Методическая
разработка урока литературы по теме:
«М.Цветаева.
Своеобразие стиля поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике»
Разработала:
учитель
литературы
и русского языка:
Л.А.Нежельская
Пенза
2019г.
Конспект
учебного занятия
Тема
«Литературные образы и мотивы в лирике М.Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы»
Цели:
1. Выявить
основные черты поэтики Марины Цветаевой через анализ и интерпретацию ее
стихотворений в малых творческих группах.
2. Совершенствовать
навыки анализа поэтического текста.
3. Создать
атмосферу «погружения» в творчество литературного мастера.
Задачи:
1. Помочь
разобраться в особенностях поэтического текста.
2. Дать
возможность ученикам творчески подойти к тексту («чтение – сотворчество»).
3. Активизировать
мыслительную деятельность с помощью умело и уместно поставленных по ходу урока
эвристических вопросов.
Ход урока-мастерской
1.
Организационный
этап
2. Сообщение
темы, постановка целей и задач урока:
Слайд
1
Тема урока
Учитель:
тема урока: «М.Цветаева. Своеобразие стиля
поэтессы. Литературные образы и мотивы в лирике»
Сегодня
мы окунемся в мир поэзии М. И. Цветаевой, попытаемся определить
темы и особенности ее лирики, понаблюдаем, как воплотилось в поэзии богатство
ее личности и трагичность судьбы.
Слайд 2 . План урока
Учитель: сегодня
на уроке
ü
Мы
вспомним биографию М.И. Цветаевой.
ü
Услышим
стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др. Определим основные
темы творчества
ü
Своеобразие
стиля поэтессы: литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
ü
Проведём
анализ стихотворений Цветаевой с целью увидеть средства поэтической
выразительности.
Слайд 3.
Актуализация опорных ЗУН :
Преподаватель: Какой
была Марина Цветаева? Вот что рассказывает о ней дочь Ариадна:
Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с
фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная
округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки
были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны —
без резкости — движения.
Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и
мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося
ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые,
цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
Руки были
крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с
изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее
отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам
внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое
целое.
Голос был девически высок, звонок,
гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.
Умела слушать; никогда не подавляла
собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не
выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
Была блестящим рассказчиком.
Читала стихи охотно, доверчиво, по
первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту
стихи?»
Была добра и щедра: спешила
помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним,
наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
Беспомощна не была никогда, но всегда —
беззащитна.
Снисходительная к чужим, с близких —
друзей, детей — требовала как с самой себя: непомерно.
Не отвергала моду, как считали некоторые
поверхностные ее современники, но, не имея материальной возможности ни
создавать ее, ни следовать ей, брезгливо избегала нищих под нее подделок и в
годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.
В вещах превыше всего ценила прочность,
испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося,
уязвимого, одним словом — «изящного».
Была спартански скромна в привычках, умеренна
в еде.
Пила черный кофе: светлые его зерна жарила
до коричневости, терпеливо молола в старинной турецкой мельнице, медной, в виде
круглого столбика, покрытого восточной вязью.
С природой была связана воистину кровными
узами, любила ее — горы, скалы, лес — языческой обожествляющей и вместе с тем
преодолевающей ее любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем,
которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала что делать. Просто
любоваться им не умела.
Легко переносила жару, трудно — холод.
Была равнодушна к срезанным цветам, к
букетам, ко всему, распускающемуся в вазах или в горшках на подоконниках;
цветам же, растущим в садах, предпочитала, за их мускулистость и
долговечность, — плющ, вереск, дикий виноград, кустарники.
Ценила умное вмешательство человека в
природу, его сотворчество с ней: парки, плотины, дороги.
С неизменной нежностью, верностью и
пониманием (даже почтением!) относилась к собакам и кошкам, они ей платили
взаимностью.
В прогулках чаще всего преследовала цель:
дойти до…, взобраться на…; радовалась более, чем купленному, «добыче»:
собранным грибам, ягодам и, в трудную чешскую пору, когда мы жили на убогих
деревенских окраинах, — хворосту, которым топили печи.
Хорошо ориентируясь вне города, в его
пределах теряла чувство направления, плутала до отчаяния даже в знакомых
местах.
Боялась высоты, многоэтажности, толпы
(давки), автомобилей, эскалаторов, лифтов. Из всех видов городского транспорта
пользовалась (одна, без сопровождающих) только трамваем и метро. Если не было
их, шла пешком.
Была не способна к математике, чужда какой
бы то ни было техники.
Ненавидела быт — за неизбывность его, за
бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время,
необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его — всю жизнь.
Общительная, гостеприимная, охотно
завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей»
предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла
чудачкой.
Считалась с юностью, чтила старость.
Обладала изысканным чувством юмора, не
видела смешного в явно — или грубо — смешном.
К людям труда относилась с глубоким
уважением собрата; праздность, паразитизм, потребительство были органически
противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство.
Была человеком слова, человеком действия,
человеком долга.
При всей своей скромности знала себе цену.
Слайд 4 «Красною
кистью…»
Преподаватель: давайте вспомним
биографию М. Цветаевой:
Красною
кистью
Рябина
зажглась.
Падали
листья.
Я
родилась.
Спорили
сотни колоколов.
День
был субботний
Иоанн
Богослов.
Мне
и доныне
Хочется
грызть
Жаркой
рябины
Горькую
кисть.
Слайд 5. Родители
Ученик: 1
26 сентября
1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского
университета, директора основателя Московского Музея изящных искусств,
родилась дочь Марина. Муся.
Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие
годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция.
Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила
детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. “После такой матери
мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.
"Когда
вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась
всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша".
Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым словом она звалась "гамма",
мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить
меня музыке…».
И позднее
она не раз говорила о том, что родилась для музыки и стихов. Любимый
композитор: Шопен.
Слайд 6. М. Цветаева
Ученик:2 Шло время,
и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в
невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. У Марины
появилась глубокая страсть - книги. С шести лет Муся писала стихи, теперь же
любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
Слайд 7. Сергей
Эфрон
Ученик:3 В 1906
Марина приезжает в Коктебель, где и решилась Маринина судьба. Это произошло
в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать
– красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них,
Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.
Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих
серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который
Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Это
был Сергей Эфрон, ставший впоследствии её мужем. Именно ему будут посвящены
лучшие стихи. Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета
Марининой красоты. Цветом, поднятым над плечами, её золотоволосая голова,
пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над
бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная
близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское».
Тихо
плещется море. Темно - синее небо, мерцающие звёзды и стихи, стихи…
Свадьба
В Сергее
было то, чего ждала душа Марины: героизм, романтика, жертвенность. Красивый,
юный, чистый роман. Они обвенчались с благословения Ивана Владимировича
Цветаева. И было это в конце января 1912 года.
Слайд 8. Дочери
Ученик 4:
Пятого сентября 1912 года Марина Цветаева родила дочь
Ариадну, а 13 апреля 1917 года – дочь Ирину. Следом грянула Октябрьская
революция, которую поэтесса не приняла. Сергей Эфрон уехал в Ростов и вступил
в добровольческую армию. Жить было трудно, голод подбирался к дочерям.
Цветаева, желая спасти детей, отдает их в Кунцевский приют.
Были мы - помни об этом
будущем, верно, лихом!
Я - твоим первым поэтом,
ты - моим лучшим стихом!
(М.Цветаева - Але)
Слайд 9.
Александр Блок.
Ученик 5 Александр
Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как
божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Особенной любовью
проникнуты строки, посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку.
Ученик: Звучит
стихотворение: "Имя твоё" - птица в руке"
«Имя твое — птица в
руке…» Марина Цветаева
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Слайд
10. 1917-1920 годы.
Ученик: 6 Годы
революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными.
Умерла маленькая дочь Ирина, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью
Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и
трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой
добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. Её лирика тех лет
пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я
живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они
составили впоследствии книгу “Разлука”).
Слайд 11. 1922-1939годы.
Ученик: 7 От Сергея
так долго не было вестей, жив ли, мучалась, ждала. И, наконец, весточка:
«Сергей Эфрон в Праге». Цветаева не приняла революции и в мае 1922
года оставляет свой дом в России ради встречи с мужем. 7-летняя Аля вспоминает
их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и
обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго
стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу
ладонями щеки, мокрые от слез».
Прага понравилась Марине с первого взгляда: воздух, люди, цветы,
чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Марине было тогда 29 лет.
На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем
недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод
и самое страшное – смерть младшей дочери Ирины.
Чешский период Марины Цветаевой будут сравнивать потом с Болдинской
осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.
Вечерами Сережа читал что-то всем при свете лампы. Марина штопала,
чинила, готовила, стирала. После ужаса военной жизни в Москве нынешний быт
тяготил, конечно, но не очень. Сергей шутливо подтрунивал, что Аля превратилась
в большого бегемота, которого уже невозможно поднять на руки. Сам он в семье
звался Лев. Марина – Рысь. А самое главное, родился сын, о котором всегда
мечтала марина. Его назвали Георгий (Мур).
Слайд 12. Жизнь в
эмиграции
Ученик:8 Звучит
стихотворение «Тоска по родине! Давно…»
«Тоска
по родине! Давно»
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
|
Слайд 13. Возвращение на
Родину
Ученик
9:
В
1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала
Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина с Георгием вернулись
в Россию. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.
Слайд 14. Гибель
семьи.
Ученик 10 : Тяжёлые
удары судьбы обрушились на поэтессу. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая
Отечественная война.
Постоянная
тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от
друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию
жить.
Слайд 15. В
Елабуге
Ученик 11 В августе
1941 года Марину Цветаеву вместе с ее сыном Муром (Георгием) отправляют в
Елабугу. Пришел провожать ее поэт Борис Пастернак и принес веревку, которой
предстояло перевязать вещи. Отдавая ее Марине, он, смеясь, отметил, что веревка
очень крепкая, ей можно не только чемодан перевязать, но и повеситься на такой
при необходимости. Его слова стали пророческими…
Слайд 16. «На
твой безумный мир…»
Ученик 12: У Марины
не было больше мужа : расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью: она
в лагерях. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. По пятам ходят
сотрудники НКВД. Встреча с читающей Россией не состоялась…
И 31
августа хозяйка дома, где жила Марина с сыном, нашла в сенях постояльцу,
повешенной на той самой злополучной веревке. Цветаева совершила самоубийство,
пока никого не было дома.
В 1943 году, вспоминает сестра
Марины, Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: "Марина
погибла два года назад, тридцать первого августа ".
Слайд 17.
Могила Цветаевой
Ученик 13:
Никто не знает
точно, где расположена могила великой поэтессы. Похоронили ее в Татарстане в
Елабуге, а вот место никто не запомнил, потому что не думали местные жители,
что рядом с ними жила такая великая личность. Выглядела она в последние дни
очень плохо, поэтому напоминала им старуху-ведьму, а ведь ей которой было
всего 49 лет.
Отпевать тех, кто повесился, церковь не разрешает, но в 1990
году великий патриарх Алексий разрешил ее отпеть по просьбе оставшихся
родственников и большой группы православных.
Звучит
стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну»
Уж
сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Слайд 18. Сын Георгий
Ученик 14 После смерти матери, сын Георгий остался
один. Попав в Париж в
возрасте девяти месяцев, он сформировался как личность именно во Франции,
поэтому знакомые в шутку называли его «Французом». В развитии мальчик
намного опередил своих сверстников: в шесть лет свободно читал и писал
по-русски и по-французски, а вечерами еще и занимался с матерью немецким,
прочитал к десяти годам многое из того, что обычно осваивают лишь к
шестнадцати.
Мур
был мамин сын в хорошем смысле. Он души не чаял в Марине, сопровождал ее всюду,
хотя иногда позволял и резкие высказывания в ее адрес. Кто-то считал, что
Георгий не уважает мать, но Цветаева прощала сыну, говоря, что «Это пройдет.
Он еще молод. У меня это все давно перегорело, прошло…»
Георгий
с матерью приехал в Россию – на неизвестную ему родину лишь затем, чтобы
почти сразу стать свидетелями ареста родных. Через два года мать оставит сына
одного, написав в предсмертной записке: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было
бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше
не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней
минуты и объясни, что попала в тупик».
Самоубийство Цветаевой Мур переживал очень
сильно, даже не присутствовал на похоронах, так как не мог увидеть мать
мертвой. Оставшись сиротой в шестнадцать лет, Георгий попал в интернат, затем
бежал в Среднюю Азию. После возвращения в Москву недолго учился в Литинституте,
а когда началась война, юношу призвали в армию, в штрафбат как сына
репрессированного отца. Эфрон пишет с фронта: «Смерть страшна, безобразна;
опасность - повсюду, но каждый надеется, что его не убьют. Предстоят тяжелые
бои, так как немцы очень зловредны, хитры и упорны. Но я полагаю, что смерть
меня минует, а что ранят, так это очень возможно». Письмо написано за неделю до
смерти. Мур был ранен 7 июля 1944 года и умер в медсанбате.
Слайд 19. Память
Учитель: Судьба
Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:
Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?
Продолжают её жизнь стихи, проза,
продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины
Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и
вдохновением!
В наше
время имя поэтессы очень популярно.
Ученик: 15 Звучит
стихотворение: «Моим стихам, написанным так рано…».
«Моим стихам, написанным так рано…»
Моим
стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся,
как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным
в пыли по магазинам
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Коктебель, 13 мая 1913
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.