Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Методическая разработка «Раскрытие красоты и уникальной ценности природы - источник духовного взросления ребенка»

Методическая разработка «Раскрытие красоты и уникальной ценности природы - источник духовного взросления ребенка»

«Раскрытие красоты и уникальной ценности природы - источник духовного взросления ребенка»

hello_html_m2f5306ec.png

«Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»- так писал более 100 лет тому назад Л.Н.Толстой.












В системе духовного воспитания природа всегда занимала почетное место. Тем не менее, вопрос о природе в сфере духовного воспитания и о духовном воспитании в сфере природы не только не утратил своей актуальности, но и ныне предстал в совершенно особой значимости.


Развитие гуманистических начал личности, позволяющих человеку противостоять нерадивому отношению к природе, разрушающим силам зла и насилия, культуры, защищающей душу человека от вторжения в нее равнодушия - одна из основных целей педагогического проекта «Школа Л.Н.Толстого». Идея сохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением таких аспектов, как формирование основ эстетической, нравственной и познавательной ценности природы, с обогащением их общечеловеческими и традиционными ценностями, сложившимися в культуре русского народа.


Особое внимание в работе педагогов толстовских школ занимает духовно-воспитательный аспект взаимоотношений человека и природы. Духовное взросление неразрывно связано с раскрытием красоты и уникальной ценности природы.


Постижение природы – это глубоко творческий ,точнее сотворческий и личностный процесс, а не простое усвоение объективной информации и оценок. Это понимание природы сердцем, восприятие природы как открытие ее через чувственно-эстетические облики. Чувства, которые вызывает природа, отношение к ней ребенка - основа приобретения личностного опыта и основа самосозидания. Истинное познание природы невозможно без её философского осмысления.

Поэтому, мы, педагоги, стараемся чтобы на уроках было те только изучение природы, но и размышление о ней, небольшие философские обобщения, доступные детям.

Удивление – начало философского постижения действительности.

Учить удивляться миру – один из путей воспитания доброго человека, прививка детским душам чувства действительной любви к природе. Открывая для себя этот удивительный мир, ребенок меняет отношение к окружающей его природе: незнание, а часто пренебрежение, перерастает в знание и уважение.


В научно-исследовательской лаборатории: «Школа Л.Н.Толстого» была разработана серия духовно-нравственных и познавательно-эстетических задач (заданий) и упражнений, которые побуждают учеников воспринимать, осмыслить, оценивать познавательный объект с точки зрения его красоты и выразительности., позволяют организовать его конкретную содержательную деятельность при общении с природой, предусматривающее распознание наблюдение природных объектов и явлений, выявления их универсальной ценности в жизни природы и человека.

Целью этих задач является не только формирование навыков наблюдения за «эстетическими проявлениями» окружающей природы, но и осознание, переживание и накопления эмоционально-эстетичеких впечатлений, что является важнейшей предпосылкой для понимания природы как ценности духовной.

Природа наделяет каждого способностью видеть красоту, которая, как и всякая другая, нуждается в развитии. Как показывает практика учителей, уровень представлений детей об эстетических проявлений объектов и явлений весьма низок. Многие школьники не воспринимают такие эстетические признаки природы, как формы, линии, звуки, ароматы, движения. В соответствии с эстетическими значимыми признаками и сторонами природных объектов и явлений на занятиях проводятся различные наблюдения, направленные на восприятие формы, и величины предметов, их контуров, выявление в них многообразия, симметрии, причудливости, изящества.

К одному виду наблюдений относится на восприятие многоцветия красок, тонкости оттенков. Например, яркости золотой окраски лиственницы, изумрудной зелени ели и пихты, бордово-красного полыхания осины, рябины.hello_html_m6e56d74e.png

Особой группы стоят наблюдения за звуками звеняще-прозрачной музыки золотой осени или печально-прощальной мелодии дождливой поздней осенней поры, шума ветра в лесу, в поле, шелеста травы, шуршания листьев под ногами, скрипка деревьев, голосов птиц, которые учат младших школьников воспринимать все многообразие звуковой палитры.

Еще одна группа - наблюдения за ароматами и запахами осени, зимы, весны, лета. Этому посвящены следующие темы: «Звуки и запахи цветущего сада», «Опусти нос в душистую сирень», «Запахи лета» Главная цель этих заданий прекрасно выражена в строках Н. Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»
Важно, чтобы многостороннее раскрытие перед детьми явлений и красоты природы помогло им «раскрыться» самим, их внутреннему миру, нашло бы эмоциональный отклик, дало толчок их чувствам, воображению, мыслям, способствовало их творческому развитию, самовыражению.
hello_html_2e04ae4a.png

Для этого предлагаются вопросы и задания, в основе которых – открытие природы через чувственно-эстетические облики, постижение своеобразия её бытия через собственные ощущения, восприятия, представление, настроение, переживание, размышления, помогающие ребенку открывать не только окружающий мир, но и самого себя, пробуждать чувства, развивающие тонкость видения, чуткость, впечатлительность души.


Условно эти вопросы и задания можно объединить в одну группу: «Природа глазами души». Утверждению светлого мироощущения, мирочувствования, миросозерцания помогут на наш взгляд вот эти вопросы и задания: Какие чувства, мысли ,воспоминания вызывает у вас первый снег ? Любите ли вы снегопад ? Почему ? Любите ли вы быть в лесу ? Чем отличаются ваши «лесные мысли» от тех ,что приходят к вам дома ? Чем лес является для вас ? Что он рождает в вашей душе? Напишите небольшое сочинение на эту тему ? Какие описания леса вам нравятся больше всего и почему ? Напишите стихотворение или сочинение о своем любимом дереве, передав свое отношение к нему.

У Ф. Тютчева есть такие строки :

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом,

Поют деревья……

Когда поют деревья ? Удавалось ли вам видеть прекрасные моменты в природе ? Как вы думаете, как природа говорит с нами ?

Любите ли вы быть наедине с природой ? Что вы можете сказать о своей душе, переживаниях, думах, когда бываете наедине с природой ? Что вас радует,а что печалит в природе ? и т.д.

Размышления над этими вопросами, обосновывая свои ответы, ученики, по сути, раскрывают и развивают свой внутренний мир.

Задания способствуют развитию у детей умения наблюдать за своими собственными чувствами, прислушиваться к себе, осознавать свое собственное отношение к явлениям окружающего мира. А это проникновение ребенка в свой внутренний мир, осознание своих чувств, умение выразить их словом, что является важным шагом в самопознании.

Без труда нет добра. Вряд ли чего добились только словами, но и трудом. Курс «Природа и труд» позволяет организовать трудовую деятельность в единстве с природой, создает основу для приобщения к культуре сельскохозяйственного труда.hello_html_m7c72dbbb.png

Важнейшая особенность курса - направленность многих занятий на конкретную практическую деятельность ребенка по защите, охране, сбережению природы, уходу за растениями, заботе о животных.

hello_html_79c2cbc2.png

Начальные трудовые шаги могут быть очень простыми. «Подари жизнь цветку»- так называется урок, на котором первокласснику предстоит вырастить свой цветок. Но главное в этом уроке не только научить ребенка вырастить цветок, а в том, чтобы его цветок подарил радость другому человеку или украсил клумбу возле школы. Для этого труда не надо значительных физических сил, но он требует большого напряжения сил духовных, а какую радость приносит деревце яблони или куст смородины, другие растения, выращенные своими руками, что особенно важно для детей, для их духовного роста.

hello_html_2e2cab4d.png

Тема «Почва» занимает одно из ведущих мест в программе, являясь центром интеграции двух предметов: природоведения и с/х труда. И это вполне закономерно: почва - тот узел, в котором слились сложные, порой противоречивые взаимоотношения человека с биосферой. Почитание родной земли - еще одна фундаментальная духовно- нравственная ценность русского народа.

Именно в процессе с/х, опытнического труда учащиеся постигают не только умом, но и сердцем, что почва –это не просто верхний слой земли, а особая разновидность среды жизни, что земля не мертвая, а родящая, что с ней надо обращаться осторожно и по-доброму.hello_html_m42f9aca1.png

Все это очень важно для понимания ребенком величайшей ценности земли, как хранительницы красоты земной, незримо участвующей в создании духовной жизни человека.

За годы обучения в школе дети прочитают большую увлекательную книгу о жизни почвы, многое узнают о живой и доброй земле, о ее происхождении, о ее чудесной силе, о видах почв, о выращивании растений с учетом особенностей почв.

Вот некоторые темы уроков в начальной школе: «О земле живой и доброй», «чудесные колючки», «чтоб земли не изнурить», «Лекари земли», «Желаю добра себе и полю», «Мы не обидим тебя, земля». hello_html_660af003.pnghello_html_m3cf9616c.png

В процессе систематизированного обучения у детей формируются конкретные представления о составе почвы, ее важнейшем свойстве- плодородии, о его сохранении и повышении, о причинах разрушения и охраны почв.

Своеобразной энциклопедией народных знаний, народной эстетики, замечательным творением народного искусства, полного поэтической прелести и непроходящей мудрости является русский земледельческий календарь - один из важных компонентов содержания программы курса «Природа и труд».hello_html_7c19863b.png


С ним связаны многие темы курса, посвящены отдельные уроки, например «15 мая-Соловьиный праздник на Руси», «Синичкин день», «Не бывать весне на святой Руси без Егория», «Декабрь-солнцеворот», «Апрель - снегогон, зажги снега, заиграй овражки» и др.

В календаре природы каждый день особый, со своим богатым или скромным содержанием, со своим смыслом и предназначением. На каждом уроке в рубрике: «Чем примечателен день?» дети обращаются к народному календарю, узнавая какие приметы, пословицы, поговорки,C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\скачанные файлы.jpg

загадки, обряды, обычаи связаны с этим днем. Регулярное в течение года обращение к материалам календаря поможет доказать, что метеорологические миниатюры- не только энциклопедия народного естествознания, систематизирующая результаты вековых наблюдений наших предков над жизнью природы, но и замечательное творение народного поэтического искусства, превосходно отражающее особенности национальной психологии и мировосприятия, свидетельствующее о том, что русский крестьянин не только знал и любил природу, но и глубоко понимал ее. И вот эту духовную энергию, заложенную в произведениях народного творчества, усваивают дети.

Важность и актуальность прикосновения к одной из граней великой мудрости выразил Кайгородов в напутственном слове к сборнику «Времена года в народных пословицах, поговорках и приметах»: «…образный, краткий и чудный язык народных поговорок научит вас, читатель, владеть полнее и искуснее русским словом, русскою речью, а знакомство с народными приметами разовьет наблюдательность и любовь к родной нашей русской природе.


Программа предусматривает знакомство с русской народной культурой здоровья и выживания, создавшей универсальные формы и методы сохранения физического и духовного здоровья.

Таким образом, к каждому уроку все упражнения разработаны и подобраны комплексно, благодаря разработанным методическим пособиям для учителей учащиеся лабораторией школы Л.Н. Толстого выводят учеников на уровень философского осмысления природы, понимая ее роли в духовном мире человека, его духовном росте, что в свою очередь создает условия для проявления и развития эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения не только к природе, и знаниям о ней, но и к себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Такое отношение позволяет осознать, оценить и усовершенствовать себя и окружающий мир, пробудить духовное начало в подрастающем человеке.

  • Начальные классы
Описание:

В системе духовного воспитания природа всегда занимала почетное место. Тем не менее, вопрос о природе в сфере духовного воспитания и о духовном воспитании в сфере природы не тольконе утратил своей актуальности, но и ныне предстал в совершенно особой значимости.

Развитие гуманистических начал личности, позволяющих человеку противостоять нерадивому отношению к природе, разрушающим силам зла и насилия, культуры, защищающей душу человека от вторжения в нее равнодушия - одна из основных целей педагогического проекта «Школа Л.Н.Толстого». Идеясохранения и сбережения разнообразия природы связана с усилением таких аспектов, как формирование основ эстетической, нравственнойи познавательной ценности природы, с обогащением их общечеловеческими и традиционными ценностями, сложившимися в культуре русского народа.

Особое внимание в работе педагогов толстовских школ занимает духовно-воспитательный аспект взаимоотношений человека и природы. Духовное взросление неразрывно связано с раскрытием красоты и уникальной ценности природы.

В научно-исследовательской лаборатории: «Школа Л.Н.Толстого» была разработана серия духовно-нравственныхи познавательно-эстетических задач (заданий) и упражнений, которые побуждают учеников воспринимать, осмыслить, оценивать познавательный объект с точки зрения его красоты и выразительности., позволяют организовать его конкретную содержательную деятельность при общении с природой, предусматривающее распознание наблюдение природных объектов и явлений, выявления их универсальной ценности в жизни природы и человека.

Целью этих задач является не только формирование навыков наблюдения за «эстетическими проявлениями» окружающей природы, но и осознание, переживание и накопления эмоционально-эстетичеких впечатлений, что является важнейшей предпосылкой для понимания природы как ценности духовной.

Скачать материал
Автор Фандеева Ольга Анатольевна
Дата добавления 02.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Тесты
Просмотров 961
Номер материала MA-061862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы