Инфоурок Литература КонспектыМетодическая разработка урока литературы по теме: «М.Цветаева. Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике» (11 класс)

Методическая разработка урока литературы по теме: «М.Цветаева. Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике» (11 класс)

Скачать материал

 

 

 

Методическая разработка   урока литературы  по теме:

«М.Цветаева. Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике»

 

 

 

 

Разработала:

учитель

литературы и русского языка:

Л.А.Нежельская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2019г.

 

Конспект учебного занятия

 Тема «Литературные образы и мотивы в лирике М.Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы»

 Цели:

1.     Выявить основные черты поэтики Марины Цветаевой через анализ и интерпретацию ее стихотворений в малых творческих группах.

2.     Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

3.     Создать атмосферу «погружения» в творчество литературного мастера.

Задачи:

1.     Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.

2.     Дать возможность ученикам творчески подойти к тексту («чтение – сотворчество»).

3.     Активизировать мыслительную деятельность с помощью умело и уместно поставленных по ходу урока эвристических вопросов.

 

                                                       Ход урока-мастерской

 

1.     Организационный этап

2.     Сообщение темы, постановка целей и задач урока:

 

 

 

Слайд 1 Тема урока

Учитель: тема урока: «М.Цветаева. Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике»

 

 

Сегодня мы  окунемся в мир поэзии  М. И. Цветаевой, попытаемся определить темы и  особенности ее лирики, понаблюдаем, как воплотилось в поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы. 

 

Слайд 2 .  План урока

 Учитель:   сегодня  на уроке

ü Мы вспомним   биографию М.И. Цветаевой.

ü Услышим стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др.  Определим основные темы творчества

ü Своеобразие стиля поэтессы: литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.

ü Проведём анализ стихотворений Цветаевой с целью увидеть  средства поэтической выразительности.

 

 Слайд 3. Актуализация опорных  ЗУН :

Преподаватель: Какой была Марина Цветаева? Вот что рассказывает о ней   дочь Ариадна:

            Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения.   
        Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
            Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое.
         Голос был девически высок, звонок, гибок.      Речь — сжата, реплики — формулы.
       Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
         Была блестящим рассказчиком.
        Читала  стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»
          Была   добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
         Беспомощна не была никогда, но всегда — беззащитна.
        Снисходительная к чужим, с близких — друзей, детей — требовала как с самой себя: непомерно.
        Не отвергала моду, как считали некоторые поверхностные ее современники, но, не имея материальной возможности ни создавать ее, ни следовать ей, брезгливо избегала нищих под нее подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.
        В вещах превыше всего ценила прочность, испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося, уязвимого, одним словом — «изящного».
       Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.
       Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости, терпеливо молола в старинной турецкой мельнице, медной, в виде круглого столбика, покрытого восточной вязью.
      С природой была связана воистину кровными узами, любила ее — горы, скалы, лес — языческой обожествляющей и вместе с тем преодолевающей ее любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала что делать. Просто любоваться им не умела.
      Легко переносила жару, трудно — холод.
      Была равнодушна к срезанным цветам, к букетам, ко всему, распускающемуся в вазах или в горшках на подоконниках; цветам же, растущим в садах, предпочитала, за их мускулистость и долговечность, — плющ, вереск, дикий виноград, кустарники.
      Ценила умное вмешательство человека в природу, его сотворчество с ней: парки, плотины, дороги.
      С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением!) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.
      В прогулках чаще всего преследовала цель: дойти до…, взобраться на…; радовалась более, чем купленному, «добыче»: собранным грибам, ягодам и, в трудную чешскую пору, когда мы жили на убогих деревенских окраинах, — хворосту, которым топили печи.
      Хорошо ориентируясь вне города, в его пределах теряла чувство направления, плутала до отчаяния даже в знакомых местах.
      Боялась высоты, многоэтажности, толпы (давки), автомобилей, эскалаторов, лифтов. Из всех видов городского транспорта пользовалась (одна, без сопровождающих) только трамваем и метро. Если не было их, шла пешком.
      Была не способна к математике, чужда какой бы то ни было техники.
      Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его — всю жизнь.
      Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей» предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.
       Считалась с юностью, чтила старость.
      Обладала изысканным чувством юмора, не видела смешного в явно — или грубо — смешном.
       К людям труда относилась   с глубоким уважением собрата; праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство.
      Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
      При всей своей скромности знала себе цену.

 

Слайд 4   «Красною кистью…»

Преподаватель: давайте вспомним биографию М. Цветаевой:

 Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Слайд 5.   Родители

Ученик:   1    

   26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора   основателя Московского Музея изящных искусств,  родилась дочь Марина. Муся.   

   Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция.     

   Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным.   “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

 "Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым  словом она звалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке…».

 И позднее она не раз говорила о том, что родилась для музыки и стихов.    Любимый композитор: Шопен.

Слайд 6.  М. Цветаева

 Ученик:2 Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз.   У  Марины появилась  глубокая страсть - книги. С шести лет Муся   писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.  

Слайд 7. Сергей Эфрон

Ученик:3  В 1906  Марина приезжает в  Коктебель, где  и  решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

    Это был Сергей Эфрон, ставший  впоследствии её мужем. Именно ему  будут посвящены лучшие стихи.   Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты. Цветом, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское».  

Тихо плещется море. Темно - синее небо, мерцающие звёзды и стихи, стихи…

Свадьба

В Сергее было то, чего ждала душа Марины: героизм, романтика, жертвенность. Красивый, юный, чистый роман.  Они обвенчались с благословения Ивана Владимировича Цветаева. И было это в конце января 1912 года. 

Слайд 8.    Дочери

Ученик 4:

Пятого сентября 1912 года Марина Цветаева родила дочь Ариадну, а 13 апреля 1917 года – дочь Ирину. Следом грянула Октябрьская революция, которую  поэтесса не приняла. Сергей Эфрон уехал в Ростов и вступил в добровольческую армию. Жить было трудно, голод подбирался к дочерям. Цветаева, желая спасти детей, отдает их в Кунцевский приют.

 

Были мы - помни об этом
будущем, верно, лихом!
Я - твоим первым поэтом,
ты - моим лучшим стихом!
(М.Цветаева - Але)

 Слайд 9.  Александр Блок.

Ученик 5 Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила   как   божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку.

Ученик:  Звучит стихотворение: "Имя твоё" - птица в руке"

«Имя твое — птица в руке…» Марина Цветаева

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.

 

Слайд 10. 1917-1920 годы.

Ученик: 6 Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь Ирина, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей.   Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).

 

  Слайд 11.  1922-1939годы.

Ученик: 7 От Сергея так долго не было вестей, жив ли, мучалась, ждала. И, наконец, весточка: «Сергей Эфрон в Праге».  Цветаева не приняла революции  и в мае 1922 года  оставляет свой дом в России ради встречи с мужем.  7-летняя Аля вспоминает их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».
Прага понравилась Марине с первого взгляда: воздух, люди, цветы, чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Марине было тогда 29 лет. На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод и самое страшное – смерть младшей дочери Ирины. 
Чешский период Марины Цветаевой будут сравнивать потом с Болдинской осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.
Вечерами Сережа читал что-то всем при свете лампы. Марина штопала, чинила, готовила, стирала. После ужаса военной жизни в Москве нынешний быт тяготил, конечно, но не очень. Сергей шутливо подтрунивал, что Аля превратилась в большого бегемота, которого уже невозможно поднять на руки. Сам он в семье звался Лев. Марина – Рысь. А самое главное, родился сын, о котором всегда мечтала марина. Его назвали Георгий (Мур).

Слайд 12. Жизнь в эмиграции

Ученик:8  Звучит стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

«Тоска по родине! Давно»


Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...

 

Слайд 13. Возвращение на Родину

Ученик 9: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина с Георгием вернулись в Россию.     Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Слайд 14. Гибель семьи.

Ученик 10 : Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война.  

  Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

 

Слайд 15. В Елабуге

Ученик 11 В августе 1941 года Марину Цветаеву вместе с ее сыном Муром (Георгием) отправляют в Елабугу. Пришел провожать ее поэт Борис Пастернак и принес веревку, которой предстояло перевязать вещи. Отдавая ее Марине, он, смеясь, отметил, что веревка очень крепкая, ей можно не только чемодан перевязать, но и повеситься на такой при необходимости. Его слова стали пророческими…   

Слайд 16. «На твой безумный мир…»

Ученик 12: У Марины не было больше мужа : расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью: она в лагерях.  Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения.  По пятам ходят сотрудники НКВД. Встреча с читающей Россией не состоялась…

 

И 31 августа хозяйка дома, где жила Марина с сыном, нашла в сенях постояльцу, повешенной на той самой злополучной веревке. Цветаева совершила самоубийство, пока никого не было дома.

В 1943 году, вспоминает  сестра Марины,  Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма:     "Марина погибла два года назад, тридцать первого августа  ".

Слайд 17.  Могила Цветаевой

  Ученик 13:  Никто не знает точно, где расположена могила великой поэтессы. Похоронили ее в Татарстане в Елабуге, а вот место никто не запомнил, потому что не думали местные жители, что рядом с ними жила такая великая личность. Выглядела она в последние дни очень плохо, поэтому напоминала им старуху-ведьму, а ведь ей  которой было всего 49 лет.

  Отпевать тех, кто повесился, церковь не разрешает, но в 1990 году великий патриарх Алексий разрешил ее отпеть по просьбе оставшихся родственников и большой группы православных.

Звучит стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну»

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру. 

 

Слайд 18. Сын Георгий

Ученик 14 После смерти матери,  сын Георгий остался один. Попав в Париж в возрасте девяти месяцев, он сформировался как личность именно во Франции, поэтому знакомые в шутку   называли  его «Французом». В развитии мальчик намного опередил своих сверстников: в шесть лет свободно читал и писал по-русски и по-французски, а вечерами еще и занимался с матерью немецким, прочитал к десяти годам многое из того, что обычно осваивают лишь к шестнадцати.  

Мур был мамин сын в хорошем смысле. Он души не чаял в Марине, сопровождал ее всюду, хотя иногда позволял и резкие высказывания в ее адрес. Кто-то считал, что Георгий не уважает мать, но Цветаева  прощала сыну, говоря, что «Это пройдет. Он еще молод. У меня это все давно перегорело, прошло…»

  Георгий с матерью  приехал  в Россию – на неизвестную ему родину лишь затем, чтобы почти сразу стать свидетелями ареста родных. Через два года мать оставит сына одного, написав в предсмертной записке: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Самоубийство Цветаевой Мур переживал очень сильно, даже не присутствовал на похоронах, так как не мог увидеть мать мертвой. Оставшись сиротой в шестнадцать лет, Георгий попал в интернат, затем бежал в Среднюю Азию. После возвращения в Москву недолго учился в Литинституте, а когда началась война, юношу призвали в армию, в штрафбат как сына репрессированного отца. Эфрон пишет с фронта: «Смерть страшна, безобразна; опасность - повсюду, но каждый надеется, что его не убьют. Предстоят тяжелые бои, так как немцы очень зловредны, хитры и упорны. Но я полагаю, что смерть меня минует, а что ранят, так это очень возможно». Письмо написано за неделю до смерти. Мур был ранен 7 июля 1944 года и умер в медсанбате.

Слайд 19.  Память

Учитель:  Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?

Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!

 В наше время имя поэтессы очень популярно. 

Ученик: 15  Звучит стихотворение: «Моим стихам, написанным так рано…».

«Моим стихам, написанным так рано…»

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913

Работа в творческих группах (сопровождается фоновой музыкой)

На уроке будут работать 4 группы по 6 человек.  

У каждой группы  на столах - карточка со стихотворением, листы с фломастерами.

В группе есть руководитель, художник

 Задача группы –   подготовить   презентацию  стихотворения:

1.     выразительное чтение

2.      анализ  стихотворения,

ассоциативный рисунок (видеома).

Вопросы и задания группам:

1 группа: «Ждут нас пыльные дороги…» (1911г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.
  • Как преображает человека счастливая любовь?
  • Влюбленные – это дети, боги или пленники?


2 группа: «Две руки…» (1920г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.
  • Какие образы-метафоры помогают Цветаевой передать горе матери, потерявшей дитя?


3 группа: «Вчера еще в глаза глядел…» (1920г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.
  • Что происходит в душе человека, испытавшего безответную любовь?
  • Какое желание-чувство рождается в душе отвергнутой женщины?

4 группа: «Тоска по родине…» (1934г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.
  • Что происходит в душе человека, отвергнутого родиной?
  •  Можно ли не любить родину?
  • Какой образ для М.Цветаевой символизирует родину?


5 группа: «Кто создан из камня…» (1920г.)

 

  1. Что означает имя Марина? 
  2. В чём проявляется индивидуальность лирической героини? 
  3. Докажите, что в основе стихотворения лежит романтическое противопоставление. Выберите слова и выражения, рисующие лирическую героиню и тех, кому она себя противопоставляет.
  4. Можно ли говорить о символике стихотворения? Какие образы, на ваш взгляд, символичны?

Сформулируйте главную мысль стихотворения.

 

3.     Выступление групп с презентациями стихотворений: Афиширование

Группы выступают.     

Преподаватель: Итак, каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества)

Рефлексия:

 Обучающиеся отвечают на один из вопросов:

  • Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?
  • Что нового я узнал о Марине Цветаевой?

 

Учитель:   На нашем занятии прозвучали стихи М.Цветаевой, романсы на её произведения.   Я надеюсь, что имя Марины Цветаевой, талантливой русской поэтессы, вы не забудете.

Звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

  Домашнее  задание: Напишите сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».

 

3.     Библиографический список

 

1.     Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2004.

2.     Борщевская М. «Прохожий, остановись!» Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой. // Литература. №6 – 2008.

3.     Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.

4.     Марина Цветаева. Тайна жизни и загадка смерти // Досье. Приложение к «Литературной газете». №9 – 1992.

5.     Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т./сост. М.Ю.Белякова. – М.,1996.

6.     Федосеева Л. Марина Цветаева. Путь в вечность. – М.: Знание,1992.

7.     Цветаева М.И Стихотворения. Поэмы. Проза. – Владивосток, 1990.

Учебные пособия:

     7.  Русская литература XX века. 11 кл. / Агеносов В.В. – М.: Дрофа, 2002г.

8.  Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. / Агеносов В.В. Безносов Э.Л. – М.: Дрофа, 2002г.

 

4.     Список электронных ресурсов

Цветаева М.Вдохновенная Марина [Электронный ресурс] / М. Цветаева. - М. : Видеостудия Кварт. - 1 DVD : зв., цв. - Формат 4:3 ; звук стерео ; язык русский ; продолж. 60 мин ; http//www.cvart.ru, . 8. Пушкин. Лицейские годы [Электронный ресурс]

 

 

 

   

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока литературы по теме: «М.Цветаева. Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике» (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 837 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Литературная викторина для старшеклассников
  • Учебник: «Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.
  • Тема: Россия в 1826 году - первой половине 1850-х годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература (В. И. Коровин, Е. Г. Чернышева)
  • 01.12.2020
  • 829
  • 2
«Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2020 1786
    • DOCX 48.1 кбайт
    • 159 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нежельская Лариса Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нежельская Лариса Анатольевна
    Нежельская Лариса Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4593
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нутрициология и спортивное питание

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 51 региона

Курс повышения квалификации

Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 873 человека

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек
Сейчас в эфире

Как привить любовь к чтению и книгам современным детям

Перейти к трансляции