МБОУ Чембилеевская ООШ
Методическая разработка урока
географии в 8 классе.
По теме «Развитие хозяйства»
Разработка
учителя географии
Шиафетдинова
М.Т.
2018 г.
Тема урока: Развитие хозяйства
Цели: Познакомить с содержанием понятий
«хозяйство», «отрасль», «отраслевой комплекс», «территориальная структура».
Определять и характеризовать экономические ресурсы страны. Сформулировать
представление о секторах хозяйства России. Формировать умения работать со
статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять
логические схемы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: экономическая карта России, текст
учебника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Для успешного развития хозяйства важно
эффективно управлять природно-ресурсным, человеческим и производственным
капиталом.
Вспомните, что относится к
природно-ресурсному капиталу? Что такое человеческий капитал?
III. Изучение нового материала
- Мы приступаем к изучению хозяйства
(экономики) России. Что же такое хозяйство России?
Запись в тетрадь
Экономика-это особая сфера жизни общества,
охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и
потребление созданных в обществе благ. ИЛИ
Хозяйство - это совокупность предприятий и
учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.
Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и
средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего
работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает).
- Главной задачей хозяйства (экономики)
является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими
материальными благами и услугами.
Общество любой страны должно решить 3
проблемы:
а) что производить (пушки или масло);
б) как производить (какие технологии и
ресурсы использовать);
в) для кого они будут предназначены (какой
части населения необходимы и как географически распределены по стране).
Для успешного управления хозяйством нужно
хорошо представлять, чем располагает страна - что есть в избытке, чего не
хватает и как правильно распорядиться имеющимися экономическими
ресурсами.
Работа в группах. Изучить текс учебника на стр. 154 (
3-5мин.)
Выступление учеников
Хозяйство состоит из отраслей. А что такое
отрасль?
Запись в тетрадь
Отрасль - это совокупность предприятий,
производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные
услуги.
Совокупность отраслей составляет экономику
страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль -
автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.)
образуют другую отрасль - медицину (или здравоохранение).
Какие учреждения образуют отрасль
экономики – образование? Ответы учеников
Отрасли, производящие сходную продукцию,
объединяются в отраслевые комплексы (ТЭК, АПК)
Хозяйственные производства и населения
размещены по территории страны неравномерно. Одни территории имеют высокую
концентрацию производства , другие освоены слабо. Промышленные и транспортные
узлы, города, дороги, сельскохозяйственные районы образуют территориальную
структуру.
Назвать факторы, которые влияют на
размещение производств по территории страны (рис 73, на стр. 155). Ответы
учеников.
- Хозяйство часто делят на две сферы:
производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную).
Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага
(машины, мебель, продукты питания и др.). Непроизводственная сфера оказывает
услуги (образовательные - образование, медицинские - медицина, услуги связи и
пр.).
Хозяйство можно представить в виде
следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.
Задания: Назвать и дать краткую характеристику
секторам экономики
Работа в группах
1. Первичный сектор
Первичный сектор экономики составляют
охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и
восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность
2. Вторичный сектор
Вторичный сектор составляют обрабатывающие
отрасли и строительство.
3. Третичный сектор.
Третичный сектор стал преобладающим в
развитых странах. Это сфера непроизводственная - наука, финансовая сфера,
информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор
хозяйства.
4. Четвертичный сектор.
В XX веке начали выделять
четвертичный сектор. Производство и обработка информации.
В России до сих пор преобладающей отраслью
является промышленность, ведущей сферой - производственная. Россия отстает в
развитии экономики технологически, у нас преобладает вторичный сектор
экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.
IV. Закрепление
- В чем особенности структуры экономики
России? (Преобладание промышленности в экономике.)
- Какие отрасли хозяйства являются
ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля,
здравоохранение, образование и др.)
- Назовите секторы хозяйства? (Первичный,
вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)
V. Рефлексия
Что нового вы узнали об экономике страны?
Как и где вам может пригодиться эта
информация?
Всё ли вам было понятно на уроке? Какие
трудности возникли и как вы их решили?
VI. Домашнее задание: пар.38,
задание №5 (стр.157)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.