Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / История / Методическая разработка урока истории по теме "Государство на берегах Нила" (5 класс)

Методическая разработка урока истории по теме "Государство на берегах Нила" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Предмет: история.


Тема: государство на берегах Нила.


Класс: 5.


Тип урока: открытие нового знания.


Оборудование: карта "Древний Египет".


Цель учеников: уметь характеризовать природно-климатические условия и причины образования государства в Древнем Египте.


Цель учителя: формирование умений учащихся определять и анализировать особенности природно-климатических условий и причины образования государства в Древнем Египте.


Планируемые результаты:

личностные:

1)мотивация к изучению нового материала,

2)осознание важности изучения истории;

метапредметные:

регулятивные:

1)работать по плану,

2)определять и формулировать цель урока,

3)определять степень успешности своей работы;

познавательные:

1)извлекать информацию из различных видов источников,

2)представлять информацию в виде схемы,

3)устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные:

1)оформлять свои мысли в устной и письменной речи,

2)слушать других, пытаться понимать другую точку зрения;

предметные:

1)знать особенности природно-климатических условий Древнего Египта,

2)установить причинно-следственные связи между особенностями природно-климатических условий и процессом образования государства в Древнем Египте,


Технологическая карта урока


ЭЭ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учеников

УУД

1. Мобилизационный

Рассказ-описание иллюстрации "Плитка из камня".(Приложение 1)

"Это фрагмент удивительной истории Древнего Египта, которую мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке."

Рассматривают иллюстрацию, слушают слово учителя.

Стр.36 учебника, иллюстрация " Плитка из камня"

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

личностные:

мотивация к изучению нового материала,


2.Актуализация знаний

"На прошлых уроках мы говорили о первобытных людях и убедились, что наши предки очень быстро совершенствовались. прочитайте статью на стр. 34 учебника и попытайтесь графически отобразить изменения в жизни наших предков."

Выполняют задания на стр.34, составляют схему, представляют результаты работы и сравнивают с эталоном. (Приложение 2).

Стр.34

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

представлять информацию в виде схемы,

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи,


3.Постановка учебной цели

Формулирует проблемный вопрос:"Примерно 5 тыс.лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из них возникло на берегах Нила. Почему первые государства образовались возле великих рек Древнего Востока?"

Выдвигают гипотезы, в том числе об особенностях природы и климата, говорят о том, что надо узнать эти особенности на берегах Нила.


личностные:

мотивация к изучению нового материала

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

регулятивные:

определять и формулировать цель урока,


4.Открытие нового знания

1)Дает задание изучить местоположение и природные условия древнего Египта, составить рассказ с использованием ключевых понятий( речной порог, оазис, рельеф) по плану ( Приложение 3).

2)"Как и когда появилось государство Древний Египет?". Дает задание ученика слушать рассказ учителя и выделить главные мысли, определить значение понятий: фараон, столица.(Приложение 4).

1)Читают текст параграфа, рассматривают историческую карту и иллюстрации в учебнике, составляют и записывают рассказ, представляют результаты работы, исправляют и дополняют друг друга.

2)Слушают рассказ, определяют и записывают главные мысли, представляют результаты работы, исправляют и дополняют друг друга, сверяют записи с образцом(Приложение 5).


Параграф 6, пункт 1,2, атлас карта "Древний Египет"

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

регулятивные:

работать по плану,

определять степень успешности своей работы;


5.Первичное закрепление

"Почему первые государства, в том числе Древний Египет, возникли в долинах крупных рек?"

Отвечают на вопрос, соотносят благоприятные условия для занятия земледелием, необходимость совместно преодолевать трудности с процессом возникновения государства древний Египет.


познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,


6.Котроль

Дает задание в виде тестовых вопросов(Приложение 6). Организует проверку и самопроверку ответов.

Выполняют, проверяют и оценивают свой тест по шаблону (Приложение 7).


регулятивные:

определять степень успешности своей работы;


7.Рефлексия

Организует беседу по вопросам:

1.Что нового узнали на уроке?

2.Где эта информация может пригодиться?

Отвечают на вопросы.


коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

личностные:

осознание важности изучения истории;


8.Подведение итогов

Выставляет оценки за урок, дает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.


Параграф 6, знать смысл понятий: речной порог, оазис, рельеф, фараон, столица.






















Приложения




Приложение 1.

Взгляните на иллюстрацию «Плитка из камня» на с. 36 учебника. Это надгробная плита фараона Нармера(конец 4 тыс до н.э.), которая хранится в Каире. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор- божественный покровитель фараона. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта ( в идее полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя – придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне плиты тот же царь в двойной короне обозревает 10 обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и 4 воина. Несущие штандарты с изображением богов., Внизу царь в образе могучего быка разбивает стену вражеской крепости. Из которой спасается бегством воин.


Приложение 2.

От первобытности к цивилизации

Появление государства

Царь

(власть передается по наследству)

Территория с городами Войско Казна Письменность


Приложение 3.

  1. В какой части света находится государство

  2. Какой рельеф местности

  3. Какая температура воздуха, какие осадки выпадают

  4. Какие растения растут и водятся животные

  5. Какие реки протекают

  6. На сколько плодородная почва


Приложение 4.

Игра «Внимательный слушатель».

Первоначально в Египте было около 40 независимых государств. О главе каждого государства стоял правитель, который имел собственное войско. Правители государств непрерывно воевали друг с другом. Постепенно выделились 2 больших царства: Южное и Северное. Царь Южного Египта носил белую корону, а у царя Северного Египта корона была красного цвета. Обе короны были украшены страусиными перьями и изображениями огнедышащей змеи. Которая, как верили египтяне, сжигает своим огнем врагов царя.

Примерно за 3 тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. Теперь царь объединенной страны носил головной убор, сочетающий в себе две короны. Царя Египта начали называть фараоном. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.

Приложение 5.

1.40 государств вели войны.

2.Выделение Южного и Северного царств.

3.Победа Южного царства и создание единого государства.

4.3000 лет до н.э.

5.Повелитель Египта- фараон.

6.Столица- Мемфис.


Приложение 6.

1.Древний Египет располагался:

А) от 1 порога Нила до 2 порога Нила

Б) от 1 порога Нила до Средиземного моря

В) от 2 порога Нила до Средиземного моря

Г) от 2 порога Нила до дельты


2.Древние египтяне использовали ил после разливов Нила для:

А) выращивания папируса

Б) возделывания полей

В) создания оазисов

Г) строительства пирамид


3.Первой столицей объединенного египетского государства стал город:

А) Асуан

Б) Мемфис

В) Фивы

Г) Ахетанон


4.Правителя всего Египта называли:

А) рельефом

Б) папирусом

В) фараоном

Г) оазисом


5.Древний Египет называли «даром Нила», потому что:

А) по Нилу в Египет приплывали с дарами послы из других стран

Б) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи

В) Древний Египет располагался в долине Нила

Г) Нилом пользовались бесплатно, даром.


Приложение 7

1-2, 2-2, 3-2, 4-3, 5-2






  • История
Описание:

Данная методическая разработка урока соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Она содержит цели деятельности учителя и учеников, технологическую карту урока, приложения с заданиями. Данная разработка содержит все этапы современного урока: мобилизационный, актуализацию знаний, постановки учебной цели, открытия нового знания, закрепления изученного материала, контроль, рефлексию, подведение итогов. Данная разработка рекомендована для 5 классов, занимающихся по учебнику ВигасинаА.А., ГодераГ.И. "Просвещение" 2015 года.

Автор Дашкова Марина Николаевна
Дата добавления 29.12.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 2265
Номер материала MA-063478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: