п. Красный колос
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
Красноколоссовская
основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
по теме
«Лечебная физическая культура
при заболеваниях опорно-
двигательного аппарата
у детей школьного возраста»
разработал: Комиссаров Валерий Геннадьевич
ВВЕДЕНИЕ
Лечебная физическая культура изучает средства физической
культуры, используемые с лечебной целью, для лечения заболеваний и повреждений
организма человека и реабилитации больного. Детская лечебная физкультура
отличается от других видов лечения не только физиологическим характером
применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и
естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической
работе методов лечебной педагогики и психологии.
ЛФК направлено на значительное повышение качества
физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в
состоянии здоровья. К специальным медицинским группам относятся школьники со значительными
отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не
мешающими выполнению обычного учебного процесса в школе, но являющимися
противопоказаниями для занятий по школьной программе физического воспитания.
Ослабленность организма у некоторого
контингента учащихся в период возрастного развития усугубляется недостатком
организованной повседневной двигательной активности. Дефицит мышечной
деятельности особенно касается тех школьников, которые в связи с наличием
отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии не могут выполнять
программных требований, утверждённых для основного контингента учащихся.
Недостаток мышечной работы (гипокинезия) снижает устойчивость и
приспособляемость физиологических систем, ответственных за энергообеспечение и
пластические процессы в период роста и формирования организма. Это объясняется
ослаблением регулирующего влияния, оказывающего нормальные функциональные
нагрузки на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную систему, а также на
все виды обмена веществ.
В своей работе « Лечебная физическая культура
при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста» я
больше уделяю проблеме сколиоза у детей, его профилактике.
Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Возникает в детском и
подростковом возрасте .
К сожалению, сколиоз, как утверждают специалисты, встречается довольно часто,
причем как у взрослых людей, так и у детей. Он ведет к нарушению формы грудной
клетки, а также к изменению функций внутренних органов (сердца, легких)
При лечении сколиоза рекомендовано использование лечебной физической культуры
(ЛФК).
ЛФК совершенствует физическое развитие ребенка, улучшает осанку и укрепляет
мышцы туловища, а при сколиозе I степени и вовсе может устранить заболевание.
В своей работе мне бы хотелось подробнее
рассмотреть, какие цели и задачи ставит перед собой ЛФК, какие есть
противопоказания при ее использовании, примеры упражнений при лечении сколиоза
и некоторые другие вопросы.
ЛФК оказывает общеукрепляющее действие на весь организм, улучшает трофику
костно-мышечного аппарата, повышает силовую выносливость мышц спины, что
позволяет выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий
позвоночный столб, и тем самым создать необходимую компенсацию. систематические
занятия лечебной гимнастикой, улучшает осанку, деятельность внутренних органов,
в частности сердечной деятельность и увеличивают ЖЕЛ (жизненная емкость
легких).
ЛФК являются обязательными элементами в комплексном консервативном и
оперативном лечении.
В своей работе мне бы хотелось подробнее рассмотреть, какие цели и задачи
ставит перед собой ЛФК , примеры упражнений при лечении сколиоза и некоторые
другие вопросы.
ХАРАКТЕРИСТИКА СКОЛИОЗА
ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба,
характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и
скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси (торзия).Сколиоз ведет к
нарушению формы грудной клетки, а также к изменению функций внутренних органов
(сердца, легких).Поэтому принято называть весь комплекс изменений, наблюдаемых
при сколиозе, сколиотической болезнью.
Боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости - сколиоз. По мере
его увеличения возникают его искривления сзади в сагиттальной плоскости –
кифоз, и торсия вокруг продольной оси – торсионный кифосколиоз. Кифосколиоз
приводит к изменению формы грудной клетки, нарушению нормального расположения
органов и к тяжелым функциональным нарушениям, в первую очередь
сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Различают сколиозы по их локализации: шейный, шейно-грудной,
грудопоясничный, поясничный, пояснично-крестцовый и тотальный, охватывающий
весь позвоночник. Искривление может иметь одну дугу (C-образный сколиоз), две
дуги (S-образный) и более (несколько вершин). Сколиоз обязательно
сопровождается поворотом тела позвонка в выпуклую сторону, что приводит к
появлению мышечного валика в поясничном отделе и реберного горба в грудном
отделе.
Различают три степени искривления позвоночника.
I степень характеризуется незначительным искривлением позвоночника и
небольшим скручиванием позвонков (выявляются только при рентгеновских снимках).
При напряжении мышц спины в положении лежа или в висе эти искривления исчезают.
При осмотре заметен разный уровень плеч и лопаток, треугольники талии не
симметричны.
II степень характеризуется выраженными искривлениями позвоночника,
скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, вызывающее появление реберного
горба. Напряжение мышц не исправляет искривление.
При III степени искривление позвоночника и реберный горб резко выражены.
Сколиозы также могут быть врожденные (возникают при пороках внутриутробного
развития позвоночника)или развиваются вследствие заболеваний (паралич, рахит и
др.). Причиной сколиоза может быть разная длина ног (в результате травмы или
заболевания конечности) в ряде случаев причину установить не удается.
Сколиоз-это заболевание, развивающееся с раннего детства. Его причинами могут
быть: врожденные нарушения обмена соединительной ткани, которые ведут к
ослаблению соединительно тканных образований и развитию костных дисплазий
(неправильное развитие костных тканей); некоторые заболевания(паралич, рахит);
неодинаковая длина ног и др.
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА
Позвоночный столб (позвоночник) человека представляет собой длинный изогнутый
столб состоящий из ряда лежащих один на другом позвонков. Наиболее типично
следующее их количество: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4
копчиковых. У новорожденного ребенка число отдельных позвонков 33 или 34. У
взрослого человека позвонки нижнего отдела срастаются, образуя крестец и
копчик. Позвонки разных отделов отличатся по форме и величине.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную и опорную
функцию для спинного мозга и выходящих из позвоночного канала позвонков
спинно-мозговых нервов. Верхний конец позвоночника поддерживает голову.
Позвоночник выдерживает значительную часть тяжести тела человека. прочность и
легкость конструкции обеспечивается наличием губчатого вещества. Прочность
позвоночного и гибкость столба, как единого целого, зависит и от мощного
связочного аппарата позвоночника.
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ СКОЛИОЗЕ
Лечебная физкультура— самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод
лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения,
реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное
отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет
воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений,
прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами
природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины,
биологии, физической культуры.
ЛФК и массаж являются обязательными элементами в комплексном
консервативном и оперативном лечении.
Задачи - ЛФК
- создать условия для восстановления
нормального положения тела, укрепить мышцы туловища, увеличить их силу;
- в ранних стадиях стремиться к исправлению
дефекта, в поздних — не допускать усугубления процесса;
- обучать правильной осанке, способствовать
нормализации
функций дыхательной и сердечнососудистой системы,
воздействовать общеукрепляющее.
При сколиозе I степени ЛФК позволяет устранить искривление, при сколиозе II
степени уменьшает искривление и останавливает его дальнейшее развитие; при
сколиозе III степени укрепляет мышцы и оказывает общетонизирующее действие на
организм.
При сколиозе I степени применяют симметричные, общеукрепляющие специальные упражнения
для укрепления мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, корригирующие
упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на развитие координации,
выработку правильной осанки. Используют ходьбу, упражнения в ИП лежа на спине,
животе, стоя, включая упражнения с мячом, медицинболами. При слабом мышечном
корсете занятия проводятся только в положении лежа.
При сколиозе П.степени добавляют при ходьбе динамические дыхательные
упражнения, включают асимметричные упражнения, упражнения с отягощением
гантелями, булавами; упражнения на равновесие. ИП — стоя, лежа на спине,
животе, боку. Больше времени отводят на корригирующие упражнения
(противовыгибание, деторсионные упражнения) . Последние при наличии торсии.
При III степени сколиоза 65-70 % времени занятия проводятся в положении
разгрузки позвоночника (лежа). Используют наряду с общеукрепляющими и
дыхательными упражнениями специальные корригирующие, деторсионные.
УПРАЖНЕНИЯ
Для укрепления мышц туловища применяются следующие упражнения:
- в исходном положении (ИП) лежа на животе:
1.
руки к плечам, поднимание головы и верхней части
туловища (не прогибаясь в пояснице);
2.
руки в верх и то же движение;
3.
ноги назад поочередно (немного прогибаясь в
пояснице), то же самое двумя ногами;
4.
движения руками как при плавании брасом;
5.
руки за голову; пригибание в грудной части,
удерживание этого положения;
6.
«Рыбка»
- в исходном положении (ИП) лежа на спине:
1.
поднимание согнутых ног поочередно, затем
одновременно;
2. поднимание прямых ног поочередно, затем одновременно;
3.
переход в положение сидя с различным И.П. для
рук.(под поясницу, вдоль туловища, на пояс, к плечам, за голову, вверх).
В дальнейшем по мере укрепления мышц туловища, широко применяется ИП стоя для
выработки навыков правильной осанки.
Из общеразвивающих упражнений чаще других применяю физические упражнения на координацию
движения и равновесие, для укрепления мышц грудной клетки, а также самые
разнообразные гимнастические упражнения (лечебная гимнастика).
Рекомендации
1. На протяжении нескольких лет я использую для профилактики и лечения сколиоза
«фитбол» - выполнение упражнений на больших мячах. Эти занятия очень нравятся
детям и способствуют укреплению мышечного тонуса, развитие гибкости в
позвоночном столбе. (прилагается видеоматериал)
2. Считаю, что для укрепления в целом
организма, а также опорно-двигательного аппарата способствуют различные
дыхательные методики, в частности, применяемая мной дыхательная методика «По
Стрельниковой».
Данная методика может быть использована и на
уроках физической культуры в основных группах.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся
ежедневно по 45 мин. Подбор гимнастических упражнений для каждого больного
индивидуален, в зависимости от особенностей болезни, типа и степени сколиоза.
Детям, страдающим сколиозом, показан лечебный массаж, который усиливает
лечебный эффект физических упражнений.
Поскольку дети, больные сколиозом, нередко страдают плоскостопием, в комплекс
ЛГ необходимо включать специальные упражнения для укрепления мышц голени и
стопы.
В комплекс лечебных средств входят физические упражнения, лечение положение ,
ортопедическая помощь и массаж. Занятия ЛФК должны быть постоянными,
систематическими, иначе они не принесут желаемого результата.
Ограничения и противопоказания ЛФК
При сколиозе не рекомендуется, упражнения при которых длительные задержки
дыхания, большое статическое напряжение, натруживание, а также прыжки, бег,
вытяжение, отягощение, т.к. это все может способствовать прогрессированию
заболевания.
При II степени сколиоза занятия ЛГ проводятся только в специальных кабинетах.
Специализированная и квалифицированная помощь детям может быть оказана в стенах
специально созданных школ интернатов.
При III степени лечение проводиться в стационарах.
Заключение
В своей работе я постарался раскрыть проблему заболевания опорно-двигательного
аппарата детей, в частности - сколиоз.
Для этого я использовал работы следующих авторов: Н.А. Белой, В.И. Дубровского,
М. Р. Сапина, книги под редакцией А.Г. Дембо, и под редакцией С. Н. Попова.
В результате многолетней работы я пришёл к выводу, что ЛФК имеет огромное
значение при лечении сколиоза. Она может устранить искривление, уменьшить
искривление и останавливать его дальнейшее развитие; укрепить мышцы и оказать
общетонизирующее действие на организм. (эффективность ЛФК зависит от
особенностей болезни, типа и степени сколиоза.)
ЛФК должна проводиться специалистами, с учетом специфики заболевания, состояния
организма и других особенностей и при строгом соблюдении всех правил и
ограничений. ЛФК применяется в соответствии с задачами лечения. (Воспитание
правильной осанки, улучшение общего состояния, создание естественного мышечного
корсета и т.д.).
Занятия ЛФК должны быть постоянными, систематическими, иначе они не принесут
желаемого результата.
ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими
упражнениями и в этом смысле имеет воспитательное значение; развивает силу,
выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания
организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных
научных данных в области медицины, биологии, физической культуры. Во многом
результативность ЛФК зависит от самого человека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.