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm

  5. http://animashky.ru/index/0-6

  6. http://office.microsoft.com/ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/410902/



Литература для обучающихся:

  1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013.

  2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2013.



метапредметные:

- уметь обрабатывать полученную информацию;

- уметь воспроизводить правило;

- уметь контролировать и оценивать предлагаемые действия;

- уметь адекватно оценивать результаты своей деятельности.

предметные:

- усвоить правило умножения десятичных дробей;

- уметь умножать десятичные дроби.





Название документа самостоятельная работа.docx

Самостоятельная работа.

Выполни тест и угадай слово.

  1. 5, 76*100 =…

М) 576; К) 57, 6; А) 5,76; Т) свой ответ.

2. Произведение чисел 3,8 и 15 равно:

О) 57; М) 570; Н) 5,70; А) свой ответ.

3. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:

О) 1; Д) 0; Л) 0,735; Ц) свой ответ.

4. Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно:

М) 399; Д) 39,9 О) 3,99; Ц) свой ответ.

5. Произведение чисел 2,5 и 0,4 равно:

М) 10; Н) 0,1; Д) 1; Ц) свой ответ.

6. Корень уравнения Х : 0,04=2,4 равен:

М) 2,44; Д) 0,96 Е) 0,096; Ц) свой ответ.

7.Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:

М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ.


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Ответ








Буква









  • Математика
Описание:

Методическая разработка урока математики

по теме «Умножение десятичных дробей»

5 класс. Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-сollection.edu.ru), электронный тест.

Материал может быть использован для проведения урока математики в 5 классе.

Скачать материал
Автор Салина Наталья Петровна
Дата добавления 22.08.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1387
Номер материала MA-071575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»