1.Пояснительная записка
Методическая
разработка представляет собой своеобразную серию уроков, направленных на
ознакомление с театральной деятельностью через организацию совместной
деятельности на занятиях по предмету Лепка, выявление и развитие потенциальных
творческих способностей учащихся.В логично выстроенной структуре прочитывается
содержание разработки, где отражены цели и задачи, формы проведения учебных
занятий, методы обучения, описание материально-технических условий реализации
учебного предмета.
Представлен
учебно-тематический план, включающий в себя задания, составленные исходя из
возрастных возможностей детей. Учебно-тематический план отражает максимальную
учебную нагрузку с указанием времени, отводимого на различные виды и формы
занятий, приведены темы занятий на каждый урок с реализацией поставленных целей
и задач.
Содержание
разработки моделируется на основе разнообразных педагогических подходов.
Предлагаются разные формы проведения занятий, рассчитанных на 4 академических
часа. Содержание построено в единой логике, все уроки дополнены методическими
рекомендациями, где предложены различные способы и методы творческой работы с
детьми.
Есть
приложение в виде иллюстративного методического ряда, показывающего
последовательность выполнения работы над созданием мини-театра с главными
героями сказки «Теремок».
Методическая
разработка по теме: «Театрализованная деятельность», составлена для
обучающихся 1 класса Отделения Общего Эстетического Развития по предмету
«Лепка» и представляет систему уроков по определенной теме.
Актуальность
данной темы в том, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний ребенка,
2
приобщает его к
духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его
сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или
сказка для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную
направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся
образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств
личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку
решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для
детей младшего школьного возраста большое значение имеет коллективное
творчество. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога какой-нибудь
большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда
усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую целостную картину. Поэтому нужно
особое внимание уделять коллективной лепке и совместной деятельности детей в
целом.
Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание
скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют развитию
умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор,
содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Занятия
лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают
организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс
каждым учащимся. Актуальность данной темы заключается в эффективности средств
познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное
изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной
полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности
для эстетического и
3
художественного
воспитания младших школьников, а также для их общего
развития.
Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении
навыками
работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих
видах трудовой деятельности.
Методразработка
направлена на создание условий для выявления и развития потенциальных
творческих способностей учащихся, на формирование основ целостного восприятия
эстетической культуры.
Содержание
моделируется на основе современных педагогических подходов:
· Содержательно-деятельный
подход.
Деятельность
как система учебных действий в предлагаемой разработке
представлена
включением учащихся в активную художественно-творческую деятельность и их
ориентацией на успех.
· Личностно-ориентированный
подход.
Разработка
направлена на индивидуальную траекторию развития личности самоопределению,
воспитанию творчески мобильной личности, готовой к успешной социальной
адаптации в условиях быстро меняющегося мира. Учитывая возраст детей, занятия
по предмету Лепка предполагают использование различных форм проведения занятий:
просмотр тематических фильмов, применение игровых приемов обучения, выполнение
коллективных работ.
Задания
рассчитаны на 4 урока, по два урока в неделю, продолжительность урока 30 минут.
Возраст
детей:1-й класс –7-8 лет
2.Форма проведения учебных занятий
Форма проведения
занятий – групповая от 15 человек.
4
3.Цели и задачи методической разработки
Цели:
·
создание условий для развития творческого
потенциала детей;
·
познакомить детей с театрализованной
деятельностью, через организацию совместной деятельности на занятиях по
предмету «Лепка», используя при этом метод ИКТ и творческую игру.
Задачи:
·
привлекать детей к совместной
театрализованной деятельности;
·
формировать представление о различных
видах театра;
·
помогать робким и застенчивым детям
включаться в
·
совместную деятельность и создавать
коллективную работу. сформировать стойкий интерес к
театрализованной деятельности через организацию лепки главных героев сказки
«Теремок» и создание мини-театра;
·
научить пользоваться различными приемами
при работе с пластилином;
·
развивать у учащихся
объемно-пространственное мышление и чувство формы
·
развивать самостоятельность учащихся и
способность решать творческие задачи;
·
развивать художественный вкус, фантазию,
пространственное воображение;
·
воспитывать интерес к различным видам
искусства и театру в целом, уметь слушать русские народные сказки, уметь
передать настроение и характер сказочного героя в игре.
·
воспитывать внимание, аккуратность,
трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
5
4. Методы обучения
Для
воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе
применяются следующие основные методы:
·
объяснительно-иллюстративные (показ фильма
«Путешествие в театр» , иллюстрации);
·
частично-поисковые (дидактическая игра
«Разрезные картинки»);
·
творческие (творческие игры, участие детей
в конкурсах «Выбираем героя сказки», распределение ролей и демонстрация сказки
перед товарищами);
5.
Содержание серии уроков по лепке
«Театрализованная
деятельность»
Содержание
занятий построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом
особенностей развития их; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся
с понятиями
«театр», «театрализованная деятельность», способами и приемами работы с мягким
материалом (пластилином), а также с различной по фактуре и цвету тканью, практическая
часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом
процессе.
6
Учебно-тематический
план.
Этапы
проведения уроков
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
детей
|
1
урок вводный
|
Определение
темы – обозначение проблемы : вызывать интерес у детей к представленной теме,
составить план действий вместе с детьми, обсудить его, вместе с детьми
занимаемся поиском и сбором информации – рассматриваем картинки и фотографии,
читаем литературу, смотрим фильм.
|
Получить
новые знания о том, что такое театр, театрализованная деятельность,
посмотреть фильм «Путешествие в театр» 1 и 2 часть
|
2
урок подготовительный
|
Распределить
обязанности каждого ученика. Воспитывать у детей
коммуникативные навыки, умение работать в команде, находить компромиссы;
Развивать мелкую моторику, гибкость мышления, умение выполнить образ главного
героя сказки узнаваемым, дополнить его собственными деталями.
|
Перечислить
главных героев сказки «Теремок», рассмотреть иллюстрации разных художников к
сказке. Играем в дидактическую игру разрезные картинки «составь портрет героя
сказки». Слепить своего героя сказки.
|
3
урок готовим декорации
|
Распределение
обязанностей каждого ученика. Воспитывать в
обучающихся уверенность в своих творческих способностях.
|
Смотрим
фильм «Путешествие в театр» 3 и 4 часть, изготавливаем мини-сцену.
Совершенствуем навыки работы с ножницами и клеем.
|
4
урок результат и рефлексия
|
Оформляем
афишу к сказке. Разыгрываем сказку по ролям и демонстрируем ее товарищам.
Обсуждаем, делимся впечатлениями.
|
7
Содержание
занятий
1.1.
Тема: Театральная деятельность.
«Путешествие в театр».
Вводная
беседа о видах искусства – живопись, графика, музыка, танец,
театр. Просмотр
фильма «Путешествие в театр» 1 и 2 части. Рассматривание картинок и иллюстраций
к русской народной сказке «Теремок»
1.2. Тема: Выбери
своего героя сказки.
Каждый
ребенок принимает самостоятельное решение какого героя сказки будет лепить.
Играем в дидактическую игру «Разрезные картинки»
- составь портрет
главного героя сказки «Теремок». Закрепляем способы и приемы лепки при
изготовлении фигурок из пластилина: скатывание шариков, вытягивание,
примазывание. Проводим конкурс «Выбери лучшего героя сказки».
Материал:
пластилин, досточка для лепки, стека.
1.2.
Тема: Театральное оформление сказки
«Теремок».
Закрепление
понятия «театр», «театрализованная деятельность». Просмотр фильма
«Путешествие в театр» 3 и 4 части. Изготавливаем мини-сцену с декорациями из
ткани с различной фактурой и орнаментом. Совершенствуем навыки работы с
ножницами и клеем.
Материал:
ткань хлопковая, цветная, фетр, картон, ножницы, клей.
1.3.
Тема: Демонстрация сказки «Теремок».
Закрепление
знаний и навыков, полученных на предыдущих занятиях. Разыгрываем сказку по ролям
и показываем ее зрителям. Обсуждаем, делимся впечатлениями.
6.Критерии
оценок.
Оценивание
работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая
грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное
использование материалов, оригинальность
8
художественного
образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это
обеспечивает стимул к творческой деятельности и формирует объективную
самооценку учащихся.
«5» (отлично) ставится,
если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности, использовал знакомые ему приемы в лепке.
«4» (хорошо) ставится,
если в изделии из пластилина есть незначительные ошибки в
пропорциях, допущена небрежность;
«3» (удовлетворительно)
ставится, если работа выполнена под
неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося
практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен;
«2»
(неудовлетворительно) ставится, если самостоятельность
обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
9.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Для
развития навыков творческой работы на занятиях по предмету Лепка в методической
разработке предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных
этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные
возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении развитии творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Основной
задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является
формирование у детей умения применять полученные ранее знания. При этом на
этапе освоения нового материала учащимся предлагается
воспользоваться
ранее полученной информацией.
Учащиеся
могут получить разную меру помощи, которую оказывает педагог посредством
инструктажа, технических схем, памяток. Основное время на уроке отводится
практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует
ее продуктивности.
9
10. Список литературы.
·
«Секреты лепки из пластилина» Карленок
И.В.
·
«Уроки лепки из пластилина» Т. Ткаченко,
К. Стародуб.
·
«Пластилиновая книга» О. Кувыкина
·
Русские народные сказки «Терем-теремок»
·
Павлик К.В. Изобразительное искусство в
начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. – М.: Флинта:
Наука, 1999. – 88с.
·
Гончарова О.В. и др.
Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ
Сфера,2010.
·
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
·
Маханева М.Д. Театрализованные
занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
·
Шорыгина Т.А. Беседы о
характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
11.Интернет-ресурсы.
·
https://www.youtube.com/watch?v=kTK_s12otDk
·
https://www.youtube.com/watch?v=uRXBdUtcEGs
·
https://www.youtube.com/watch?v=7lwuFDz-14A
·
https://www.youtube.com/watch?v=dF3zTSXwjTQ
·
Иллюстрации к сказке Е.Рачева https://polny-shkaf.livejournal.com/106065.html
·
Иллюстрации к сказке А. Комарова http://booksillustrators.blogspot.com/2013/01/blog-post.html
·
Открытки Ю.А. Васнецова http://thepostcards.ru/foto-otkrytok/otkrytki-xudozhnika-yuriya-alekseevicha-vasnecova.html
10
Приложение.
Первый этап
создания мини-театра.
Лепим
главных героев сказки «Теремок»
11
Результаты первого
этапа.
Способом
«Голосования» выбрали лучшие поделки для театра.
12
Последовательное
выполнение второго этапа.
13
Наш результат.
Там,
где бойкие кукушки По деревьям прыг до скок, Среди леса на опушке Взял да вырос
теремок
14
Мимо
шла лесная мышка, Мышка – серый армячишко, Увидала теремок – Пропищала – Чей
домок? Раз уж нет тут никого, Я сама займу его.
Бойко
шлепала лягушка, Развесёлая квакушка, Увидала теремок, И спросила – Чей
домок? Здесь живёт лесная мышка, Мышка – серый армячишко. Заходи скорее в
дом: Пообедаем вдвоем! И проквакала лягушка: - Буду я тебе подружкой.
15
По
тропинке мчался зайка, Серый зайка – побегайка, Прыгнул вбок, на травку лёг И…
увидел теремок. - Что за терем? Что за дом? - Есть ли кто то в доме том?
Здесь
живёт лесная мышка, Мышка – серый армячишко. А ещё её подружка, Развесёлая
квакушка. Забегай скорее в дом: Будет легче нам втроём! Заяц ушками повёл,
Прыгнул в дверь – И сел за стол.
16
В
сарафанчике из ситца Через тёмные леса Шла пушистая лисица, Лиса – рыжая краса.
- Это что за терем-дом? - Есть хозяин в доме том?
Здесь
живёт лесная мышка, Мышка – серый армячишко. А ещё её подружка, Развесёлая
квакушка. С ними вместе быстрый зайка, Серый зайка – побегайка. Заходи к нам
поскорей Есть уху из пескарей! - Что ж, - ответила лисица, - Я не прочь тут
поселится.
17
Волк
под дождиком скитался, Он до ниточки промок. Сел под ёлку, отдышался, И… увидел
теремок. - Что за терем? Что за дом? - Есть хозяин в доме том?
Здесь
живёт лесная мышка, Мышка – серый армячишко. А ещё её подружка, Развесёлая
квакушка. С ними вместе быстрый зайка, Серый зайка – побегайка. И пушистая
лиса, Лиса – рыжая краса. Заходи скорее в дом, Будем жить своим трудом. - Что
ж, - ответил грозный волк, - Я в хозяйстве знаю толк!
18
С
балалайкою под мышкой Топал косолапый мишка. - Что за терем? Что за дом? - Кто
хозяин в доме том?
Здесь
живёт лесная мышка, Мышка – серый армячишко. А ещё её подружка, Развесёлая
квакушка. С ними вместе быстрый зайка, Серый зайка – побегайка. И пушистая
лиса, Лиса – рыжая краса. А еще есть грозный волк – Он в хозяйстве знает толк.
Прорычал медведь: - И я С вами буду жить, друзья! Он пролез, как только смог.
И… рассыпал теремок!
Звери
долго не тужили, Терем заново сложили. Терем светлый, как дворец. Вот и
сказочки КОНЕЦ!
19
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.